Смерть 81-летней блокадницы, якобы пойманной на воровстве сливочного масла в «Магните», вызвала небывалую реакцию в российском обществе. Владелец же торговой сети миллиардер Сергей Галицкий поддержал работников, заявив, что они действовали в рамках закона. «А как бы вы поступили на месте одного из самых богатых людей?» — спросил «БИЗНЕС Online» своих экспертов.
В кронштадтском магазине «Магнит» за кражу сливочного масла задержали 81-летнюю женщину, пережившую блокаду (фото: metronews.ru) |
Асфан Галявов — генеральный директор МУП «Метроэлектротранс»:
— Этой женщине не нанесли никаких физических увечий, не ударили, не терроризировали. Ее задержали с краденым товаром, и я не считаю, что сотрудники «Магнита» в чем-то виноваты. Мне кажется, что ее кончина — это дело случая, совпадение. Повторюсь, никаких насильственных мер по отношению к ней предпринято не было, ее задержали за то, что она украла товар. Поэтому никакой реакции у меня этот случай не вызвал, ни упреков в адрес сотрудников магазина, ни жалости к этой женщине. Скорее всего, владелец сети «Магнит» и знать не знал, что какая-то бабушка украла масло. И охрана в этой ситуации действовала правильно. Они обнаружили кражу, так почему этого человека нельзя было передать в руки правосудия? А тому, что она не выдержала этого, могут быть совершенно другие причины.
Если мне охрана позвонит и скажет, что поймали вора, я, конечно, отдам распоряжение отдать его полиции. Я же не знаю, что она участницы войны, ветеран. И почему, собственно, я должен в этом разбираться? Раз украл, так отвечай за свои поступки. То, что ты ветеран, не дает право красть. Повторюсь, я вины администрации в этой истории не вижу. Я когда прочитал об этом первый раз, удивился, почему «Магнит» вообще извиняется за свои действия. Теперь что, всем ветеранам можно красть? Я, наоборот, на стороне магазина и Галицкого.
Михаил Делягин — директор Института проблем глобализации (Москва):
— У меня это вызвало ужас и отвращение, потому что я сначала, как и все, думал, что человека довели до того, что она пыталась украсть масло. Тогда в этой трагедии виноваты не только сотрудники магазина, но и российское государство, которое довело блокадников до такой нищеты. Потом выяснилось, что она просто хотела это масло оплатить, но на нее напали сотрудники «Магнита». Галицкий должен был как минимум провести тщательное расследование и с «волчьим билетом» уволить всех виновных, начиная с директора этого магазина, который отвечает за своих подчиненных. Директор магазина, которая установила такие нормы поведения, работать вообще не имеет права.
Галицкий, на мой взгляд, должен был по своей инициативе передать все собранные в ходе внутреннего расследования материалы в следственные органы, не важно, попросят те или нет. Я могу сказать от себя, что несколько раз всего ходил в «Магнит», я живу в Москве, и около меня их тут нет. Но я точно скажу, что если я даже буду умирать с голоду, то я еще очень подумаю, чтобы зайти в этот магазин, потому что для меня теперь магазин «Магнит» — зона опасности, где на меня могут просто напасть. Я напоминаю, что милиционеры не хотели ввязываться в скандал, потому что они понимали, что если бабушка украла, то что ж, ее преследовать теперь за то, что она бедная? В данном случае они вели себя как люди, как милиция, а не как полицейские. Галицкий, естественно, не может возбуждать уголовные дела, но все к этому причастному должны быть уволены с «волчьим билетом», чтобы никогда больше не нашли в этой стране никакой работы. Поскольку он этого не сделал, ограничился какими-то заявлениями, значит в «Магните» это если не нормально, но почти нормально.
Вячеслав Долгополов — генеральный директор ООО «Информационные системы» («БИМ-радио»):
— В последнее время центральные СМИ упрекали торговые сети за неадекватное повышение цен, сопровождавшееся организацией паники в соцсетях для увеличения продаж. Инфоповод с бабушкой и маслом — сигнал недобросовестным сетям, и, думаю, далеко не последний, будут еще, причем самые разнообразные. Что касается этической стоны вопроса конкретно этой истории, я считаю, правоохранители должны были защитить права гражданки на месте. Вполне достаточно было бы оплаты на месте за товар. Просто, как всегда, в дело вмешалась алчность: по телевизору сказали, что за пойманного воришку продавцу положен месячный оклад. Видимо, по этой причине старушка и оказалась в отделе.
Очевидно, что продавец, который обратился в полицию из-за пачки масла, не совсем адекватен и недостаточно профессионально подготовлен, так как не соотнес степень ущерба и тяжесть противоправного поступка. К сожалению, в таких случаях все зависит от уровня культуры каждого конкретного человека. Я думаю, что такой сотрудник сможет пойти на серьезный проступок или даже преступление против компании или руководства, если ему кто-то заплатит извне. Опасно таких принимать на работу. Сергею Галицкому в этой ситуации следовало публично извиниться и провести благотворительную акцию для всех ветеранов-блокадников — это было бы полезно и для общества, и для всей сети в плане укрепления бренда на рынке, тем более что акции «Магнита» торгуются в открытой продаже.
Понятно, что кризис — время непростое, приходится экономить, в том числе оптимизировать штат. Но если мы и идем на такие меры, то строго в соответствии с Трудовым кодексом. А он, как известно, достаточно серьезно защищает именно сотрудника, хотя для малых предприятий выполнить эти условия достаточно сложно.
Эдуард Юнусов — генеральный директор ООО «ТД «Челны-хлеб»:
— Несчастье, конечно, не может вызвать каких-то положительных эмоций у нормальных людей. Однако я не знаю всей произошедшей картины, возможно, эту ситуацию вообще раздули специально, поэтому однозначные выводы, к сожалению, сделать не могу. Статистика такова, что может случиться всякое — на складе приключилось какое-то несчастье, упала коробка, может, при перевозке продукции магазина случилась авария и так далее. Такие случаи притупляют, поэтому сотрудники могли так грубо отреагировать на эту ситуацию. Хотя, бесспорно, это очень плохо.
Если же себя поставить на это место, если бы такой случай произошел с нашей сетью и у нас что-то украли, я бы этот товар не подарил. Надо понимать, в день в магазин заходят сотни, тысячи покупателей, и мне ежедневно приходит сводка, и каждый день что-нибудь крадут. Крадут и крадут. Иногда люди совершают такие кражи, что мораль просто стирается. Если вспомнить историю, были периоды, когда за кражу вообще отрубали руку. Так что мораль тут проста — не надо воровать. Ну, а вор должен сидеть в тюрьме.
Леонид Барышев — генеральный директор ЗАО «Эссен Продакшн АГ»:
— Один из худших способов работы — это полностью соблюдать должностные инструкции. В данном случае руководство магазина, видимо, слишком рьяно их выполнило и не проявило ни грамма гибкости. И чем крупнее сеть, тем большим количеством инструкций обкладывают руководители сотрудников, а они, в свою очередь, вероятно, боятся их нарушить, поэтому могут происходить такие случаи.
Я считаю, что должно было пройти какое-то внутреннее расследование с просмотром видеозаписей, с объяснениями всех сотрудников, которые в этот момент находились в магазине. Нужно было понять, насколько ситуация могла быть спровоцирована самими работниками «Магнита». И, естественно, если в этом есть вина сотрудника, уволить его. Я бы поступил именно так. Не сделаю открытия, если скажу, что очень часто сотрудники магазина сами провоцируют своих покупателей на конфликтные ситуации. И простая забывчивость клиента может обойтись очень дорого, вплоть до того, что его могут обвинить умышленном в воровстве, грабеже. А ведь в таком возрасте люди забывчивы, может, она просто забыла положить продукт на ленту для оплаты. Так что провокация со стороны сотрудников могла иметь место.
Дмитрий Калачев — директор сети магазинов «Впрок» (Набережные Челны):
— Насчет Галицкого, думаю, его пиарщики подсказали ему, что надо было делать и говорить. А в этой ситуации он должен говорить не то, что он думает или чувствует, а то, что не скажется худшим образом на имидже компании. Конечно, в таких случаях, когда дело приобретает широкий общественный резонанс, нужно просто выйти и покаяться, организовать похороны, выплатить компенсацию, выразить соболезнование родственникам. Любые другие действия будут негативно расценены, даже если он будет тысячу раз прав.
Вопросы бизнеса и морали должны сочетаться, вне всяких сомнений. Просто нужно понимать, что воровать тоже аморально — об этой стороне вопроса как-то совсем никто не вспоминает. Мораль сейчас переворачивается с ног на голову. И человек, который защищает свое имущество, вдруг называется аморальным. Нет никакого аморального поведения со стороны «Магнита». Они не учли какие-то особенности психологического восприятия пожилого человека — да, согласен, но эти случаи настолько редки.
Я еще слышал подспудную версию, что якобы сотрудники магазина сами спровоцировали ее на кражу, специально не проверили содержимое корзинки и специально деньги не брали. Якобы в «Магните» существует премия за поимку воров. Я не могу оценить достоверность этой информации. Но могу сказать точно, что все воры, которых ловят в магазинах, предлагают оплатить товар. Это классический случай. Именно поэтому в инструкции и написано, что сотрудник торговой точки в таком случае не должен брать деньги. Именно с точки зрения безопасности это неправильно — взять деньги у вора и отпустить его. Но это дело имеет такой общественный резонанс, что, думаю, ни прокуратура, ни другие официальные источники не признают, что бабушка была воровкой, даже если это было так. Тем более блокадница — это все-таки символ, который не позволит нам эту ситуацию оценивать объективно. Я вот слышал и версию, что эту бабушку неоднократно ловили на краже и отпускали, именно потому что проявляли сочувствие.
Допускаю, что сотрудницы магазина могли словом как-то оскорбить женщину, но ведь никто ее жестко не ломал, не бил, рук не выкручивал. И вообще, продавцы, кассиры не должны разбираться — украл человек или не украл, был умысел или не было, специально или не специально. Это не их работа.
Артур Уразманов — генеральный директор аптечной сети «36,6»:
— Самые печальные эмоции вызывает этот случай. К великому сожалению, в продуктовом ретейле нет этического механизма. Не могут они этично работать с людьми. Особенно «Магнит» и «Пятерочка», где качество обслуживания оставляет желать лучшего. Нужно вливать деньги в персонал, обучать его, а не набирать непонятных хамоватых людей. Ведь не вкладываются никакие средства в работников, абсолютно никакие. Ну, а вопрос бизнеса и морали вообще очень щекотливая тема. Говорить на эту тему однозначно сложно.
Артур Абдульзянов — генеральный директор ООО «Производственное объединение «Зарница»:
— Во-первых, охрана в этой ситуации была очень неосмотрительна. Во-вторых, очень жестко. Я недавно думал об этом случае, ведь не в масле дело, а в формировании культуры нашего населения, народа страны. Мы настолько сейчас пугливые и опасаемся аферистов и мошенников, которые во многом окружают нас. В принципе, совсем уж судить охрану тоже нельзя. «Магнит» четко, строго работает, у них, наверняка, проводятся какие-то мероприятия по обеспечению безопасности. Скорее всего, проводятся подготовительные мероприятия и занятия со службой безопасности. Им, видимо, и давали такую установку, что, если случаются факты воровства, вести себя так.
Как должен поступить директор сети «Магнит», и как бы поступил я сам, — это взять на материальное обеспечение близких родственников этой женщины и им помогать. Увы, человека этим не вернешь, но они будут чувствовать хоть какую-то поддержку.
Вспоминаются слова Карла Маркса о том, что бизнес и мораль несовместимы. На Западе эти понятия пытаются как-то совместить и все друг другу улыбаются, но на самом деле деньги довлеют над моралью. Так что все зависит от воспитания человека. Если человек воспитанный, живет с идеалами добра, милосердия и великодушия, испытывает сострадание к ближнему, думаю, для него мораль превыше всего. Ну, а человек, который живет просто для того, чтобы жить и есть, для него ценность — деньги.
Сергей Кулиш — директор ООО «Трансторгсервис», депутат горсовета Набережных Челнов:
— Люди действовали по инструкции и не попытались разобраться в ситуации. Вроде все правы, но итог однозначный. Неправильно все это. Директор магазина должен был усадить бабушку на стул, успокоить и по-человечески разобраться в причинах ситуации. Ей, конечно, руки не заламывали, но разговаривали на повышенных тонах, а человек в возрасте воспринимает все близко к сердцу. И позиция «Магнита» постфактум мне непонятна: кого они защищают, директора магазина? Все, наверное, разберутся, но жизнь человека потеряна. Дай Бог, чтобы у нас такого не было, но, к сожалению, с такими моментами приходится сталкиваться все чаще и чаще. Люди стремятся к прибылям, совершенно не обращая внимания на окружающих, в том числе на своих работников, и это движение становится механическим. Это машина перемалывает жизнь человека.
К счастью, мне не приходилось решать моральные дилеммы в бизнесе. Конечно, тут всегда есть непростые ситуации, и в них всегда нужно оборачиваться на благополучие работника. У меня люди если уходят, то по собственному желанию, потому что у меня никогда не было переизбытка штата, структура оптимальная. Мы всегда считаем свои затраты, и когда приходит кризис, нет необходимости кого-то сокращать.
Фарит Фарисов — председатель президиума региональной татарской национально-культурной автономии Москвы:
— Я знаком с Сергеем Галицким. Но это не тот персонаж, на которого можно направить сейчас все стрелы и издеваться по поводу того, что якобы он виноват в смерти глубокоуважаемой блокадницы. Галицкий — патриот, я не раз с ним встречался и знаю, как легко он отдавал деньги на благотворительность.
В том, что произошло с блокадницей, виноват не «Магнит» — это могло произойти и в других магазинах, потому что это целая система, которая на сегодняшний день существует в нашей стране, где люди стали далеки друг от друга и безразличны друг к другу. Я прихожу в старый свой двор. Раньше у нас там выходили и говорили: «Зайдешь ко мне, обед на плите, ключи под ковриком». Мы практически не закрывали дверь друг от друга. На сегодняшний день никто не знает своего соседа, более того, кто живет этажом ниже или выше, не знают своего соседа напротив, не общаются. Это не из-за того, что мы стали другими, а из-за того, что система поменялась. Людей заставили не общаться друг с другом, не ценить друг друга. Даже в школе показывают сегодня, что главное — это деньги. Вот почему это произошло. Очень больно от случая с этой женщиной. Одна мысль, что подумают, будто она своровала — вот от чего она умерла. У меня нет слов. Но не нужно ситуацию упрощать, это могло произойти где угодно, такие люди встречаются везде.
Толга Акынджы — владелец компании TIS (Елабуга):
— Мне кажется, тут не стоит говорить об отношении к пожилой блокаднице Ленинграда именно работников сети магазинов «Магнит». Я считаю, что нечто подобное, может быть, и не такая серьезная и громкая трагедия, но что-то подобное могло произойти и в любом другом месте. Не обязательно в магазине, в учреждении каком-нибудь, например. Потому что, по моему мнению, причиной подобного отношения к пенсионерке является вовсе не слабое воспитание работников, задержавших ее, и не премия, которую им выплачивают за каждого «несуна». Настоящей причиной является состояние общества. К сожалению, но я считаю, что именно так обстоит дело. Какая бы служба безопасности, какой бы директор магазина ни был, у них есть свои бабушки, свои мамы. И я, честно говоря, просто не понимаю, как можно относиться подобным образом к пожилой женщине. А раз такие факты есть, значит это болезнь общества. И это, конечно, ужас! И надо обязательно наказать виновных по полной программе.
Мне бы очень, конечно, хотелось надеяться, что подобное не могло бы произойти ни в Турции, ни в Татарстане. Но, к сожалению, могу констатировать, что общество в Турции тоже меняется. В том числе меняется отношение к своим традициям, отношение к старикам. Но пока все-таки эти веками сложившиеся традиции уважения к старшему поколению еще существуют. И дело тут не в том, что это исламская страна. Там просто традиции такие. И, повторюсь, очень надеюсь, что такого бы в Турции не произошло. В России тоже есть традиции уважительного отношения к старикам. Но в последние годы они здорово пошатнулись.
Наиль Бикмуллин — директор завода стройматериалов Bikton:
— По большему счету, Сергей Галицкий должен был извиниться за своих работников и предложить, возможно, какую-то компенсацию. Потому что всегда виноват руководитель, к сожалению. Хотя я могу по своему опыту сказать, что иногда отдельные вещи говоришь по 10 раз, разъясняешь, выпускаешь приказы, в которых четко определяешь порядок действий и так далее. Но... человеческий фактор никто не отменял.
При этом надо учитывать, что это вина же не лично Галицкого, а его компании, точнее, конкретных людей. И по совести надо наказывать, начиная с продавца, службы безопасности, которая зачем-то вызвала полицию. И тем же полицейским, наверное, ума бы хватило, чтобы сказать, мол, господа, ситуация довольно банальная, зачем пожилую женщину вести в отдел. Это старая болезнь в России: когда человек дорывается до власти, он начинает терять чувство меры.
Но такие ситуации в любом месте могут произойти, и в Татарстане в том числе. Поведение человека определяется его внутренней культурой. Но даже людей, бывших адекватными и рассудительными, нынешние условия могут подтолкнуть на неадекватные поступки.
Вопрос об увольнениях очень сложный. Мы все время это дело оттягиваем, но, к сожалению, по всей видимости, действительность становится чересчур жестокой. И новости, не только с Украины, но и от производителей, продавцов, с каждым днем все более и более неприятны. Например, у нас на заводе было много заявок на толлинг, это, грубо говоря, когда крупные производители с других субъектов арендуют наше оборудование для выпуска своей продукции ближе к местному рынку. Теперь, даже несмотря на наши бархатные условия, они вынуждены сворачивать производство в связи с тем, что упал спрос на многие виды продукции.
Уел Хусаинов — экс-гендиректор ООО «Челныводоканал», депутат горсовета Набережных Челнов:
— Мы становимся жестокими и бессердечными людьми. Я думаю, что Галицкий должен был извиниться за произошедшее и сказать, что такого не повторится, а вместо этого «Магнит» на своем сайте написал, что поступили они формально правильно. Конечно, в нашей стране все очень противоречиво: с одной стороны, бардака нельзя допускать, с другой — как отличить мошенничество от искренности? Такое возможно и у нас, к сожалению. Сегодня бизнес и вечные ценности все дальше друг от друга, расходятся в разных направлениях.
Я руководил коммунальным предприятием, и у нас было правило: если приходится высвобождать рабочее место, то мы заблаговременно с человеком работали, предлагали альтернативные варианты. Просто на улицу никого не выставляли, не допускали такого отношения. Бывает, человек кредит, например, взял и, выйдя на пенсию, не сможет его погашать. В таких случаях мы готовы были подождать, найти какой-то компромисс.
Мунир Гафиятуллин — генеральный директор ОАО «Спорткультавтотовары»:
— Конечно, крайне отрицательные чувства я испытываю. Из-за нескольких пачек масла так человека обесчестить и довести до состояния, что у нее не выдержало сердце. Тем более женщина небедная, у нее была хорошая пенсия и сама она работала в сфере услуг. Так что в данной ситуации персонал, конечно, был неправ. Я слышал, что они принесли свои извинения, но человека ведь не вернешь. Я вообще считаю, что в сфере услуг люди должны быть психологически подкованы, и девиз «Покупатель всегда прав» должен работать. А здесь он не сработал. Тем более, раз она говорила, что не украла, а просто забыла заплатить. Мы, например, недавно с супругой ходили в магазин, вышли, а оказалось, что журнал, который был на дне тележке, просто потерялся под рекламными букетами, и его не пробили. Причем не заметили и сами продавцы. Пришлось вернуться и заплатить. А ведь могли и с нами так поступить, сказать, что мы намеренно его спрятали. Так что было ясно, что эта женщина без какого-либо злого умысла это сделала. Работники сферы услуг должны быть крайне внимательными. Да и человека, который хочет украсть, если честно, сразу видно.
Я считаю, что в этой ситуации руководитель сети должен очень строго наказать свой персонал, вплоть до увольнения. И, честно признаюсь, я бы сам так и поступил. К тому же, раз это пенсионерка, ей это масло надо было подарить. Она ветеран труда, ветеран войны, извинились бы, подарили это масло.
Некоторые бизнесмены, конечно, работают по принципу «цель оправдывает средства», «деньги не пахнут», но идти по головам и зарабатывать деньги все-таки неправильно. Человеческие качества должны все-таки преобладать в сфере услуг, это однозначно.
Василий Маньковский — председатель совета директоров ООО «УК «КОМ» (Набережные Челны):
— Плохие люди. Нет в них сочувствия, нет понятия. Все превратились в каких-то роботов, заложников системы без души. Даже если эта женщина взяла что-то, ну тяжело ей — отобрали и успокойтесь, чего вы хотите еще добиться? Галицкий должен был показательно выгнать этих работников. В семье не без урода, такие люди есть везде.
Я стараюсь работать в соответствии с моралью, придерживаюсь определенных взглядов. Конечно, они близки к коммунистическим, но что поделаешь. В коммунистическом прошлом тоже было много лицемерия, но все равно порядочность и ответственность остались там. У людей была пусть призрачная, но идея, а сегодня людям ничего не нужно, кроме денег.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 118
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.