На минувшей неделе в столице Австрии состоялся ежегодный Венский оперный бал, считающийся самым престижным из подобных в Старом Свете. На его открытии для 5 тыс. гостей выступила и казанская певица Аида Гарифуллина, чья международная карьера продолжает идти в гору. В интервью «БИЗНЕС Online» солистка Штаатсоперы рассказала о своем «сезоне балов» в Вене и Дрездене, встрече с президентом Австрии и о дизайнере своего платья.
80 ЛЕТ ГЛАВНОМУ БАЛУ СТАРОГО СВЕТА
Знаменитый сезон балов в Вене обычно стартует осенью и достигает кульминации к февралю — за это время в столице Австрии успевают провести до 500 шикарных танцевальных вечеров. Традиция помпезных бальных вечеров здесь уходит корнями в начало XIX века, когда во время Венского конгресса вся европейская аристократия праздновала здесь победу над Наполеоном. Поначалу на вечера могли попасть как артистократы, так и простые горожане, однако к концу века танцы в дворцовых зданиях полностью превратились в привилегию знати.
В наши дни главным событием бального сезона считается бал в Венской государственной опере (Штаатсопера). В этом году он прошел при участии уроженки Казани — оперной дивы Аиды Гарифуллиной. Примечательно, что 2015 год для оперного бала юбилейный, первый в истории танцевальный раут в Венской опере прошел ровно 80 лет назад — в 1935 году. Сопрано из России выпала честь выступить на открытии мероприятия перед 5 тыс. гостей, среди которых были президент Австрии Хайнц Фишер и британская супермодель Наоми Кэмпбелл. Наша землячка исполнила вальс Джульетты из оперы Гуно «Ромео и Джульетта». Вместе с Гарифуллиной в открытии бала участовали такие звезды, как украинка Ольга Бессмертная (сопрано) и испанец Карлос Альварес (баритон). Помимо оваций искушенной европейской публики татарстанская певица также удостоилась похвалы за свое платье — интернет-издание Vienna Online назвало наряд дебютантки одним из лучших на балу.
«КТО КАВАЛЕР — ЭТО СЕКРЕТ!»
«БИЗНЕС Online» удалось связаться с Гарифуллиной, которая сейчас находится в Вене, и певица рассказала о подробностях одного из самых главных светских вечеров Европы.
— Аида, расскажите о своих впечатлениях от Венского бала. В первый ли раз вы оказались на этом мероприятии? Что особенно поразило? Что больше всего запомнилось?
— Две недели назад я была приглашена в Дрезден и открывала там оперный бал! А 12 февраля мне выпала такая честь открывать самый знаменитый в мире Венский оперный бал! И это невероятно! Это два самых известных в мире оперных бала! Будучи студенткой и обучаясь в Венской консерватории, я, конечно же, мечтала, что когда-нибудь спою на сцене венской Штаатсоперы, на которой в разное время пели все великие оперные певцы мира. Но о том, что мне выпадет честь открывать юбилейный Венский оперный бал, я не могла и мечтать. Несмотря на то, что в последнее время стены Венской оперы для меня стали уже родными, в дни проведения бала его было не узнать. Роскошное убранство, огромное количество живых цветов в сочетании с вечерними нарядами дам и элегантными мужчинами во фраках — это создавало атмосферу невероятного праздника! Ну а кульминацией бала, по традиции, был выход дебютантов: молодых танцевальных пар в белоснежных бальных платьях и костюмах.
— Кто пригласил вас петь на Венском оперном балу?
— Меня пригласило руководство театра в лице директора Штаатсоперы господина Доминика Майера. За что я ему очень благодарна.
— На открытии бала вы исполняли вальс Джульетты. С чем был связан этот выбор?
— У Венского оперного бала есть вековые традиции исполнять наиболее яркие произведения. И вальс Джульетты мне показался самым подходящим для этого события.
— Интернет-издание Vienna Online особо отметило ваше платье. Расскажите, кто дизайнер вашего наряда?
— Не скрою, было очень приятно прочитать столь высокие отзывы в европейской прессе. Это платье из новой коллекции Aqua Couture знаменитого дизайнера Зухаира Мурада (Zuhair Murad).
— Удалось ли вам на балу познакомиться с кем-то из мировых звезд?
— Все мои коллеги по сцене являются признанными звездами оперы мировой величины. Было приятно познакомиться с президентом Австрии Хайнц Фишером, которому я с большой гордостью рассказала о родной Казани. И так приятно было от него услышать, что он знает наш город и даже когда-то бывал там.
— Вы выступали вместе с украинской певицей Ольгой Бессмертной. Стояла ли перед вами задача на примере музыкантов продемонстрировать теплые отношения двух народов? Как на фоне последних мировых событий европейская публика отреагировала на такой тандем?
— Вы знаете, искусство, в том числе оперное, не имеет границ и национальностей. Оно объединяет всех людей, несет свет, любовь и радость... У нас с Ольгой, как и со всеми коллегами по сцене, самые теплые и доброжелательные отношения. Я верю, что именно культура и искусство будут, как и прежде, оставаться посланниками мира и добра!
— Удалось ли вам принять участие в танцах? Кто был вашим кавалером?
— Да, конечно, ведь это бал и хочется быть принцессой! Кто кавалер — это секрет! (Смеется.)
— Каковы ваши ближайшие творческие планы?
— Самое важное событие предстоящего периода — это запись сольного альбома с одним из лучших в мире классических рекорд-лейблов Decca Classics (Великобритания). Также меня ждет новая партия в Штаатсопере — принцессы Евдокии во французской опере «Иудейка» Фроманталя Галеви. А буквально на днях я получила приглашение от известного итальянского тенора Андреа Бочелли — выступить с ним в турне по США, Италии и Китаю будет для меня большой честью.
10 ТЫС. ЕВРО ЗА ЛОЖУ
Гарифуллина была не единственной представительницей России на прошедшем вечере: в традиционном императорском вальсе были задействованы Марина Яковлева, Владимир Шишов и другие российские артисты, которые в данный момент работают в балетной труппе Штаатсоперы. Чтобы полюбоваться на самый престижный Венский бал, зрителям нужно было заплатить от 250 евро, а стоимость аренды ложи начиналась уже от 10 тыс. евро. Правда, был и бюджетный вариант: на репетицию вечера пускали по «демократичной» цене от 20 до 60 евро — сущие «копейки».
Самой же певице, которая уже имеет контракт с Венской государственной оперой, прекрасное явление на главном балу Европы только поможет утвердиться в статусе звезды международного уровня.
Справка
Венский бал — традиционное мероприятие, проходящее в Вене во время бального сезона. Крупнейший бал с 1935 года проводится в четверг, предшествующий пепельной среде, в Венской государственной опере.
Корни венских балов следует искать еще во времена венского конгресса. В первой половине XIX века в карнавальный сезон каждый вечер в Вене устраивалось до 250 балов. В танцах участвовали практически все: от аристократов до простых людей. В конце века одним из главных событий в империи стал придворный бал. На него приглашалась только знать, поэтому события, происходившие на балу, обычно долго обсуждались жителями Вены. Но в 1899 году, переживая из-за смерти жены Елизаветы, император Франц-Иосиф отменил проведение бала.
После распада Австро-Венгрии в 1921 году на место придворного пришел оперный бал. Начал свое существование он задолго до этого в редутных залах дворца. Но был перемещен в новый оперный театр, построенный по приказу Франца-Иосифа в 1869 году. Именно там 11 декабря 1877 года состоялся первый крупный оперный бал, в котором Эдуард Штраус — младший брат известного маэстро, управлял оркестром. Отличительной особенностью нового бала стало то, что лица дам обязательно должны были быть прикрыты масками и выбор пары был за дамой. Возможность проявиться в этой «таинственной игре» сначала была плохо воспринята консерваторами, но в итоге принесла балу большую популярность.
Первый Оперный бал современного типа и названия прошел в Государственной опере в 1935 году под патронажем канцлера Курта Шушнига. После Аншлюса проведение балов прекратилось. Оперный бал был возобновлен уже после Второй мировой войны, в феврале 1956 года.
Открывает Оперный бал грандиозный полонез, в котором участвуют специально отобранные пары: девушки и молодые люди. На оперном балу около 200 пар. После открывающего полонеза на большинстве балов дебютанты танцуют веселую польку и заканчивают свое выступление вальсом. Главным критерием отбора участников является умение танцевать, в частности, выполнять правосторонний и левосторонний поворот вальса. Дополнительными критериями также выступают костюмы. Девушки, открывающие бал, должны быть в белом платье и с букетиком цветов, а на оперном балу также должны обязательно украсить голову короной (модели которой меняются каждый год). Кавалеры же должны быть одеты во фраки или мундиры, хотя на некоторых балах позволителен и смокинг. И перед тем как начинается вальс для всех участников бала, молодые пары вновь показывают свои умения, но уже в левостороннем вальсе.
В зависимости от размера бала он принимает самые различные количества гостей. Самый крупный — Оперный бал, посещают до 5 тыс. гостей и около тысячи обслуживающих — музыканты, повара, портные, обувщики.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 44
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.