Рустам Давлетбаев
Рустам Давлетбаев: «Мы продаем нефть и газ и закупаем за рубежом то, что не умеем или не хотим производить. Но такая система уже показала свою ущербность после падения нефтяных цен»

ГРАЖДАНИН ИЗ КАНТОНА ШАЙМУРАТОВО

Рустам Давлетбаев — известный башкирский экономист-эксперт, прославился благодаря тому, что изобрел свои деньги. Обычно о таких людях говорят: «ну, изобрел велосипед...» Но отличие Давлетбаева в том, что его «велосипед» поехал и тем самым доказал свою жизнеспособность. Деньги, впервые опробованные им в небольшом башкирском селе Шаймуратово, уже объявили экономическим чудом и рецептом от мирового экономического кризиса.

«Собственно, а что такое деньги?» С этого риторического вопроса и начал 17 февраля свою лекцию об альтернативных финансовых системах в Институте экономики и финансов КФУ Давлебаев. Зал заседаний, полный седовласых ученых и любопытных студентов, молчал, видимо, не считая нужным объяснять азбучные истины.

«Человечество до сих пор не может определиться о едином значении этой абстракции, — резюмировал Давлетбаев. — Большая советская энциклопедия предлагает свои формулировки, «Википедия» — свои. Сетевые словари содержат сотни формулировок...» Между тем, если вдуматься в значение этого примелькавшегося термина, можно открыть для себя экономику заново, полагает эксперт.

Самого Давлетбаева заставило задуматься о деньгах их отсутствие: «В 2008 году я потерял бизнес, мое предприятие было обезвожено банками, которые потребовали назад свои кредиты. Кроме этого, набежали кредиторы и расхватали остатки моей компании. И я стал искать причину, почему это произошло, ведь до этого я серьезно занимался экономикой, даже бизнес-планы писал сам. В это трудное время мне и довелось познакомиться с трудами Сильвио Гезелля, о котором британский ученый Джон Кейнс когда-то говорил, что «будущее научится больше у Гезелля, чем у Маркса».

Йохан Сильвио Гезелль — немецкий экономист начала ХХ века, принадлежавший в когорте мыслителей-утопистов, завсегдатаев швейцарских кантонов и коммун, неожиданно пришелся по душе выпускнику Башкирского госуниверситета Давлетбаеву. Правда, у него не было под рукой Баварской советской республики или австрийского города Вёргля, где Гезелль пытался реализовать свои идеи «свободных денег». Но у него нашлась другая площадка для применения необычных идей: село Шаймуратово в Кармаскалинском районе Башкортостана.

Хозяйство Шаймуратово, которым ведал друг Давлетбаева, на тот момент находилось на грани банкротства. «Была задолженность по заработной плате больше трех месяцев. Для расчета там уже собирались резать скот, — рассказывает Рустам Хайбуллович. — Практически замерла жизнь в сельских магазинах, куда люди перестали приходить, потому что не было денег. Тогда мы стали думать, а что можно сделать? И нашли выход. Известно, что в деревенских магазинах существует так называемая долговая тетрадка, в которую записывают товары, взятые в долг. Ведется она вручную и очень трудоемка с точки зрения учета. Мы фактически модернизировали эту долговую тетрадку и еще туда внесли элемент демерреджа (плата за простой денегприм. ред.)».

Так появились «шаймуратики» — товарные талоны (ТТ), обеспеченные товаром в местных магазинах «Ассорти». Как вспоминает Давлетбаев, он лично убеждал жителей Шаймуратово в том, что талоны спасут положение. Как ни странно, доводы «заморского» экономиста Сильвио Гезелля оказались вполне понятны деревенским жителям. Давлетбаев объяснял просто: если распродать хозяйство, можно рассчитаться с долгами, но тогда можно вешать амбарный замок на все село. А вот если перейти на расчеты по зарплате талонами, которые будут приниматься в магазинах, исчезнут не только долги, но и пустота в холодильниках. Тем более что ТТ не привязаны к конкретным продуктам, как это было в 1990-е годы (на крупу, на макароны и пр.), а позволяют выбрать из товара на магазинных полках.

«Недовольство людей вызывал демерредж, то есть старение денег, — говорит Давлетбаев. — Деньги, на мой взгляд, должны работать, а не накапливаться. Поэтому мы и ввели «плату за простой»: по истечении каждых 28 дней ТТ «старели» на 2 процента. Иначе, как мы объясняли, у шаймуратовцев мог возникнуть соблазн забыть их и не использовать. Для того чтобы избежать демерреджа, люди могли просто не брать талоны, пока у них не возникнет такая потребность. В результате от старения денег жители башкирского села почти не пострадали».

«Шаймуратики» — товарные талоны

На старте проекта было выпущено 180 тыс. «шаймуратиков» , однако к концу года оборот ТТ составлял уже 600 тыс. в месяц (при равенстве: 1 у.е. — 1 рубль). Во второй год количество ТТ увеличилось еще в 6 раз — до 1 млн. 500 тысяч. По словам Давлетбаева, удалось погасить не только задолженность по зарплате, но и увеличить ее средний размер на 26%. Производительность при этом выросла на 20%, внутренний товарооборот повысился в 12 раз...

А на третий год эксперимента в Шаймуратово пришла прокуратура.

«МИРОВЫЕ ДЕНЬГИ МОГУТ ИСЧЕЗНУТЬ»

— Чем же вы расплатились с прокуратурой? — поинтересовался корреспондент «БИЗНЕС Online» у Давлетбаева.

— Мы договорились, что больше не будем выплачивать заработную плату товарными талонами, теперь ТТ обращаются к гражданско-правовому полю, мы их реализуем с отсрочкой платежа, — говорит экономист и сокрушается, что прокурорская проверка нанесла урон «швейцарскому» эксперименту в Башкортостане. — Прокуратура приписала нам сепаратистские настроения, — вспоминает Давлетбаев. — Но разве может быть деревенский сепаратизм?

Едва ли не самой главной своей победой Давлетбаев считает тот факт, что за 9 - 10 месяцев ценность денег постепенно выветрилась из массового сознания. Когда шаймуратовцев вызывали в суд и предлагали выбрать между товарными талонами и рублем, они, к удивлению судей, не выбирали ни того, ни другого. «Нам нужны товары: хлеб, соль, сахар, продукты, — мотивировали участники экономического эксперимента свои действия. — А деньги мы не едим».

— Если эксперимент с «шаймуратиками» будет распространен на всю Россию, не приведет ли это к хаосу, к регионализации? — спрашивает «БИЗНЕС Online».

— А чем плоха регионализация? — удивляется Давлетбаев.

— Но что тогда будет с глобальными валютами? К кому перейдет их роль?

— Мировых денег может и не быть в ближайшее время, — ответствует лектор. — Сейчас их роль играют доллар и евро. Но из долларовой зоны сейчас наблюдается исход: Россия, Китай, Иран, Индия... Так что доллар вполне может снова стать региональной валютой. Участь евро во многом зависит от решения Греции, которая давно грозится выйти из ЕС. Зато значение региональных валют может возрасти.

«АК БАРС-ВЕКСЕЛЬ» КАК АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ВАЛЮТА

Присутствовавший на лекции в качестве модератора Марат Сафиуллин — бывший министр экономики РТ, напомнил залу, что в Татарстане в 90-е годы тоже была попытка создания альтернативных денег — векселей «АК БАРС» Банка. После мероприятия в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Сафиуллин не исключил, что векселя могут быть реанимированы.

— Мы тогда неправильно рассчитали эмиссию, но теперь этих ошибок постарались бы не допустить, — прокомментировал он собственное предположение.

Напомним, что векселя правительства республики, названные по имени агента векселями «АК БАРСа», поступили в оборот летом 1994 года. Озвучивались предположения, что стоимость векселей может со временем достигнуть 2 трлн. рублей. Но в итоге ценные бумаги были признаны неликвидными и выпуск «альтернативной валюты» прекратился.

Впрочем, теперь на фоне призывов избавиться от зависимости по отношению к доллару и евро этот полузабытый проект снова может быть вытащен из-под сукна. Поскольку, как пророчит Давлетбаев, наступает время локальных, частных валют, которые при этом могут сохранять «глобальные» признаки.

Марат Сафиуллин
Марат Сафиуллин напомнил, что в Татарстане в 90-е годы тоже была попытка создания альтернативных денег — векселей «АК БАРС» Банка

«К примеру, валюта соцсетей разве привязана к определенной территории? — рассуждает Давлетбаев. — Между тем в России оборот этой валюты составляет примерно 1 миллиард долларов в год. Хотя это смешная вроде система: платежи за игры, виртуальные подарки и прочее. А бонусы сотовых операторов — это разве не деньги? А подарочные сертификаты? А транспортные карты (к примеру, в Гонконге число эмитированных транспортных карт больше, чем число жителей города, поскольку на них можно приобретать сувениры)?»

В этот же ряд башкирский экономист помещает, конечно же, и электронные деньги: от «Яндекс.Денег» до WebMoney. Своя валюта есть у сайтов-аукционов aliexpress (taobao) и eBay (paypal). В Китае у частных эмитентов — более миллиарда счетов. Так почему же жителям села Шаймуратово тоже не завести свою валюту?

«Сейчас заканчивается время экономики продаж, — считает Давлетбаев. — Такая экономика, в частности, построена в РФ: мы продаем нефть и газ и закупаем за рубежом то, что не умеем или не хотим производить. Но такая система уже показала свою ущербность после падения нефтяных цен. Поэтому экономика самостоятельно приходит в естественное положение и возникает такой естественный экономический порядок».

«У ЛОКАЛЬНЫХ ДЕНЕГ И ЛИКВИДНОСТЬ ЛОКАЛЬНА»

О том, может ли шаймуратовский эксперимент заинтересовать не только прокуратуру, но и тех, кто отвечает за будущее национальной экономики и ищет выход из кризиса, «БИЗНЕС Online» побеседовал с экспертами.

Марат Галеев — заместитель председателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ:

— Локальные деньги появляются на локальных рынках в ограниченном временном пространстве, это общая закономерность. Поэтому в какое-то время разные платежные суррогаты могут возникать и исчезать. Это не первый и не последний случай. В периоды кризисов такие платежные средства возникают нередко, но всегда носят локальный характер. Причина в том, что глобальные валюты обладают свойством общего эквивалента, имеют высокую ликвидность, а у локальных денег и ликвидность локальна. В каких-то замкнутых системах на короткое время их появление возможно, но я полагаю, что они не могут служить альтернативой. Они могут быть только временным платежным средством. Человечество ведь неоднократно пыталось выработать всеобщий эквивалент, глобальные деньги с высокой ликвидностью. И доллары, евро, в какой-то мере, фунт стерлингов больше отвечают функции всеобщего эквивалента, они общепризнаны. Экономика развивается, специализация, разграничение функций, кооперация на глобальном уровне неизбежны. И поиск всеобщего эквивалента неслучайно привел к закреплению за этой функцией наиболее ликвидных платежных средств. Поэтому перед такими платежными средствами всегда стоит вопрос ликвидности и доверия. Средства же на локальном уровне имеют временное доверие и, как правило, сильно обесцениваются.

Возможен ли возврат векселей «АК БАРС» Банка? Если уж совсем будет плохо, если совсем будет некуда деваться, то локальные платежные средства вновь могут появиться. Но это произойдет только при полной изоляции и серьезных проблемах в экономике. Пока речи об этом близко нет.

ELG_4558.jpg

Георгий Сатаров — глава фонда «Индем»:

— Идея региональных или муниципальных денег не нова. И надо сказать, что местами она применялась достаточно успешно. В процветающих демократических государствах есть прецеденты введения муниципальных валют, которые имеют хождение только на муниципальной территории и помогают решать некие экономические проблемы. Государство, которое лет 100 назад отнеслось бы к этому довольно агрессивно, сейчас относится к этому довольно спокойно. Но это на Западе. И все эти успешные опыты не были связаны с выходом из общих кризисов, а лишь с решением местных проблем. Поэтому я не могу сказать, насколько применение таких местных платежных средств может помочь выйти из общего кризиса.

Татьяна Милачева — PR-директор WebMoney Transfer:

— Использование «шаймуратиков» в башкирском селе стало любопытным экспериментом, который, подтверждает концепцию частных денег фон Хайека. Альтернативные финансовые системы создаются в соответствии с общественным договором, а перспективы их развития связаны с обслуживанием локальных или специфических рынков в кризисные периоды, когда традиционные системы не выполняют или выполняют не в полной мере свои функции. Перспективы развития могут быть у глобальной постгосударственной системы, но о ее появлении пока говорить преждевременно.