Фильм «50 оттенков серого» о чрезвычайно смелых интимных отношениях бьет кассовые рекорды и вытесняет с экранов другие картины. Как подсчитал «БИЗНЕС Online», в казанских кинотеатрах его крутят c частотой 158 сеансов в сутки, в «Тандеме» и «Южном» на него приходится 50 - 60% всех показов. Наш корреспондент отправилась в один из залов, чтобы выяснить, почему людям так нравится смотреть на чужую боль и как тинейджеры с легкостью проникают на фильм «для взрослых».
«ЗАЛЫ ПОЛНЫЕ, КАССА ХОРОШАЯ»
По предварительным данным, «50 оттенков серого» за первый прокатный weekend собрали $266,4 млн., причем на Америку пришлось только 94,4 миллиона. Для картины, выходящей в феврале, это абсолютный рекорд — до заоблачных сборов лент, стартующих в новый год, сумма не дотягивает, но все равно очень впечатляет. Если говорить о нашей стране и СНГ, здесь только за первые выходные фильм собрал более 700 млн. рублей и, по некоторым сведениям, даже получил лучший, не считая 3D-хитов, старт за всю историю российского проката.
В Казани ситуация повторяет мировые и российские тренды. Подсчитав общее количество сеансов в 10 крупнейших мультиплексах города, мы выяснили, что «50 оттенков» показывают 158 раз в день, а все остальные фильмы вместе взятые — 236. То есть фильм категории 18+ сегодня, 18 февраля, в Казани будет демонстрироваться на 40% всех киносеансов. Особенно приверженностью клубничке выделилась сеть «Киномакс», представленная в столице Татарстана двумя кинотеатрами. В «Киномакс-Тандем» «50 оттенков» показывают по 35 раз за сутки, количество сеансов всех других фильмов вместе взятых в полтора раза меньше. В «Киномаксе», что в ТРЦ «Южный», фильм крутят 25 раз в сутки, но это всего на два зала! Точную сумму кассовых сборов в «Киномаксе» нам назвать отказались, сославшись на коммерческую тайну, но заверили, что «залы полные, касса хорошая». «За возрастными ограничениями, конечно, следят. При покупке билета нужно предъявить документ, удостоверяющий возраст покупателя», — заверили корреспондентку «БИЗНЕС Online» по телефону. Возникает вопрос, откуда же тогда берутся такие рекордные сборы, ведь хорошо известно, что абсолютное большинство отечественных кинозрителей — это молодежь, в том числе несовершеннолетние. Впрочем, ни для кого не секрет, что бдительность — это не самая главная характеристика, когда речь идет о получении прибыли.
К слову, сразу в нескольких республиках Северного Кавказа кинотеатры вообще отказались демонстрировать фильм, как сообщается, «под давлением общественности». Например, в Северной Осетии с призывом отменить показ эротического фильма выступило духовное управление мусульман, Общественная палата республики и молодежь в соцсетях. При этом в адрес генпрокуратуры РФ направлено обращение о проверке картины на наличие порнографических материалов. Как сообщают, 14 февраля, в День влюбленных, семейные пары во Владикавказе предложили альтернативу голливудскому фильму, который не вышел в прокат, и провели акцию «50 оттенков зеленого», высадив десятки голубых елей. Курьезность ситуации, однако, в том, что на волне запретов и публичного внимания книга «50 оттенков серого», послужившая литературной основой фильма, взлетала во Владикавказе на первое место по продажам.
В Краснодарском крае за запрет проката фильма «Пятьдесят оттенков серого» высказались представители общественной организации «Православный союз». В ответ в региональном министерстве культуры отметили, что запретить демонстрацию фильма не позволяет действующее законодательство, но рекомендовали кинотеатрам уточнять возраст покупающих на него билеты. В Татарстане же никакой общественной активности по этому вопросу не наблюдается.
Так или иначе, узнавать, почему казанцев так цепляют отношения выпускницы литературного факультета и сексуального фантазера с миллиардным состоянием, корреспонденты нашего издания отправились на дневной сеанс «50 оттенков серого» в кинотеатр «Каро».
ПЕНСИОНЕРЫ И ХИХИКАЮЩИЕ ПОДРОСТКИ
Большой зал «Каро» был оптимистически наполовину полон: чуть больше 30 зрителей ерзали на креслах, ожидая, когда же кончатся бесконечные трейлеры с динозаврами и взрывами и начнется волнующая сердце (и не только) история странной любви. Публика в кинотеатре собралась самая разная, составить социально-демографический портрет среднестатистического зрителя не представлялось возможным: помимо ожидаемых компаний девушек-подруг в возрасте от 20 до 35 были и угрюмые одинокие мужчины (двое), и женщина явно пенсионного возраста (старушка оказалась ярой поклонницей Ларса фон Триера, но об этом ниже), и целая орава школьников. Одна компания разместилась в середине зала, еще три девочки и молодой человек сидели на последнем ряду и весь фильм сглаживали неловкость, вызываемую откровенными сценами, здоровой подростковой реакцией — заливистым смехом.
Кстати, в «Каро» недавно заработала новая система продажи билетов: кассиры в прошлом, теперь зрителям нужно общаться только с большими красными терминалами. На первых порах к ним приставили консультантов, «Билеты справа, чек слева», — объяснил нам вежливый молодой человек в фирменной жилетке кинотеатра. Вероятно, школьники лучше корреспондентов «БИЗНЕС Online» взаимодействуют с техникой и справились с машиной самостоятельно (благо ей паспорт показывать не нужно). Как бы то ни было, несмотря на ограничитель 18+, юным зрителям преград никто не чинил. К слову, в США создатели «50 оттенков серого» отчаянно боролись за так называемый рейтинг R (Restricted — англ. «ограниченный»), который предполагает, что подростки до 17 лет на фильм допускаются, но в сопровождении родителей. Чтобы не оказаться в категории NC-17 (No One 17 & Under Admitted — англ. «просмотр лицам младше 17 лет запрещен») и не потерять таким образом часть аудитории, команда, работавшая над экранизацией книги Сэм-Тейлор Джонсон, смягчила многие чересчур подробные и суровые сцены мазохистской любви.
К сожалению или к счастью, корреспонденты «БИЗНЕС Online» роман Джонсон не читали (кстати, книга тоже побила все рекорды и обогнала по мировым продажам не только гиперчитаемого «Гарри Поттера», но и сагу «Сумерки»), поэтому многое из происходящего на экране оказалось сюрпризом. Главная героиня Анастейша (Дакота Джонсон) оканчивает университет по специальности «литература». По просьбе не вовремя заболевшей подруги она отправляется на интервью с молодым владельцем крупного холдинга Кристианом Греем (Джейми Доран). Разговор не клеится (в этой сцене героиня разом дискредитирует всех молодых журналисток, зачитывая из блокнота заготовленное «как вам удалось достичь такого успеха»), один неловкий момент накладывается на другой, девушка уверена: ей никогда не увидеть красавца вновь. Однако судьба распорядилась иначе, и вскоре мистер Грей находит Анастейшу в строительном магазине, где та работает продавцом. Он покупает кабельные стяжки, изоленту и веревку, девушка не догадывается, для чего не собирающемуся делать ремонт миллиардеру все эти хозтовары, а зрителям в ближайшие два часа предстоит узнать, кто такие «сабмиссив» и «доминант», что такое «стоп-слово», и убедиться, что если на стене в кадре висит кожаный ремень, он обязательно «выстрелит»...
«ВСЕ-ТАКИ ОНИ НА ЗАПАДЕ ОСМЕЛИВАЮТСЯ ОБ ЭТОМ ГОВОРИТЬ»
Несмотря на обилие эротических сцен, фильм показался корреспондентам нашего издания, мягко говоря, затянутым (остальные претензии просто опустим). Впрочем, зрители в зале были иного мнения: «Как-то уж очень сильно книгу сократили», — шепотом пожаловалась одна женщина своей подруге.
На выходе нам удалось взять комментарий у пожилой зрительницы, которая просмотром осталась довольна, правда, назвала фильм «чересчур тяжелым»: «Может, во второй части мне удастся понять этого молодого человека. Видите, у него, оказывается, детство сложное, его усыновили, потом какая-то дама его растлила, и вот он со всем этим живет. И главное — полюбить не может!» Объяснила женщина и то, в чем ей видятся причины успеха картины: «Я думаю, все устали от боевиков, экшенов, «Форсажей» и прочих подобных вещей. А тут отношения мужчины и женщины, и это, конечно, цепляет». Наша пожилая собеседница узнала о фильме от дочери, и в ближайшее время собирается прочитать все три части романа, ведь, по ее словам, экранизация редко бывает успешнее самого произведения. «В нашей стране таких фильмов вообще не снимают. Я была совершенно поражена, что на канале ТНТ по воскресеньям в час ночи бывает артхаусное кино. Недавно посмотрела «Интимные места», это было очень неожиданно. Конечно, я какое-то порно смотрела по молодости, но то, что наши могут снять такое, не ожидала. Мне уже много лет, я иначе воспитана, нам при советской власти говорили, что секса нет. Я и «Нимфоманку» смотрела, и эту самую... «Жизнь Адель» собираюсь, но пока не успела. Мне интересно, все-таки на западе они осмеливаются об этом говорить».
Подростки от комментариев отказались. На вопрос, почему после школы они решили сходить именно на этот фильм, а не, скажем, на «Губку Боба» в 3D, они отреагировали так же, как и на все откровенное, что видели на экране: рассмеялись и покраснели.
НИ ОДНОГО НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА, КОТОРЫЙ РЕГУЛИРОВАЛ БЫ ДОПУСК НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НЕТ
Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что успех подобного кинопродукта лежит исключительно в русле грамотного промоушена, хотя и не исключают, что женская половина может привнести что-то из таких историй в свою жизнь. Кроме того, отмечают, что в условиях нынешней законодательной базы кинотеатры не несут никакой ответственности за то, кому и что они показывают.
Кадр из фильма |
Вениамин Чубаренко — адвокат:
— 18+ — это рекомендательный ценз. Начнем с того, что кинозалы — это коммерческие организации, которые заинтересованы в прибыли. Процедура проверки документов в кинотеатре не так хорошо отработана, как в случае с продажей спиртного. Если уж явно видно, что человеку никак не 18, и его пропустили, думаю, здесь имеют место недоработки администрации, поэтому могут быть какие-то дисциплинарные взыскания: выговор и так далее. Но ни одного нормативного документа, который контролировал бы эти моменты, у нас нет. Я не вижу, за что их можно привлечь. Закрытие кинотеатру точно не грозит, а санкции и штрафы могут быть только тогда, когда будет законодательная норма.
В ней нужно будет детализировать критерии отнесения картины к группе 18+, а также то, какой вид ответственности ждет руководство кинотеатра и в чем она будет выражаться. Должна быть продумана процедура. Если при приобретении билетов люди будут предъявлять паспорт, должны ли они предъявлять его и при входе в зал? А если купит один человек, а пойдет другой? Я думаю, тут может поработать и наш Госсовет. Нам же делегировали полномочия по административному законодательству, мы можем отработать эту схему в республике как пилотный проект. Но пока ее нет, с людей трудно что-то спрашивать.
Алексей Барыкин — кинорежиссер, продюсер:
— Я читал книгу и смотрел фильм. Фильм плохой. Он снят очень поверхностным режиссером, которая не смогла понять, в чем заключается «химия» книги, не смогла расшифровать чувства персонажей. Авторы взяли очень острый литературный материал и сделали из него шаблонную мелодраму категории Б. Фильм медленный, тягучий, лишенный драматических перипетий, взлетов и падений, отчаяния и надежд, герои не находятся под давлением обстоятельств, в нем мало событий. И главное — он совершенно лишен той сексуальной остроты с примесью садо-мазо, которой ждал зритель. Дело не в том, насколько откровенно там показан секс. Допустим, в «Основном инстинкте» или «Последнем танго в Париже» тоже гениталии не показывают, но там очень острые переживания. А уж после «Нимфоманки», в которой тоже есть сцены садо-мазо, так безвкусно снять «50 оттенков» — настоящее преступление. Фильм посмотрели многие мои друзья и знакомые, и все они отзываются очень скептически — ждали гораздо большего.
Причина успеха книги в трех составляющих. Во-первых, это история золушки, которую богатый любовник возносит «из грязи в князи» — люди любят такие сюжеты, потому что они воплощают их мечты. Во-вторых, в ней описаны во всех подробностях отношения в стиле садо-мазо, с детальным описанием всех инструментов и техник. Это такой таинственный мир, пугающий и влекущий, который в глубине души возбуждает каждого человека. В-третьих, в книге максимально откровенные сцены. Скажем прямо, «50 оттенков серого» — это качественное литературное порно, а порно коммерчески провальным не бывает. Теперь о фильме. Первое: маркетинг, рекламная шумиха и удачное время релиза: 14 февраля как раз приходится на weekend. Проморолики с плетками и связанными девушками обещают зрителю острые эмоции, дескать, тут вы увидите тако-ое! В итоге зрители надеются, что фильм даст им те же эмоциональные ощущения, что и книга. Даже если они не читали, то предполагают, что там могло бы быть. А потом приходят в кинотеатр и убеждаются, что их обманули.
Виктория Балтина — психолог, специалист по семейным отношениям:
— На самом деле успех и фильма, и книги, однозначно, в пропаганде. То есть это специально созданная, раздутая история, в ней нет ничего такого, что невозможно найти в другом месте. Подобные романы люди давным-давно с удовольствием читают, просто не в таких масштабах.
С чем связана популярность таких фильмов, книг? Людям очень не хватает эмоций в жизни. Я сама ходила на показ этого фильма, было интересно посмотреть на реакцию людей, да и сам фильм любопытно было посмотреть, что же такое там всех влечет? Кстати, в основном на фильм идут женщины. Я думаю, что именно им больше всего не хватает эмоций, любовных эмоций, страсти, таких эмоций, которые зажигают, завораживают. Мы поэтому ходим, смотрим и черпаем оттуда что-то, переживаем, проживаем историю вместе с героями. Потом, может, что-то даже пытаемся привнести в свою жизнь, то, что особенно цепляет.
Что касается возрастных ограничений, раз фильм с таким содержанием, то проверять возраст зрителя стоит. Родители не всегда могут контролировать, куда пошел их ребенок, которому 14 - 15 лет. Поэтому, конечно, эта задача ложится на работников кинотеатров. Это как с продажей спиртных напитков или табачных изделий. Ну а каждый родитель должен вести какое-то сексуальное просвещение дома обязательно, чтобы создавать культуру у ребенка, чтобы у него было правильное восприятие, понимание этого.
Василий Корецкий — кинокритик, редактор журнала «Русский репортер»:
— У этого фильма вирусная популярность. Хотя на самом деле тех, кто прочитал книгу «50 оттенков серого», по которой снят фильм, в России мало, но про нее все слышали. Поэтому все так ждали фильм. Вообще, изначально книга была популярна среди женщин старше 50 лет, потому что она достаточно старомодная, у нее и старомодный сюжет. Даже с точки зрения жанра эротического романа она довольно устарелая. Для того, что существует сейчас, даже в мейнстриме, то, что существует в рамках «кино для взрослых», все достаточно скромно. Например, режиссер этого фильма Сэм Тейлор-Вуд до этого снимала фильмы, которые вообще были запрещены к показу. Так что «50 оттенков серого» — обычное кино. Ничего такого нет в сюжете, ничем он не отличается от женского романа. Это гламурная, ванильная история, и хоть она и заявлена как садо-мазо, на самом деле ничего такого в нем нет.
Да, для такого фильма нормально такое количество сеансов, так как аудитория у него большая. Ведь основной зритель любого голливудского фильма находится в возрасте от 18 до 25 лет. На это и рассчитывают создатели фильма.
Иван Петухов — победитель международного конкурса молодых сценаристов и режиссеров Jameson First Shot-2014:
— Фильм я этот не смотрел и, если кто-то не заставит, вряд ли это сделаю. Понимаю, что кому-то это интересно, но я вряд ли целевая аудитория. Что касается успеха, я очень рад за его производителей, тем более, насколько я знаю, киностудия Trigger Street Productions, с которой я работал во время конкурса Jameson First Shot, сыграла очень большую роль в этом, поэтому, повторюсь, я за них рад. Однако для меня это в первую очередь маркетинговый проект, и такой шум вокруг него — результат успешной раскрутки, успешной продажи, подачи проекта.
Фильм «50 оттенков серого» снят по очень успешному роману, соответственно, в нем уже изначально был заложен какой-то правильный, по мнению зрителя, заряд. Это скорее проект, чем кино с большой буквы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 113
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.