Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось подержать в руках денежные знаки, которые в самом скором времени могут войти в обиход в Донбассе. В народном совете ДНР подтвердили: меры по внедрению новых денег обсуждаются постоянно, так как запасы украинской гривны практически не пополняются. При построении собственной финансовой системы Новороссия, возможно, применит принципы исламского банкинга и так называемых гезеллевских денег.
По словам Рустама Давлетбаева, к деньгам Новороссии он никакого отношения не имеет: «Ко мне обратились как к консультанту, не более того» |
В ДОНБАСС ПРИДУТ «ГЕЗЕЛЛЕВСКИЕ ДЕНЬГИ»?
В Казани побывали деньги Новороссии. Корреспондент «БИЗНЕС Online» увидел их в руках приглашенного экономического эксперта Рустама Давлетбаева после лекции, прочитанной им в начале недели в Казанском федеральном университете об альтернативных финансовых системах.
Купюры были сложены в разноцветную пачку и внешне напоминали то ли лотерейные билеты, то ли подарочные сертификаты.
— Что это? — спросил корреспондент «БИЗНЕС Online», никогда не видевший, как выглядит валюта непризнанных республик на востоке Украины.
— Это деньги Донбасса. Вернее, их образец... — ответил Давлетбаев. — Но они пока не утверждены, поэтому говорить о них преждевременно.
— А когда можно будет говорить?
— Наверное, не раньше, чем эти республики получат реальный суверенитет, — пожал плечами Давлетбаев.
На лицевой стороне изображен Георгий Победоносец, пронзающий на всем скаку змею |
Купюры были не очень крупными — не больше памятных многим «переходных» рублей периода правления Ельцина. Номиналом 5, 25 и 100. Какое-либо название валюты отсутствовало — вместо этого лаконичная надпись гласила: расчетный знак. Зато на лицевой стороне красовался Георгий Победоносец, пронзающий на всем скаку змею (намек на герб Москвы?), а на обороте — двуглавый орел без корон (как, впрочем, и на банкнотах Банка России).
По словам Давлетбаева, к деньгам Новороссии он сам, по сути, никакого отношения не имеет: «Ко мне обратились как к консультанту, не более того».
Впрочем, один тот факт, что консультация Давлетбаева оказалась востребована создателями денег Новороссии, красноречив сам по себе. Дело в том, что башкирский экономист Давлетбаев считается специалистом по так называемым свободным деньгам Сильвио Гезелля, иногда используемым в качестве антикризисной меры. Сам Давлетбаев несколько лет назад успешно применил их в умирающем башкирском селе Шаймуратово, отчего российский аналог гезеллевских денег получил название шаймуратиков.
Особенностью этой валюты является то, что она «стареет», если ее не тратить, то есть со временем теряет в стоимости. Это вынуждает держателей гезеллевских денег не накапливать их, а постоянно запускать в оборот, что, в свою очередь, стимулирует экономику и позволяет выйти из кризиса.
Экономический кризис в Новороссии нагляден и не требует никаких доказательств: разрушенная войной инфраструктура, закрытые магазины и предприятия, дефицит денежной массы...
КОНЧИЛАСЬ ГРИВНА — РАСЧЕТЫ ИДУТ В РУБЛЯХ, ДОЛЛАРАХ И ДАЖЕ ЮАНЯХ
Разработкой денег для мятежных республик Донбасса занимается рабочая группа под руководством Сергея Данилова — юриста и бывшего кадрового военного. Об этом «БИЗНЕС Online» рассказал севастопольский общественник Дмитрий Полуденов. Именно при участии Полуденова в середине января этого года в Севастополе прошел семинар группы Данилова. Тогда же на заседании городского правительства, посвященного отправке гуманитарной помощи Донбассу, впервые была представлена новороссийская купюра достоинством в 25 расчетных знаков. Некоторые изображения этой купюры, а также более крупных номиналов разошлись по социальным сетям, но дальнейшего продолжения история тогда не получила.
— Я не официальный представитель группы Сергея Данилова, — сообщил «БИЗНЕС Online» Полуденов. — Я просто участвовал в организации встречи группы Данилова в Севастополе. Но как здравомыслящий человек я полагаю, что населению Новороссии было бы хорошо поддержать эту инициативу. Тем более что рабочая группа создана при народном совете ДНР.
— А чем могут быть обеспечены расчетные знаки Новороссии?
— Даже доллар в той массе, в которой он сегодня отпечатан, ничем не подкреплен. Да и гривна на сегодняшний момент, как мне кажется, ничем не обеспечена. При том что в самой Новороссии гривневой массы уже практически нет. Так что внедрение собственных расчетных знаков вполне возможно. Особенно теперь, когда начался диалог между Новороссией и официальным Киевом — это какое-никакое, но признание.
Исчерпание запасов гривны в Донбассе «БИЗНЕС Online» подтвердили сразу несколько местных предпринимателей. Бывшая владелица продуктового магазина в Донецке (в настоящее время магазин обанкротился), представившаяся в телефонном разговоре Юлей, сообщила, что из-за дефицита гривны расчеты между покупателями и продавцами здесь осуществляются в самых разных валютах: в рублях, долларах и даже юанях.
«Мы приспособились снимать деньги с карт через интернет, — рассказала «БИЗНЕС Online» Наталья Новикова, директор донецкого магазина «Ассорти». — Трудно, но мы все равно находим выход. У нас в магазине стоит обменный пункт от Нацбанка ДНР, и там вам поменяют на гривны все деньги: и рубли, и доллары, и евро».
Куда исчезает гривна? По мнению экспертов, она вымывается из непризнанных республик с каждым новым грузовиком картошки, расчеты за который производятся в валюте Украины. А пополнять ее нечем — последний раз денежную массу завозили из Киева в Донбасс в начале прошлого года. В результате на руках донецких жителей остались преимущественно ветхие и изношенные купюры. Поэтому и возникла идея подкрепить их новенькими расчетными знаками Новороссии.
Говорят, что группа Данилова собирала средства на первую партию донецких денег в интернете. Здесь и сейчас можно найти страничку «вольного казака» Данилова с рассказом о финансовой системе Новороссии. В результате, как следует из информации, появившейся в соцсетях, собрали около миллиона рублей: «Этого хватило на первую партию».
По неподтвержденной информации, эту партию отпечатали в Китае, а потом перевозили в ДНР на грузовиках. Но все равно, по словам Полуденова, отпечатано только 5% от необходимой денежной массы.
«ДУМАЕМ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ»
Нам удалось дозвониться за официальным комментарием до Бориса Литвинова, который в недавнем прошлом занимал пост председателя Верховного совета ДНР. Ныне он депутат народного совета ДНР, член комитета по бюджету и финансам. Звонок корреспондента «БИЗНЕС Online» застал его как раз выходящим с совещания, посвященного расчетным знакам Новороссии.
«Как раз 15 минут назад говорил по этому поводу с банкирами», — признался Литвинов «БИЗНЕС Online». По его словам, нехватка денежной массы в Донбассе сейчас составляет «как минимум процентов 50, а может быть, и больше».
— Думаю, что система расчетных знаков будет запущена, у нас другого выхода просто нет, — уверен он. — Хотя по этому поводу есть три мнения. Меньшинство полагает, что гривна останется в обороте, у нас все будет хорошо, мы «поженимся». Другая часть экспертов считает, что мы постепенно втянемся в рублевую зону. Но официально этого пока сделать нельзя, политически это весьма сложно. Поэтому с учетом вымывания денежной массы, которой в Донбассе становится все меньше и меньше, необходимо параллельно ввести так называемые расчетные знаки.
— А как они будут называться в конечном итоге?
— Предлагаются разные наименования. Например, рубль Новороссии. Сами по себе расчетные знаки ориентированы на переходный период. На Украине уже есть подобный опыт, я сам в 1992 году занимался купонокарбованцами. Я был членом комиссии по их введению в одном из районов Украины и хорошо помню параллельное хождение советского рубля и купонокарбованца. Возможно, по этому пути и мы пойдем. Я только что разговаривал с председателем Центрального банка ДНР: у нас на всю страну сегодня 88 отделений банков. Это немного. Нужно хотя бы отделений 300, чтобы система заработала.
— А с какого момента расчетные знаки Новороссии могут реально войти в оборот?
— По моему разумению, для этого потребуется где-то еще месяц. Здесь необходимо учитывать несколько факторов. Первый фактор: в стране должна сформироваться устойчивая банковская система. Но есть еще один фактор, более значимый — это регистрация на территории РФ нашей корпорации развития. Только при наличии этих двух условий можно вводить деньги Новороссии, вернее, не деньги, а расчетные знаки. На сегодняшний день товарная масса нашего внутреннего производства, по грубым подсчетам, составляет где-то 35 процентов, а 65 - 70 процентов товарной массы к нам импортируется. Нам нужен внешнеторговый агент — в виде корпорации развития. Эта корпорация могла бы аккумулировать на себе валютные поступления и производить расчеты с внешним миром. А под этот резерв мы можем и выпустить собственную денежную массу. Хотя в крайнем случае это можно сделать и так.
— Правду ли говорят, что расчетные знаки Новороссии могут быть гезеллевскими деньгами?
— Да, мы рассматриваем это вполне серьезно. Но не в полном варианте, без отрицательной ставки по кредиту. Вот сегодня как раз шел спор между нашими банковскими работниками — может быть, следует ориентироваться на пример исламских банков с их нулевой ставкой? К примеру, кто встроен в госпрограмму, тот и может кредитоваться под нулевую ставку, но только в реальном секторе экономики. Мы хотим выстроить так: банковская сфера — это не бизнес, а инструмент для развития реального сектора экономики.
Впрочем, не все в ДНР сегодня разделяют оптимизм Литвинова. Как рассказал «БИЗНЕС Online» Владислав Бриг — руководитель отдела международной информационной службы политотдела министерства обороны ДНР, внедрение собственных расчетных знаков произойдет в республике еще очень нескоро. «Мы это обсуждали, но отложили до неопределенного времени. В настоящее время производство не может работать, у нас массивное разрушение инфраструктуры. Живем в основном за счет гуманитарной помощи. Так что пока предприятия не заработают, пока не сформируется пенсионный фонд, не пойдут налоговые отчисления, говорить о своей валюте не приходится».
«БАТЬКА МАХНО ТОЖЕ СВОИ ГРОШИ ПЕЧАТАЛ»
О перспективе внедрения расчетных денежных знаков Новороссии корреспондент «БИЗНЕС Online» поговорил с экспертами.
Михаил Хазин — экономист, публицист, руководитель компании экспертного консультирования «Неокон»:
— Какой будет ситуация с деньгами в Новороссии, пока неизвестно. Я вижу три варианта. Если будут в полном объеме выполняться минские соглашения, то в данном случае на этой территории ходить будет гривна. Но я считаю, что шансов на это не очень много, поскольку появится масса проблем, с которыми всем придется столкнуться. Если же эти республики будут продолжать конфликтную ситуацию и все больше и больше сближаться с Россией, а на Украине произойдет очередной переворот и Порошенко сместят, тогда возможны разные варианты, в том числе и введение рублевого обращения.
А третий вариант состоит в том, что с гривной может не получиться, но и до введения рубля не дойдет. Тогда реально могут ввести новые деньги. Это могут быть «быстро стареющие» «свободные деньги», как их описывал экономист Сильвио Гезелль. Они могут быть очень полезными с точки зрения самостоятельной эмиссии, потому что позволяют решить вопрос обращения и уйти от ситуаций, когда они будут вымываться и использоваться для всякого рода «неправильных» операций, потому что будут быстро обесцениваться. По этому поводу есть масса интересных исследований и идей, наиболее известными из которых стали введенные в Башкортостане шаймуратики. И наконец, есть еще один вариант, при котором будут введены полноценные деньги и создан полноценный эмиссионный центр. Но для того, чтобы такая система работала, нужно, чтобы она опиралась на какие-то внешние доходы. Ведь самодостаточной экономика этих регионов явно не является. Но эти внешние деньги неизбежно будут вытеснять внутренние. Если Россия начнет оказывать крупномасштабную поддержку этим регионам, то там неминуемо начнет хождение рубль. Я напомню, что в начале 90-х практически во всех республиках СНГ, за исключением Прибалтики, рубль не просто ходил наравне с национальными валютами, но и был более устойчивой, более надежной валютой. Так что либо вернется гривна, либо придет рубль, либо при одновременном хождении рубля и гривны будут еще и местные, гезеллевские деньги, через которых будет осуществляться поддержка всякого рода мелкой торговли.
Наталья Новикова — директор магазина «Ассорти», Донецк:
— Вы знаете, мы приспосабливаемся. Как все русские люди, которые к любой ситуации приспосабливаются. Денег, скажем так... не совсем уж очень не хватает. Легче ли нам будет работать, когда появятся деньги Новороссии? Будет легче, если их будет достаточно на руках у покупателей.
У нас сейчас такой период, когда мы сами не знаем, как что будет. Поэтому за электричество мы платим по карточке через интернет украинским электросетям. За воду и газ мы платим здесь наличными деньгами. Что произойдет, если в ближайшее время у нас этих денег Новороссии не появится? Я как руководитель не ощущаю нехватки гривны. Что будет в дальнейшем, мне трудно предполагать. Не зная о количестве гривны у нас, я не могу ответить на этот вопрос. Если гривны достаточно, то ничего не произойдет, если ее мало, то будет трудно в расчетах.
Михаил Чечетов — кандидат экономических наук, доктор наук по государственному управлению, профессор. Экс-депутат Верховной рады Украины, заместитель руководителя фракции «Партия регионов»:
— Все разговоры о каких-то деньгах Новороссии — это глупость, это политическая игра! На территории Донецкой и Луганской областей, как и на всей территории Украины, есть только одна государственная валюта — украинская гривна. В период гражданской войны на Украине батька Махно свои гроши печатал. Печатали все кому не лень! И сейчас возвращаться к тем временам — просто смешно. Это политическая авантюра, которая не имеет под собой реального экономического обоснования. Валюта одна — гривна. Несмотря на то что сейчас часть территории Донбасса находится в зоне боевых действий, гривна функционирует и там. Попытка ввести там какую-то квазивалюту обречена на провал.
Олег Царев — председатель парламента Новороссии:
— Я хотел бы отметить, что пока официальное решение о вводе этих денег не принято. Ни Донецкий, ни Луганский парламент, ни парламент Новороссии этот вопрос не рассматривали. Но Новороссии надо каким-то образом решать вопрос отсутствия денег. И этот вопрос можно решать по-разному. В рамках минского соглашения Украина обязана вернуть банки, которые были отозваны по решению Порошенко. И у них было указание не только прекратить работу, но и уничтожить наличную гривну, если она была в этом банке. И поэтому сейчас там не работают расчетные счета, там все взаимозачеты проходят наличными. Возвращение украинских банков записано в минских соглашениях, Франция и Германия взяли на себя обязательство помочь в этом процессе. А второй путь — это внедрение собственной валюты. Но мне кажется, надо сначала понять, будут ли работать минские соглашения, и только потом, если они не будут работать, принимать решение о вводе собственных денег. Так что мы сначала должны принять решение об их вводе в оборот и только потом обсуждать, в какой они будут зависимости от рубля, доллара или евро. Наверное, это будет зависеть от спроса и предложения.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 105
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.