Евгений Богачев
Евгений Богачев был замминистра бытового обслуживания ТАССР, когда Гумер Усманов возглавлял Татарский обком КПСС

ВСЕ НАПРЯЖЕННО СЛУШАЛИ УСМАНОВА, МУХА НЕ ПРОЛЕТИТ

Я был заместителем министра бытового обслуживания ТАССР, когда Гумер Усманов возглавлял Татарский обком КПСС, он был сильным руководителем, что во главе Совета министров республики, что в обкоме. Я частенько подменял своего министра на заседаниях Совмина, так там все напряженно слушали Усманова, муха не пролетит. Компетентный руководитель, всегда ставивший конкретные задачи. Особенно силен он был в сельском хозяйстве и промышленности. И когда я уже был министром, Усманов всегда мне помогал, да он всем помогал по обеспечению материалами, сырьем — тогда все было плановым. И моему министерству по плану нужно было давать рост производства на 20 - 30 процентов в год! Сейчас плачем над цифрами в 0,5 процента, 0,6, а бытового обслуживания как такового практически нет. И под наши тогда планы были нужны материалы, так Усманов при мне звонил и в ЦК КПСС, и в Советы министров РСФСР и СССР, кого только из своих друзей-знакомых не подключал, чтобы мне, министру, помочь. Это было необычно. И эта помощь была не теоретической (ну, отругал, пожурил, проверил), а практической, он даже изредка сам проводил у нас оперативки! И мы выполняли свои планы в сфере обслуживания, строили дома быта. Приятно было об этом докладывать, приятно было за это получать хорошую оценку от Усманова, он к тому же неоднократно посещал наши конкурсы, выставки. Получали за работу почетные знамена...

Усманов был не просто чиновник, он сам подключался к ежедневной работе для того, чтобы наша республика была на хорошем счету в области экономики прежде всего. Работал не ради денег, не ради славы... Его стиль управления — это единоначалие, авторитарный стиль, жесткий. В отношении меня — товарищеский, получал от него поддержку всегда... У него все было ради дела — да, жестко, зачастую головы летели, но справедливо. Великий руководитель.

ОН ПОНЯЛ, ЧТО ГОРБАЧЕВ ВЕДЕТ ДЕЛО НА РАЗВАЛ ПАРТИИ

А в Москву его взяли, потому что республика у нас была передовая. Потом прилетал в Казань на специальном самолете с охраной. Работая в Москве, Усманов хотел сделать меня министром бытового обслуживания РСФСР, даже согласовал мою кандидатуру в ЦК КПСС. Я тогда был депутатом Верховного Совета РСФСР, вот он и хотел видеть в Москве министра из своей республики, своего человека в ближнем окружении, кого он хорошо знает... Тогда министр Студенков уходил на пенсию, и он сам хотел видеть меня своим преемником, так как наше республиканское министерство было передовым. Добро на мою кандидатуру было получено в течение месяца. Но я не рвался в Москву, сам отступал, уже видел, к чему дело идет — «500 дней» (программа Григория Явлинскогоприм. ред.), рыночная экономика... Понимал, что в таких условиях российское министерство вряд ли уцелеет или превратится в абсолютно бумажную фикцию.

...Позднее, в кулуарах, Гумер Исмагилович рассказывал мне, как он понял, что Горбачев ведет дело на развал партии. Думал, либо это такое испытание, либо реальная позиция генсека — отобрать власть у КПСС. Выступал Усманов и против Бориса Ельцина, видел я то его выступление по телевизору. Очень нервным был Усманов при этом, что для него было необычным. Видимо, потом это выступление ему аукнулось.

Гумер Усманов, Минтимер Шаймиев и Фикрят Табеев

А УСМАНОВУ УЖЕ ДОЛОЖИЛИ ИЗ ТИПОГРАФИИ!

Я и после поддерживал отношения с Усмановым, мы были соседями по даче на Волге, летом постоянно виделись. Я многому у него научился по ходу совместной работы, как и затем с Минтимером Шаймиевым. Надо было просто добросовестно выполнять свою работу, не зря ходил анекдот, что министр как муха — и того и другого легко было прихлопнуть газетой. Никакой разницы нет. Если, скажем, в «Правде» появлялась критическая статья про нашу республику, про какое-то министерство, то в 90 процентах случаев министра снимали.

Один раз в центральной прессе появился материал о великолепной работе моего министерства, приезжал к нам из Москвы корреспондент. Я еще не успел прочитать эту статью, интернета тогда не было, как и «БИЗНЕС Online», а Усманову уже доложили из типографии! Тут же мне позвонил, разыскал, мобильных тогда тоже не было, я был в гостях. Вызвал меня к себе, обнял. Ты, говорит, читал статью? Нет, говорю, но интервью у меня брали, месяц назад дело было. Да ты что, говорит, такая хорошая статья, так приятно читать такие вещи про нашу республику.

shakirzyanov_101_7_b.jpg
Гумер Усманов (справа)

ВСЕ У НАС БЫЛО СВОЕ, НИКАКИХ КИТАЙСКИХ ТРЯПОК

Как он переживал за свои дела, а говорят — застой... Борьба шла за рост производства товаров, за рост промышленности, все у нас было свое, никаких китайских тряпок! И речи не было про импортозамещение, полно было своего. Гордость была за страну.

А однажды меня пригласили в Москву, на телевидение, на Первый канал, на какой-то круглый стол. Показали наше Сарманово, деревня ведь, а такие вещи там делали, начиная от свадебных сундуков и кончая норковыми шубами, выделкой овчин. И Сарманово показывает центральное телевидение! Представляете?! Тогда телевидение не было круглосуточным. И с какой гордостью на это отреагировал Усманов!

Тогда в республике все было на высоте: и самолеты, и вертолеты, и бытовое обслуживание. Еще раз скажу, великий человек, жаль, что так рано он ушел с руководящих должностей. Его преемником, конечно, могу назвать Шаймиева, он был при Усманове заместителем председателя совмина ТАССР, потом председателем, наконец, секретарем обкома. У них были дружеские, хорошие отношения, они постоянно были рядом. Была преемственность. Других назвать не могу, их просто не было, насколько я понимаю...

Хороший был человек Усманов, пускай и крутой, это про характер, время такое было, нужно было работать. Еще недавно у его детей спрашивал в Боровом Матюшино, как дела у отца? Сказали, все нормально...