ABD_5416.jpg
Дмитрий Иванов: «Задача всех интерактивных центров мира — удивить маленького человека, разбудить интерес к науке»

«В ТАТАРСТАНЕ НУЖНО СОЗДАВАТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ,
КОТОРЫЙ ВОСПИТЫВАЕТСЯ С ДЕТСТВА»

— Дмитрий Геннадьевич, расскажите о себе. Где вы родились и учились? Как вы пришли к созданию музея?

— Я родился и вырос в маленьком городе Кентау, который расположен в южном Казахстане в Чимкентской области. Мой родной город расположен в 2,5 тысячах километров от Казани. Тогда я не знал, что судьба меня так плотно свяжет и с Татарстаном, и с Казанью. Мой отец был инженером-механиком, а мама работала крановщицей. После окончания школы я учился в Ленинградском военно-механическом институте имени Устинова, люди из оборонной промышленности хорошо знают его как «Военмех». Из стен моего института вышло много талантливых инженеров, в том числе знаменитых генеральных конструкторов, много сделавших для надежной обороны нашей страны, требования к студентам были очень серьезные: там было непросто, но интересно учиться. Учился я по специальности «ракетостроение», поэтому очень люблю ракеты, самолеты и другую сложную и красивую технику.

После учебы в Ленинграде я попал по обмену в первую группу студентов, которая поехала получать второе высшее экономическое образование в университете в Заполярном норвежском округе, выучился по специальности «международный бизнес». И с середины 90-х годов я плотно работаю в сфере международных проектов между Россией, в частности, Татарстаном, Зеленодольским судостроительным заводом имени Горького и всем миром. Я занимаюсь поставками титанового литья и других продуктов, сделанных из титана для промышленного применения. Титан — это уникальный материал космического века, без которого не существует ни современных самолетов, ни современных ракет, ни современных подводных лодок. Как известно, в каждом «Боинге» или «Эйрбасе» примерно 50 процентов титановых деталей сделано из российского титана.

— Что вас подтолкнуло к открытию Дома занимательной науки и техники?

— Много лет своей жизни я провел в командировках в Татарстане. Прирос всей душой, можно сказать, к республике, мне очень нравится и Казань, и Зеленодольск, у меня здесь очень много друзей. Именно поэтому я решил, что если делать проект интерактивного центра, то делать его нужно в Казани. Эта мечта появилась у меня достаточно давно, наверное, лет 16 назад, когда я живьем увидел, как это работает на моих собственных детях в интерактивном научном центре в Копенгагене. У меня трое детей, мы провели в этом центре почти целый день, и дети оттуда уходить не хотели. И тогда я подумал о том, что нужно сделать что-то похожее и у нас в России. Спустя много лет мы собрали команду единомышленников, увлеченных энтузиастов и открыли Дом занимательной науки и техники.

Привить интерес к науке и технике в наше время очень сложно. У нас появился всесильный интернет, появились различные гаджеты, мобильные телефоны и планшеты, и неожиданно то, что в моем детстве было самым интересным, например, книги, стало, скажем так, в ряду всего остального. Гаджеты — это очень привлекательная вещь, ими проще пользоваться: чтобы получить какой-то результат, нужно меньше усилий. И задача всех интерактивных центров мира — удивить маленького человека, разбудить интерес к науке, тем самым изменить мировоззрение детей, чтобы они сделали для себя вывод, что заниматься наукой, изучать сложные предметы, такие как математика, физика, химия, увлеченно работать с техникой во всех ее проявлениях — это интересно и круто!

«Недавно у нас появился вертолет Ми-2, в скором времени мы установим настоящий космический корабль»

— В России есть подобные музеи?

— В России сейчас появляются интерактивные центры, и это очень здорово. В Советском Союзе в Ленинграде до войны успешно работал прекрасный проект — Дом занимательной науки под руководством профессора Перельмана, нашего великого популяризатора науки. К сожалению, после блокады центр уже не был восстановлен (Перельман скончался от общего истощения, вызванного голодом, 16 марта 1942 года в блокадном Ленинградеприм. ред.). На перельмановских книжках занимательной математики и физики учились и продолжают учиться целые поколения наших ребят.

— Что вы позаимствовали у Дома занимательной науки Перельмана?

— Мы позаимствовали самое главное — философию и идеологию, там сложные вещи объясняли простым и интересным языком. Это самый, кстати, сложный момент в нашей работе. Доходчиво объяснить сложные процессы очень и очень нелегко. Еще мы стараемся использовать в нашей работе экспонаты, про которые прочитали в книгах Перельмана. Например, у нас есть щетка, которая демонстрирует момент сложения силы.

— И все-таки, почему вы открыли интерактивный центр в Казани, а не в Санкт-Петербурге, где и был первый Дом занимательной науки?

— Посмотрите на наш логотип, это шестеренка — универсальный символ техники и машиностроения. В каждом из зубцов этой шестеренки можно увидеть пиктограммы, которые показывают различные направления техники. В Татарстане и, в частности, в Казани есть все: и заводы, и сельское хозяйство, и электроника, и судостроение, и самолетостроение, есть нефтяная промышленность, авто- и вертолетостроение. Выходит, что в республике работает огромный конгломерат уникальных, сложных в техническом плане производств. Даже сельское хозяйство сегодня работает на спутниковой связи — в республике применяются спутниковые технологии, которые позволяют вносить правильное количество удобрений, сеять точно по линейке, чтобы ни одно зернышко не пропало. Учитывая, что в Татарстане существует такая сложная промышленность, здесь нужно создавать тот человеческий потенциал, который воспитывается с детства. Чтобы все эти отрасли промышленности функционировали, важно, чтобы своевременно появлялись толковые инженеры, ученые, высококвалифицированные рабочие. Именно поэтому мы решили сделать наш Дом занимательной науки и техники в Казани.

— Вы сами живете в Казани?

— Я живу частично в Казани, частично в Санкт-Петербурге, часто приходится ездить в Норвегию и другие страны. Но здесь, в Казани, у нас работает очень увлеченный коллектив. 25 талантливых сотрудников постоянно работают над тем, чтобы все это крутилось и работало.

«25 талантливых сотрудников постоянно работают над тем, чтобы все это крутилось и работало»

«МЫ НАШЛИ КНОПКУ, КОТОРАЯ ВКЛЮЧАЕТ ИНТЕРЕС К НАУКЕ И ТЕХНИКЕ»

— Какие задачи вы перед собой ставите?

— У нас есть две сверхзадачи. Первая: чтобы у каждого ребенка Татарстана, неважно, где он живет, была возможность регулярно приходить к нам в гости и познавать новое. Мы хотим, чтобы ребенок к нам приходил хотя бы раз в квартал на протяжении многих лет. Для этого мы регулярно обновляем экспозицию, готовим новые научные шоу, придумываем новые научные фестивали, чемпионаты и праздники. Мы выдумываем новые вещи для того, чтобы детям хотелось сюда приходить регулярно.

Наш идейный вдохновитель и почетный руководитель проекта, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Георгий Михайлович Гречко, кстати, он тоже учился в ленинградском «Военмехе», в детстве ходил в Дом занимательной науки Перельмана регулярно. Благодаря его активной помощи и поддержке мы решились все-таки делать этот проект. Георгий Михайлович всегда прямо говорит везде, что стал инженером, работал вместе с Сергеем Павловичем Королевым, рассчитывал траекторию первого спутника Земли, участвовал в подготовке запуска в космос Юрия Алексеевича Гагарина, стал заслуженным космонавтом, три раза слетал в космос, стал доктором физико-математических наук, совершил научные открытия, только потому что еще мальчишкой, до войны, стал ходить в Дом занимательной науки профессора Якова Исидоровича Перельмана.

Георгий Михайлович говорит, что его поразило то, насколько простыми средствами его удивила наука. Это стало тем самым толчком, который привел его к тому, что он стал инженером. Он нас постоянно поддерживает, я ему регулярно рассказываю, что у нас тут происходит, мы очень ждем его в гости. Ему уже 83 года. Поэтому, к сожалению, не всегда, когда хочется приехать, он может это сделать. Но он всегда живо интересуется тем, что у нас происходит, участвует в нашей работе, радуется нашим успехам, говорит: так держать, только вперед!

Так вот, когда ребенок заходит сюда и у него загораются глаза — значит, мы нашли ту самую кнопку, которая включает интерес к науке и технике!

— А вторая задача?

— Вторая сверхзадача: сделать так, чтобы наш Дом занимательной науки и техники стал одним из лучших интерактивных центров всей России, чтобы люди ехали к нам, потому что у нас есть изюминка, фишка. А у нас эта фишка есть, и не одна!

Например, только у нас есть настоящий реактивный самолет Л-29, экспериментальный самолет КАИ-81, настоящий дельтаплан и яхта. Недавно у нас появился заслуженный вертолет Ми-2, в скором времени мы установим настоящий космический корабль. И в каждом из этих экспонатов наши посетители могут все изучить, потрогать руками, посидеть в кресле летчика, представить себя моряком или космонавтом.

Мы хотим сделать Дом занимательной науки и техники центром научного туризма, еще одной яркой и привлекательной достопримечательностью Казани и Татарстана.

«Мы начинали с одного научного шоу, а теперь их уже 10»

«МЫ НЕ МОЖЕМ ПОСТОЯННО ПУСКАТЬ ПОСЕТИТЕЛЕЙ БЕСПЛАТНО,
ИНАЧЕ МЫ БЫСТРО ЗАКРОЕМСЯ»

— Вы говорили, что были в подобных музеях на Западе. Как у них все организовано?

— В марте прошлого года я был на всемирном конгрессе интерактивных центров, он проходил в Бельгии. Там были интерактивщики всего мира: от Японии до Индии, около тысячи человек из 58 стран. Мы были единственными представителями из России. Я разговаривал с директором Калифорнийского технического музея в Лос-Анджелесе. У него в экспозиции сейчас находится космический челнок «Индевор», представляете? Это громадный космолет, который летал в космос 25 раз. А у нас в экспозиции стоит самолет Л-29, совсем маленькая «птичка». Но мы с ним говорили на равных, потому что проблемы у нас одни и те же: как это показать детям, как это сделать интересным.

Когда мы собирались создавать свой проект, мы, конечно, посмотрели, что производится в мире. И поняли, что это очень дорого. Можно было купить яркие экспонаты в Германии или в Англии, но это очень дорого. Мы пришли к выводу, что нужно научиться делать экспонаты самостоятельно. И поступили правильно. Да, экспонат из Германии может быть ярким, но он очень быстро сломается, а если ты его не делал сам, то уже не сможешь починить или улучшить. Поэтому большинство наших экспонатов сделано своими руками в Татарстане.

В Арабских Эмиратах есть интерактивные центры, которые насчитывают 15 - 20 тысяч квадратных метров площади. Осенью я был в Китае, в Шанхайском научном центре, там огромное красивое современное здание на 55 тысяч квадратных метров. Я был в огромных центрах и был в маленьких... Я рад, что у нас есть сейчас тысяча квадратных метров, на которых мы работаем, развиваемся, и нам есть куда расти!

Главная особенность — во всех этих странах огромную роль в развитии работы центров играет государство. Все эти музеи пользуются серьезной государственной поддержкой, особенно на начальном этапе становления. Обычно государство берет на себя от 30 до 80 процентов финансирования, предоставляя здание, хорошие условия труда для сотрудников. Вообще, своей работой мы решаем серьезную государственную задачу — каждый рубль, вложенный в нашу работу, приносит огромную долгосрочную отдачу для страны.

— А у нас как государство себя ведет?

— Государство нашу работу поддерживает. Мы пользуемся постоянной поддержкой министерства образования и науки, министерства промышленности, президент Татарстана знает о нашей работе. У нас в экспозиции представлен его подарок — тренажер КАМАЗа. С помощью правительства республики в сотрудничестве с Роскосмосом мы готовим установку в экспозицию уникального экспоната, исторического «Олимпийского» спускаемого аппарата космического корабля «Союз».

— Помогают ли вам татарстанские предприятия?

— Да, конечно, например Азат Муртазович Хаким передал нам в экспозицию самолет Л-29 и вертолет Ми-2, большую помощь оказывает компания «МВЕН» и лично Виктор Степанович Ермоленко. Казанский вертолетный завод нам помогает — кульманы, которые стоят в детском опытном конструкторском бюро нашей аэрокосмической лаборатории, были привезены из конструкторского бюро КВЗ. Большое спасибо Вадиму Александровичу Лигай, надеемся на помощь КВЗ в работе по винтокрылой тематике, будем ждать казанский вертолет «Ансат» в экспозицию. Есть хороший контакт с КАПО имени Горбунова, мы рассчитываем в будущем на более плотное сотрудничество с заводом по самолетной тематике. Отдельное спасибо руководителю компании «Аэрокон» Владимиру Николаевичу Малышеву, надеемся на дальнейшее развитие рааботы по теме летающих роботов-мультикоптеров. Нас серьезно поддерживает компания «Мелита», которой принадлежит здание, выделяет нам дополнительные площади, тем самым снижая нагрузку по аренде помещения и раскрывая возможности для организации новых научных и технических лабораторий. За это личное спасибо Гумерову Раису Хафизовичу. Нам оказывают поддержку вузы республики, в частности, КНИТУ-КАИ имени Туполева, ДОСААФ, федерация парусного спорта РТ и многие другие.

Мы высоко ценим поддержку всех предприятий и партнеров, даже нет возможности упомянуть всех тех людей, которые нам помогают, иногда они помогают нам без лишней огласки, в качестве благого полезного дела. Всем нашим партнерам огромное спасибо за помощь, и мы будем и дальше трудиться с полной отдачей, чтобы оправдать их доверие, надеемся, что количество партнеров нашего проекта будет неуклонно расти.

— Для вас это бизнес?

Существует такое мнение, что мы коммерсанты, работаем ради выгоды и дохода. Но это не так — все, что мы зарабатываем, идет на покрытие расходов, на создание и развитие новых прорывных направлений работы с детьми. Без лишней скромности могу сказать, что наша команда создала уникальные технологии работы с детьми и родителями, увлекательные и необычные схемы популяризации отечественной науки и техники. Мы говорим с нашими гостями на особом, понятном детям и взрослым языке, пробуждая интерес к научным знаниям.

Мы надеемся, что когда-нибудь у нас перестанет болеть голова о том, как заплатить за аренду, как заплатить зарплату сотрудникам, а ведь люди у нас работают уникальные. И мы сможем полностью сфокусироваться на наших главных задачах, связанных с работой с детьми.

Часто родители приходят и говорят, что неплохо было бы, чтобы вход был бесплатным. Я считаю, что это было бы просто здорово! Но сделать проект социально доступным возможно только благодаря совместной работе государства, неравнодушных руководителей предприятий, предпринимателей и Дома занимательной науки и техники.

Наши двери всегда открыты для заинтересованных партнеров и единомышленников, для людей, понимающих, что для российской промышленности и науки нужно заранее и качественно готовить кадры. Разработанные нами методики являются результативным инструментом в сложном образовательном процессе. Мы помогаем детям определиться с правильным отношением к учебе и впоследствии с выбором будущей профессии. Причем для нас важны абсолютно все дети, как отличники, так и троечники. Мы делаем ставку на полезный интерес.

Мы, безусловно, делаем скидки, работаем с детьми-инвалидами, со сложными детьми, попавшими в трудную ситуацию. Но, к сожалению, мы не можем постоянно пускать посетителей бесплатно, иначе мы быстро закроемся, а этого делать никак нельзя. Кстати, Георгий Михайлович Гречко сделал особый акцент на том, чтобы мы работали со всеми детьми, включая трудных детей, тех самых хулиганов. Если мы хотя бы одного, трех, десять из них с улицы приведем на достойную работу или в науку, это будет огромный результат. И плюс, как он говорит, в космос паиньки не летают. Если энергию детей, склонных к риску, направить на полезное дело, это даст хороший результат.

«Посетители могут все изучить, потрогать руками, посидеть в кресле летчика, представить себя моряком или космонавтом»

«У НАС ЕСТЬ САМОЛЕТ, ВОЗЬМЕТЕ?»

— Какова сейчас площадь Дома занимательной науки?

— Общая площадь — примерно тысяча квадратных метров. Экспозиционная площадь — около 700 квадратных метров, и 300 квадратных метров — это площадь лабораторий: аэрокосмической, робототехнической, лаборатории трехмерного программирования, лаборатории-мастерской и радиотехнической медиалаборатории. В ближайших планах создание полноценной естественно-научной лаборатории, лаборатории материаловедения, лаборатории лингвистики и литературы.

— Сколько всего насчитывается экспонатов?

— У нас переменное количество экспонатов, учитывая, что некоторые экспонаты бывают на выезде или только готовятся к экспозиции, то примерно около 70. Некоторые экспонаты находятся на модернизации, мы их усиливаем, улучшаем. Стараемся, чтобы какой-то определенный процент новых экспонатов регулярно вливался в этот круговорот.

— Что значит «экспонат на выезде»?

— Мы иногда выезжаем в школы, на предприятия. Мы накопили хороший опыт по проведению научных фестивалей и планируем их проводить не только в Казани. Учитывая, что Татарстан — это большая республика, то многим ребятам сложно добираться из районов до Казани, особенно зимой, это целая эпопея. Поэтому нам, конечно, очень хотелось бы иметь свой собственный научный автопоезд. Чтобы мы могли, взяв с собой определенный набор экспонатов, лаборатории и научное шоу, выехать в районы Татарстана как это делает цирк-шапито, и там, на месте, разворачиваться и устраивать научный праздник для всех детей из близлежащих селений. Мы не знаем, где живет будущий главный конструктор новой ракеты, которая полетит на Марс, не обязательно, что он растет именно в Казани, а, скорее всего, он растет в каком-то селе. Это те мальчишки и девчонки, у которых могут быть совершенно интересные мысли, нужно найти такого человека и дать ему возможность раскрыться.

Еще мы мечтаем о собственных научных автобусах, чтобы решить проблему доступности Дома занимательной науки и техники для детей из дальних районов Казани и республики.

— Кто производит эти экспонаты?

— Производятся экспонаты в Казани в нашем специальном подразделении, которое мы красиво назвали центром высоких технологий «Алга». Производство экспонатов — это очень увлекательная вещь. Мы должны экспонат сначала придумать, возможно, где-то подсмотреть. Потом его необходимо сконструировать, изготовить, испытать, сделать безопасным, интересным и очень прочным. Ведь энергия детей безгранична!

ABD_5355.jpg
«В конце января мы успешно провели первый в Татарстане чемпионат по бумажным самолетам»

— Как вам достался самолет?

— Когда мы пришли в гости к Азату Муртазовичу Хакиму и рассказали ему о том, чем мы занимаемся, он сразу все понял и спросил, чем я могу вам помочь. Мы сказали, что хотим, чтобы в нашей экспозиции стоял настоящий самолет. Он сказал: такой самолет есть, возьмете? Мы подумали и сказали, что возьмем. Сложность состояла в том, что самолет стоял далеко за пределами города, надо было его привезти и установить на второй этаж, под крышей. До сих пор многие люди спрашивают, а как вы его туда занесли — двери маленькие, а самолет большой. Пришлось его, что называется, на руках заносить. Вначале по кусочкам разобрали самолет, потом собрали и отмыли.

А это очень сложный процесс. На самолет наносится прочная авиационная краска. Пришлось придумать специальную технологию, по которой приходилось работать по ночам — днем ведь у нас посетители. Когда мы сняли краску, обнаружилась суперинтересная вещь: на хвостовом отсеке самолета мы нашли выцарапанные фамилии двух летных групп летчиков, которые учились летать на этом конкретном самолете. И, что вполне вероятно, вышли на этом самолете в свой первый полет. Получается, у нас в экспозиции стоит исторический артефакт. Мы ищем летчиков 4-й и 5-й летных групп, летавших в учебном летном центре в Куркачах, фамилии которых нацарапаны на фюзеляже нашего Л-29 : Исмагилов, Шига, Серов, Фисюнов, Лашкин, Камалеев, Дубынин, Садыков, Ханипов, Щетинкин, Колесников и Фаррахов, чтобы устроить интересную встречу с нашими юными посетителями.

Люди, как правило, стараются нам помочь. Когда Дому исполнился год и к нам пришел президент, он тоже все посмотрел, все сам попробовал, сказал, что дело делаем стоящее, и сразу оказал реальную помощь.

— А вас есть какие-то любимые экспонаты?

— У меня их много. Один из самых любимых — самолет Л-29. Люблю стул йога с 800 гвоздями. На нем очень приятно отдохнуть.

Также у нас есть такой экспонат, как автомобиль «Ока» , в котором через прозрачные панели видно его устройство. На таком примере можно изучить, как, например, работает стеклоподъемник в автомобиле. Дети в него забиваются целыми экипажами, и для них совершенно не важно, что машина стоит на месте. Они в этой «Оке» уезжают при помощи своего живого воображения куда хотят.

Совсем новый и очень красивый экспонат, который вскоре появится в экспозиции, — это «рабочая лошадка» и «летающая парта» целых поколений наших вертолетчиков, заслуженный вертолет Ми-2.

Особый экспонат, на который мы возлагаем большие надежды, — это первый сегмент детской космической станции. Осенью мы открыли первый в Татарстане юношеский центр подготовки космонавтов при нашей аэрокосмической лаборатории, объявили набор детей в первые отряды юных космонавтов. Дети под руководством наших преподавателей строят эту космическую станцию своими руками, попутно изучая основы инженерного искусства, историю и практику отечественной космонавтики. Надеемся, что в ближайшее время мы поедем с ними на космодром Байконур посмотреть на запуск настоящей ракеты в космос.

— Какой экспонат самый дорогой?

— Ну, наверное, в какой-то степени даже бесценный экспонат — это столетнее пианино, сделанное мастером в Германии, которое стоит у нас на первом этаже. Его мы нашли в сложном, запущенном состоянии, много сил пришлось потратить на восстановление. Дорого оно не по тому, сколько стоит. А потому что из него удалось сделать хорошо звучащий инструмент и интересный экспонат, объясняющий, как работает сложный механизм. Это пианино выжило несмотря на то, что на нем играют тысячи детей, и не все из них имеют музыкальное образование.

53884.jpg
«К нам приходил президент Татарстана. Он попробовал почти все, лично порулил нашей «Окой», поднял сам себя на полиспасте, сделал и запустил в полет свой собственный бумажный самолет»

«ЧЕМ ИНТЕРЕСНА НАУКА ВЕЩЕЛОГИЯ»

— Какие научные шоу проводятся в Доме занимательной науки и техники?

— Формат наших научных шоу позволяет нам в яркой, игровой форме вовлечь детей в необычный активный процесс получения знаний и проведения собственных экспериментов. Каждое шоу длится примерно 40 минут, и каждую минуту происходит что-то интересное и неожиданное, всем участникам приходится, что называется, включать голову и искать ответы на нетривиальные вопросы, отсидеться никому не удастся — все, и дети, и взрослые, вовлечены в активную работу.

— Кто ведет научные шоу?

— В нашем Доме работает целый коллектив профессоров, например профессор Розеткин, профессор Циферка, профессор Атомщик и другие молодые, артистичные, увлеченные ребята. Дети видят в каждом из наших профессоров настоящего героя, и ученые в глазах детей становятся звездами, достойными примерами для подражания.

Мы начинали с одного научного шоу, а теперь их уже 10 для разных возрастов ребят, на разные темы, например, научное шоу «Вещелогия» показывает, что из листа бумаги можно сделать кастрюлю, а из свечи можно построить механические часы. На примере таких опытов ребята узнают, что такое теплота парообразования, колебательное движение, поверхностное натяжение и кинетическая энергия.

Каждые два месяца мы выпускаем новое научное шоу, чтобы дети были заинтересованы приходить еще и еще.

Кроме того, специальные научные шоу созданы для научных дней рождения, за последние годы отпраздновать свой день рождения в Доме занимательной науки и техники стало даже модным среди детей! Причем наш опыт показал, что и для вполне себе взрослых солидных именинников научный день рождения в компании друзей — это весело и здорово.

— А где проводятся научные шоу?

— Специально для научных шоу мы оборудовали две экспериментальные лаборатории вместимостью от 30 до 40 человек, они оборудованы всей необходимой аудио- и видеотехникой, легко трансформируются для различных целей. Например, в одной из таких лабораторий в декабре прошлого года мы провели круглый стол по вопросам популяризации космонавтики и космической техники среди детей и молодежи Республики Татарстан с участием представителей федерального космического агентства, центра подготовки космонавтов имени Гагарина, научно-образовательного центра главного космического института страны «ЦНИИмаш». Там же мы проводим семинары, концерты и вечера авторской песни.

— Где вы берете сотрудников для вашего проекта?

— Это увлеченные люди, и, как правило, они совершенно разные. Кто-то инженер, кто-то учитель, кто-то талантливый студент, кто-то бывший морпех. Несмотря на то, что все они совершенно разные, главное, что отличает их от остальных, — они неравнодушные. Они готовы работать день и ночь для того, чтобы те дети и взрослые, которые приходят к нам, ушли отсюда другими людьми, были наполнены положительными эмоциями и знаниями.

«У нас работает лаборатория робототехники, где дети изучают принципы работы и своими руками строят роботов»

«РОБОТОТЕХНИКА И РАДИОТЕХНИКА ПОЛЬЗУЮТСЯ У НАС ПРИОРИТЕТОМ»

Какие в Доме занимательной науки и техники работают кружки?

— У нас сейчас успешно работает лаборатория робототехники, где дети изучают принципы работы и своими руками строят роботов. Кроме многим знакомых роботов LEGO у нас есть роботы различного направления: и электронные колобки XXI века, и роботы шагающие и роботы ползающие, и летающие роботы-квадрокоптеры. Недавно мы разослали по школам Татарстана положение о первом в республике чемпионате по квадрокоптерам.

В конце января мы успешно провели первый в Татарстане чемпионат по бумажным самолетам, приехали несколько сотен ребят из Казани и районов республики, было сделано около тысячи самолетов, мы увидели, что это работает, это нужно развивать. Мы надеемся, что такие чемпионаты будут проходить регулярно, и мы побьем мировой рекорд по дальности полета бумажного самолета. Наш рекорд — около 30 метров, а мировой рекорд сейчас составляет 68 метров, так что нам еще есть куда стремиться.

— Уже известно, когда состоится чемпионат по квадрокоптерам?

— Весной, когда будет немножко теплее, мы надеемся, что будут участвовать много команд. Робототехника — это сложная наука. LEGO-роботами многие занимаются, и некоторые школы имеют эти комплекты, и даже детские сады их используют. Но мы стараемся работать с различными возрастными категориями детей — от самых маленьких до более взрослых, использовать особый подход. На LEGO-роботах мы останавливаться не намерены, мы пойдем дальше и будем делать своих собственных роботов. Мы активно развиваем радиотехнику и надеемся в ближайшем будущем запустить свой спутник в космос. Мы стараемся ставить перед детьми интересные, необычные, захватывающие дух цели, чтобы они с упоением занимались творчеством, решали сложные технические задачи. Робототехника и радиотехника — это те направления, которые у нас пользуются особым приоритетом.

Кроме того, у нас открылась аэрокосмическая лаборатория, работает юношеский центр подготовки космонавтов, готовятся первые экипажи, продолжается набор в отряд юных космонавтов. Мы строим космическую станцию, проводим исследования, знакомимся с историей нашей космонавтики, узнаем, как работает космическая и ракетная техника, принимаем информацию со спутников Земли.

По авиационному направлению мы изучаем историю нашей авиации, узнаем, как устроен самолет, как работают его механизмы, почему вообще самолеты могут летать. И в ближайшее время планируем приступить к постройке своего собственного самолета, чтобы кроме моделей дети могли поучаствовать в постройке настоящего, полноразмерного самолета, который не только будет стоять в экспозиции, но и полетит. А для детей очень важно всегда видеть конечный результат своего труда. Когда ребенок складывает бумажный самолет, он его сразу же и запускает. Поэтому мы хотим показать, как происходит постройка самолета, познакомить с основными технологическими процессами, заинтересовать детей, чтобы потом они увидели, как то, к чему они приложили свои руки, летит в небо.

«Особый экспонат, на который мы возлагаем большие надежды, — это первый сегмент детской космической станции»

Где вы планируете его запускать?

— Самолеты взлетают с аэродромов, для того чтобы самолет был построен и полетел, нужно, чтобы очень много людей приложили свои усилия. Наша задача состоит в том, чтобы в аэрокосмической лаборатории дети могли заниматься сложными техническими проектами. Подобные проекты существуют в различных странах, всегда проходят с большим успехом, и я не слышал, чтобы подобный проект делался где-то в России. Так что и в этой теме Татарстан станет первым в России.

Еще у нас есть лаборатория медийных технологий и лаборатория трехмерного проектирования, где мы учим детей, как нарисовать технический эскиз, как его перевести в трехмерную графику, как потом изготовить реальную деталь на трехмерном фрезерном станке с ЧПУ в нашей лаборатории-мастерской.

Сейчас мы приступили к работе над формированием естественно-научной лаборатории, где дети смогут надеть настоящие белые халаты исследователей и провести свои первые химические и биологические опыты, познать основы науки о различных материалах. Очень рассчитываем на помощь заводских лабораторий наших партнеров. Мы можем сделать многое для того, чтобы любой ребенок, а интересы у детей разные, смог найти что-то особенное, то, что ему по душе.

Пользуясь случаем, как отец троих любознательных детей, я хотел бы сказать родителям наших юных посетителей о том, как важно, чтобы папы и мамы разделяли с детьми яркие моменты открытий, были с ними рядом, проводили вместе эксперименты, исследовали, строили и мастерили в наших лабораториях. Это бесценный опыт, который поможет вам лучше узнать своих детей, раскрыть невидимые в других ситуациях способности и интересы ребенка, это то окно возможностей, которое ни в коем случае нельзя упускать. В наше время виртуальных отношений, возрастающего индивидуализма и одиночества как среди сверстников, так и внутри семьи, общение между детьми и родителями, активное общение детей между собой в ходе посещения Дома занимательной науки и техники помогает возобновить живое человеческое общение, наладить прямой контакт.

Важно понимать, что Дом занимательной науки и техники — это открытая для сотрудничества платформа, мы готовы встречаться и обсуждать с увлеченными людьми их идеи и вместе работать для их воплощения в жизнь. У нас постепенно формируется критическая масса талантливых людей, обладающих не только широким кругом компетенций, но и способных делать необычные, прорывные проекты.

Для детей какого возраста подходят эти лаборатории?

— Мы работаем с детьми от 7 до 15 лет. В ближайшем будущем мы рассчитывает открыть лабораторию спутникостроения, там можно будет работать старшеклассникам и студентам. У нас складываются хорошие связи с институтами, с высшими учебными заведениями, например, с КАИ. Мы считаем очень важным, чтобы мы работали в тесной взаимно интересной связке со школами и вузами республики.

Сколько детей сейчас занимаются в кружках?

— В кружках у нас занимаются около 70 человек, но это число постоянно растет.

Эти посещения платные или бесплатные?

— Платные, опять же потому что мы работаем на собственном финансировании. Но они доступны. Занятия в лабораториях в среднем стоят 1,5 тысячи рублей в месяц.

ABD_5332.jpg
Тренажер КАМАЗа — подарок Рустама Минниханова

«В 11 КЛАССЕ ПОЗДНО ВЫБИРАТЬ ПРОФЕССИЮ»

Можно ли сейчас подвести какие-то итоги деятельности? Сколько за полтора года вас посетили человек?

— Нас посетили уже более 50 тысяч человек, и мы вышли на уровень около 4,5 тысяч посетителей в месяц, то есть для всех этих людей мир уже изменился, и я надеюсь, что число гостей нашего дома будет только расти. Мы готовы, стремимся к тому, чтобы нас посещали до 10 тысяч человек в месяц и более, чтобы мы могли и дальше развиваться и постепенно расширять свои рабочие площади, создавать новые лаборатории, проводить интересные фестивали и чемпионаты, быть в авангарде, быть первыми в России.

Еще для нас важно, чтобы наши коллеги, учителя школ, нашли в нашем лице надежных союзников в учебном процессе, могли регулярно приводить детей к нам в Дом, чтобы через непосредственное познание науки и техники своими руками дети получили тот мощный заряд, который во много раз повысит их интерес к процессу получения знаний на уроках в классах, увеличит КПД образовательного процесса. Для этого мы проводим специальные встречи с учителями начальных классов, учителями физики, химии и других важных предметов. О результатах посещения Дома занимательной науки и техники целыми классами ребят есть множество положительных отзывов в нашей книге почетных посетителей.

Очень многое зависит от активной позиции родительских комитетов в классах, без их участия организация групповых посещений школьников в настоящее время весьма затруднена, надеемся, что они все более активно будут помогать нам в расширении охвата детей во всех школах города и республики, налаживании регулярных посещений, чтобы, переходя из класса в класс, дети каждые несколько месяцев приходили к нам за новой порцией необычных, захватывающих знаний, этот процесс требует постоянной живой подпитки.

Расскажите про своих звездных гостей. Кто уже побывал в Доме?

— К нам приходил президент Татарстана. Он попробовал почти все, лично порулил нашей «Окой», поднял сам себя на полиспасте, сделал и запустил в полет свой собственный бумажный самолет, который впоследствии занял важное место в нашей коллекции. Многие министры из правительства республики приходили к нам в гости. Был руководитель Роскосмоса, после его визита в Дом занимательной науки и техники впервые из Татарстана в космос на орбиту, на борт международной космической станции был отправлен биологический эксперимент, который был разработан учениками и преподавателями аэрокосмической школы №35, этот эксперимент оказался успешным.

У нас в гостях были Герои России, космонавты Сергей Константинович Крикалев и Андрей Иванович Борисенко. Андрею Ивановичу было интересно посидеть в нашей самодельной детской космической станции, и мы у него спросили, насколько она похожа на настоящую, он сказал, что очень похожа (улыбается). Были многие руководители предприятий и различных ведомств республики. Самое главное: у нас побывали многие не самые знаменитые, но для своих детей и внуков самые лучшие мамы и папы, бабушки и дедушки. Каждый родитель и ребенок, который к нам приходит, для нас самый лучший, самый знаменитый человек.

— Какова география посетителей?

— Географии посетителей мы «отдали» отдельную карту, на которой флажками отмечаем гостей из различных городов. Она у нас очень широкая. К нам приходят туристические группы из всех городов центральной России, соседних республик, Сибири. Даже из Якутска приезжали ребята! А недавно мы принимали большую делегацию из китайского аэрокосмического университета.

«Выбирать профессию нужно начинать в золотые 7 лет, в возрасте от 5 до 12 лет»

— С какого возраста детей можно приводить в ваш музей?

— Наш Дом не музей! Это принципиальный момент, ведь в музее ничего нельзя трогать руками, а у нас все нужно трогать руками, и уютно, как дома, работает, мы всегда так говорим, для детей в возрасте от 4 до 94 лет. Дети с 4 лет уже найдут что-то интересное, но и студентам, и родителям, и даже пенсионерам интересно у нас. Главная наша целевая аудитория — дети от 5 до 12 лет.

Все исследования показывают, что выбирать профессию нужно начинать в золотые 7 лет, в возрасте от 5 до 12 лет, когда ребенок действительно ко всему открыт и находится в активном поиске всего нового. Вы не сможете получить хорошего инженера, ученого, просто квалифицированного рабочего, если вы еще до первого класса не заложите живой интерес к математике. А без математики не будет понимания и интереса ни к физике, ни к химии.

Когда ребенок приходит к нам, у него зажигаются глаза, появляется интерес, возникает и поддерживается правильная ориентация на важные вещи — на успешную учебу, на освоение знаний, на важность науки и техники в жизни, на выбор полезной, интересной професии в будущем. Потом он пойдет в школу, и через 10 лет будет принимать решение, куда ему пойти учиться или работать. Мы надеемся, что он примет решение стать инженером или ученым, возможно, станет квалифицированным специалистом — этого очень не хватает нашей стране. В 11 классе поздно выбирать профессию. Есть такая поговорка: найдите себе работу по душе, и вам больше никогда не придется работать. Представьте, насколько другим был бы окружающий нас мир, если бы все люди работали на своем месте, занимались только тем, что им по душе, что им нравится делать.

Ну и наш традиционный вопрос: какие три секрета успешного бизнеса?

— Я просто делаю свое дело, которое мне нравится. В своей работе я часто ссылаюсь на законы викингов, этим правилам уже больше 1000 лет, но они до сих пор актуальны и работают. Одно из них: нужно обязательно определить, что требуется на рынке, что требуется людям. Потому что твоя работа должна быть полезной. Во-вторых, то, что ты предлагаешь, должно иметь правильную цену, и третье, не нужно обещать того, что ты не умеешь и не можешь сделать, нужно обещать только то, что действительно выполнимо. И еще, очень важно идти в бой или на важную работу с надежной командой, с которой ты советуешься, о которой заботишься, в которую веришь и которая никогда тебя не подведет.