Сегодня в Госдуме эксперты обсуждают давнюю мечту татарстанских властей — снятие правовых запретов на исламский банкинг, которые мешают привлекать в российскую экономику инвестиции мусульман. В практическую плоскость дело перевел законопроект депутата от ЛДПР Дмитрия Савельева. Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что исламские инвестиции давно ждут в России, но их блокирует банковское лобби.
РЕВОЛЮЦИЯ С ВОСТОКА
Революция в банковском секторе российской экономики готовится тихо и почти незаметно для обывателя. Законопроект, имеющий скромное канцелярское наименование «О внесении изменений в статью 5 федерального закона «О банках и банковской деятельности», был зарегистрирован и направлен председателю Госдумы Сергею Нарышкину вечером 17 марта. Автор инициативы, депутат от фракции ЛДПР Дмитрий Савельев в пояснительной записке ссылается на то, что «в период практически полной экономической блокады со стороны Европы и США нашим банкам приходится искать новые каналы привлечения инвестиций», и тут же указывает, где следует искать эти новые каналы: «исторический опыт государств, ранее входящих в СССР, например Казахстана, говорит о том, что крайне действенным инструментом в такой ситуации является привлечение исламских инвестиций».
Разговоры об исламских инвестициях идут в России не первый год. И практически все эксперты отмечают, что они так и останутся разговорами, пока в нашей стране не изменится законодательство, регулирующее банковскую сферу. Именно это и предлагает сделать Савельев: привести его в соответствие с принципами исламского банкинга. Прежде всего мешает, как отмечает депутат, прямо указанный в законе «О банках и банковской деятельности» запрет на торговую деятельность банков. «Необходимо понимать, что в основе исламского банкинга лежит схема взаимоотношения банка и клиента как равноправных партнеров», — отмечает депутат. То есть, как предполагает Савельев, именно торговые отношения и надлежит узаконить в банковской сфере, чтобы пустить в Россию исламские инвестиции.
Линар Якупов— советник премьер-министра РТ по вопросам взаимодействия с исламскими финансовыми институтами |
Как рассказали «БИЗНЕС Online» в пресс-службе Савельева, депутат пытается всесторонне обосновать свой законопроект, для чего собрал сегодня в Госдуме круглый стол с участием ведущих отечественных экспертов по исламскому банкингу. Татарстан на мероприятии представляет Линар Якупов — советник премьер-министра РТ по вопросам взаимодействия с исламскими финансовыми институтами.
Помимо всего прочего, он еще и президент фонда развития исламского бизнеса и финансов (IBFD Fund) — структуры, которая была открыта по итогам первого KazanSummit. Связаться с самим Якуповым на момент подготовки материала не удалось: он как раз присутствовал на круглом столе в Госдуме РФ.
ИСЛАМСКИЕ ДЕНЬГИ ВОЙДУТ В РОССИЮ ЧЕРЕЗ ТАТАРСТАН И ЧЕЧНЮ
Напомним, первый российский исламский банк — Бадр-Форте Банк — закрылся еще в 2006 году после того, как ЦБ РФ отозвал у него лицензию. Его председатель Адалет Джабиев сетовал тогда, что причиной закрытия банка является настоящая «исламофобия». «За решением о закрытии стоят люди, не заинтересованные в развитии торговых отношений с исламским миром», — такую точку зрения Джабиева транслировали многие российские СМИ. Банк действительно не вписался в сложившуюся к тому времени в нашей стране банковскую систему западного образца. Более того, на фоне не брезговавших ничем олигархических капиталов он выглядел настоящей белой вороной. Во-первых, как и положено исламскому банкингу, он предоставлял своим клиентам беспроцентное кредитование. Во-вторых, он не делал никаких инвестиций в игорный бизнес, производство алкоголя, табака и оружия. Собственно, в этом и заключается хрестоматийные основы исламского банкинга.
О том, чтобы вернуть в Россию исламскую банковскую систему уже не на правах белой вороны, а в качестве альтернативы для сложившегося за последние 20 лет банковского сектора, заговорили сразу же с наступлением нынешнего экономического кризиса. При этом соответствующие предложения давно уже звучали от руководства двух крупных исламских регионов России — Татарстана и Чечни. Но лишь теперь они были услышаны.
«Мы говорим решительное «да» исламскому банкингу на территории РФ, в Чечне в настоящее время разрабатываются механизмы его внедрения», — заявил «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь главы Чеченской Республики Альви Каримов, заметив, что именно такого мнения придерживается его шеф Рамзан Кадыров.
В Татарстане, согласно официальной информации, озвученной в феврале 2015 года президентом РТ Рустамом Миннихановым, в рамках исламских финансов уже удалось привлечь в республику более $160 миллионов. Любопытно, что эту впечатляющую цифру обнародовали на недавней встрече в Казани малайзийской делегации, глава которой Дато Дзулкифли Махмуд предложил Минниханову заняться подготовкой специалистов, которые имели бы знания и навыки работы в сфере исламского финансирования. Ковать кадры по специальности «исламское банковское дело» Махмуд предложил на базе первого частного университета Малайзии Unirazak.
В Татарстане, согласно официальной информации, озвученной президентом РТ Рустамом Миннихановым, в рамках исламских финансов уже удалось привлечь в республику более $160 миллионов |
«МЕШАЮТ ФИНАНСОВЫЕ ЛОББИСТЫ»
О том, что исламский банкинг может прийти в Россию именно через Татарстан и Кавказ, говорил на мартовском антикризисном клубе в «БИЗНЕС Online» известный московский журналист и эксперт по исламскому миру Максим Шевченко. Причем в интерпретации столичного эксперта именно с этим может быть связано громкое убийство оппозиционного политика Бориса Немцова. Впрочем, как заметил сам Шевченко в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online», это лишь одна из версий, именно так к ней и следует относиться.
«Помню, год назад у нас, журналистов, был обед с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым во время экономического форума, — вспоминает Шевченко. — И я задал ему вопрос: почему такой высокоразвитый и индустриальный регион нуждается в инвестициях? Почему не привлекает деньги исламских банков? Почему вы не создали за эти годы некие инструментарии для приема денег из стран Персидского залива, которые широко инвестируют в Швейцарию, Великобританию, Германию... И там эти инвестиции с удовольствием принимают, потому что это большие чистые легальные деньги с понятной историей происхождения. Это была беседа без диктофона, и я не могу передавать прямую цитату, но общий смысл сказанного президентом был примерно такой: определенные финансовые лоббисты в России мешают создать условия для вхождения исламских денег в нашу экономику. Дальше он не стал эту тему развивать, а я знаю истинные причины, почему так происходит...»
По оценке Шевченко, прозвучавшей в рамках антикризисного клуба, российская финансовая экономика подстроена под спекуляцию с валютой: взять дешевый кредит на Западе и продать его тут как дорогой. И все это ориентировано на финансовые каналы, замыкающиеся на США и Израиле. Поэтому они препятствуют вхождению исламских денег, как только могут: «Я знаю, что Рамзан Ахматович (Кадыров — прим. ред.) в последнее время много ездил в Эмираты, завоевывал доверие. Для чего он мечети огромные строил, небоскребы возводил? Это, конечно, картинка, инвестиционный фон, который для представителей Персидского залива играет важную роль. Чечня — это образ того, что ислам в России не подвергается преследованиям. А теперь, если твои люди (Заур Дадаев и другие обвиняемые по делу об убийстве Немцова — прим. ред.) участвуют в убийстве оппозиционера, это серьезная проблема. Банки Катара, Бахрейна, Эмиратов предпочитают с такими партнерами не работать».
Таким образом, по мнению журналиста, убийство Немцова, скомпрометировав попытку привлечения исламских инвестиций, сохранит доминирование в финансовой экономике России израильских и американских элит и не пустит в Татарстан и другие регионы внешних инвестиций. «А здесь речь идет не о миллионах, а о сотнях миллиардов долларов», — добавляет эксперт.
По информации из открытых источников, два исламских банка — Al Baraka и Al Shamal — в настоящее время активно ищут партнеров на российском рынке и ведут переговоры с отечественными кредитными организациями. Но для их появления в России нужно снять правовые ограничения.
ПРОЩАЙ, РОСТОВЩИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ?
Эксперты «БИЗНЕС Online», с которыми побеседовал корреспондент издания, ждут от исламского банкинга возрождения российской экономики и подчеркивают, что он рассчитан не только на мусульман:
Рашид Низамеев — эксперт по исламскому банкингу, генеральный директор банка «Амаль»:
— Перспективы исламского банкинга в России я оцениваю положительно. Свою позицию я основываю на нескольких моментах. Во-первых, об этом говорит опыт внедрения исламского банкинга за рубежом. Мы можем посмотреть и на мусульманские страны, прежде всего на страны Персидского залива и Юго-Восточной Азии с одной стороны, с другой — посмотреть на опыт европейских стран. Возьмем, например, Великобританию, где также внедряется исламский банкинг. Этот сектор за рубежом процветает.
Есть такой миф, что исламский банкинг рассчитан прежде всего на мусульман. Это не так. Исламский банк — это светское учреждение, которое в своей работе выбрало определенные финансовые инструменты. Поэтому клиентом исламского банка может стать любое лицо, которое подходит ему по финансовым критериям. И если мы будем смотреть опыт зарубежных стран, то увидим, что значительная часть исламских банков — немусульмане. Хотя мусульмане, конечно же, тоже являются клиентами таких банков. У нас в России проживают 20 миллионов мусульман, которые будут все-таки первой целевой группой, им будет интересна данная услуга. Я думаю, что клиенты-немусульмане также будут обращаться в исламские банки. Делая такое предположение, я оперирую опытом как зарубежных стран, так и нашей организации, потому что наша организация — финансовый дом «Амаль» — тоже исламская компания. Сегодня услуги исламского банка в России оказывать невозможно в связи с ограничениями законодательства. Их можно оказывать только на базе других организационно-правовых форм. Наш финансовый дом, в частности, работает на базе потребительских обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Определенная часть компаний привлекает денежные средства, а другая — размещает их. Это общества с ограниченной ответственностью и потребительские общества.
На мой взгляд, исламские банки будут заходить в Россию прежде всего через регионы компактного проживания мусульман. Наиболее перспективными здесь являются два региона — Поволжье и Москва. Понятно, что Дагестан и Северный Кавказ — в целом это целевой регион для таких банков, но есть понятия экономического развития, есть понятия стабильности и безопасности. На мой взгляд, учитывая перспективы развития Республики Татарстан, учитывая развитие Москвы и Московской области и то, что здесь компактно проживают мусульмане, именно эти два региона являются наиболее благоприятными для вхождения исламских банков.
Я не вижу причин для того, чтобы представители традиционных банковских структур стали как-то мешать исламскому банкингу. На первом этапе они будут присматриваться к этой деятельности. И если они увидят, что эта деятельность имеет перспективу, они тоже будут вводить такие продукты, расширять свою продуктовую линейку. По этому пути идут крупнейшие международные банки, которые открывают «исламские окна» в разных странах.
Вадим Хоменко — вице-президент, член-корреспондент Академии наук РТ, доктор экономических наук, профессор КФУ и КНИТУ-КАИ:
— Мы уже давно говорим о том, что в Россию надо привлекать инвестиции, в том числе и исламские. Мы и программы строим на привлечении инвестиций, когда одним из источников являются как раз арабские или, скажем так, исламские деньги. Прежде всего речь идет о средствах стран зоны Персидского залива и Индонезии. Это страны с большой долей исламского населения, где традиционно развивалась система исламского банкинга. Можно сказать, что внутри этой исламской экономики есть финансовый сектор, который называется «исламский банкинг». Жители этих стран имеют определенную ментальность, а ментальность основывается на религиозных убеждениях, и в основу взаимоотношений они тоже вкладывают эти религиозные убеждения. Потому что Коран, в отличие от священных книг других религий, прописывает экономические основы жизни человека: невзимание процентного дохода и так далее. Я думаю, перспективы исламского банкинга в России достаточно велики. При умелом использовании этого инструмента мы можем добиться дополнительного вливания в нашу экономику значительных средств и укрепить экономическое сотрудничество с этими странами...
В принципе, в исламском банкинге нет ничего, что может быть нами отвергнуто. Более того, там есть перспективная и конструктивная основа. Скажем, когда банк входит в дело и как равноправный партнер берет на себя соответствующие риски. Поэтому эти принципы не противоречат здравой экономической логике. Великобритания привлекает гигантский объем этих исламских финансовых средств. А ведь, казалось бы, европейская страна... В России пока исламских банков нет. Что обычно ограничивает планы формировать здесь соответствующий сегмент? Я думаю, это опасения, что вслед за этими деньгами пойдут какие-то политические процессы. Я думаю, это не так. И торговля, и финансы стирают эти препятствия, создавая зону взаимодействия. Но препятствием служит в данном случае еще и наше законодательство, и его нужно менять. Может быть, даже не в целом, а исключительно под этот сегмент. В том виде, в каком оно есть сейчас, оно не может обеспечить реализацию этого проекта. И это очень своевременно и целесообразно, особенно сейчас, когда мы свой взор обращаем на Восток. Если мы будем отказываться от этого, мы с трудом будем находить диалог с такими странами, как Индонезия, страны Персидского залива, обладающими перспективой развития и значительным объемом финансовых средств.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 31
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.