Сегодня на единственном в старой части Набережных Челнов продуктовом рынке, опечатанном приставами накануне, предприниматели с заднего входа выносят товар, сетуя, что их не предупредили о закрытии торговли заранее. Без работы пока остались лишь 84 предпринимателя, но и 2 новых павильона под угрозой закрытия — у них нет разрешения на ввод в эксплуатацию. Директор рынка Руслан Кокоев в интервью «БИЗНЕС Online» винит в проволочках с документацией власти города.
Центральный вход в лабаз опечатан |
КТО СЪЕСТ ОСТАТКИ ПРОДУКТОВ?
Сегодня с 8 часов утра на Комсомольском рынке Набережных Челнов в траурной атмосфере начали собирать свои пожитки и товар продавцы продуктовых рядов. С витрин мясо и овощи перекочевывают в ящики, ящики — в машины. Центральный вход в старый продуктовый лабаз был опечатан накануне судебными приставами по решению Верховного суда РТ. Согласно сообщению пресс-службы УФССП по РТ, деятельность рынка приостановлена до устранения нарушений требований пожарной безопасности.
«Куда нам теперь товар девать? — расстраиваются продавцы. — Каждый будет по своим каналам избавляться. Ладно хоть дали сегодня зайти, собрать продукты, а то вчера приставы пришли в половине пятого, когда половины продавцов уже не было на рынке, товар так и остался под прилавками и на витринах. Что будет дальше, не знаем».
По словам торговцев, на то, чтобы распродать остатки товара, им хватило бы трех дней — предстоящих выходных. Руководство предупреждало их, что лабаз будет закрываться, но без конкретной даты подгадать опустошение запасов было невозможно. Если бы продавцам не разрешили зайти сегодня на рынок через заднюю дверь, продукты сгнили бы в опечатанном помещении.
Редкие ранние покупатели пытались зайти на рынок — кое-кому охрана успевала подсказать обход, поэтому за сборами люди еще успевали что-то продать по мелочи как клиентам, так и друг другу. Кто-то вызвал своих поставщиков, кто-то остался в растерянности с товаром на руках — женщина, услышав, видимо, отказ по телефону, не выдержала: «А куда я его дену, сама, что ли, жрать буду?!»
Накануне, когда пришли приставы, многие продавцы уже разошлись, оставив товар на прилавках |
Так как закрыт единственный продуктовый рынок на всю старую часть Челнов, теперь за мясом по доступным ценам жители поселка ГЭС вынуждены будут ездить через весь город по единственному связующему проспекту.
НА ПРИВЕДЕНИЕ ЗДАНИЯ В ПОРЯДОК ПОТРЕБУЕТСЯ 4 МЕСЯЦА
Пока что под сокращение попало лишь 84 места из 1012, имеющихся на рынке. Помимо закрытого лабаза там есть обширная непродовольственная торговля — два новых павильона, а также торговые ряды на улице в статусе ярмарки. Они будут работать в обычном режиме.
Последнее обстоятельство нуждается в пояснении. Дело в том, что по федеральному закону все торговцы к настоящему времени уже должны перейти в крытые помещения. Но в Челнах это требование временно обошли, переименовав открытые рынки в ярмарки — на период строительства капитальных строений. Комсомольский рынок не исключение, как пояснила корреспонденту «БИЗНЕС Online» ведущий юрист управляющей рынком компании ООО «Меценат» Наталья Зацепилина.
Продавцы по возможности возвращают товар поставщикам |
«В конце 2012 года прошло обширное совещание под руководством действующего тогда руководителя исполкома Фархада Латыпова, куда были приглашены все управляющие компании рынков, — рассказала Зацепилина. — На тот момент было несколько рынков, не переведенных в капитальные строения, и по итогам совещания было решено, что исполком будет контролировать ярмарочную деятельность. Фактически организация ярмарка носит не разрешительный, а уведомительный характер, но теперь рынки, на которых остались некапитальные строения, уведомляют исполком о ярмарках каждые три месяца, так исполком контролирует нас, отслеживая, насколько эффективно мы проводим мероприятия по переводу в капитальные строения».
Что касается павильонов, то они тоже под угрозой. Как признает директор ООО «Меценат» Руслан Кокоев, разрешений на ввод в эксплуатацию у них нет, хотя, по его словам, специалистов управления строительства и архитектуры вся документация устраивает: «Мы документы сдали в начале декабря прошлого года, в течение 10 дней управление должно было дать разрешение. Его до сих пор нет, и никакого письменного ответа об отказе ввода в эксплуатацию тоже нет», — говорит директор.
Через помощников прокомментировал ситуацию и президент ассоциации оптовых и розничных рынков, в которую входит и Комсомольский, Сергей Крючек. Он сообщил, что предпринимателям в кратчайшие сроки будут предложены новые варианты размещения. Капитальный ремонт и приведение в полное соответствие всем нормам старого корпуса, по его словам, потребует четырех месяцев, после этого он будет опять открыт.
В том же духе прокомментировали ситуацию и в мэрии Челнов, где заявили, что вопрос о размещении торговцев на новые места уже решается.
Руслан Кокоев надеется временно взять в аренду три помещения у сторонних лиц |
«ПОКА ОЦЕНИВАЕМ ПОТЕРИ В 800 ТЫСЯЧ»
Подробности сложившейся ситуации сегодня корреспонденту «БИЗНЕС Online» в эксклюзивном интервью рассказал директор ООО «Меценат» Кокоев.
— Руслан Тазирович, вы уже подсчитывали финансовые потери компании от закрытия лабаза?
— Пока мы оцениваем потери в 800 тысяч рублей, это сумма месячной выручки с закрытого павильона. У нас в этом павильоне были заняты 84 места — столько предпринимателей сегодня остались без работы. Общее количество торговых мест на рынке сегодня составляет 1012, из них заняты 503 точки, это с учетом торговых рядов и двух новых зданий. В новых павильонах у нас работают 97 и 93 точки, это все легкая промышленность. Железных павильонов (ярмарочные торговые ряды на улице — прим. ред.) в общей сложности 229. Естественно закрытие лабаза скажется на проходимости рынка, будет утечка, потому что люди приходят в основном за продуктами, легкая промышленность — это попутный товар.
— Теперь лабаз будет открыт только после реконструкции?
— Я думаю, мы не сможем запустить его раньше, даже исполнив предписания пожарных. Мне не позволят открыть его — найдутся новые нарушения. В связи с ситуацией в Казани надзорные органы готовы придираться к каждой запятой.
На этой площадке должен быть построен третий из новых павильонов рынка |
— Кого-то из арендаторов лабаза вы сможете перевести в торговые ряды под открытым небом?
— У нас есть возможность переселить только продавцов овощей и фруктов, это всего 7 человек. Но за прошедшую ночь я придумал план: попытаюсь сегодня договориться об аренде с собственниками трех соседствующих строений, они сейчас свободны. Один из собственников уже дал добро. Если в течение недели я смогу с ними решить вопрос, наши предприниматели временно зайдут туда на правах субаренды.
— Продукты продержатся неделю?
— У третьих лиц, с которыми я буду вести переговоры, есть холодильники, есть витрины. Мы и сами планируем закупить пару больших холодильников, но пока это теоретическая возможность. Мы готовы сделать все, чтобы люди не вышли на местный майдан, когда им нечего станет кушать. На других рынках они аренду не потянут. Я знаю, что у Наиля Сулейманова в «Тулпаре» квадратный метр сегодня стоит 3,6 тысячи рублей, а у меня — 1,4 тысячи. Вчера нас поставили перед фактом: мы не получили на руки определение, судебные приставы сразу принесли его с собой. Мы не знали, что делать, конечно, мы проиграли Верховный суд, но мы же планировали получить определение и подать заявление об отсрочке исполнения. Но нам не дали возможности даже распродать продукты в субботу и воскресенье.
Торговые ряды по-прежнему работают |
«ПОЛАГАЮ, КТО-ТО БОИТСЯ КОНКУРЕНЦИИ...»
— Когда вы планировали провести реконструкцию лабаза?
— Чтобы люди не теряли рабочие места, мы хотели построить третий новый модуль на 934 квадратных метра за 3 - 4 месяца, перевести людей туда и начать капремонт старого помещения. Именно поэтому набережночелнинский городской суд давал нам отсрочку на исполнение надзорных предписаний до 1 июня. Суд учел, что в противном случае многие арендаторы потеряют работу, тем более в этот кризисный год. Прокуратура с этим не согласилась и обратилась в Верховный суд республики. 2 марта мы были в Казани на суде, на следующий день меня неофициально вызвала зампрокурора и спросила о планах. Я объяснил порядок строительства, все было в порядке, но потом сгорел «Адмирал»...
— На каком этапе сейчас планы строительства и реконструкции, кто выступит подрядчиком?
— У холдинга свои подрядчики, они сейчас в Челнах, разрабатывают проект строительства, подбивают смету. Мы плотно занимались этой работой. Инвестиционный план на 2015 год Москва утвердила на уровне 118 миллионов. Сейчас мы готовились выйти на управление архитектуры за разрешением на строительство нового модуля. Проект не сегодня, так завтра будет на руках. Если в июне, ну, грубо говоря, в июле мы его завершим, то в июле же и начнем капремонт старого здания.
— Не ожидаете ли сложностей с получением разрешения на строительство?
— По прошлым павильонам мы год бились с прежним руководством города за получение разрешения на строительство. И сейчас есть проблема, мы ведь построили два павильона по 1,5 тысячи квадратов каждый, но так и не получили для них разрешений на ввод в эксплуатацию, хотя специалистов управления строительства и архитектуры вся документация устраивает. Мы документы сдали в начале декабря прошлого года, в течение 10 дней управление должно было дать разрешение. Его до сих пор нет, и никакого письменного ответа об отказе ввода в эксплуатацию тоже нет. Мы просто сидим ждем, что будет дальше. Павильоны функционируют. Кроме того, вчера мы опять получили письмо от органа пожарного надзора о внеплановой проверке совместно с прокуратурой. При этом нас уже проверяли 13 марта. Была создана рабочая группа пожарных, прокуратуры, администрации района, УВД — я так понимаю, на тот момент они проверяли без разрешения. Президент сказал проверить — они отреагировали, а теперь придут снова уже с документами. Практически ежегодно нас проверяют пожарные. Так вот, с 24 по 31 марта проверка пройдет по новым двум павильонам. А как я предоставлю им разрешение на ввод в эксплуатацию, если администрация незаконно его мне не дает?
— Вы обращались к руководителю исполкома?
— Вчера мне наконец удалось записаться к нему на прием, он пригласил меня на субботу. Надеюсь, мне объяснят, почему я не могу получить разрешение, если их специалисты подтверждают, что все документы в порядке. Я знаю, что я не один такой, но что делать с проверяющими?
«НЕ ВИЖУ СМЫСЛА ОБЖАЛОВАТЬ ЭТО РЕШЕНИЕ...»
— По сравнению с «Тулпаром» у вас не очень быстро идет строительство крытых торговых точек, не хватает средств?
— Мы всего два года как хозяева на этом рынке. Почти весь 2013 год ушел только на получение разрешений на строительство. Но тем не менее два павильона мы построили по всем требованиям закона, только благодаря тому, что в какой-то момент администрация пошла навстречу, убедившись, что мы пытаемся сохранить людей. И у нас было больше тысячи договоров, а сегодня осталось 500. Многие арендаторы ушли, когда я не смог их разместить в новых павильонах. Есть еще сезонники, которые сейчас, видимо, планировали вернуться на рынок. С 3 апреля мы рассчитываем перевести всех, кто сегодня торгует в шатре, это часть уличных рядов около лабаза, на другое место, чтобы освободить пространство для строителей.
Кроме того, у «Тулпара» цикл строительства еще не закончен — передний двор работает в таких же железных павильонах, как и у нас. И я могу назвать множество торговых точек по городу в худшем состоянии, чем у нас. У меня даже в этом опечатанном зале пять просторных выходов, а посмотрите хотя бы продуктовый рынок «Фонтан» — почему наша прокуратура и пожарные не видят их условий? 30 лет работает этот рынок, и до нашего появления никто не видел его проблем. А когда мы начали строить, обновлять его, тогда и начались проблемы. Я полагаю, кто-то боится конкуренции.
— Вы предпримите попытку решить проблемы юридическим путем на период строительства и ремонта?
— У нас сейчас есть право на отсрочку исполнения решения суда либо на разъяснение порядка его исполнения, поскольку внутри опечатанного здания располагаются два самостоятельных объекта недвижимости с отдельными кадастровыми номерами. Проход к ним теперь заблокирован. Также у ООО «Меценат» остается право на кассационное обжалование решения суда в течение 6 месяцев, однако я не вижу смысла заниматься этим. Даже исполнив 9 пунктов предписания, нет уверенности, что не возникнут новые. Комплекс построен в 1975 году, многое не соответствует современным требованиям. Нет автоматической сигнализации, например. Я могу ее сделать за две недели, но с учетом планов по капремонту это кажется несвоевременным. В любом случае решение будет принимать руководство холдинга.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 35
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.