150 МЕТРОВ ЗА МЕСЯЦ

Торжественный запуск тоннелепроходческого комплекса «Сююмбике» был намечен на 9 утра. Президент Татарстана Рустам Минниханов в сопровождении министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ирека Файзуллина, мэра Казани Ильсура Метшина прибыл ровно к обозначенному времени, без опозданий. В котловане вдоль улицы Зорге между улицами Фучика и Дубравная уже находился самый первый татарстанский тоннелепроходческий комплекс «Сююмбике». На его борту — 7 звезд, которые обозначают, что машина прорыла 7 тоннелей: 2 в Самаре, 5 в Казани. «Работяга» прошла под землей около 9 километров.

«Несмотря на все невзгоды, финансовый кризис, западные санкции, жизнь продолжается, — обратился Минниханов к собравшимся. — Мы будем развивать не только станцию «Дубравную», сейчас обсудим проект второй линии метрополитена. Сегодня метро пользуется около 130 тысяч человек ежедневно, с вводом «Дубравной» пассажиропоток увеличится до 160 тысяч».

«Сююмбике» будет вести проходку тоннеля от станции «Дубравной» к станции «Проспект Победы» протяженностью 692 метра. Бригада, которая обслуживает этот комплекс, состоит из 15 человек, круглосуточная работа будет вестись посменно. К июлю строители планируют пройти правый тоннель, к декабрю этого года — завершить строительство левого до «Дубравной». Затем начнется работа по обустройству верхних строений путей, тоннелей кабельным хозяйством и отделке самих вестибюлей станции. Под ключ «Дубравную» обещают сдать к декабрю 2016 года. Станция будет односводчатой, архитектурная часть выдержана в строго аскетичном стиле светлых тонов с отдельными темными контрастными элементами. Монолитный свод станции будет украшен кессонами, путевые стены — облицованы мрамором кремовых тонов, пол — гранитом светлых и темных тонов в оригинальном рисунке. По такому же типу в Казани выполнены «Горки», «Авиастроительная», «Яшьлек» и «Кремлевская».

Чувствуется, что кризис ощутимо повлиял на стоимость проекта. Если, по словам начальника ОАО «Казметрострой» Марата Рахимова, участок в 5,5 км от станции «Яшьлек» до «Авиастроительной» обошелся в 12 млрд. рублей, то строительство самого короткого тоннеля казанского метро и самой станции «Дубравной» обойдется в 5,2 миллиарда. Возможно, это с расчетом, что в будущем тут можно будет сделать пересадку на вторую линию метрополитена. Однако в целях экономии пришлось поменять и технологию строительства. Вместо эффективного и современного метода прокладки тоннеля, который значительно упрощает процесс и экономит время, но расходует большое количество недешевого сегодня цемента, решили использовать «старый дедовский способ», которым пробивали тоннели в 70-х, 80-х годах прошлого века.

«Это нам еще повезло, что больше 40 метров до грунтовых вод, сухая станция», — рассказал заместитель начальника МУП «Казметрострой» Вениамин Терзиманов. — Не надо тратить 1 - 2 миллиарда на водопонижение». В итоге запустил «Сююмбике» в работу начальник участка горнопроходческих работ, заслуженный строитель РТ Александр Цой. По суеверной традиции, чтобы все в процессе строительства было хорошо, о борт машины разбили бутылку шампанского.

Чтобы увеличить схему, нажмите на нее

«КАК ДЕНЬГИ ПОЯВЯТСЯ, СТАНЦИИ ПОСТРОИМ»

Тут же, на строительной площадке, Минниханов провел совещание по судьбе второй линии метрополитена. Стоя перед ориентировочным планом развития метрополитена, чиновники рассуждали, в каком направлении города лучше продвинуть этот удобный вид подземного транспорта. В результате состоялся следующий разговор.

— Нам кажется, что первая очередь второй станции метро должна двигаться в направлении улицы Сахарова, — предложил Рахимов.

— Не лучше ли со стороны станции «Яшьлек»? Где у нас больше пасажиропоток? — поинтересовался Минниханов.

— Проводили расчет, оказалось, что со стороны Фучика. Тем более у нас же есть договор с «Мегой», которая обещала выделить миллиард рублей, чтобы одна из станций была рядом с их торговым центром, — заметил Рахимов. — У нас два тоннелепроходческих комплекса в Москве работают, мы могли бы выйти на следующую станцию и их задействовать.

Чтобы увеличить схему, нажмите на нее

— А можно сначала пройти тоннель между станциями, это все равно по затратам меньше, чем возведение новых станций. А позже уже и сами вестибюли станций построить? — поинтересовался Минниханов.

— Мы же так «Яшльек» и сделали, — ответил Рахимов.

— Вы все рассчитайте, чтобы мы запустили тоннелепроходческие комплексы, пусть работают. Как деньги появятся, так станции построим, — заключил президент.

Дальше совещание продолжилось в закрытом от прессы режиме.

По словам Терзиманова, существующий проект второй ветки метро имеет пока предварительный характер. Сейчас ведутся прения, где лучше поставить станции: на 10 микрорайоне или Чишмяле, на Сахарова или Закиева, на Новоазинской или Советской площади... Но конечная станция будет на Компрессорном, там будет располагаться депо. Выводы будут сделаны после скрупулезного анализа количества пассажиропотока.

Рахимов раскрыл некоторые подробности того, о чем удалось договориться с Миннихановым: «Нам разрешили прокладывать тоннели, не дожидаясь строительства самих станций. Нужно задействовать все тоннелепроходческие комплексы, которые есть у нас в наличии. «Сююмбике» смонтирована и идет в сторону проспекта Победы, «Алтынчеч» стоит на заводе на складе без работы, «Айсылу» и «Лейсан» до 2016 года трудятся в Москве. Это решение вселяет надежду на завтрашний день». По словам начальника «Казметростроя», финансирование строительства полностью ведется из республиканского бюджета: «Когда мы начинали 18 лет назад строительство метро в Казани, было паритетное финансирование 50 на 50. Потом сошли на 20 процентов из федерального, 80 процентов из республиканского бюджетов. Сейчас все затраты полностью лежат на татарстанской казне».

Рахимов отметил, что строительство второй ветки начнется от улицы Сахарова в сторону Фучика. Если начинать стройку от Фучика, то два котлована на этом участке будут слишком обременительны для жителей микрорайона и для транспортной сети. Для того чтобы ускорить процесс, при необходимом финансировании на линии могут работать сразу несколько тоннелепроходческих комплексов. На вопросы о сроках и финансировании, когда будет сдана первая очередь второй линии казанского метрополитена, Рахимов не дал конкретных ответов, сославшись на то, что проект еще не разработан и не утвержден.