В эти выходные вся католическая общественность отмечает Пасху. Журналистка Алина Белкинс, живущая в немецком Лейпциге, в своем материале, написанном для «БИЗНЕС Online», рассказывает, в какой обстановке Германия готовилась к светлому религиозному празднику.
ПАСХАЛЬНЫЕ ЗАЙЧИКИ ВНОВЬ НЕСУТ ЯЙЦА
О мужчине и женщине, встретившихся в уединенном месте, никто не подумает, что они читают «Отче наш», гласит латинское изречение. Но что-то мне подсказывает, что организаторы пасхальной вечеринки в одном из публичных домов Лейпцига и не собирались противоречить афоризму. В другом заведении, обычном диско-клубе, зазвать народ на пляски и знакомства в Страстную пятницу была призвана «Сингл пати». А пасхальную вечеринку с алкоголем и танцами в этом клубе обещают в праздник Пасхи. В общем, с религией вышла небольшая неувязочка, но расчет на потребителя вполне логичен — четыре выходных дня (Страстные пятница и суббота, Пасхальное воскресенье и Пасхальный понедельник) каждый коммерсант пытается использовать по максимуму.
Великие праздники Рождества и Пасхи проходят в Германии с минимальным религиозным отсылом (о Рождестве я писала здесь). И если главными «персонами» Рождества тут являются Святой Николай и Вайнахтсманн (и попутно младенец Христос), то в Пасху народ радуется не только воскрешению Иисуса, но и пасхальным зайчикам. Как и в некоторых других странах, заяц из языческого праздника весеннего равноденствия «заскочил» в пасхальные традиции. По этой версии праздника заяц в Пасху несет яйца и прячет их под кустами. Отсюда и праздничная забава для детей (и родителей) — искать и находить яйца. В этот день большинство детских развлечений связано с катанием и разбиванием яиц. Катание яиц символизирует камень, скатившийся около Гроба Господня перед воскрешением Христа. Но о такой глубокой подоплеке детских забав вряд ли кто нынче задумывается.
В некоторые игры вроде Ostereierschieben (катания пасхальных яиц со склонов) народ забавлялся и в дореволюционной России. Для игры нужны две бороздки или наклонная поверхность, по которым катятся яйца участников. Чье яйцо укатится дальше всех и при этом не разобьется, тот и выиграл. Все чаще вместо вареных яиц используются яблоки, апельсины, сладости, а то и вовсе современный вариант — цветные мячики из пластика. И предусмотрены сладости в качестве приза для победителей, а то и всех участников.
В Германии и стар и млад забавляются этой игрой на Пасху аж с 1550 года. По крайней мере, к этой дате относится первое упоминание о катании яиц в местечке Протшенберг, в долине реки Шпрея. Правда, поначалу развлечение было привилегированным — играли только дети из богатых семей. Они пускали яйца по склону холма, а уделом бедных сверстников под горкой было ловить яйца и носить их наверх. За это малышей вознаграждали маленькими подарками. По аналогии с гольфом, но без клюшек, развлекаются в Eierschibbeln. Только катают и сбивают вареные яйца, а не мячики для гольфа.
НЕ ВЕРБНОЕ, А ПАЛЬМОВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
Кстати, предшествующий Пасхе праздник Вербного воскресенья в Германии называется Пальмовым воскресеньем. Ведь именно пальмовыми листьями приветствовали иудеи Христа по пришествии его в Иерусалим. И хотя у немцев, в силу климатических особенностей, пальмы тоже заменены на вербу, но название так и осталось «пальмовым».
Сама же Страстная неделя — апофеоз весне. Обычно Пасха символизирует именно возрождение природы во всем ее буйстве красок и свежести. Повсюду зелень, пасхальные зайчики, цветы на улицах, балконах и в торговых центрах, венки на дверях, разноцветные яйца висят на деревьях. Даже в торговых центрах возводят целые грядки и лужайки с живыми цветами и умилительными композициями. Культ зайчиков проявляется во всем: сладостях, украшениях, декорациях. Все красочно и зелено. Но в этом году праздник выглядел не совсем весенним из-за погодных условий.
Ворвавшийся в Германию ураган «Николас» существенно подпортил праздничную картину своими сумасшедшими порывами ветра, кружащим в воздухе мусором и внезапным чередованием осадков с то и дело проглядывающим солнцем. Не обошлось даже без долгожданного снега — его очень ждали зимой, но никак не в начале апреля. Порывы ветра были настолько сильными, что в Лейпциге частично повредили старинный дом. Из-за штормового предупреждения пришлось перенести сезонное открытие парка развлечений Belantis, что находится под Лейпцигом.
Тем не менее непогода не испугала посетителей пасхальной ярмарки, коих было предостаточно. Хотя начало пасхальных каникул для детворы было в прямом смысле слова подмочено осадками и ненастьем. Каникулы, как я уже писала ранее, на каждой государственной земле приходятся на разные даты. Но пасхальные четыре дня стабильно остаются выходными везде и для всех.
Омрачилась Страстная неделя также событием из лейпцигского зоопарка — новорожденного слоненка, что при рождении сломал ногу, после операций и неустанного наблюдения врачей пришлось все-таки усыпить. По этому поводу город скорбит до сих пор.
Не порадовали новости о забастовке почтальонов в городах Саксонии, Саксонии-Анхальт и Тюрингии. Учитывая страсть немцев ко всякого рода корреспонденции, почтальонам приходится изрядно потеть каждый день, накручивая педали своих велосипедов, чтобы донести до каждого адресата в срок все бумажные послания. Любопытно, что бастующие не требуют увеличения зарплаты, а ратуют за сокращение рабочего времени — с 38,5 рабочих часов в неделю до 36. Но за те же деньги. Добьются ли пикетчики желаемого, покажет время.
И пока почтальоны ратуют за вполне приземленные вещи, митингующие другой организации мыслят глобально. Не стихают марши против исламизации Запада. Начались они в Дрездене еще осенью прошлого года, сокращенное название движения звучит как ПЕГИДА — PEGIDA (Patriotische Europäer gegen die Islamisierung des Abendlandes), что означает «патриотические европейцы против исламизации Запада». В Лейпциге «патриотов» в названии заменили на «лейпцигчан», что породило местное движение ЛЕГИДА — LEGIDA. И, казалось бы, пора остановиться на этом и забыть. Но нет. В пику этим течениям появилось движение NO-LEGIDA, выступающее против тех, кто против исламизации.
Все эти направления собирают тысячи сторонников и порождают настоящий хаос в городе. Особенно он заметен, когда «легидовцы» озвучивают свою позицию под свист и протестующие крики «ноу-легидовцев». И те и другие останавливаться не собираются, и очередной марш состоится уже через несколько дней. Полиции на таких мероприятиях предостаточно, что на земле — огромное количество патрулей, что на воздухе — там парящий вертолет.
Радует, что помимо стражей порядка гнетущую атмосферу отлично рассеял День смеха. Многие горожане «купились» на газетную шутку о введении поборов для женихов и невест. В городе есть традиция «прощания с молодостью». Эдакие девичники и мальчишники, только идущие в массы. Обычно компании юношей и девушек разгуливают по городу в костюмах, пьют алкоголь, веселятся и зазывают прохожих купить у них безделушку или маленькую бутылочку спиртного и тем самым внести свою лепту в хрупкое становление бюджета молодых. Прохожие обычно отмахиваются и спешат по своим делам.
Первоапрельская статья информировала, что отныне за предсвадебное веселье такого рода будут взиматься пошлины, а также введен регламент на время и место проведения. И горожане начали было активно одобрять такое постановление. Позже шутку оценили и с традицией смирились.
Но какими бы новостями ни был богат пасхальный период, праздник остается праздником. Погодные неприятности компенсировались гастрономически: полки магазинов ломились от шоколадных зайцев и яиц, пасхального хлеба (местный вариант кулича) и уже готовых и раскрашенных яиц. Ведь пасхальная кухня подразумевает мясо ягненка на столе, рыбу, спаржу, яйца и сладости. И всего этого потребителю было предложено в избытке и по божеским ценам.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.