Расстояние в 50 метров от органов власти не может служить «единственным и достаточным основанием» для запрета публичного мероприятия. Такое разъяснение дал сегодня Конституционный суд РТ в ответ на иск КПРФ, мечтающей законно возложить цветы к памятнику Ленину 1 мая. Впрочем, в целом татарстанский закон о митингах признан конституционным, а его суровость по сравнению с другими регионами судьи объяснили «местными особенностями».
![]() |
Хафиз Миргалимов (слева): «Если бы исполнительная и законодательная власти работали хорошо, митингов и не было бы А у нас двух депутатов в течение года судят за возложение цветов! Где это видано?!» |
«ДВУХ ДЕПУТАТОВ ГОД СУДЯТ ЗА ВОЗЛОЖЕНИЕ ЦВЕТОВ!»
Сегодняшнее заседание Конституционного суда РТ, можно сказать, открыл... первый секретарь рескома КПРФ Хафиз Миргалимов. Удобно устроившись на скамье для участников процесса, он присмотрелся к залу, обнаружил толпу журналистов и начал свое выступление. Судей, естественно, еще не было, суд не начался, но пресса оперативно включила диктофоны. «Если бы исполнительная и законодательная власти работали хорошо, митингов и не было бы! — уверенно заявил вождь татарстанских коммунистов. — А у нас двух депутатов в течение года судят за возложение цветов! Где это видано?!»
Напомним, что во время Первомая-2014 коммунисты из КПРФ не только провели митинг на своей «намоленной» площадке у театра Камала, но и, наплевав на запрет властей, пошли традиционной демонстрацией к площади Свободы. Хотя и демонстрацией-то это назвать трудно — все-таки шли по тротуару, но вот красные флаги, как им было предписано, не свернули.
В итоге Миргалимова и второго секретаря рескома Артема Прокофьева задержали и доставили в Вахитовский отдел полиции. Позднее суд оштрафовал обоих на 10 тыс. рублей. С тех пор вот уже год коммунисты судятся, пытаясь доказать свою невиновность и отстоять право на демонстрации в центре города и на митинги на площади Свободы.
В Конституционный суд жалобу подали тоже Миргалимов и Прокофьев, чтобы КС проверил конституционность пункта 3 статьи 12 закона РТ «Об обеспечении условий реализации прав граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в РТ». Дело в том, что этот закон не столько «обеспечивает условия», сколько запрещает проводить всяческие митинги, демонстрации и т.д. в местах «ближе 50 метров от зданий, занимаемых органами госвласти, прокуратуры, консульств, образовательными, медицинскими и культовыми сооружениями».
ЕСЛИ ПРОВЕДЕНИЕ НЕ СОЗДАЕТ УГРОЗЫ ОБРУШЕНИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ИЛИ ИНОЙ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Жалобу коммунистов КС рассмотрел еще 24 марта, а сегодня было обнародовано постановление. Председатель Конституционного суда РТ Фархат Хуснутдинов зачитывал многостраничный документ больше 40 минут. В нем было очень много хороших слов из конституций и законов РФ и РТ. О «защите прав и свобод человека и гражданина». О праве граждан «собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации», что «является одним из основополагающих элементов правового статуса личности в Республике Татарстан».
О том, что публичное мероприятие — это «открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, проведение которой возможно в любом пригодном для целей данного мероприятия месте в случае, если ее проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности».
Международные документы тоже цитировались в значительном количестве, есть в постановлении даже ссылка на Европейский суд по правам человека — этот суд тоже «отмечал, что любая демонстрация в общественном месте нарушает обычную жизнь в той или иной степени» и «весьма важно проявление публичными властями определенной терпимости по отношению к мирным собраниям».
![]() |
Во время Первомая-2014 коммунисты пошли традиционной демонстрацией к площади Свободы. Красные флаги, как им было предписано, не свернули, за что и поплатились |
Особого внимания, пожалуй, заслуживает такая цитата из постановления КС: «Определение же в оспариваемой норме указанного перечня зданий и сооружений и 50 метров как предельного расстояния от них, ближе которого проведение публичных мероприятий недопустимо, обусловлено предоставленной федеральным законодателем достаточно широкой свободой усмотрения при осуществлении такого регулирования, а также существующими региональными и местными особенностями».
Ссылка на региональные и местные особенности выглядит в постановлении суда как достойный ответ коммунисту Миргалимову, который везде громогласно заявляет (и перед сегодняшним заседанием суда тоже заявил), что в других российских городах преспокойно проводят демонстрации и митинги в центре, а в Казани почему-то нельзя. Местные особенности, Хафиз Гаязович!
ПАРАД ЦИТАТ И ОЖИДАЕМОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Однако главными можно считать следующие три цитаты из постановления. Первая: «...указание организатором публичного мероприятия в уведомлении места, расположенного ближе 50 метров от зданий и сооружений, предусмотренных оспариваемой нормой, не может служить для органа публичной власти единственным и достаточным основанием отказа в согласовании проведения мирного публичного мероприятия».
Вторая цитата: «Признание обжалуемого заявителями правового положения соответствующим Конституции Республики Татарстан не препятствует совершенствованию правового регулирования обеспечения реализации конституционного права граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций и шествий в Республике Татарстан».
Третья цитата: «Конституционный суд РТ считает возможным введение республиканским законодателем дифференцированного подхода к регулированию порядка проведения отдельных форм публичных мероприятий, в том числе при определении мест, в которых проведение таких мероприятий завершается».
![]() |
Впрочем, в целом постановление суда, естественно, не было неожиданным ни для коммунистов, ни для собравшейся в зале публики и прессы: признать пункт 3 статьи 12 закона РТ о митингах «соответствующим Конституции Республики Татарстан». Фактически суд подтвердил запрет на проведение митингов на площади Свободы в Казани и демонстраций в центре города, но оставил в нем маленькую отдушину.
«70 В ПОЛЬЗУ ГОССОВЕТА, 30 — НАМ ПОДАЧКУ КИНУЛИ»...
Миргалимов на просьбу корреспондента «БИЗНЕС Online» прокомментировать решение суда поначалу сердито отказался: «Без комментариев!» Потом все-таки заявил, что считает, что дальше бороться за площадь Свободы «бесполезно».
Другое, более оптимистичное мнение, высказал Прокофьев: «Постановление содержит две важные вещи. Во-первых, что эти 50 метров не могут теперь служить единственным основанием для отказа [в проведении мероприятия]. Соответственно, им [властям] надо обосновать, как это угрожает безопасности».
«Они обоснуют!» — тут же бросил мрачную реплику Миргалимов.
В ответ Прокофьев напомнил про слова в постановлении о возможном введении республиканским законодателем дифференцированного подхода к регулированию порядка проведения митингов и т.п.: «Поэтому, я считаю, это решение, в принципе, положительное. Потому что пусть они даже признали, что это [пресловутые 50 метров] соответствует Конституции, но в то же время мы видим, исходя из содержания постановления, что Государственному Совету рекомендуется изменить регулирование по шествиям и демонстрациям».
«Половинчатое решение никогда не дает положительного результата, — констатировал, настаивая на своем подходе, Миргалимов. — Это 70 на 30. 70 в пользу Госсовета, 30 — нам подачку кинули».
Тем не менее Прокофьев заявил, что продолжит попытки изменить закон о митингах через Госсовет РТ.
Отметим, что пресловутое «правило 50 метров» выглядело довольно странно и стесняло прежде всего сами власти, которые вынуждены были время от времени нарушать свои же законы для проведения, к примеру, митинга за присоединение Крыма или даже Крестного хода на Пасху. Не ясно и как быть с парадом, запланированным на 9 мая на той же площади Свободы? Формально и его надо запретить. Теперь благодаря решению Конституционного суда подход можно и нужно «дифференцировать». С другой стороны, чтобы не портить вид из окон кабмина оппозиционными собраниями, властям действительно придется проявить больше юридической смекалки.
Комментарии 27
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.