Алексей Лавров, Радик Гайзатуллин и Ильдар Халиков
Алексей Лавров, Радик Гайзатуллин и Ильдар Халиков

МИНФИН ВКЛЮЧАЕТ ДОЛГОВОЙ «СВЕТОФОР»

Совещание в учебно-методическом центре ФАС (антимонопольной службы) в Казани оказалось настоящим бенефисом министров финансов. Своих главных финансистов сюда прислали Приморский край, Крым, Чечня, Вологда, Волгоград, Алтай, Марий Эл, Чувашия, Нижний Новгород, Башкортостан... Всего, по подсчетам пресс-службы министерства финансов РТ, здесь собралось более 20 министров-коллег из всевозможных субъектов РФ, а также сотни других участников — заместителей, сотрудников профильных ведомств. Большой актовый зал был переполнен, как на какой-нибудь премьере. В президиуме сидели заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров, премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков и министр финансов РТ Радик Гайзатуллин.

Глядя на всех этих высокопоставленных людей, шуршащих страницами своих умных докладов, как-то слабо верилось, что они приехали сюда по той же утонувшей в лужах и колдобинах дороге, по которой добрался к центру ФАС и корреспондент «БИЗНЕС Online». Но другого пути к месту проведения конференции не было — следовательно, прежде чем поговорить о «Повышении качества управления региональными финансами в текущих социально-экономических условиях» (именно так была обозначена тема семинара), министерские кортежи миновали как минимум три «грязевых ванны» по здешней грунтовке, чтобы солидно притормозить у крыльца антимонопольной службы.

Неизвестно, плохие дороги или экономический кризис сделали свое дело, но центральный доклад совещания — выступление заместителя министра финансов Лаврова — оказался в меру «сердитым». Не по тональности — она была как раз самая доброжелательная. А по содержанию.

Лавров говорил о «новациях бюджетного законодательства 2015 года» (тема его доклада) конкретнее: о поправках в действующий Бюджетный кодекс. И как о чем-то обыденном рассказал и о намерении включить в кодекс возможность инициировать отставку главы региона за бюджетные долги. Зал никак не отреагировал — все-таки, как ни высок был статус сидящих в нем, ни одного губернатора или мэра здесь не было.

Между тем, Лавров не просто анонсировал «карательную меру», но и дал ей предварительное обоснование.

«Мы классифицировали заемщиков (субъекты Федерации и муниципалитеты прим. авт.) по группам долговой устойчивости», — рассказал заместитель министра финансов РФ. «Высокая долговая устойчивость — это группа А (ее цвет — зеленый), средняя долговая устойчивость — группа В (цвет — желтый), низкая долговая устойчивость — группа С (цвет — тревожный красный)».

По данным Лаврова, в этой последней группе в настоящее время состоит до 20 регионов РФ. При том, что Россия насчитывает всего 85 субъектов Федерации, получается, что дамоклов меч завис на 1/4 ее территории.

«Посмотрите ваши показатели долговой нагрузки: если вы видите, что попадает в эту тревожную красную зону, надо принимать меры, чтобы как можно скорее из нее выйти, — увещевал собравшихся московский чиновник. — С 2019 года, скорее всего, это разделение на три группы вступит в силу. Мы даем три года субъектам и муниципалитетам, чтобы они посмотрели на себя. В зеленой зоне никаких ограничений по долговой политике вообще не существует. Но если регион приблизился к красной черте, тут уже будет не до инвестиций...»

Что может произойти с теми, кто оказался в этом новом «красном поясе», красноречиво свидетельствовал слайд, иллюстрирующий доклад Алексея Лаврова.

«В отношении субъектов РФ и муниципалитетов с низким уровнем долговой устойчивости и при невыполнении ими плана восстановления платежеспособности может быть инициирован процесс отрешения от должности высшего должностного лица — губернатора или главы муниципалитета. Но окончательное решение всегда останется за президентом, или, в случае, если в «красной группе» оказывается муниципалитет, за губернатором», — уточнил Лавров.

«МЫ НЕ ЗНАЕМ, ЧТО БУДЕТ ЗАВТРА»

Дальнейшая часть доклада Лаврова обошлась без сенсаций. Заместитель министра рассказывал о других поправках в Бюджетный кодекс и одновременно сетовал на то, что с 2008 года кодекс поправляют в среднем 8 раз в году, хотя он «должен быть стабильным документом», отметил московский чиновник.

«Самое главное состоит в том, что мы возвращаемся к трехлетнему горизонту планирования. В условиях нестабильности нам нужно видеть как можно более длинный горизонт планирования», — провозгласил Лавров. По его словам, новая версия кодекса предусматривает и долгосрочный бюджетный прогноз на 12 лет.

«Вы скажете: какой может быть долгосрочный прогноз, когда мы не знаем, что будет завтра? — риторически спросил зал докладчик. — Но этот прогноз будет позволять хотя бы примерно определить сценарий, по которому станет развиваться бюджетная система субъектов РФ и муниципалитетов».

В настоящее время, как предупредил своих коллег Лавров, осталась всего неделя для доработки бюджета. В течение этого срока региональные министры финансов и главы профильных комитетов еще могут подать свои предложения по содержанию документа. 1 июня этого года кодекс будет представлен в правительстве РФ, а в июле-августе внесен в качестве законопроекта в Госдуму. Как рассчитывает Лавров, к декабрю 2015 года он должен пройти второе и третье чтения и стать законом.

С БЮДЖЕТА ТАТАРСТАНА СДУВАЮТ ПЕНУ

Представители Татарстана на правах принимающей стороны сделали на семинаре сразу несколько докладов. Собственно открыл высокое совещание премьер-министр РТ Халиков. Кроме общих приветствий собравшимся, он дал краткую характеристику ситуации в экономике республики.

«Существует иллюзия, что экономика Татарстана строится на добыче нефти, — заявил Халиков. — Это не совсем так. В опровержение могу сказать, что в 2014 году доля обрабатывающих производств составила 70 процентов». Другим предметом для гордости республиканского премьера стал объем инвестиций в Татарстан, который не снизился даже в период кризиса: 542,8 млрд рублей.

Детальный доклад, подкрепленный слайдами и статистикой, зачитал министр финансов РТ Гайзатуллин. Он не без гордости познакомил коллег с неуклонно растущими показателями республики. «В текущем году объем ВРП составил 1,85 триллиона рублей, а в 2016 году президент РТ Рустам Минниханов поручил увеличить объем ВРП в два раза по сравнению с 2010 годом — до 2 триллионов рублей», — отрапортовал министр финансов РТ.

От ударных цифр роста Гайзатуллин постепенно перешел к «тревожным сигналам»: «В последние годы в федеральное законодательство вносились изменения, сокращающие доходы бюджетов субъектов РФ, — констатировал татарстанский министр финансов. — Это и централизация зачисляемой в бюджет субъектов доли налога на добычу полезных ископаемых по нефти, и исключение из обложения движимого имущества, и некоторое другое. В результате, общая сумма уменьшения доходов в бюджет РТ в год составляет 11,4 миллиарда рублей».

Есть и прогнозируемые бюджетные потери — за счет тех изменений в федеральное законодательство, которые еще только готовятся. Снижение ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, снижение ставки налога по ЕНВД и даже ограничения на продажу пива в ПЭТ-таре приведут, по расчетам Гайзатуллина, к потере 8,7 млрд. рублей. Причем, судя по слайду, ни много ни мало 5 млрд. рублей республика рискует, по оценке министра, потерять только на пиве.

Кстати, соответствующий законопроект готовится к принятию во втором чтении. Шансы высоки, так как есть одобрение правительства РФ. Сторонники запрета продажи пива в ПЭТ-таре ссылаются на многочисленные исследования, которые показали, что в ПЭТ-таре содержится дибутилфталат, поступление которого в организм человека приводит к системному поражению органов и тканей и гормональным нарушениям. В 2013 году вред пластиковых бутылок в ходе полномасштабного исследования доказал Институт биохимической физики им. Эмануэля РАН. При этом более 60% пива в России разливается в ПЭТ-тару. Для сравнения: в Германии эта доля достигает только 4%, в Бельгии — 3%, а в Великобритании, Италии и того меньше.

На этом фоне закрадывается сомнение: ни желанием ли порадеть такому крупному налогоплательщику, как «Эфес», обусловлено недавнее решение Госсовета РТ разрешить продажу пива в уличных кафе?