ПАМЯТНИК ПОД НОГАМИ

Проходя по улицам любого города Германии, обязательно наткнешься на маленькие золотистые плиточки в полу. Своеобразные памятники, мемориальные доски тем евреям, которые пали жертвами холокоста и жили в том здании, перед которым ты стоишь в данный момент. Или на том месте, где раньше был дом. Имя, фамилия, год рождения, адрес, по которому человек проживал, год и место смерти. Или дата, когда человека «забрали» из этого дома навсегда. И среди будничной спокойной жизни становится немного не по себе от этих сухих данных. Такие мемориальные плитки встречаются не на каждом шагу, но на большинстве улиц, особенно в центре и близлежащих районах.

Само слово «холокост» переводится как «всесожжение» и означает массовое уничтожение евреев (и не только) в годы нацистской Германии. Цифры убитых в концлагерях разнятся от 5,6 до 6,3 млн. человек, не считая умерших от истощения и болезней. Причины ненависти Адольфа Гитлера к евреям толком не ясны до сих пор. Есть гипотеза, что юному художнику Адольфу воспрепятствовали в продвижении таланта евреи, после чего он решил им мстить. Другая версия — незаконнорожденный отец Гитлера якобы частично был евреем, и Адольф этого очень стыдился. Какими бы ни были причины, месть Гитлера была чудовищна.

Машина смерти плавно заработала после того, как Гитлер стал рейхсканцлером Германии в 1933 году. Населению намекнули, что евреи живут необоснованно хорошо и доверие к ним излишне, да и вообще они и не люди вовсе. Началось все с шуток и анекдотов, переросших со временем в агитки и статьи в прессе. Чуть позже вышли законы, запрещающие евреям работать по целому ряду профессий, в том числе заниматься юриспруденцией. Еще немного погодя — бойкот на официальном уровне магазинов с хозяевами-евреями. Окончательно было покончено с равноправием евреев после «Нюрнбергского закона» о чистоте расы в 1935 году. Наряду с этим немецких детей в школе по карикатурам учили определять еврея на взгляд. За несколько лет мягкой пропаганды население страны до того привыкло к мысли, что евреи — опасный паразит на здоровом теле Германии, что никому и в голову не приходило заступиться, когда тех били или публично унижали. Сочувствующие же боялись за свои семьи и тоже не вмешивались.

ХРУСТАЛЬНАЯ НОЧЬ

В 1938 году в ночь с 9 на 10 ноября по всей стране прокатился погром, который позже назовут «Хрустальной ночью». Всю ночь бесчинствовали штурмовые отряды Национал-социалистической немецкой рабочей партии и их сторонники среди населения. Громили и грабили все магазины и здания, принадлежащие евреям, жгли синагоги. Полиция не препятствовала. В результате все улицы были усыпаны осколками стекол. В Лейпциге на месте уничтоженной в «Хрустальную ночь» синагоги ныне стоит необычный памятник — стройные ряды пустых стульев из бронзы, дополняют которые мемориальные плиты через несколько метров.

После такой неприкрытой агрессии дискриминация приняла чудовищные масштабы, год от года становилась все изощреннее. Истреблять людей по национальному принципу было не зазорно, а с началом Второй мировой войны куда проще. В крупных городах захваченных стран евреев сгоняли в гетто. Вытесненные из всех сфер жизни, лишенные возможности работать люди были обречены на голодную смерть. Крупнейшее — Варшавское гетто насчитывало 480 тыс. человек.

«Окончательное решение еврейского вопроса» выразилось в лагерях смерти. Отчаявшихся евреев загоняли в товарные поезда и везли в неизвестность. Иногда им сообщалось, что всех перевозят туда, где вдоволь рабочих мест и есть жилье. Люди безропотно шли и даже не предполагали страшного исхода. Они считали себя немцами, только с другой верой. Немало было фронтовиков, что сражались в Первой мировой войне на стороне Германии.

В концлагере судьбы у всех были разные, а итог один, через газовые камеры, сжигания в печах, истязания, непосильный труд и истощение, бесчеловечные опыты... До сих пор сохранились жуткие изделия: сумки из человеческой кожи, мыло и свечи из жира человека, золотые слитки из зубов. В смертельные жернова десятков концлагерей попадали не только евреи, но и цыгане, поляки, жители СССР, советские военнопленные, славянские народы, а также больные люди, инвалиды, гомосексуалисты, что добавляет к жертвам холокоста еще миллионы человек.

И хотя достаточно произведений на эту страшную тему, мне ужасы холокоста открылись в курсе польской литературы во время моего студенчества в Польше. Тонюсенькие «Медальоны» Зофьи Налковской, после прочтения которых мучает бессонница, сборник рассказов «Прощание с Марией» Тадеуша Боровского, «Опередить Господа Бога» Ханны Краль — это даже не вершина литературного айсберга необъятной трагедии. Кстати, побороть себя и побывать в музее концлагеря Аушвиц-Биркенау, больше известного миру по местонахождению в польском городке Освенцим, я так и не смогла. Хотя разделяло всего пять часов пути. Не тот музей, который хочется посетить.

Фильмов о страшнейшей трагедии человечества ничуть не меньше, самые известные: «Список Шиндлера», «Пианист», «Мальчик в полосатой пижаме», «Жизнь прекрасна», «Охота на зайцев», «Бабий Яр». Документальные фильмы и передачи о холокосте, кажется, счету не подлежат. И в каждом разные герои со своими судьбами и рассказами. 12 лет нацистского государства покалечили судьбы миллионов людей. Минуло 70 лет, а тема холокоста до сих пор не исчерпана.

Памятники жертвам холокоста в Германии поражают своей нестандартностью. В Берлине мемориал памяти убитых евреев Европы занимает целый квартал и представляет собой серые прямоугольные плиты разной высоты. На их фоне туристы позируют с улыбочкой и охотно фотографируются. В Касселе памятник изображает людей-теней, от которых осталась только одежда.

«ЛЕГИОН КЕНИГСБЕРГА»

Как я уже писала ранее, из стран бывшего Советского Союза в Германию эмигрируют люди с еврейскими корнями. Это извинение за холокост и попытка восстановить численность еврейского населения Германии довоенной поры. С 1991 по 2004 годы по еврейской линии в страну эмигрировали 219 604 человека. Это сравнительно немного — поздних переселенцев, этнических немцев за аналогичный период времени приехало 1,9 млн. человек.

По немецкому телевидению частенько показывают передачи без прикрас про Гитлера, Третий Рейх и концлагеря. Кинохроника запечатлела ужасы фашизма и шок мирного населения, когда они узнавали о концлагерях по соседству. «Это не должно повториться», — пишут ныне молодые немцы в иерусалимском мемориале Холокоста и Героизма Яд ва-Шем. Самые внимательные посетители из Германии нередко оказываются щедрыми спонсорами музея. Немцы, кажется, как никто иной понимают опасность возрождения нацизма и боятся его повторения. А потому нацистская символика карается штрафами и существует целый перечень запретных символов. Нарисовать свастику стоит до 500 евро, а жест «Хайль, Гитлер!» обойдется в 750 евро. Тем не менее нацисты здесь существуют и иногда проводят митинги в поддержку своих взглядов. На таких демонстрациях полиции чуть ли не больше, чем выступающих. На уровне политики есть даже Национал-демократическая партия Германии, которая набрала на последних выборах 1,3% сторонников и, тем самым, не прошла в Бундестаг.

SAM_0493.jpg

Не так давно в деревню Ямель, что находится в земле Мекленбург-Верхняя Померания, начали переселяться нацисты, которые сейчас составляют практически все население поселка. Жители ближайших деревень с опаской смотрят на такое соседство. И все же легальное существование неонацистских организаций лучше нелегального, подпольного, считает правительство.

От немецких неонацистов не исходит явных угроз. Неприятности надвигаются с другой стороны. В начале апреля в русско-немецкой школе Берлина появились листовки экстремистского толка, а в спортзале на баскетбольной корзине обнаружили повешенную куклу. В русский православный храм святого князя Владимира в Берлине несколько раз подбрасывали листовки с угрозами за подписью «Легион Кенигсберга». Там же, в почтовом ящике, прогремел взрыв. Пока пострадавших нет. И хотя полиция продолжает расследование, широкой огласки эти события не получили. Что это значит — новый виток нацизма в истории или детские шалости, покажет время.