С АНТИОЛИГАРХИЧЕСКИМ УКЛОНОМ

Добраться утром до площади Тысячелетия, где Первомай праздновали «Единая Россия» и татарстанские профсоюзы, оказалось непросто. Часть улицы Карла Маркса оказалась перекрытой, полиция бдительно патрулировала залитую весенним солнцем пустоту, по которой вот-вот должны были пройти ликующие первомайские толпы. У торгового центра «Кольцо» стояли печальноликие коммунисты, над которыми реяли красные флаги и звучала грустная песня про журавлей. «Настанет день, и с журавлиной стаей я поплыву в такой же сизой мгле», — пели с легкой хрипотцой. И действительно: хотелось взмыть над сигналящей железной массой легковушек и автобусов и куда-нибудь да поплыть, ведь журавлям не страшны пробки и правила дорожного движения...

В отличие от суровых коммунистов, площадь Тысячелетия корчилась в судорогах веселья. «Только улыбайся, улыбайся», — задорно звучало над толпой, которая, несмотря на ранний час, выглядела достаточно плотной и все разрасталась: людские ручейки стекались от метро и припаркованных автомобилей. Шли семьи с детьми, пенсионеры и солидные мужчины с брюшком, молодежь с георгиевскими ленточками. И ни у кого на лицах не было той обреченности и покорности обстоятельствам, которые обычно приписывают участникам официальных митингов. Наоборот, шли как на пикник: занимали на площади свою «полянку», бросали к ногам сумки и рюкзаки, некоторые даже доставали бутерброды. Разворачивали баннеры: «Молодежь за достойный труд», «Рост зарплат — рост экономики» и так далее. Некоторые плакаты поразили корреспондента «БИЗНЕС Online» своей философичностью. «Работающий человек не может быть бедным», — утверждал один из постеров. А другой вообще замахивался первомайским «кулачком» на самые основы олигархического строя: «Доходы естественных монополий — на благо России и россиян».

До официального начала митинга оставалось еще как минимум полчаса, и народ с плакатами и бутербродами «разогревали» концертной программой. Вначале под музыкальную «подложку» со сцены аукались два молодых человека в профсоюзных футболках. «В профсоюзе я нашел друзей, Серега», — уверял первый голос, а второй, как и положено, сомневался и упорствовал, но в итоге сдавался и получал вожделенную награду — профсоюзную книжицу. Затем на подмостки устремились всевозможные солисты и танцевальные коллективы: девушки в гимнастерках и пилотках, подбоченясь, танцевали под «Смуглянку-молдаванку», другие не менее обаятельные девушки призывно махали над головой синими лентами... От вертикального солнца и горячих мелодий корреспондент «БИЗНЕС Online» спрятался в прохладное пространство трибун Центрального стадиона, где бродили несколько зевак и работало маленькое кафе со скучающей буфетчицей, которая хотела в отпуск и как раз убеждала в этом своего хозяина, рассеянно слушавшего ее жалобы. «Солнце-то какое, солнце — благодать», — увещевала его буфетчица, но хозяин был непреклонен и ссылался на сложную международную обстановку. «Видишь, что в стране творится», — кивал он в сторону площади, где как раз стихала музыка и над толпой, как штыки винтовок, поднимались флаги «Единой России», «Родины» и «Профсоюзов Татарстана». «Да, — покорно вздыхала буфетчица, — и все-таки какое на улице солнце...»

«К НАМ ПРИШЛИ КРИЗИС И БЕЗРАБОТИЦА. УРА, ТОВАРИЩИ!»

В переходах и коридорах стадиона корреспондент «БИЗНЕС Online» столкнулся с заместителем руководителя регионального штаба «Молодой Гвардии Единой России» Андреем Губановым. Сквозь толстое стекло витрин площадь была как на ладони, и Андрей фотографировал море голов и флагов. «Ишь, сколько народу собрали», — польстил ему корреспондент «БИЗНЕС Online», и молодогвардеец согласно кивнул, дескать, то ли еще можем. «1 Мая — добрый праздник, люди это чувствуют», — заметил он и продолжил движение вдоль трибун, время от времени щелкая затвором фотоаппарата. Митинг начинался. И начинался он именно с того, на чем оборвался разговор корреспондента «БИЗНЕС Online» с молодогвардейцем: с небывалой массовости акции. «Наши митинги сейчас проходят в 7 городах республики, и на них мы собрали около 35 тысяч человек», — уверенно неслось со сцены, и приходилось верить, хотя количество голов на самой площади Тысячелетия вряд ли превышало 5 - 7 тыс. человек. «Мы солидарны с ними, как и со всеми, кто вышел на улицы в этот день — День международной солидарности трудящихся!»

По традиции «первый микрофон» достался профсоюзам — точнее, председателю федерации профсоюзов РТ Татьяне Водопьяновой. Поговорив немного о вековых традициях праздника и «социальном партнерстве», Татьяна Павловна тревожно повысила голос: «Но и к нам пришел кризис: с обвалом рубля, ростом цен, высокой инфляцией. Уже заметно, что серьезно снизилась покупательная способность работающего человека и пенсионера. Сейчас в Татарстане в неполной занятости 32 тысячи человек, 58 миллионов рублей составляют долги по зарплате, 18 тысяч человек остались без работы... Что же предлагают либеральные умы нашего правительства? Сокращение всех социальных программ, увеличение пенсионного возраста и налогов, штрафы, платные стоянки... Что это? Это крен в одну сторону. Это означает еще больше забрать из кошелька простого человека». Недоуменная тишина повисла над площадью. Никто, по всей видимости, не ожидал, что вполне себе официальный митинг начнется с таких «антикризисных» речей.

По крайней мере, перехвативший у Водопьяновой микрофон Андрей Кондратьев — руководитель исполкома татарстанского отделения «Единой России», явно хотел сгладить впечатление. И не нашел ничего лучшего, как обратиться к притихшему народу: «А чего молчим? Давайте вместе, дружно: Ура! Ура Первомаю!» И площадь, как по взмаху дирижера, закричала ура, адресуя свой вопль то ли 1 Мая, то ли растущей безработице, штрафам и платным стоянкам. Но разбираться в этом было особо некогда. «Надо, чтобы наше правительство и руководство Татарстана, наш регион как лидер прошел достойно через все экономические потрясения и вышел лидером!» — внушал Кондратьев.

Взлет митинговой мысли, взятый главным единороссом, поддержал заместитель премьер-министра РТ Василь Шайхразиев. Он бойко перечислил, сколько составил ВРП республики за прошлый год (1 трлн. 631 млрд. рублей), сколько собрали зерна — 3,6 тыс. т, и сколько сдали квадратных метров жилья — 2 млн. 400 тысяч. «18 тысяч ветеранов в республике получили квартиры, 77 тысяч — медали», — рапортовал Шайхразиев в преддверии Дня Победы. «Несмотря на кризис и санкции, мы идем вперед», — заключил он, добавив, что республика будет заботиться о сохранении уровня заработной платы: в этих целях уже достигнуто трехстороннее соглашение между кабмином, федерацией профсоюзов РТ и ассоциацией работодателей.

Выступления профсоюзников длились примерно еще полчаса и завершились по обыкновению принятием резолюции, которая касалась уже упомянутой необходимости поддержать социальный уровень граждан Татарстана и сохранить гражданский мир. «Залогом наших совместных и успешных действий станут свобода, демократия, солидарность!» — выкрикнули со сцены, предложив таким образом новый вариант майской триады, который раньше умещался в короткую советскую формулу: мир, труд, май. И тут кто-то выпустил со сцены белоснежных голубей, которые растерянно закружились над площадью, а потом взяли уверенный курс на такие же белые и сияющие под весенним солнцем стены Казанского кремля. «Свободны!» — облегченно выдохнула площадь и сразу же начала расходиться. После треска микрофонов и грохота музыки воцарилась оглушающая тишина. И в ней явственно стало слышно, как в этот полуденный час с минаретов «Кул-Шарифа» поет о Боге муэдзин.

«ОТПРАВИТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВО МЕДВЕДЕВА В ОТСТАВКУ»

Митинг КПРФ получился, скажем так, нестандартным. И место проведения необычное — у часов на Баумана. И никакого подобия трибуны не было — выступавшие стояли в центре круга соратников. А самой интересной была первомайская демонстрация — чуть ли не под конвоем полиции.

К 11:00 у знаменитых часов рядом с подземным переходом собрались человек 200, а то и больше. Полсотни красных флагов, большие транспаранты, красные шарики, красная палатка, духовой оркестр, сопровождавший выступления, — все как положено. Усилитель звука был явно на максимуме, и, возможно, обрывки пламенных речей даже долетали до памятника Муллануру Вахитову, где суверенно митинговали «Коммунисты России». Выступления были вполне традиционными. Первый секретарь рескома КПРФ, руководитель фракции коммунистов в Госсовете РТ Хафиз Миргалимов заявил, что «мы действительно системная оппозиционная партия», которая отстаивает интересы народа, а все остальные выступают лишь «за косметический ремонт этой системы». И сам Миргалимов, и другие ораторы вспомнили безмерно завышенные, «сидящие на шее народа» тарифы ЖКХ, неподъемно-платную медицину, неспособность правительства РФ преодолеть кризис... В принятой позднее резолюции митинг потребовал «немедленно прекратить либеральный экономический курс правительства», «отправить правительство Медведева в отставку», а также «заморозить тарифы ЖКХ», «провести референдум по платным парковкам в Казани».

Красной (какой же еще!) нитью проходило сквозь выступления возмущение «правилом 50 метров». Напомним, парламент РТ принял такой закон о митингах, который вполне можно назвать законом о запрете митингов: ближе 50 метров от всевозможных важных госзданий запрещено и митинговать, и устраивать шествия. Так что сегодня без труда прочитывался прозрачный намек Миргалимова: «Обращаясь к Госсовету, я хочу заявить: не надо бояться нашего народа!» Руководителей регионального отделения КПРФ, вопреки запрету отправившихся в прошлый Первомай к памятнику Ленина, тогда даже посадили ненадолго за решетку. Коммунисты год по этому поводу и по закону о митингах судились, и недавно добились-таки от Конституционного суда РТ некоторых послаблений. Второй секретарь рескома, депутат ГС РТ Артем Прокофьев сегодня заявил: «Мы обращались в Госсовет три раза, чтобы изменить этот закон о митингах, внесли инициативы, они были отклонены. Но наше обращение в Конституционный суд привело к тому, что в своем постановлении суд прямо указал, что норма (то самое «правило 50 метров»прим. авт.), которая закрыла столицу Татарстана от митингов, она не может быть единственным и достаточным основанием для отказа в проведении мероприятий. И сегодня власти дали возможность единственной партии — здесь, в Казани, мы пройдем законным шествием к площади Свободы и возложим цветы к памятнику Ленину».

Гордые этой «маленькой победой» коммунисты после митинга выстроились в колонну и отправились к площади Свободы. Правда, по тротуару. Причем, пройдя, наверное, метров 50 по улице Пушкина, свернули знамена («правило 50 метров»). Потом опять их развернули. Потом опять свернули... И вообще с улицы Пушкина ушли налево — в Ленинский садик (со спрятанными знаменами), там флаги вновь подняли, на выходе из садика снова спрятали, у памятника Тукаю опять подняли... Со стороны все это смотрелось весьма странно. Тем более что колонну мирных демонстрантов сопровождали десятка два полицейских, вытянувшихся цепочкой, — то ли охрана, то ли конвой... На площади Свободы не было митинга, который раньше коммунисты проводили здесь после демонстрации обязательно. Но гвоздики к памятнику Ленину действительно возложили.

Миргалимов пояснил «БИЗНЕС Online»: «Полученное нами разрешение на демонстрацию — это уступка властей, частичная, но принципиальная. Посмотрите, в Москве на Красной площади спокойно проходят стотысячные демонстрации. Потому что там власть, мэр Собянин, он со своим народом. И мы тоже спокойно провели бы шествие, как проводили раньше, много лет. По маршруту нашей сегодняшней демонстрации есть высшие учебные заведения — по закону о митингах возле них нельзя проводить шествия, надо свертывать знамена. Мы решили так и сделать, поскольку не хотим подставлять участников шествия. Мы уже разок прошли в прошлом году 1 Мая и весь год это расхлебываем. Вторично на те же грабли решили не наступать. Но вот закон о митингах постараемся изменить».