Минтимер Шаймиев рассказал о том, что «Хранительница» нашла свое место в консервативной Европе, что является подтверждением культурной ценности статуи и уровнем развития британцев, которые готовы воспринимать такую культуру (фото: tatarstan.ru)

В ЛОНДОН С БЛАГОСЛОВЕНИЯ ШАЙМИЕВА

Итак, одна из самых обсуждаемых новостей в Казани сегодня — это как в центре Лондона накануне была установлена 11-метровая статуя «Хранительница» работы российского скульптора Даши Намдакова. Бронзовый монумент в северо-восточной части Гайд-парка, напротив Мраморной арки XIX века. Ранее на этом месте была другая работа Намдакова — статуя Чингисхана. Статуя будет находиться в парке до конца 2015 года.

Как удалось выяснить нашим корреспондентам, эта «Хранительница» — точная копия той, только 12-метровой, что должна была быть установлена три года назад в Болгаре, но, как известно, под давлением общественности эту идею отложили. Хотя инициатором ее установки был лично Минтимер Шаймиев. К слову, и в Лондон «Хранительница» попала после согласования с государственным советником Татарстана. Об этом рассказал сам Намдаков в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». По словам скульптора, у него в планах было изначально отлить две статуи и одну из них выставлять в разных городах мира.

— Инициатором выступила мэрия Вестминстера, — рассказал сегодня «БИЗНЕС Online» Намдаков. — Мы уже много лет дружим, и они знают о моем творчестве, о моей истории в Татарстане. «Хранительница» в Лондоне — это временный выставочный проект. Скульптура будет стоять там полгода, может быть, год. Их две. Одна находится в Татарстане, как раз та, что должна была стоять в Болгаре. Вторую мы хотели выставлять в Европе, для популяризации татарстанского искусства. Но поскольку произошло недоразумение в Болгаре, выставочный проект установили раньше, чем основную работу.

Даши Намдаков на своей персональной выставке в казанском кремле в 2011 году (president.tatarstan.ru)

— Британцы и лондонцы в частности известны своими консервативными взглядами. Как они восприняли вашу работу?

— Приняли очень хорошо. Лондон ведь сейчас открыт для всего мира. Прошло два дня с момента установки, и я слышу только положительные отзывы. Принимаю поздравления от людей, разбирающихся в искусстве, и от простых обывателей. То же самое можно сказать и о прессе.

— После Лондона где будет стоять «Хранительница»?

— Мы это обсудим с Минтимером Шаймиевым. Он в курсе дел. Все с ним согласовывается, и установка скульптуры в Лондоне в том числе. В свое время этот проект мы затеяли вместе. Да, получилось немного не так, как мы хотели. Но в результате, может, так будет даже интереснее, — заявил Намдаков.

Интересно, сегодня первый президент Татарстана побывал на выставке, посвященной 70-летию со Дня Победы, был там и корреспондент нашей газеты, невольно став свидетелем разговора Шаймиева с бывшим министром культуры республики Зилей Валеевой и экс-прокурором Татарстана Кафилем Амировым. Минтимер Шарипович достаточно эмоционально рассказывал о том, что «Хранительница» нашла свое место в Лондоне, в консервативной Европе, что является подтверждением культурной ценности статуи и уровнем развития британцев, которые готовы воспринимать такую культуру.

Напомним, что 12-метровая статуя должна была быть установлена в Болгаре еще три года назад — в мае 2012 года. Известный и ценимый российским истеблишментом скульптор (не мудрено, что его так любят в Лондоне) Намдаков синхронно с проектом «Хранительницы» разработал проект международного информационного центра к Универсиаде 2013 года, он чуть позже трансформировался в чашу загса «Казан». Объект был спокойно принят общественностью и, более того, стал городской достопримечательностью. Такую же судьбу «Хранительница» повторить не смогла. Причиной отказа от идеи установки статуи в Болгаре стало возмущение религиозной и культурной общественности республики: дерзко стилизованный языческий символ не может быть установлен в колыбели татарского ислама и духовном центре мусульман. Планировалась, что арт-объект откроют в день празднования годовщины принятия ислама, место отводилось близ новопостроенной Белой мечети. Все эти три года продолжаются споры о том, куда же стоит поставить грандиозную статую. Шаймиев каждый раз уверяет, что место ей обязательно найдется и в Татарстане появится новая достопримечательность. Но пока статуя продолжает ждать своего часа на одном из складов в Болгаре.

14266.jpg
«Хранительница» продолжает ждать своего часа на одном из складов в Болгаре

В ТАТАРСТАНЕ НАЙДУТ ДОСТОЙНОЕ МЕСТО «ХРАНИТЕЛЬНИЦЕ»

Намдаков, в свою очередь, не теряет надежду, что его работа все-таки займет достойное место. «Надеюсь, что статуя наконец-то будет установлена в Татарстане, — заявляет скульптор. — Думаю, что найдут для нее хорошее место. Мне сложно комментировать. На месте, в Татарстане, виднее. Как вы знаете, я в Лондоне. Вообще, настоящее искусство не имеет разреза глаз и цвета кожи. Как бы то ни было, эта работа уже имеет мировое значение, ведь она стоит в самом знаковом месте Лондона. Когда у меня берут интервью, я всегда отвечаю, что это копия скульптуры, которая будет стоять в Татарстане. Планировалось, что копия будет путешествовать по миру с табличкой, в которой говорится об оригинале, расположенном в республике. Увы, получилось наоборот. Вещь, которая должна популяризировать Татарстан, теперь популяризирует Лондон».

На вопрос о судьбе другой своей работы — статуи Чингисханахудожник ответил уклончиво, сказав, что эта статуя начала свое путешествие и вскоре ее вновь представят общественности, но где именно, Намдаков не уточнил. Отметим, что скульптор довольно активно выставляется в столице Британии, где у него проходят крупные выставки. Сейчас часть работ художника показывают в Китае, где проходит большой тур музея мировой культуры.

Искусствовед и постоянный эксперт «БИЗНЕС Online» Гузель Файзрахманова высказала свое мнение об установке статуи Намдакова в Лондоне.

— В Лондоне это выглядит как экзотическая вещь с Востока, как проявление восточной культуры. Перед созданием скульптуры надо учитывать, что любое произведение искусства должно быть вписано в конкретный контекст местности. Образ «Хранительницы» — это формат видоизмененного Ак Барса. Причем очень агрессивный. Я бы хотела спросить у скульптора: с какой целью он сделал такой агрессивный образ? Что он хотел сказать такой трактовкой барса? Там же видно, что это не какой-то добрый барс, хранительница. Что она охраняет? Или, может быть, хранит? В его образе она вообще нападает! А то, что ее поставили в Лондоне, меня не удивило. В этом городе Даши Намдаков хорошо известен. Возможно, это связано с тем, что в Европе толерантно относятся к подобным восточным экспансиям. В Лондоне же много эмигрантов. Подобная скульптура может смягчить британское колонизаторское прошлое.

Читайте также:

Скандал в Булгаре