Верховный суд Татарстана продолжает приобщать посетителей к прекрасному. Вслед за картинной галереей, появившейся там в прошлом году, руководство суда организовало в коридоре первого этажа настоящий пантеон — на 13 фотографиях изображены памятники и статуи Фемид со всех уголков мира. Согласно задумке создателей, знакомство с искусством расширит кругозор посетителей суда.
Максим Беляев: «Мы решили показать символы правосудия из разных стран, для того чтобы расширить кругозор граждан, которые обращаются к нам» |
ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО В КОРИДОРАХ СУДА
В Верховном суде Татарстана рядом с залами судебных заседаний первого этажа появилась галерея фотографий, на которых изображены памятники и статуи Фемид и Юстиций, установленные на площадях, улицах и перед зданиями судов разных стран: Чехии, Швейцарии, США, Индии, Сингапура, Франции и других уголков мира.
— Эта выставка является логическим продолжением той выставки картин, которая в прошлом году была размещена у нас в публичной зоне на третьем этаже, — рассказал «БИЗНЕС Online» заместитель председателя Верховного суда РТ Максим Беляев. — Тогда мы хотели показать, что суд существовал во всех странах и во все времена. После появилась идея продолжить это начинание, потому что был интерес у посетителей суда. Так мы решили показать символы правосудия из разных стран, для того чтобы расширить кругозор граждан, которые обращаются к нам.
По словам посетителей, репродукции не только украшают здание суда, но выполняют просветительскую функцию — всегда интересно увидеть и узнать что-то новое, пополнить свой запас знаний.
— Вот, к примеру, статуя правосудия из чилийского Вальпараисо, — рассказывает Беляев. — У нее несколько необычный внешний вид: отсутствует повязка на глазах, «скомканные» весы, меч в ножнах. Это связано с одной историей. Местный судья решил избавиться от любовника жены, обвинив его в убийстве. Любовнику удалось скрыться, бежав в Великобританию. Через некоторое время местный суд получил в подарок из Франции статую Фемиды. Преклонение перед французским искусством было столь сильным, что ее, не задумываясь, поставили в здании суда. И только через 30 лет заметили, что с ней что-то не так. Тогда ее решили поставить снаружи, мотивировав тем, что снаружи, конечно, правосудие «странное», а уж в зале суда — настоящее.
Беляев отмечает, что Фемида не во всех странах ослеплена повязкой. К примеру, на фронтоне здания Верховного суда Сингапура размещен барельеф работы итальянского скульптора Аугусто Мартелли. Центральная фигура, олицетворяющая Правосудие, имеет все привычные атрибуты, но не имеет повязки. Нет ее и у статуи Правосудия в Париже (в районе Пляс дю Пале Бурбон) — у фигуры, изготовленной в 1852 году, также нет ни весов, ни меча, зато есть перст указующий. А вот одно из самых странных изваяний находится в городке Лафайет, что в американском штате Луизиана.
— Там Фемиде завязали глаза, но туловище и весы приложить к голове забыли, а ведь эта голова расположена на входе в городской суд, — объясняет заместитель председателя суда.
По словам Беляева, интересная статуя расположена на центральной площади Лозанны, на которой находится фонтан Правосудия. Фемида там представлена в ярко-кобальтовом платье, со своими традиционными атрибутами — мечом, весами и повязкой на глазах. У ее ног Папа Римский, император, султан и парламент, которые ей подчиняются. Колонна и статуя были сделаны еще в 1584 году скульптором Лораном Перру, автором многих фонтанов в западной Швейцарии.
ОТ «УТРА СТРЕЛЕЦКОЙ КАЗНИ» ДО «СОВЕТСКОГО СУДА — СУДА НАРОДА»
Напомним, Верховный суд начал приобщать посетителей к высокому искусству еще в прошлом году. Тогда в коридорах здания появилась картинная галерея. К примеру, полотно «Суд Камбиза» Герарда Давида повесили напротив зала квалификационной коллегии судей — органа судейского сообщества, который принимает на работу и увольняет судей. Сюжет этой картины прост и поучителен. В древние времена поймали за руку судью, который брал взятку. И царь повелел с него снять кожу и обшить ею кресло, а судьей назначить сына казненного судьи, чтобы новоиспеченный судья, сидя на этом кресле, вспоминал, из чего оно сделано и не повторял ошибок отца. Судьям, которые видят эту картину, ожидая начала заседания квалификационного коллегии, тоже есть о чем задуматься...
Посетители суда, ожидая в коридоре начала процесса, могут, к примеру, вспомнить времена, когда наказание государства можно было исполнить без соответствующего решения третьей власти. Об этом напоминает картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни». На полотне описаны события, происходившие в Москве в 1698 году, в эпоху Петра I, когда был жестоко подавлен Стрелецкий бунт, а его участники казнены, как говорится, без суда и следствия.
На одной из картин, которая выставлена в публичной зоне на третьем этаже, изображен эпизод первого в американской истории процесса по делу о гражданских правах, прошедшего в 1840 - 1841 годах — картина кисти Хейла Вудруфа «Суд над пленниками с Амистада». Сюжет следующий. В июле 1839 года группа африканцев, похищенных для продажи в рабство, захватила судно, на котором их везли в Америку, чтобы вернуться домой. Обманом их направили не обратно в Африку, а в Нью-Йорк, где предали суду. В итоге дело дошло до верховного суда США, который постановил освободить негров и вернуть на родину.
Разумеется, на картинах есть и широко известные судебные процессы — картина Лоры Найт «Нюрнбергский процесс», полотно Кристиано Банти «Галилей перед судом инквизиции». Есть и картины, которые наглядно демонстрируют, как менялась система судопроизводства в нашем государстве. Так, работа Михаила Зощенко «Волостной суд» иллюстрирует быт низшего сословного крестьянского суда в Российской империи. А завершает экспозицию плакат сталинской эпохи — «Советский суд — суд народа».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 28
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.