Год, прошедший после введения по инициативе США санкций против России, можно охарактеризовать как промежуточную российскую внешнеполитическую победу, пишет в материале, подготовленном специально для «БИЗНЕС Online», эксперт по политическим вопросам Валерий Муниров. Он напоминает, что санкции к ожидаемому результату не привели.
Владимир Путин и Си Цзиньпин (фото: kremlin.ru)
ТРИ ГЛАВНЫХ ВЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
На фоне грандиозных торжеств 70-летия Великой Победы меньше внимания досталось важным межгосударственным переговорам на высоком уровне. Накануне и после 9 Мая президент России Владимир Путин встречался в Москве с более чем 10 главами других государств. Но особо надо отметить его встречу с председателем КНР Си Цзиньпином 8 мая и с федеральным канцлером Германии Ангелой Меркель 10 мая. А также встречу в Сочи с госсекретарем США Джоном Керри 12 мая. Эти встречи, безусловно, фиксируют три главных вектора российской внешней политики, за исключением Евразийского экономического союза, который, по сути, является нашим вместе с братскими республиками внутренним «семейным» делом.
Буквально накануне встречи с Си Цзиньпином Путин подписал два федеральных закона. «О ратификации Договора о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС», которым предусматривается оказание финансовой поддержки в случае возникновения у партнеров по БРИКС проблем с долларовой ликвидностью в их национальных финансовых системах. И о ратификации соглашения между правительствами России и Китая о сотрудничестве в сфере поставок природного газа по «восточному» маршруту. По самим итогам российско-китайских переговоров был подписан ряд документов, на некоторые из них можно обратить особое внимание.
Это совместное заявление о совместимости взаимной эксплуатации китайской системы «Бэйдоу» и российской системы «ГЛОНАСС». Не секрет, что навигационные системы, тот же американский GPS, обеспечивают целеуказание для стратегических ядерных сил и высокоточных систем оружия. И сегодня подлинный суверенитет невозможен без собственной навигационной системы. Значит, под этим заявлением имеются веские основания.
РЕЧЬ ИДЕТ О СБЛИЖЕНИИ НАШИХ ЭКОНОМИК
Подписано несколько соглашений о финансовом сотрудничестве. Здесь речь идет фактически о замещении после экономических санкций против России западных инвестиционных ресурсов (в основном европейских) восточными – китайскими.
Соглашение об основных условиях поставок газа из России в Китай по «западному маршруту». То есть опять-таки на давление по «Южному потоку» в Европу Россия отвечает не только обходным маневром – «Турецким потоком», но и пробивает новые маршруты на восток в Китай.
Меморандум о модели финансирования ВСМ Москва – Казань, приоритетного проекта Евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва – Пекин. Значение этого транспортного коридора трудно переоценить. Также как в свое время Транссиб, или по историческому названию Великий Сибирский путь, послужил основой для промышленного освоения Зауралья, так и сегодня ВСМ до Казани и далее должна снять инфраструктурные ограничения развития Сибири и Дальнего Востока.
Если посмотреть в целом на весь пакет документов, то речь идет о сближении наших экономик и создании в будущем зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Китаем, что и было зафиксировано в одном из заявлений.
ВПЕРВЫЕ СО ВРЕМЕН ПЕРЕСТРОЙКИ ГЛАВА НАШЕГО ГОСУДАРСТВА ДОСТОЙНО ОЦЕНИЛ ПАКТ МОЛОТОВА – РИББЕНТРОПА
Встреча Путина с Меркель была интересна главным образом историческими оценками на их совместной пресс-конференции. Наверное, впервые со времен перестройки глава нашего государства оценил пакт Молотова – Риббентропа сдержанно достойно: «Смысл для обеспечения безопасности Советского Союза в этом пакте был».
Действительно, почему каждый российский политик должен каяться за вмененное либералами в вину? В те годы заключение таких договоров было обычной практикой, и не СССР ее начал, а именно западные страны, одна за другой, заключали соглашения с Гитлером.
Следующая оценка Путина – с кем мы воевали: «Наша страна воевала не с Германией, она воевала с нацистской Германией. С Германией, которая сама стала первой жертвой нацистского режима, мы не воевали никогда, у нас там всегда было много сторонников и друзей… Мы относимся к сегодняшней Германии как к нашему партнеру и дружественной нам стране».
Невольно вспоминаются слова приказа народного комиссара обороны СССР Иосифа Сталина от 23 февраля 1942 года: «Было бы смешно отождествлять клику Гитлера с германским народом, с германским государством. Опыт истории говорит, что гитлеры приходят и уходят, а народ германский, а государство германское остается».
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ РОССИЙСКАЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОБЕДА
Официальной информации о встрече Путина с госсекретарем США Керри мало. Зато до этого проводивший переговоры с Керри министр иностранных дел России Сергей Лавров приехал к сочинскому отелю с символичным именем «Родина» за рулем белого автомобиля «Победа».
И подарил Керри две корзинки с картофелем и помидорами и футболку с символикой Победы. Кто-то увидел в этом дружеский жест. Кто-то – символический ответ на санкции, мол, у нас своего добра хватает. Кто-то – тонкую подколку, ведь Америка – родина картофеля, а подаренный ранее Керри Лаврову картофель у нас вроде не прижился. А кто-то – вообще намек некомильфо.
Но, так или иначе, год, прошедший после введения по инициативе США санкций против России, можно охарактеризовать как промежуточную российскую внешнеполитическую победу. Ведь санкции не привели к ожидаемому результату. А именно: политический курс России не изменился в угоду Западу; внутренних потрясений, на что рассчитывали творцы «оранжевых вёсен», не произошло, напротив, заметна консолидация общества; Европа вдрызг ссориться с Россией под знаменами США не спешит, наоборот, там наметился раскол сторонников и противников санкций; Россия не попала в международную изоляцию, а выстраивает новые торгово-экономические отношения с Китаем, Индией, Турцией, Латинской Америкой и т.д.
Что касается неизменных тем обсуждения с США – Иран, Сирия, а теперь Украина и Исламское государство, то надо признать: речь идет о местах добычи (Иран, Ирак) и путях транзита (Сирия больше потенциально, Украина фактически) нефти и газа прежде всего в Европу. И все попытки США направлены на то, чтобы замкнуть на себя энергетический контур и привязать к себе Европу через зону свободной торговли с ЕС – Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство. Заодно и Китай посадить на голодный энергетический паек.
ДОБЫЧЕЙ АМЕРИКАНЦЕВ В ВОЙНЕ, ОБЪЯВЛЕННОЙ РОССИИ, ЯВЛЯЕТСЯ ИМЕННО ЕВРОПА
Итак, в чем проявленный итог праздничной дипломатии по трем главным векторам российской внешней политики?
1. Давление США в форме финансово-экономической войны против нас мы выдержали и капитулировать не собираемся. Поэтому американцам придется рано или поздно улучшать формат взаимоотношений с Россией. Возможно, Керри и зондировал такую возможность.
2. Европа долго и сложно разбирается внутри себя: к кому все-таки стратегически лучше «прислониться» – к США или к России. Мы терпеливо ждем. Но добычей американцев в войне, объявленной России, является именно Европа. Многие там начинают это понимать и не готовы на роль очередного, уже третьего по счету (после Первой и Второй мировых войн), трофея. Германия первая в их числе.
3. Главным выгодоприобретателем всех антироссийских санкций, безусловно, является Китай на пару с Великобританией. Россия все больше смотрит на восток, и с ней уже легче договариваться. А с другой стороны, Россия на разности потенциалов США, Европы и Китая имеет все шансы выстроить Евразийский союз как новый субъект мировой политики.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 17
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.