Как выяснила на вчерашней пресс-конференции в рамках фестиваля «Науруз» корреспондент «БИЗНЕС Online», Рустам Минниханов самым активным образом помогает Крымско-татарскому академическому музыкально-драматическому театру из Симферополя. Между тем у «самого молодого театра России», по словам главного режиссера Рината Бекташева, нет средств на солидные постановки, так что даже реквизит для спектаклей постановщику приходится приносить из дома.
Ринат Бекташев |
«НАШ БЫВШИЙ КЛУБ НКВД»
Единственный в мире крымско-татарский театр впервые участвует в фестивале «Науруз». О жизни «самого молодого театра России» на пресс-конференции в Казани накануне рассказывал заслуженный деятель искусств Украины, главный режиссер Ринат Бекташев.
«Я очень-очень рад, что мы принимаем участие в этом фестивале. И первое, что мы хотим сказать, — это большое спасибо президенту Татарстана и его команде, которая помогла нам, — начал свое выступление Бекташев. — Мы получили в подарок пассажирский автобус для гастролей, была решена проблема с освещением зала, с креслами, и сейчас наш бывший клуб НКВД превратился в театр. Было крайне сложно все это время не иметь самого элементарного. Спасибо нашему дружественному и родному народу, который нас так тепло принимает». Бекташев сообщил, что театр привез «нефестивальный спектакль», который очень любит крымско-татарский народ и который был представлен вчера вечером на сцене Тинчуринского театра: «В позапрошлом году исполнилось 100 лет оперетте «Аршин мал алан» (оперетта азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова — прим. ред.). Я считаю, что бессмертная музыка Гаджибекова и абсолютно наивный, симпатичный сюжет всегда умиляют зрителя. А люди старшего поколения наверняка помнят и одну из экранизаций оперетты».
Вспомнили в ходе конференции и историю театра, которая ведется еще с XIV века: тогда при дворе крымских ханов появилась традиция театрализованных представлений. Однако первый профессиональный театр со стационарным зданием появился только в 1901 году в Бахчисарае. В 1923 году труппа переехала в Симферополь, а в 1944 году, после депортации крымских татар, театр прекратил свое существование. «С тех пор прошло 50 лет, но театр все равно возродился, сейчас нам 25 лет. Вот такая у него история, печальная и интересная», — добавил режиссер. Крымско-татарский театр ставит в год порядка четырех премьер в зависимости от интенсивности гастрольной жизни. «В принципе, мы делаем четыре новые постановки в год, хотя порой бывает больше, порой меньше. Все зависит от того, насколько насыщен год, — уточнил Бекташев. — Если нам поступают предложения посетить тот или иной город, то премьер может быть меньше». В самом Симферополе живет не так много татар, они раскиданы по селам и по маленьким городам, поэтому труппе приходится много разъезжать. Кстати, спектакли театра ставятся исключительно на крымско-татарском языке. «Наши спектакли идут только на родном языке, а синхронного перевода, к сожалению, нет. Мы покупали какие-то аппараты для этого, но они оказались некачественными. Однако скажу по своему наблюдению, что это никогда не было преградой. По большому счету, если хоть немного знать сюжет, язык искусства не потребует знания самого языка», — констатировал Бекташев.
МЕНТАЛЬНОСТЬ НЕ ПОЗВОЛЯЕТ МУЖЧИНАМ ИДТИ В АКТЕРЫ
Одной из важнейших проблем, поднимавшихся в ходе пресс-конференции, режиссер из Крыма назвал отсутствие достойного драматургического материала, с которым можно было бы работать: «У нас очень мало достойных произведений. Вся наша драматургия была уничтожена, когда наш народ выслали из Крыма. Поймите, когда у народа 50 лет нет театра, то естественно, что и драматургов не появилось, так как изначально не было стимула писать пьесы. Были также шикарные переводы замечательных наших поэтов и писателей, были переведены Шекспир, Шиллер… Сейчас у нас ничего не осталось. Мы начали все с нуля».
По словам режиссера, сейчас театр обращается к произведениям других тюркоязычных народов: «Например, на нашей сцене ставилось произведение Туфана Миннуллина «Энилэр». Я бы очень хотел обратиться и к другим произведениям татарского народа. Если бы мне дали материал, с удовольствием бы с ним поработал. Я, наверное, что-то и увезу с собой». Так что сейчас крымско-татарский театр главным образом видит перспективы в сотрудничестве с Татарстаном и другими тюркскими народами».
На вопрос о том, много ли в труппе молодых актеров, Бекташев ответил, что молодые работать в театр не идут: «Молодых мало, и это большая проблема. Ментальность наша не позволяет идти мужчинам в актеры. Они считают, что главная их задача — кормить свою семью, так что не каждый идет. Это надо быть суперсумасшедшим».
«Я НЕ ПОЛИТИК И НЕ ХОЧУ ОТВЕЧАТЬ НА ЭТИ ВОПРОСЫ»
На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», продолжает ли театр поддерживать творческие отношения с украинскими коллегами, режиссер ответил довольно абстрактно: «Ну разве творчеству может мешать политика? Люди искусства остаются друзьями, если, конечно, они были настоящими». На последовавшие далее вопросы об изменении обстановки театра после присоединения Крыма к России Бекташев и вовсе отвечал без охоты: «Еще раз повторю, мы безумно благодарны вашему президенту за то, что он откликнулся на возникшие у нас беды, но… Это политика, я не политик и не хочу отвечать эти вопросы. Рэхмэт господину президенту за то, что он протянул нам руку».
Прозвучало и имя режиссера Ахтема Сейтаблаева — постановщика знаменитого фильма «Хайтарма», о депортации крымских татар, наделавшего немало шума на одном из фестивалей мусульманского кино и даже показанного не без помпы на телеканале ТНВ. Сейтаблаев долгие годы работал в Крымско-татарском академическом музыкально-драматическом театре, после чего переехал в Киев. Так вот сейчас режиссера «Хайтармы» не пускают в Крым, и, по словам Бекташева, никто не понимает, почему.
Открытым остался и вопрос финансирования театра — сумму годового бюджета режиссер не назвал, сказав, что не лезет в эти дела. Однако сообщил, что пока даже и не мечтает поставить спектакль с размахом и порой приносит для театра вещи из дома. На вопрос, не пропадает ли желание работать при отсутствии элементарных условий, Бекташев ответил: «Пропадает, знаете, когда? Когда выезжаешь куда-то, видишь, какая в других театрах аппаратура, какое оснащение, и думаешь: «Нет, нет, не хочу больше». А потом приезжаешь в свой театр, берешь пьесу, идешь на сцену с актерами, и все забывается. Если ты творческий человек, можешь сделать из ничего что-то, а если тебе что-то мешает, то… это твои проблемы», — вздохнул главный режиссер «самого молодого театра России».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.