Минут за 10 до начала показа «Истории...» на лестнице, ведущей на третий этаж Казанского художественного училища им. Фешина, было настоящее столпотворение, дальше публику не пускали, объясняя это режиссерским замыслом

ДЖАРМУШ НА ТАТАРСКОМ И ДРУГИЕ РАДОСТИ ЖИЗНИ

«Слушайте, это ужасно. На самом деле не надо ничего ожидать зрителю. Ожидать нужно только одного — мы честно пытаемся разобраться в материале, в себе и никого не собираемся шокировать. Не надо этого ждать», — так актриса и режиссер Юлия Ауг отреагировала в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» на реплику о том, что эскиз спектакля, над которым она работала в качестве постановщика, — это самое ожидаемое событие лаборатории «Город АРТ-подготовка». Впрочем, даже сами организаторы из фонда поддержки современного искусства «Живой город» не скрывали этого, в официальных пресс-релизах объявляя показ пьесы «История медведей панда, рассказанная саксофонистом, у которого есть подружка во Франкфурте» французского драматурга румынского происхождения Матея Вишнека «самым «медийным» эскизом проекта», а в кулуарах скромно объясняя, что собираются «по-настоящему пошуметь». Для чего и привлекли к работе звезду фестивальных кинохитов «Овсянки» и «Интимные места», спектаклей Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре», а также сериала «Екатерина», не так давно прошедшего с отличными рейтингами на телеканале «Россия 1», Ауг, активно осваивающую последние годы режиссерское ремесло. Окончательно формировали интригу артисты, задействованные в эскизе, — неожиданный дуэт известной медиаперсоны, недавней выпускницы ГИТИСа и одного из руководителей «Живого города» Дианы Сафаровой с одним из самых известных драматических актеров Казани Романом Ерыгиным.

Вообще, нынешняя «АРТ-подготовка» стала, действительно, настоящим культурным событием для города, о чем свидетельствует большое количество публики практически на всех показах, которые шли на разных площадках в течение нескольких дней. В «Живом городе» даже подумывают о том, чтобы ввести, хотя бы частично, платный вход на подобные мероприятия. Иначе поток людей, желающих приобщиться к прекрасному, может в один прекрасный день просто-напросто сорвать показ.

DSC_8148.jpg
Юлия Ауг: «На самом деле не надо ничего ожидать зрителю. Ожидать нужно только одного — мы честно пытаемся разобраться в материале, в себе и никого не собираемся шокировать. Не надо этого ждать»

Вот и перед началом «Истории медведей панда...» в удивительном антураже неотремонтированного третьего этажа Казанского художественного училища им. Фешина заявленные организаторами 180 посадочных мест были очень быстро заняты, а публика все прибывала и прибывала, в итоге заняв каждый квадратный метр пространства, с которого можно было видеть импровизированную сцену. Несколькими часами ранее переполненный малый зал театра им. Камала просто лежал от смеха во время феерического эскиза швейцарского режиссера Мириам Вальтер по сценарию известного фильма Джима Джармуша «Вне закона», в котором герои Тома Уэйтса и Роберто Бениньи заговорили по-татарски; а накануне прямо во дворе «Угла» другой швейцарец Карим Бел Касем давал свой «гаджет-спектакль», зрители оккупировали даже окрестные лестницы. Формат режиссерской лаборатории, в рамках которой в течение буквально недели постановщики и актеры готовят эскиз возможного будущего спектакля, все еще в новинку для Казани, но востребован. «Эскиз — это драйвовое направление, мы двигаемся в ту сторону и получаем удовольствие», — говорит все та же Ауг. И остается ждать, когда проекты «Живого города» наконец-то станут полноценными постановками и войдут в репертуар одной из театральных площадок города. Судя по качеству материала, представленного на «Город АРТ-подготовка-2015», это может произойти совсем скоро.

DSC_8353.jpg

«ПОЛИЦЕЙСКИЙ» ПРОВОДИЛ ЗРИТЕЛЕЙ В ЗАЛ

Минут за 10 до заявленного времени начала показа «Истории медведей панда...» на лестнице, ведущей на третий этаж Казанского художественного училища им. Фешина, было настоящее столпотворение, дальше публику не пускали, объясняя это режиссерским замыслом, а директор «Живого города» Инна Яркова совершала перебежки вверх и вниз. Ей только что позвонили «сверху» и сообщили, что, хотя глава аппарата врио президента Асгат Сафаров находится в командировке, на показ придет его супруга Луиза, чтобы увидеть казанский театральный дебют своей дочери. Главреж Камаловского театра Фарид Бикчантаев тем временем неспешно беседовал о текущих делах с заслуженными «тюзовцами» Михаилом Меркушиным и Сергеем Мосейко, видимо, не опасаясь остаться без места в зрительном зале.

В итоге к томящейся публике вышел человек в полицейской форме и пригласил пройти внутрь. Среди обшарпанных, давно не видевших ремонта стен при помощи ленты, как место преступления, была отгорожена сцена, представлявшая из себя типичное жилище представителя богемы. Помимо большой кровати здесь и ударная установка, и пианино, и куча пустых бутылок, судя по всему, неплохого алкоголя как остаток былой роскоши. Да, и еще телевизор, который обязательно сыграет свою роль, как то самое ружье, которое висит на стене. На грубой железной кровати под простынями не сразу замечаешь движение — это главные герои «пьесы на двоих», которые ждут своего выхода, пока публика находит места, а режиссер Ауг громко кричит, чтобы для актеров оставили пространство у двери, куда уходит и откуда приходит героиня Сафаровой, которая пообещала герою Ерыгина, с которым обнаружила себя утром в одной постели, провести с ним ровно 9 ночей. И каждая из этих ночей оборачивается игрой, спором, а то и исповедью.

«Мы делаем историю про любовь, про взаимоотношения мужчины и женщины, а это колоссальная гамма чувств, это колоссальная палитра. Это и поединок, и ринг, и мольба о прощении, и исповедь, и все что угодно. Потому что взаимоотношения мужчины и женщины, особенно если говорить о любви и смерти, — это Эверест. И на этот Эверест нужно забраться за неделю», — рассказывала корреспонденту «БИЗНЕС Online» режиссер эскиза. Ауг прекрасно знакома с текстом Вишнека и уже делала эскиз по этой пьесе на лаборатории в Питере, правда, по ее словам, очень отличающийся от того, что было показано в Казани, потому что «актерская органика Романа и Дианы» совершенно другая. Причем проект в Северной столице с участием актера БДТ Василия Реутова и актрисы «Балтийского дома» Ольги Белинской может вскоре стать репертуарным спектаклем на одной из самых престижных экспериментальных площадок Санкт-Петербурга, малой сцене Александринского театра.

DSC_8236.jpg

«О ЛЮБВИ И СМЕРТИ. ВСЕ. БОЛЬШЕ НИ О ЧЕМ»

Ауг с учетом формата эскиза несколько купировала текст, и 9 ночей уместились в искомые полтора часа времени, за которые главный герой, садящийся за барабаны или пианино и управляющий инструментами, но не отвечающий на звонки друзей, предлагающих ему ангажементы, уже плохо понимающий, кто он, должен осмыслить прожитое. И сразу вспоминается, что 9 дней после смерти в христианстве — это важная дата, время, за которое может решиться участь человеческой души. А помогает в этом осмыслении герою эта странная красивая женщина, каждую ночь появляющаяся в его видавшем виды жилище. О чем эта пьеса? Ауг отвечает очень просто: «О любви и смерти. Все. Больше ни о чем».

Сафарова в образе женщины-вамп как символа неотвратимого и неизбежного была абсолютно органична

Вишнек подарил актерам несколько очень ярких моментов в своем произведении, главным действующим лицом которых, конечно, стал опытный Ерыгин, будь то сцена, в которой герой вынужден отвечать на все вопросы героини, используя только союз А, или замечательный «монолог с яблоком». Но и дебютантка Сафарова в образе женщины-вамп как символа неотвратимого и неизбежного была абсолютно органична. В результате получился почти готовый абсолютно зрительский спектакль с интересными актерскими работами и отличным современным текстом, чего так не хватает местным театрам. Так что появление его в репертуаре того же «Угла» может стать настоящей удачей. Тем более, по словам Ауг, ее эскиз может играться не только на неотремонтированном этаже художественного училища: «Его можно поместить практически в любое пространство, потому что... Я думаю, что единственное, он предполагает некую камерность, на зал в 700 мест там не хватит материала». Кроме того, если кого-то не заинтересует сама французская пьеса, то у зрителя может найтись и другая мотивация — когда еще можно будет увидеть Диану Сафарову в бикини.

...Главную шутку вечера режиссер Ауг припасла на финал. У Вишнека после 9 дней отсутствия героя в его квартиру проникает полиция, чтобы увидеть своими глазами печальный итог истории. В казанском спектакле для зрителей показывают сюжет из программы «Перехват», напоминая о телевизионной карьере актера Ерыгина. Причем в роли понятых выступают участники лаборатории критик Олег Лоевский и драматург Ярослава Пулинович, а в качестве участкового — директор Свияжского музея-заповедника Артем Силкин. Хотя если бы эту роль сыграл генерал-лейтенант полиции Асгат Сафаров, то это было бы 10 из 10. Но у «Живого города» еще все впереди.