После полугодовой «отсидки», случившейся после окрика Владимира Путина, цены на бензин вновь поползли вверх. Пока повышение составляет в среднем 50 - 70 копеек. Так, на 50 копеек, по данным аналитиков, подняли свои цены заправки «Татнефти». На 70 копеек вверх переписали ценники казанские заправщики ТАИФ-НК. Эксперты «БИЗНЕС Online» в качестве причин отмечают сезонный рост потребления топлива, рост экспорта, недопоставку нефтепродуктов из Беларуси и укрепление рубля.
Цены на бензин вновь поползли вверх, пока повышение составляет в среднем 50 - 70 копеек |
РОЗНИЦА ОТЫГРЫВАЕТ ОПТ: РАНЬШЕ ТОННА СТОИЛА 31,5 ТЫС. РУБЛЕЙ, СЕЙЧАС — 37 ТЫСЯЧ
Согласно данным Thomson Reuters Kortes, за минувшую неделю бензин Аи-92 в России подорожал на 0,2% до 32,48 рубля за литр, Аи-95 — на 0,2% до 35,2 рубля, сообщают сегодня «Ведомости». В Москве 92-й бензин в среднем подорожал на 0,5% до 33,13 руб./л, Аи-95 — на 0,5% до 36,01 руб./л, дизельное топливо — на 0,2% до 34,98 руб./л. Больше остальных, по данным аналитиков, подняли цены на бензин «Татнефть» (на 50 коп./л), «Газпром нефть» (49 коп./л). «Роснефть» повысила цены на заправках под брендом «Роснефть» и ТНК на 15 - 21 коп./л.
Аналогичную ситуацию можно наблюдать и на казанских заправках. Уровень цен в РТ чуть ниже, чем в Москве, но это вполне объяснимо. Так, на заправках ТАИФ-НК на ул. Московской корреспондент «БИЗНЕС Online» заправился 92-м бензином по цене 30 рублей 20 копеек за литр, тогда как в конце мая на ценниках красовались цены в 29 рублей 50 копеек. Залить 95-й бензин здесь будет стоить 33,2 рубля. На автозаправке «Апекс» на ул. Столбова, 1 бензин 92-й марки стоит 30 рублей, а 95-й — 34,8 рубля. Самые высокие цены обнаружены на заправке «Татнефтепродукт» на ул. Ташаяк, 4: 31,5 рубль (Аи-92) и 34,5 рубля (Аи-95).
Эксперты в сфере реализации автомобильного топлива, пожелавшие остаться неназванными, пояснили «БИЗНЕС Online», что причинами повышения стала текущая инфляция, а также ситуация на товарно-сырьевых биржах, где бензином торгуют оптом — с мая там существенно выросли индексы на Аи-92 и Аи-95. Информацию подтверждает и президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирек Сулейманов. Он отметил, что с конца апреля - начала мая 2015 года самый ходовой 92-й бензин на бирже подорожал на 17%.
«Раньше тонна стоила 31 500 рублей, сейчас — порядка 37 тысяч. Розница всегда догоняет в цене через две-три недели. Кроме того, расходы заправок тоже выросли — нужно доставить бензин, хранить его», — отметил он. Сулейманов констатировал, что повышение цен в этой ситуации — процесс неизбежный: «Бензин будет дорожать и дальше. Экспорт бензина увеличился, запасы в стране уменьшились, Беларусь не поставляет в Россию столько топлива, сколько собиралась — все эти факторы взвинчивают цены».
В то же время наш эксперт не стал утверждать, что цены в рознице также вскоре поднимутся на 17%. «Но в пределах инфляции цена на него должна расти, я думаю. На прошлой неделе ФАС предупредил «Лукойл», заподозрив его в необоснованном повышении цен на бирже, это абсолютно правильно», — добавил Сулейманов. Что касается прогнозов на будущее, эксперт не назвал конкретную цифру, до которой могли бы дорасти цены на бензин, однако отметил, что сегодня присутствует дефицит бензина на рынке. «Чтобы удержать цены, может быть, нужно ограничить экспорт бензина или попросить белорусов поставлять больше нефтепродуктов», — пояснил он.
«ПРИЧИНОЙ ПОВЫШЕНИЯ ЦЕН НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ЖЕЛАНИЕ ОБОГАТИТЬСЯ»
Другие собеседники «БИЗНЕС Online», впрочем, называют все это не столько причинами, сколько оправданием спекулятивного повышения цен на бензин. Такого мнения придерживается начальник ГБУ «Управление рационального использования ТЭР» Роберт Гилязиев. По его мнению, зачастую причиной накрутки бензиновых ценников становится элементарное желание обогатиться, а заявляемые при этом причины повышения являются надуманными. «Повышение цен должно быть обоснованным, это должно быть не желание обогатиться, найдя любые причины повышать цены, чтобы потом оправдывать их», — заявил он.
Вместе с тем Гилязиев заверил корреспондента нашей газеты, что на данный момент цены на моторное топливо в Татарстане не повышались и держатся на уровне 30,5 - 31 рубль за литр последние несколько месяцев без изменений. «В самой республике повышения цен пока нет. Сегодня у нас самый низкий уровень цен по бензинам 95 и 92 среди регионов Приволжского федерального округа», — заявил он. В колебании цен в пределах 31 рубля он не видит серьезной проблемы. «В республике реализацией жидких моторных топлив занимается более 650 автозаправочных станций. Максимальный уровень цен на 92-й бензин — 31 рубль 50 копеек, минимальный уровень — 29 рублей 50 копеек. На бензин 95-й максимальный уровень — 34 рубля 50 копеек, минимальный — 32 рубля 50 копеек. Такой уровень цен сохраняется уже в течение нескольких месяцев», — сообщил Гилязиев. Он добавил, что залить топливо по цене 29,5 рублей до сих пор можно на заправках ТАИФа, «Корсара» и «Автодорстороя».
По данным, опубликованным на сайте управления, по состоянию на 9 июня 2015 года 92-й бензин в Татарстане был самым дешевым среди регионов ПФО (31,5 рубль за литр). Самое дорогое топливо этой марки в Саратове — 32,9 рубля. По 95-му бензину ситуация аналогична: дешевле всего залить в бак топливо этой марки снова в Казани (34,5 рубля), а дороже всего в Саратове — 36,3 рубля за литр. Данные цифры за период со 2 по 9 июня 2015 года. Указывается также, что за это время произошло повышение розничных цен на 92 - 95-й бензины в Марий Эл, Ульяновской, Кировской областях, Чувашии, Самарской и Оренбургской областях.
На сайте «Татарстанстата» опубликована более свежая статистика по ценам на «корм» для «железных коней» по состоянию на 8 июня 2015 года. Статистики пока не зафиксировали каких-либо колебаний: А-76 (Аи-80) — 29,93 рубля, Аи-92, 93 — 30,48 рубля, Аи-95 — 33,44 рубля, ДТ — 33,64 за литр. Стоит отметить, что эти цены копейка в копейку соответствуют уровню на 1 июня 2015 года, а по сравнению с декабрем 2014 года даже чуть упали. Очевидно, что официальная статистика просто не успела отреагировать на изменение ситуации на рынке автотоплива, поскольку повышение произошло буквально в течение последних 5 - 7 дней.
Чтобы увеличить таблицу, нажмите на нее |
«50 - 70 КОПЕЕК — ЭТО В ПРЕДЕЛАХ ПОГРЕШНОСТИ, ЕЩЕ НОРМАЛЬНО!»
Региональный представитель федерации автомобилистов России Рамиль Хайруллин в беседе с «БИЗНЕС Online» назвал цены на бензин несправедливо высокими. По его мнению, с учетом того, что Россия сама производит топливо, цена на него должна держаться в пределах 20 рублей за литр. Однако сегодняшнее повышение на 50 - 70 копеек представителя защитников прав автомобилистов пока не тревожит. «К таким перепадам мы уже привыкли, наверное. «Скакнули» — это уже когда рублей на пять сразу цены повысились. Это в пределах погрешности, еще нормально», — считает он. В качестве причин увеличения цен Хайруллин назвал традиционное летнее повышение спроса на бензин в связи с массовыми поездками автомобилистов на дачи, а также с проведением сельскохозяйственных работ.
Напомним, бензиновые ценники в РФ приструнили еще в конце прошлого года. В период, когда цены на нефть резко обвалились, цены на АЗС в стране почему-то продолжали расти. Этим фактом возмутился президент РФ Владимир Путин. На совещании с членами правительства 9 декабря 2014 года он выразил неудовольствие ростом цен на бензин. «Некоторые вещи вызывают, конечно, вопросы: вот на 10 процентов на 1 декабря увеличились цены на нефтепродукты при снижении мировых цен на нефть на 35 процентов», — возмутился тогда лидер страны. «Это как вообще понять? А куда ФАС тогда смотрит?» — недоумевал он. Путин поручил контрольным органам постоянно следить за ценами, «чтобы не допустить со стороны участников рынка таких действий, которые никакими объективными обстоятельствами объяснить невозможно». В целом в 2014 году рост цен составил порядка 10%. И, согласно заявлению, сделанному еще в январе 2015 года вице-премьером РФ Аркадием Дворковичем, такой же ориентир сохраняется на 2015 год.
ЦЕНЫ НА НЕФТЬ И НЕФТЕПРОДУКТЫ, ИНФЛЯЦИЯ, СЕЗОННОСТЬ...
О причинах повышения цен на топливо для авто, а также о прогнозах по развитию ситуации на бензиновом ралли «БИЗНЕС Online» поинтересовался у экспертов.
Сергей Пикин — директор фонда энергетического развития:
— Цена на оптовом рынке, где идет закупка топлива как раз продавцами розницы, тоже подросла в последние месяцы. Рост цен на оптовом рынке вызван тем, что производители топлива реагируют на изменение стоимости валюты. Тогда как топливо является экспортным товаром, то изменение валюты тоже влияет на изменение стоимости топлива в рублях на оптовой бирже. Это все потянуло цены в рознице, так как многие вещи закупаются на оптовом рынке и он является неким индикатором для розничных поставщиков. Текущий уровень цен может сохраниться до конца года, если не будет каких-то серьезных изменений стоимости валюты, каких-то регуляторных изменений. Я думаю, что уровень цен можно сохранить, если федеральная антимонопольная служба будет активно вмешиваться в ситуацию, что они и пытается делать. Но традиционно под осень есть определенные проблемы. Они связаны с тем, что НПЗ уходят на ремонт в отдельных регионах, образуется некая недопоставка определенного количества топлива, оно берется из других регионов, отсюда возникают дополнительные издержки, и значит, цена растет.
Дмитрий Кипа — руководитель аналитического департамента QB Finance:
— В первую очередь рост цен на бензин можно объяснить сезонностью: летом потребление топлива значительно увеличивается за счет спроса, создаваемого сельхозпроизводителями, что вполне укладывается в рамки сезонного колебания цен. Однако в этом году существенное влияние на топливо оказывает колебание курса валют. На протяжении всего первого квартала 2015 года рубль укреплялся относительно доллара, что позволяло производителям существенно наращивать выручку от продажи бензина и солярки на внутреннем рынке, теперь же рубль начал сдавать позиции, и, чтобы компенсировать потерю части выручки, нефтяные компании начали уделять больше внимания экспорту, а это естественным образом приводит к сокращению запасов внутри страны и снижению предложения. Пока что отклонение от прогноза правительства, согласно которому к концу года топливо в рознице подорожает в пределах 10 процентов, несущественное, но при усугублении ситуации рост цен к октябрю-ноябрю может составить порядка 4 рублей за литр.
Анатолий Вакуленко — аналитик ИХ «Финам»:
— С начала мая цены на нефть марки Brent на мировом рынке варьируются в рамках широкого торгового диапазона 62 - 69 долларов за баррель. В рамках этого диапазона стоимость сырья демонстрирует повышенную волатильность, увеличившись в начале июня и демонстрируя в течение последней недели нисходящую динамику. Если ориентироваться на данные Санкт-Петербургской биржи, стоимость тонны нефтепродуктов с начала июня выросла в среднем на 5 - 6,5 процентов в зависимости от вида топлива. Соответственно, рост оптовых цен оказал влияние и на сегмент топливной розницы. При этом следует отметить, что увеличение розничных цен в июне происходило существенно меньшими темпами по сравнению с оптовым рынком.
Сравнивать темпы роста цен на различных АЗС не совсем корректно, так как вертикально-интегрированные компании имеют различную ценовую политику, различные инвестпрограммы и производственные мощности, логистическое плечо и пр. Влияние на цену бензина оказывает ряд факторов, в числе основных цены на нефть и нефтепродукты (оптовый рынок), инфляция, сезонность. При сохранении стоимости черного золота в существующем диапазоне и ожидаемом снижении темпов ИПЦ можно прогнозировать сокращение темпов роста розничных цен в перспективе до конца текущего года.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 55
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.