Почти 17% представителей бизнеса Татарстана хотя бы раз в год сталкиваются с коррупцией, доля малого бизнеса в госзакупках — 5%, технопарками охвачено лишь 0,33% работников малых предприятий, а нормативам соответствует только 60% региональных дорог. Вся эта статистика, а также результаты опроса 200 тыс. представителей бизнеса собраны в результатах исследования АСИ, презентованных на ПМЭФ. «БИЗНЕС Online» разбирался, насколько справедливы эти оценки и в чем же Татарстан все-таки провалился.
ОПРОШЕНЫ 200 ТЫС. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ЭКСПЕРТОВ
Напомним, результаты национального рейтинга состояния инвестклимата в регионах России, по которым Татарстан был признан лидером в стране, были презентованы на прошедшем в Санкт-Петербурге ПМЭФ-2015. Врио президента РТ Рустаму Минниханову было от чего сиять и принимать многочисленные поздравления. Высокое значение «инструменту выявления и распространения лучших региональных практик» придает президент РФ Владимир Путин, который уделил этому несколько драгоценных минут в своей речи на пленарной сессии.
Это первый полномасштабный рейтинг АСИ: в прошлом году его пилотная апробация прошла в 21 регионе, сейчас же оценивались условия для бизнеса почти во всех субъектах РФ (за исключением Крыма и Севастополя, а также ряда регионов с низкой выборкой). Агентство стратегических инициатив (АСИ) реализовало этот проект совместно с ведущими деловыми объединениями страны: РСПП, «Деловой Россией», «ОПОРОЙ России» и ТПП. Лидерами по интегральному показателю в рейтинге-2015 кроме Татарстана признаны также Калужская, Белгородская, Тамбовская и Ульяновская области. В прошлом году, кстати, Татарстан довольствовался только четвертым местом, уступив тогда Ульяновской области и Красноярскому краю (в новом рейтинге скатился во вторую половину).
Все регионы были разбиты на пять групп — от лидеров до аутсайдеров (А, В, С, D и Е). А результаты подведены по четырем направлениям: «Регуляторная среда» (сроки и количество процедур для регистрации предприятий, для получения разрешений на строительство, подключения к электросетям); «Институты для бизнеса» (эффективность работы организационных и информационных механизмов поддержки бизнеса, степень административного давления); «Инфраструктура и ресурсы» (качество территориального планирования, дороги и телекоммуникации, доступность трудовых ресурсов); «Поддержка малого предпринимательства».
Всего оценка регионов проводилась по 45 индикаторам, при этом главным источником информации, подчеркивают в АСИ, служили опросы предпринимателей с мест (их проводили специалисты ВЦИОМа). Респондентами рейтинга стали более 200 тыс. человек — предприниматели, эксперты, чиновники. Данные статистики использовались в меньшей степени, что правильно, учитывая, что цифры в России зачастую отражают что угодно, кроме реального положения дел. Так что, как ни крути, но представленный на форуме рейтинг получился скорее суммой тысяч субъективных оценок.
Примечательно, что еще на выходных на сайте рейтинга в разделе о РТ ряд итоговых цифр был одним, а в понедельник — уже другим. При этом некоторые результаты стали лучше, а другие — хуже. В АСИ, впрочем, корреспонденту «БИЗНЕС Online» заявили, что это невозможно. Добавив, что если такое и случилось, то исключительно по техническим причинам. Что ж, оставим это на совести агентства, тем более что итоговый результат не поменялся.
Рустам Минниханов |
«УЧАСТНИКАМ ОПРОСА НЕ ХВАТИЛО АНАЛИТИКИ»
Ни один из «золотых медалистов», в том числе и Татарстан, не продемонстрировал абсолютного результата. Скажем, РТ оказался во второй группе по поддержке МСП (малое и среднее предпринимательство), а Калужская область — как ни странно — в третьей группе по инфраструктуре и ресурсам (при всей ее близости к Москве и успехах в индустриальном строительстве). Белгороду стоит подтянуться в регуляторной среде и поддержке МСП, а у Тамбова и Ульяновска высоки только результаты в направлении «Институты для бизнеса».
«У Татарстана не все в группа А. Есть попадание в группу В по поддержке малого бизнеса. Это говорит о росте влияния малого и среднего бизнеса, о том, что он начал обретать силу, развиваться и чувствовать, что ему чего-то не хватает. Я бы говорил не о том, что что-то ухудшилось, а о том, что у предпринимателей запросы выросли», — объяснил провальный результат Татарстана в направлении «Поддержка малого предпринимательства» глава АСИ Андрей Никитин. В лидерах по этому направлению оказались Калужская, Пензенская и Нижегородская области, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, а также, как ни странно, Камчатский край и Якутия.
Почему же Татарстан оказался лишь «хорошистом» в поддержке МСП? Самое простое объяснение — предприниматели слишком многого хотят. «Опрос во всех регионах России проходил по одной методике, никаких исключений не было. Но результаты носят субъективный характер, так как оценивалась удовлетворенность МСП усилиями властей по созданию условий для ведения бизнеса. А когда у нас МСП был всем полноценно доволен? Не думаю, что это результат негативный — скорее, так даже лучше, есть к чему стремится, над чем работать», — заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» руководитель представительства АСИ в Приволжском федеральном округе Рафаэль Зайнутдинов. «Люди иногда быстро привыкают к определенной планке, забывая, что она и так взята высоко. И думают, что могло бы быть и лучше. Могло бы, всегда есть резервы для этого. Но думаю, многим участникам опроса не хватило аналитики, не хватило трезвости оценок, материалов для сравнения с другими регионами, к примеру. Отвечали на эмоциях, не всегда сопоставляя их с реальными цифрами. Вот и получился такой парадоксальный результат: вроде в Татарстане с поддержкой МСП все хорошо, но сам МСП недоволен», — отметил, в свою очередь, зампред правления ТПП Татарстана Владимир Жуйков.
Андрей Никитин (крайний слева; фото: asi.ru) |
ПРОВАЛЫ ПО ДОСТУПУ К ГОСЗАКУПКАМ И СОЗДАНИЮ МФЦ
Впрочем, если присмотреться к цифрам, низкие оценки Татарстану выставлены как раз скорее по объективным критериям. Прежде всего, судя по статистике, не шибко высок общий уровень развития предпринимательства в регионе. Во-первых, республика попала аж в четвертую группу D по количеству субъектов МСП на тысячу населения (34,71 штуки) — не идет народ в предприниматели, хоть тресни! Во-вторых, в группе В находится по доле работников МСП в общей численности всех занятых (25,58%). Но тут Татарстану сложно быть в лидерах, так как у нас, в отличие от многих других регионов, есть много крупных предприятий. Однако, в-третьих, республика не на высоте по выручке субъектов МСП в расчете на одного занятого (2387,51 тыс. рублей). Тут оправданий нет: получается, производительность труда низкая. Словом, малых предпринимателей у нас мало и не очень-то они эффективны.
Качество господдержки сектору МСП в целом оценивается на четверку. В группу «троечников» по данному разделу Татарстан попал из-за того, что у нас мало МФЦ по предоставлению бизнесу государственных и муниципальных услуг. В расчете на 1 тыс. предпринимателей их всего 0,38. И действительно, о какой-либо программе в этой области в Татарстане ничего не слышно. К примеру, анонсировались планы по созданию на ул. Груздева единого многофункционального центра, объединяющего в систему единого окна все подразделения исполкома, работающие с землей и недвижимостью. Но дальше намерений пока дело не пошло.
Еще более серьезный провал по доступу МСБ к госзакупкам. Их доля в общей сумме контрактов — всего 5,13%. Все остальное достается, что называется, «крупной рыбе». По этому показателю Татарстан аж в группе E среди других регионов России. Жуйков напоминает, что тема участия МСП в госзакупках и госзаказах уже навязла на зубах: власти декларировали, что его доля в госзакупках будет увеличиваться, а на деле малый бизнес получает лишь крохи с барского стола. В итоге, по его мнению, среди малых и средних компаний сложилось стойкое предубеждение, что в эту сферу можно даже не лезть, чтобы не тратить силы. Справедливости ради стоит отметить, что у малого бизнеса тем не менее есть все шансы дотянуться до госзаказа уже в роли субподрядчиков у какого-нибудь ПСО «Казань» или МУП «Горводзеленхоз». Более того, такая схема вполне типична, но статистика ее не видит.
Владимир Жуйков |
Бизнес относительно доволен процедурами получения арендных площадей (средняя оценка — 3,72 балла по пятибалльной шкале), наличием необходимой недвижимости (3,12 балла). Татарстан оказался в группе лидеров и по доступности кредитных ресурсов для МСП (3,26 балла). Впрочем, с последним пунктом не вполне согласен даже Рустам Минниханов. На презентации рейтинга он заявил: «Очень волнует доступность финансов и стоимость. Количество и стоимость денег не те, которые мы бы хотели». Лучше же всего у Татарстана получается вести разъяснительную и информационную работу среди МСП — тут твердая четверка (4,14 балла).
Есть к чему стремиться Татарстану и в создании технопарков. Оказывается, при всем внимании к этой теме пока что под крышей таких заведений работают всего 0,33% работников малых предприятий. Так что влияние их на ситуацию в этом секторе экономике, получается, ничтожно...
По мнению Дениса Нитенко — генерального директора ООО «Деловой центр Форт Диалог», причина наметившегося отставания в том, что в Татарстане сложился перекос: программы господдержки в большей степени направлены на производственные компании, хотя малый и средний бизнес — это в первую очередь предприятия сервиса, сферы услуг, торговли и общепита. «Такие предприятия практически никак не поддерживаются. В частности, у нас есть программа субсидирования процентных ставок для МСП с использованием МСП-банка, но это опять-таки касается только производственных предприятий», — отмечает он.
При этом в кризис на фоне падения доходов населения хуже всех себя чувствует как раз-таки малый и средний бизнес в сфере услуг, убежден Нитенко. «Этот сектор обеспечивает занятость очень широкого круга людей, особенно сейчас, когда промышленные гиганты, как КАМАЗ, переживают далеко не лучшие времена. Я бы вообще в кризис обнулил для них ставки налогов. Особенно необходимо снижать социальные отчисления от заработных плат, которые просто немыслимые — 30% сейчас составляют. А сейчас и льгот не дают, и финансирования существенного сектору МСП нет. Это печально», — заключает бизнесмен.
Денис Нитенко |
«РАЗРЕШЕНИЕ НА СТРОИТЕЛЬТВО — ЭТО ВЕРХУШКА АЙСБЕРГА»
В остальных направлениях лидерство Татарстана, судя по рейтингу, бесспорно, но тоже не абсолютно. Неплохих результатов республика добилась в блоке «Регуляторная среда» — по этому направлению Татарстан попал в лидирующую группу (группа А) с Калужской областью, Краснодарским краем и Чувашией. Однако здесь холодные цифры не бьются с личными оценками в обратную сторону. К примеру, по среднему времени регистрации предприятий и количеству необходимых для этого процедур Татарстан в группе чемпионов. Чтобы зарегистрировать компанию в РТ, нужно 9,03 дня и около 4,04 процедуры. До Новой Зеландии, где для регистрации нового предприятия нужно пройти всего одну процедуру, что занимает один день, Татарстану, конечно, еще далеко. Но у аутсайдеров рейтинга, заметим, показатели реально хуже — 15,87 дня и 5,34 процедуры.
И что же, бизнес доволен? Нет! Несмотря на такие результаты, удовлетворенность деятельностью чиновников в этой сфере была оценена всего лишь на четверочку (группа В). Критерии удовлетворенности — скорость и стоимость регистрации, количество мест осуществления регистрации в населенном пункте, необходимость предоставления не предусмотренных законодательством документов, профессионализм сотрудников регистрирующих органов и возможность регистрации через интернет. Очевидно, что-то в этих процедурах в Татарстане «хромает».
Зато на отлично, несмотря на все жалобы строителей, оценены процедуры выдачи разрешений на строительство (в среднем — 79,16 дня и 8,24 процедуры), причем в этом у Татарстана вообще не оказалось конкурентов даже среди других лидеров рейтинга (у аутсайдеров — 262,81 дня и 18,47 процедуры соответственно); и прочих разрешений (на медицинскую деятельность, перевозку пассажиров и т.п.). В регистрации прав собственности Татарстан попал во вторую группу только по среднему количеству процедур (4,19 — у лидеров 3,64). Противоречивые оценки и по подключению к электроэнергии. Среднее время подключения в Татарстане составляет 97,33 дня — оценка удовлетворительно (у аутсайдеров — 163,06 дня, Тверская область), среднее количество процедур — 6,61, оценка хорошо (в Тверской области 13,69). Но — загадочная русская душа! — удовлетворенность эффективностью этих процедур крайне высока.
«Что касается разрешений на строительство, если правильно подготовить все документы, то разрешение выдается достаточно быстро. Проблем в этом смысле никаких нет, но при условии, что все документы подготовлены правильно, учтены все нормы. По подключению к электроэнергии у нас в республике все проходит довольно быстро. Подключением к электросетям наши заказчики занимаются самостоятельно, но, насколько я знаю, там проблем никаких нет. Как нет их и при подключении временного электроснабжения для нужд стройки — для кранов, для сварочных аппаратов, освещения. Подключение происходит быстро. Вопросов никаких нет», — признает правоту рейтинга Азат Закиев — генеральный директор ЗАО «МПО Иншаат».
«Строительство — это одна из отраслей, где есть очень много барьеров и что-то тяжело проходит. За последние годы легче не стало, нельзя сказать, что все просто. Есть, конечно, какое-то упорядочение, но так, чтобы совсем хорошо, такого не могу сказать, — добавляет ложку дегтя, в свою очередь, Рустем Юнусов — директор строительной компании ООО «Фарус».
Он указывает на то, что разрешения на строительство — это верхушка айсберга. «Прежде чем дойти до разрешения, от начала покупки или аренды земли и решения о строительстве, проект обычных строителей может проходить согласования до полутора лет. Это очень длительный процесс», — констатирует он.
КОЛ ЗА ИНВЕСТПОРТАЛ
На отлично в РТ оценена эффективность институтов, обеспечивающих защищенность бизнеса (иными словами, качество региональных законов и регулирования предпринимательской деятельности), а также степень прозрачности ведения бизнеса. В этом случае, кстати, оценивалась эффективность взаимодействия по линии «власть — бизнес», в том числе работа каналов связи инвесторов с первым лицом республики, а также с госструктурами, созданными для привлечения инвестиций.
Нагрузка на бизнес, связанная с проверками, в Татарстане минимальна. Но до идеала нам еще далеко. К примеру, доля компаний, столкнувшихся за минувший год с фактами коррупции при взаимодействии с различными госорганами и госмонополиями, в РТ составила 16,73% (по этому показателю регион оказался в группе В). У аутсайдеров, к примеру, Иркутской области, эта доля, конечно, выше: 25,26%. Но и по среднему количеству проверок, которым подвергается бизнес в течение года, Татарстан оказался в группе C — в среднем каждого предпринимателя и ИП в республике ревизоры навещают 1,7 раза в год.
Есть над чем работать! Интересно, что кол получил региональный интернет-портал для инвесторов — редчайший случай, в котором Татарстан оказался в группе Е. Впрочем, новая глава АИР Талия Минуллина уже анонсировала разработку нового сайта, а также базы данных инвестпроектов. С этим ситуацию поправить явно гораздо проще, чем с той же коррупцией.
Талия Минуллина (фото: prav.tatarstan.ru) |
В НОРМЕ ЛИШЬ 60% ДОРОГ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
Лидерство по направлению «Инфраструктура и ресурсы» Татарстан разделил только с одним регионом — Белгородской областью. Высока оказалась удовлетворенность бизнеса качеством и доступностью финансовой поддержки (региональных льгот, гарантий, субсидий и т.п.). Хотя объективные данные (например, объемы финансирования региональных гарантийных фондов) показывают, что в этой сфере не все так уж идеально. Также Татарстан в группе А по качеству территориального планирования. Удовлетворенность предпринимателей процедурами постановки на кадастровый учет в Татарстане близка к идеалу. По времени прохождения процедур (31,41 дня) и среднему количеству необходимых процедур для постановки на кадастровый учет (3,94 шт.) республика в числе лидеров. У аутсайдеров, например, у Забайкальского края, эти же показатели таковы: 92,86 дня и 6,81 процедуры.
Смотрим на показатель «Качество и доступность инфраструктуры». По качеству дорог Татарстан попал в группу А: оценивалась возможность вовремя осуществить доставку автомобильным транспортом, качество дорожного полотна, протяженность и плотность дорог и т.п. По качеству связи республика угодила в ту же группу. Впрочем, есть и ложка дегтя: объективно нормативным требованиям соответствуют лишь 60% дорог регионального значения. А это далеко не лучший результат, группа B.
Самый странный результат в этом разделе — удовлетворенность объектами инвестиционной инфраструктуры (индустриальные парки, промышленные площадки и т.п.). Вроде бы республика — один из лидеров в стране по парковому строительству, но предприниматели выставили здесь 3,57 балла, из-за чего Татарстан оказался лишь в группе D!
Зайнутдинов считает, что бизнес просто слабо информирован о технопарках: «Объектами инвестиционной инфраструктуры являются вновь созданные площадки (технопарки, технополисы, ОЭЗ и пр.), о которых компании МСП могут просто не знать. Не знать о существовании площадок, не знать о возможности как там работать, о возможностях, которые они дают, о всевозможных льготах. Как только местные власти поработают над этим вопросом, оценка сама собой улучшится».
А Жуйков считает, что такую низкую удовлетворенность, возможно, проявили предприниматели, которые не являются резидентами действующих в РТ промышленных площадок, а потому до сих пор не вкусили все прелести работы в них: «Наверное, если бы ответы расслоились по группам предпринимателей, все было бы иначе. А так мы снова столкнулись со средней температурой по больнице. Возможно, спрашивали бизнесменов, которые работают в тех районах, где нет промпарков. Им действительно что толку от того, что в других местах в Татарстане такие парки есть? Вот и выплеснули негатив».
Интересный результат зафиксирован и в разделе «качество и доступность трудовых ресурсов». Оценка тут выставлялась следующим образом. Сначала была установлена доля выпускников со средним профессиональным образованием по отношению к их общей численности. Оказалось пэтэушников — всего 2,03%. Это группа С.
Однако удовлетворенность бизнеса доступностью трудовых ресурсов оказалась выше — группа B (3,47 балла). Короче, своих рабочих Татарстану не хватает, но, видимо, бизнес от этого не так страдает, находя кадры в соседних регионах. Кстати, идеальное соотношение выпускников рабочих специальностей только в Магаданской области и Туве. В Москве, Югре и даже Белгородской области этот показатель на самом низком уровне. Приходится обходиться внешними и внутренними гастарбайтерами.
МИННИХАНОВ: «МАЛОМУ БИЗНЕСУ НУЖНО ПОДТЯНУТЬСЯ ПО КАЧЕСТВУ»
«Лидерство Татарстана по интегральному показателю — это как средняя температура по больнице. В чем-то будет лучше, в чем-то — хуже. Закон математики», — резюмирует Жуйков.
Сам Минниханов связал успех Татарстана в рейтинге с системной работой в каждом муниципалитете, которая дает свои результаты. Отдельно он подчеркнул, что власть проводит встречи с предпринимателями, когда приходится отвечать на «массу неприятных вопросов». Что касается неудач (в основном в сфере поддержки МСБ), то Минниханов заявил, что «малому бизнесу надо подтянуться по качеству», чтобы занимать большую долю в тех же госзакупках. Однако он признал, что пока есть проблемы с информированностью, и пообещал все учесть. «Приятно, когда ты где-то там наверху. Это позволяет нам увидеть узкие места. Итоги внимательно проанализируем и сделаем выводы для себя», — добавил Минниханов.
На основе опыта лидирующих регионов России АСИ будет пополнять коллекцию лучших управленческих практик, которая была составлена после пилотной апробации национального рейтинга. Очевидно, Татарстан будет одним из главных поставщиков этой коллекции.
==table626==
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 31
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.