ГРУСТНЫЕ ЛЬВИНЫЕ ГОЛОВЫ

В прошлый раз я писала о Лейпциге по поводу тысячелетия города. Сейчас расскажу о самом торжестве. В честь такой серьезной даты празднества планировались самые нешуточные: целая неделя гуляний, да с разной тематикой на каждый день плюс задействованные для развлечения детей и взрослых армия и почта. День открытия стоил городскому бюджету 3,5 млн. евро, которые преимущественно были вложены в концепцию события, а именно: в 7 львиных голов на колесах. Символ Лейпцига — лев, но в головах на колесах от львиного осталось только название.

Задумка была такова: огромные головы разъезжают по улицам города, каждая по своему маршруту, а народ наслаждается их видом. Каждая голова отвечала за определенные отрасли, которыми славится город: экономика и торговля, искусство и культура, книги и медиа, наука и образование, спорт и окружающая среда. Если отбросить глубокий символизм, то подразумевались знаменитые лейпцигские ярмарки, толпы видных деятелей, прославивших город (о них я писала ранее), один из старейших университетов в Европе (606 лет), «зеленая зона», куда запрещен въезд автомобилям с зашкаливающим «выхлопом» и прочие особенности Лейпцига.

Сами головы являли собой симбиоз жесткого психодела и экстравагантного креатива. Дополняли каждое творение акробаты, что лазили и корчились в причудливых костюмах на «головных» площадках под музыку, напоминающую мелодию из фильма «Кин-дза-дза». Вечером символизм на колесах встретился в одном месте, и под занавес все головы должны были слиться в торжественном хороводе и концептуальном шоу.

Однако задумка в реальность воплотилась не до конца. Головы отправились в последний путь почти на два часа позже обещанного, салют тоже припозднился, да и шоу с опять же глубокомысленной подоплекой понравилось далеко не каждому посетителю. То шоу, названное местным телевидением грандиозным, может, таковым и было, но... Почему-то не все люди хотели восхищаться многоликим символическим портретом города, и унылые лица наполнили улицы и центр. Сами головы, на мой взгляд, праздничного веселья в себе не содержали, сопутствующая им музыка — тем более. В общем, тысячелетие города потянуло не на все сто. Все же на такую дату хотелось чего-то более оптимистичного и веселого. Концентрация символизма во всем мне напомнила скучного и умного сноба, который от интеллектуального переизбытка кажется занудой и потому вызывает разве что зевоту.

ПРАЗДНИК-ЗАНУДА

Ожидание праздника так и осталось ожиданием. Без музыки, песен и танцев. Впрочем, нет, возле Ратуши со сцены доносились звуки женского фестиваля. Но и от них праздником не пахло. Забегая вперед, скажу, что праздничные дни были посвящены то правам женщин, то правам меньшинств, то религии, то еще чему-то архиважному. Но не тысячелетию, о котором разве что логотипы по городу напоминали. Даже той палатки, что торговала в Рождество сувенирами с юбилейной символикой, и то не было. Тоска сохранилась и на следующий день, который значился в программе праздника детско-семейным, и на последующую неделю.

Ситуацию не спасла даже «Дойче Пост» (немецкая почта), в первый день празднеств дарившая воздушные шары, почтовые марки и жевательные конфетки со своей символикой. В пределах разумного, конечно же. Впрочем, недалеко расположился квартальчик праздничной ярмарки со сладостями, едой и аттракционами. И последователей лозунгу «Люблю повеселиться, особенно поесть» нашлось тоже немало.

Мне праздник тысячелетней Казани 10 лет назад понравился гораздо больше. Он не был растянут на неделю и не подразумевал хитроумного сплетения символики, но был веселым, шумным и ярким. Настоящим праздником.

Любопытно, что 2015 год в Лейпциге богат на круглые даты: 850-летний юбилей Лейпцигской ярмарки, 100 лет исполняется зданию вокзала и 10 лет заводам BMW в городе. И хотя праздник города активно рекламировался по всей стране даже логотипом на самолетах, ажиотажа не наблюдалось, и в любой гостинице было достаточно свободных мест. Последние пару лет в отелях города наблюдается спад туристического потока. В прошлом году в гостиницах остановились около 830 тыс. посетителей, что на 35 тыс. человек меньше предшествующего 2013 года. Праздник тысячелетия вряд ли выручил статистику этого года.

Кстати, всего посетителей в день открытия насчитали около 25 тыс. с оговоркой, что цифра отражает только присутствующих на финальном шоу на Августусплатц. Напротив же расположилась демонстрация, посвященная коммунальным проблемам, которая собрала под своим крылом еще тысячу участников. В общем, такого дня города мало кто ожидал.

Народ все же недоумевал — проводимые мероприятия посчитали неуместной пропагандой вместо праздника. Да еще и такой затратной. Кто-то вспомнил, что в 1990 году город отмечал 850-летие, и усомнился в правдивости нынешней даты. А зря. Напомню, Лейпциг фигурирует как славянский «город лип» (urbs Libzi) в 1015 году в хронике Титмара Мерзебургского. Это первое упоминание о городе и определило его нынешний возраст. И если славяне ушли, то названия в округе немецкого Липецка остались. Само поселение называлось то Липск, то Липсиа, а соседние Торгау и Чортау напоминают о городе торгов и очередном чертовом городище.

Но в итоге юбилей Лейпцига оказался не совсем провален. К бонусам праздника можно отнести бесплатный проезд на транспорте да бесплатный экземпляр газеты — «Бильд» раскошелился на спецвыпуск о тысячелетии города.

Праздничные дни, посвященные детям, супругам, спортсменам, студентам и ремесленникам, оказались музыкальнее и оптимистичнее открытия. Бундесвер (то есть армия) организовал для подростков ежегодные спортивные игры и соревнования, в которых любой желающий мог попробовать свои силы и проверить выносливость.

Торжество тысячелетия плавно перешло в фестиваль города, традиционно трехдневный, и напоследок все же представилась возможность «оттянуться» на концертных площадках Лейпцига. Впрочем, как и в предыдущие годы. А для желающих «вкусить» юбилей города по максимуму с января по декабрь организованы различные выставки, театральные постановки, соревнования и фестивали. Программа доступна в интернете и специальных брошюрах.

Фото: berlin24.ru