11111.jpg
Из автограда пришла скорбная новость: скончался гендиректор челнинского КБК Владимир Бестолков

СЕРДЦЕ ОСТАНОВИЛОСЬ В ЯКУТИИ

Накануне поздно вечером скоропостижно скончался Владимир Бестолков — генеральный директор ЗАО работников «Народное предприятие Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат им. Титова». Как удалось узнать «БИЗНЕС Online», причиной смерти стали проблемы с сердцем, на котором уже была проведена операция шунтирования. Бестолков находился на отдыхе в Якутии, в эти минуты у руководителя исполкома Наиля Магдеева идет совещание, на котором решается вопрос доставки его тела в Набережные Челны, организации панихиды и т.д.

Первым на скорбную весть отреагировало руководство КАМАЗа. «Администрация и профком работников ОАО «КАМАЗ» выражает руководству и трудовому коллективу Набережночелнинского КБК глубокие соболезнования по поводу кончины генерального директора предприятия Бестолкова Владимира Ивановича. Просим передать слова участия и утешения его родным и близким. В скорбный час мы разделяем с вами боль тяжелой утраты», — говорится в соболезновании, подписанном гендиректором челнинского автогиганта Сергеем Когогиным.

Пресс-служба мэрии Набережных Челнов сообщила о том, что Магдеев выразил соболезнование вдове Бестолкова — Татьяне Ивановне. В телефонном разговоре он сказал: «Мы глубоко потрясены известием о безвременной кончине Владимира Ивановича. Трудно поверить, что оборвалась жизнь у такого энергичного и доброжелательного, полного надежд и оптимизма человека. Искренне разделяю горе, постигшее вас, а также коллектив КБК. Он сделал очень многое для народного предприятия КБК, для нашего города. Владимир Иванович войдет в историю единственного народного предприятия и Набережных Челнов как один из активных строителей эпохи созидания. Мы запомним его как глубоко порядочного, очень ответственного, мудрого и решительного человека с благородным сердцем и открытой душой. В эти трудные дни желаю вам крепости духа и силы воли».

ШАЙХРАЗИЕВ VS БЕСТОЛКОВ

Владимир Бестолков родился 21 октября 1957 года в Перми. Окончил техническое училище №25 по специальности «электромонтер» (1976), Пермский политехнический институт по специальности «горный инженер-электрик» (1981). Проработав год в Пермском проектно-конструкторском бюро автоматизированных систем управления, в 1982 году он приехал в автоград и начал трудовую деятельность на КБК инженером производственного отдела комбината. Через год стал старшим инженером, еще через год — начальником производственного отдела. В 1988 году он занял должность заместителя гендиректора по коммерческим вопросам — коммерческого директора КБК.

На весь Татарстан, да и не только, Бестолков впервые громко заявил о себе в октябре 2011 года, когда спустя месяц после кончины бессменного гендиректора КБК Сергея Титова на предприятии были объявлены выборы руководителя. Напомним, что КБК имеет уникальную организационно-правовую форму — закрытого акционерного общества работников. То есть почти 1,8 тыс. сотрудников этого действительно «народного предприятия» владеют акциями и принимают непосредственное участие в управлении комбинатом. И вот тогда акционерам-работникам предстояло через голосование выбрать себе гендиректора.

Исполняющим обязанности был назначен Андрей Фомичев, которого, кроме части коллектива, поддержала Тамара Адамова — супруга Титова. Однако и Бестолков, занимавший тогда кресло коммерческого директора, заявил о своих претензиях на руководство комбинатом. Предвыборная кампания приобрела нешуточный оборот, в частности, по редакциям ряда СМИ (в том числе и «БИЗНЕС Online») было распространено письмо за подписью «коллектив комбината», в котором авторы в достаточно резкой форме выразили недовольство Фомичевым. В нем упоминалось, что Фомичев «сколотил вокруг себя группу корыстных людей», что «его люди начали запугивать коллектив, не согласный с его выдвижением». Заканчивалось письмо призывом сохранить комбинат, иначе ему «конец».

В ситуацию вынуждено было вмешаться руководство Набережных Челнов в лице тогда мэра Василя Шайхразиева. Правда, Бестолкова это нисколько не смутило, а на одном из совещаний дело дошло до публичной полемики между ним и Шайхразиевым о путях развития компании, причем глава Челнов был даже вынужден осадить топ-менеджера словами: «Много на себя берете!»

Однако Бестолков заручился поддержкой не только части работников КБК, но и за пределами предприятия: тогда «БИЗНЕС Online» узнал, что его поддержали едва ли не с центрального руководства «Единой России», в частности, Олег Морозов. С учетом этого ситуация на КБК возникла неоднозначная: фактически оба кандидата получили поддержку из одного источника, но с разных его уровней. В результате итоги голосования работников КБК оказались такими: за кандидатуру Бестолкова проголосовали 62% коллектива, 32% — против.

«Народ свой выбор сделал. На комбинате я человек не новый, поэтому какие могут быть первые шаги? Будем дальше работать, команда есть, она сформирована. Обороты сейчас хорошие, большие. Так и напишите, что курс Сергея Павловича будет продолжен», — заявил Бестолков «БИЗНЕС Online» сразу после избрания. Слово он свое сдержал, КБК продолжил свое развитие, несмотря ни на какие кризисы. По данным системы «Контур-Фокус», в 2013 году выручка предприятия выросла на 4% и достигла 6,3 млрд. рублей, чистая прибыль — 727,9 млн. рублей.

Теперь возникает вопрос, сохранится ли КБК в форме народного предприятия дальше и кто займет пост «народного директора»? По-видимому, именно Фомичев, которого Бестолков сохранил в должности замгендиректора, может вновь стать главным кандидатом. Впрочем, на лакомый кусок могут найтись и другие претенденты...

4fcbca9c780c11338755740.jpg
С экс-мэром Набережных Челнов Василем Шайхразиевым

«СКАЗАТЬ, ЧТО ОН НЕ ЗАНИМАЛСЯ СВОИМ ЗДОРОВЬЕМ, Я НЕ МОГУ»

Олег Морозов — экс-первый вице-спикер Госдумы РФ:

— Я очень ценил Владимира Ивановича как человека, который по-настоящему болел за свое дело. Бестолков несколько раз приезжал в Москву в Государственную думу по поводу «Закона о народных предприятиях», который они активно отстаивали, мы общались на эти темы. И когда он стал директором картонно-бумажного комбината, у меня было чувство удовлетворения, что во главе предприятия встал настоящий профессионал и нашлась достойная замена Сергею Павловичу Титову. Комбинат попал в надежные руки. Я скорблю по поводу безвременной кончины замечательного специалиста и человека, выражаю искренние соболезнования членам его семьи. Это большое горе, Владимир Иванович Бестолков с его уровнем работоспособности мог еще многое сделать и для Набережных Челнов, и для Татарстана.

Сергей Майоров — председатель совета директоров ГК «Магнолия»:

— Владимир Иванович — мой очень близкий друг. Мы даже называли друг друга родственниками, потому что все наши родственники были родом из одной деревни — из Шильны, все лежат на одном кладбище. Раньше так было принято, что если люди из одной деревни, то они или как родственники или, скорее всего, даже родственниками и являлись. Мы об этом не знали, но, к счастью, в жизни так случилось, что мы с ним встретились и считали себя родственниками очень близкими. Мы вместе с ним учились в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. Буквально в начале июля мы с ним приехали после третьей предварительной защиты диссертации, все складывалось как нельзя удачно. В ноябре у нас должна быть окончательная защита наших диссертаций. Должна была быть уже для Владимира Ивановича.

У него все получалось, он сделал на своем комбинате великолепную реконструкцию, только в прошлом году было вложено 1,2 миллиарда рублей в модернизацию. КБК и до реконструкции был очень конкурентоспособным предприятием, а после этого стал еще более высококонкурентным. Он стал депутатом Госсовета РТ, то есть те задачи, которые он перед собой ставил, он всегда выполнял. Я считаю, что он являлся преемником Сергея Павловича Титова в части его лучших начинаний, но мне кажется, что Бестолков на комбинат принес новые веяния в качестве нового менеджмента, нового стиля управления.

Владимир Иванович был хорошим человеком, большой скромности человеком, но при этом был немного закрытым. Он очень любил рыбалку, в последнее время он пристрастился и к охоте. В последнюю сессию, я знаю, он даже купил себе для охоты и рыбалки специальную водонепроницаемую сумку на колесиках. Он был такой счастливый при этом, говорил, что в следующий раз, когда поедет на охоту или рыбалку обязательно эту сумку с собой возьмет. Так он с этой сумкой и уехал в Якутию.

Сейчас начинает выясняться, что должного внимания своему здоровью топ-менеджеры крупных предприятий все-таки не уделяют. Каждый день мы с ним на занятиях в академии сидели за одной партой, и он каждый вечер проходил по 5 километров. Он говорил как-то, что немного спина где-то болит, «а вот похожу, и мне хорошо становится». Сейчас я понимаю, что это уже не спина была, это уже сердце давало о себе знать. Я сейчас просто сопоставляю факты. Хотя Владимир Иванович старался следить за своим здоровьем. Он каждое утро делал зарядку, плавать очень любил, в бассейн ходил. Сказать, что он не занимался своим здоровьем, я не могу. Он к питанию особенно в последнее время очень внимательно относился — исключал сладкое, соленое, жирное. То есть вроде бы здоровьем занимался. Но эта удаленность от цивилизации, он находился в Республике Саха (Якутия) на рыбалке, сыграла свою роль. Сейчас трудно, конечно, судить, но случись этот сердечный приступ в городе, может быть, было бы достаточно вызвать скорую помощь, укол сделали бы, и все бы было нормально. Видимо, это судьба такая...

Я не могу сказать, сохранит или нет КБК статус народного предприятия, но мне, конечно, очень хотелось бы, чтобы это предприятие этот статус за собой сохранило. Владимир Иванович настолько любил эту форму собственности... Он даже диссертацию, которую должен был защитить в ноябре, написал по теме народных предприятий. Он конференцию провел, он с губернатором Липецкой области нашел общие интересы, у него столько было по народным предприятиям исследований в рамках диссертации: по Китаю исследования по народным предприятиям делал, в Америке, оказывается, 20 процентов народных предприятий. То есть эта форма собственности очень распространеная в мире и такая малочисленная в России, когда сам коллектив является собственником своего предприятия и каждый работник является его акционером. Очень редкая форма для России. Владимир Иванович эту форму собственности всячески отстаивал, всегда очень болезненно воспринимал, когда кто-то говорил, что народное предприятие — это обычный кооператив...

Наиль Магдеев: «Трудно поверить, что оборвалась жизнь у такого энергичного и доброжелательного, полного надежд и оптимизма человека...»

«90 ПРОЦЕНТОВ ВРЕМЕНИ ТРАТЯТ НА РАБОТУ. ПОТОМ ЧУТЬ-ЧУТЬ РАССЛАБЛЯЮТСЯ...»

Шамиль Агеев — председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ:

— Толковый человек, очень сожалеем. Ему досталось хорошее наследство от Титова, но в общем беспокойное и своенравное народное предприятие. Сложности были в производстве, он сумел найти решение по насыщению сырьем. Вместе мы работали в комиссии Пахомова по ограничению аппетитов естественных монополий, Владимир Бестолков неплохо всегда выступал, был подготовлен. Сейчас трудно сказать, насколько получилось ему продолжить дело Титова — он работал в одних условиях, а Бестолков — в более сложных, по крайней мере, он не развалил, а сохранил.

Будущим управленцам будет еще сложнее, идея предприятия хорошая, но в наше время, где сплошная жадность, производство не на первом месте и серьезная конкуренция, в том числе и в особой экономической зоне, работать непросто. Мы как-то чай пили с Владимиром, человек был своеобразный, но сказать, что знаю его близко, не могу. Когда дело касается здоровья, то все зависит от тебя, сложившихся обстоятельств, для руководителей больше всего опасны нервные стрессы, что зависит от взаимоотношений между коллективом и хозяевами. Трудно сказать, сохранит ли предприятие свой уникальный статус, желательно, чтобы сохранил, все зависит от того, кто его теперь возглавит.

Юрий Петрушин — председатель правления ТПП Набережных Челнов и Закамья:

— Честный и принципиальный человек, хороший специалист и организатор, Владимир Иванович запомнится в первую очередь своими деловыми качествами и отношением к товарищам. Не просто так его избрали генеральным директором КБК — он стал настоящим продолжателем дела Титова, нужно отдать должное Владимиру Ивановичу. Он начал внедрять новые технологии, бережливое производство.

Невнимательное отношение к себе, к своему здоровью из-за работы — это бич нашего времени. Я много знаю директоров заводов, крупных, оборонных — они не считаются со своими потребностями, иногда и поспать некогда. Это неправильно. Я думаю, КБК сумеет и далее сохранить свой народный статус. Все народные предприятия пережили прошлый кризис, хотя правительство уделяет им мало внимания. Народное предприятие — это коллективная собственность, и я уверен, они найдут среди своих человека, который сможет продолжить дело Титова и Бестолкова.

Рафил Нугуманов — депутат Госсовета РТ, зампредседателя комитета Госсовета РТ по законности и правопорядку:

— После Сергея Титова при Бестолкове предприятие нормально функционировало. Титов был очень мощный народный директор. То, как дело Титова получилось продолжить Бестолкову, говорит о том, какой он молодец. Я считаю, что он нормальный мужик, нормальный экономист, нормальный производственник. Жалко, конечно, что вот так уходят люди. Пусть земля будет пухом. Что касается личных отношений с Бестолковым... Я знаю, что он страшный рыбак, но водку с ним не пил.

К большому сожалению, топ-менеджеры крупных компаний 90 процентов времени тратят на работу. Потом чуть-чуть расслабляются... Делают вид, но постоянно заниматься здоровьем у них, по-моему, не получается.

Думаю, что КБК теперь выдвинет на пост генерального директора кого-то из своих. Если так и будет, то, я думаю, сохранятся все традиции. А если придет топ-менеджер откуда-то со стороны, там сложности могут быть.

КБК продолжал свое развитие, несмотря ни на какие кризисы

«ЧЕЛОВЕК СО СТОРОНЫ НА КБК ПОЯВИТЬСЯ НЕ МОЖЕТ»

Марат Нуруллин — директор ООО «АвтоМастер», депутат горсовета Набережных Челнов:

— Соболезнования в первую очередь семье и близким... В расцвете сил и возможностей мужчина уходит из жизни — он мог многое сделать. Нормальный, абсолютно адекватный был мужик, что редкость по нынешним временам. Я знал о его проблемах с сердцем, потому что тут мы с ним в одной лодке. Для меня его кончина — еще и личное потрясение, потому что у нас одинаковые были проблемы со здоровьем, мы перенесли одинаковые операции в приблизительно одинаковом возрасте. Правда, Владимир Иванович, не любил вдаваться в подробности, но говорил, что операция прошла хорошо, он вовремя успел ее сделать с самым благоприятным исходом. Так что он на проблемы с сердцем никогда особо не жаловался или, может быть, держал это в себе. Но чисто внешне он выглядел хорошо, я могу судить об этом. То, что произошло с Владимиром Ивановичем, я считаю, это не столько здоровье, сколько судьба. Хотя я понимаю, я ведь и сам езжу на рыбалку — это серьезно высасывает, устаешь сильно. Таких нагрузок вместе с накопившейся усталостью от работы сердце могло и не выдержать.

Судя по уровню зарплаты и объему производства, по своевременности выплаты налогов, он с успехом продолжал курс, взятый Титовым. Предприятие не обременено долгами, генерирует хорошие финансовые потоки, при Владимире Ивановиче они провели серьезную реконструкцию, освоили выпуск новой продукции. Есть, конечно, недобросовестная конкуренция со стороны других производителей, из-за них сложности со спросом, но в нынешних условиях это обычные вещи, а КБК Бестолков оставил с хорошим запасом прочности. Подмять народное предприятие под себя тоже вряд ли кому-то удастся — форма его такова, что руководителя выбирает сам коллектив и только из своего состава. Человек со стороны там появиться не может, а у Владимира Ивановича всегда были достойные заместители. Я думаю, что потенциал управленческих кадров на предприятии самодостаточен, скамейка запасных длинная.

«ДЛЯ МЕНЯ ЭТА НОВОСТЬ — ШОК!»

Леонид Штейнберг — генеральный директор ООО «Кама Тракс»:

— Я знал его много лет. И это такой человек, который, на каком бы посту ни работал, он всегда выполнял свои обязанности аккуратно, с достоинством. Комбинат работал — это уже хороший показатель деятельности Владимира Ивановича. Все традиции на КБК были сохранены, это достойно уважения. Владимир Иванович — такой человек, с которым очень приятно общаться. Он всегда вел себя достойно, хоть в официальной обстановке, хоть в неформальной. Когда у футбольного клуба «КАМАЗ» были серьезные финансовые проблемы, команду могли просто расформировать, мы пришли к Владимиру Ивановичу просить посодействовать сохранению ФК. Он очень уважительно к этому отнесся, пообещал помогать. И слово свое сдержал, помощь его была конкретной и существенной.

К сожалению, в нынешние времена топ-менеджеры крупных компаний особенно подвержены каким-то проблемам со здоровьем. Элементарно на это не хватает времени. Есть, конечно, такие руководители, которые по курортам ездят. А те, кто работает, скажем так, в оперативном режиме, не успевают заниматься профилактикой.

Что будет с КБК в будущем, посмотрим. Думаю, что сейчас появятся люди, которые захотят расхватать по кусочкам народное предприятие. Но в то же время могу сказать, что на комбинате работает коллектив очень достойный, серьезный. Это же предприятие было создано не просто так, оно выстрадано!

Михаил Золотухин — генеральный директор ООО «Комфортное жилье»:

— Для меня, вообще, честно говоря, эта новость — шок. Умер Владимир Иванович в расцвете сил. Это трагедия... Человек он в первую очередь порядочный, очень, скажем так, взвешенный. Его уважение в коллективе было, конечно, просто бесспорным. И деятельность предприятия свидетельствует о том, что Владимир Иванович управлял им со знанием дела. Никаких серьезных потрясений там не произошло, несмотря на кризис, падение курса рубля, санкции Запада. Работники многих предприятий сейчас же жалуются, что почувствовали серьезное ухудшение своего в первую очередь финансового состояния. А от сотрудников КБК ничего подобного не было слышно ни разу. Поэтому я считаю, что у Бестолкова получилось продолжить курс Сергея Павловича Титова. Человек он был еще и очень скромный. Поэтому каких-то ярких выражений, каких-то эмоциональных проявлений от него не было ни видно, ни слышно. По работе, в том числе по депутатской деятельности, он высказывался грамотно, взвешенно.

Сейчас ситуация со здоровьем нации такова, что даже бывает, что и у молодых людей сердце прихватывает или что-то еще. А топ-менеджеры крупных компаний, к сожалению, зачастую не имеют возможности уделять внимание себе. Делают себе в этом плане некоторую поблажку, дескать, сначала работа, а уже потом здоровье. Наверное, это неправильно, но я считаю, что именно так и бывает.

Что дальше будет происходить с КБК — это большой вопрос. Но я искренне желаю этому коллективу избежать в связи со смертью своего руководителя каких-то серьезных потрясений, искренне желаю сохранить свой статус народного предприятия.