«Я УЖЕ ДОЛГИЕ ГОДЫ НЕ ВЫЕЗЖАЮ ЗА ГРАНИЦУ — НИЧЕГО ИНТЕРЕСНОГО ТАМ НЕТ»

Яков Геллер — генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»:

— Я уже долгие годы вне зависимости от политической обстановки не выезжаю за границу — ничего интересного там нет. Исключением является Украина, где живет мой отец, и Израиль, где живет мой брат. Больше ездить некуда и не за чем. Не только отдыхать, но и жить хорошо здесь. Наше поколение не знало вообще, что такое поездки на отдых за границу. Было достаточно, если это море, Крыма и Сочи. А еще лучше куда-нибудь на север отправиться — в Карелию, на Алтай. А все эти глупости, такие как валяние на песочке в Турции или в Испании, — это люди просто с жиру бесятся.

И не надо увозить деньги за границу. Есть такой принцип: деньги должны оставаться в семье. Один-два раза в жизни можно съездить посмотреть, что такое Рим, что такое Париж, что такое Вашингтон, но ежегодно тратить валюту на то, чтобы поваляться на песке в Турции, по-моему, это глупость. У меня недавно был отпуск, сажал на даче картошку и получил от этого неземное наслаждение, близкое к сексуальному. Отдых — это не значит валяться на песке. Отдых — это смена рода деятельности, как у Маяковского: «Землю попашет, попишет стихи».

Антон Верницкий — комментатор дирекции информационных программ Первого канала (Москва):

— Поездок в Европу и США не боюсь, хотя столкнулся совершенно случайно с одной неприятной историей. У меня был трехгодичный шенген, и пришло время получать новую визу. Говорят, что журналистам дают европейские визы сейчас чуть ли не на пять лет, было даже какое-то обращение на эту тему. Так вот, мне дали визу на два месяца во французском представительстве. Я успел за это время несколько раз съездить по работе и пришел за новым шенгеном, который мне необходим в профессиональной деятельности. Но мне опять дали визу на два месяца. Не знаю, что это за тенденция, в санкционных списках меня нет, хотя и не за что мне туда попадать. Правда, работаю в политической телевизионной программе, но ни в чем антиевропейском не был замечен.

Что касается Штатов, то меня приглашал туда друг, работающий в США. Но отдыхать предпочитаю на родине, так что планов своих не менял. Я стараюсь по родственникам по стране поездить, а они разбросаны по России — от Белгородской области до Байкала. И вообще, не люблю длинных перелетов, да и не слежу особенно за изменением отношения к нашим туристам на Западе.

Артем Прокофьев — депутат Госсовета РТ от КПРФ:

— Определенные меры предосторожности нужно соблюдать всем, но я не думаю, что в отношении каждого россиянина могут быть применены какие-то провокации или диверсии в Европе или США. Здесь надо сохранять здравый смысл и объективно оценивать ситуацию. Чрезмерное нагнетание не несет ничего хорошего. Хотя определенные примеры есть. Мне люди жаловались, что в Испании русских просили выйти из местного туристического автобуса, потому что они не обслуживают русских. Были случаи, когда ряд отелей отказывал русским туристам в обслуживании. Есть определенная антироссийская истерия на Западе.

Внутри нашей страны не нужно заниматься тем же самым и накручивать антиамериканские и антиевропейские чувства у граждан. Безусловно, наших граждан нужно защищать за рубежом, но взращивать антизападную агрессию в самой России, мне кажется, не надо. Я в Европу и США отдыхать не езжу, но бывают служебные командировки. Однажды в аэропорту Бельгии был небольшой инцидент, когда на границе проверяющие увидели у меня приглашение на имя представителя ЦК КПРФ на одно мероприятие. И у пограничников началось волнение. Попросили зайти в отдельную комнату, провели со мной мини-интервью... Видимо, россиянин, да еще и коммунист для них вдвойне страшен. Никакого неуважения ко мне не было, но было видно, что моя персона доставила для них какое-то волнение.

Юлия Таланова — директор туристической компании «Трэвэл-эндвок»:

— Я могу сказать, что в Америке крадут многие, независимо от того, русский или татарин, афроамериканец или мексиканец, это уже от человека зависит. В странах ближе к России — Польша, Чехия — охрана действует более профессионально и следит, что происходит в магазине, потому что воровства много. Чем дальше в Европу, служба безопасности не такая бдительная, поэтому у некоторых личностей возникает соблазн утащить что-нибудь из больших магазинов. Я сама видела, и наши нарушают закон, и местные. Так что удивляться, что кого-то поймали, не следует.

Но говорить, что это травля россиян на Западе, я бы не стала. Подобные инциденты уж точно не повлияют на поток наших туристов в Европу или в Америку. Тут причина ослабления турпотока лежит скорее в слабом рубле. Да и американское посольство, насколько мне известно, россиянам сложнее стало выдавать визы. Если раньше люди ездили в Европу за 150 - 200 тысяч рублей в хорошие отели, то сейчас за эти же деньги категория ниже. Наших не смущает даже то, что в Греции кризис, по-прежнему бронируют места в массовом количестве. Хотя туристы, которые уже вернулись оттуда, говорят, что там ничего не изменилось.

Хайдар Халиуллин — президент ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ:

— Самые безопасные страны на сегодняшний день, насколько я знаю, это Турция и Египет. О кризисе или о боязни говорят те, кто планирует ехать в страны Европы или в Америку. Я был в Америке в прошлом году. Тоже был кризис. Там к обычным людям, к народу относятся нормально — никаких проблем не было в связи с политической ситуацией. Мы без боязни ходили куда угодно, и никаких проблем не было. Верхи занимаются политикой, а низы — нормальные люди. Россияне действительно стали меньше ездить за границу, но не из-за того, что они боятся, а потому что санкции оказали большое влияние на курс валют.

Мы в рамках ассоциации собираемся поехать на Байкал в августе, если наберем группу желающих, потому что и отдых в России сегодня обходится дорого. Я хочу, чтобы члены ассоциации развеялись немного и отдохнули. Это плодотворно влияет на бизнес, поскольку такие поездки сближают людей. Жизнь вообще подорожала, и люди стали меньше куда-либо ездить. Туристические агентства жалуются. Но посольства США и других стран открывают для простых людей визу без всяких проблем.

«Я ЭКОНОМЛЮ НА ОТДЫХЕ, КАК И БОЛЬШИНСТВО ЛЮДЕЙ»

Евгения Лодвигова — председатель комитета внешних связей и туризма исполнительного комитета Казани :

— Я абсолютно не боюсь ездить за границу. Во-первых, я все равно в силу своей работы много путешествую, то есть для меня, даже если еду на отдых, это в любом случае работа с точки зрения новой информации, что же там у них есть интересного, что можно реализовать в нашем городе. Я не боюсь, потому что себя комфортно чувствую, и никогда не видела агрессии со стороны иностранцев, а круг моих поездок достаточно обширный, это не только Европа, но и, скажем, Китай, Бразилия и так далее. А комфортно я себя чувствую в первую очередь потому, что разговариваю свободно на английском языке.

Как политика и спорт не могут быть вместе, так и политика и путешествия не могут быть вместе. Потому что путешествия — это прежде всего познание нового, интересного. Я всегда за то, чтобы внутренний туризм развивался так же интенсивно, как туризм внешний. К сожалению, отпуск наш не такой большой, чтобы посетить все места, которые хочется, но я бы с удовольствием совершила вояж по городам России, потому что кризис — мощный толчок к развитию внутреннего туризма. Те города, которые сейчас этим пользуются, они молодцы, потому что это сейчас то, на чем можно зарабатывать.

Айрат Камалов — председатель правления ПАО «Тимер Банк»:

— Политика никоим образом не затронула моих планов на отдых, но ситуация в экономике и рост цен в рублевом эквиваленте заставляют меньше тратить, больше работать и копить. Я экономлю на отдыхе, как, думаю, и большинство людей.

Артем Крамин — предприниматель, соучредитель квест-проекта «Выйти из комнаты»:

— Я в данный момент нахожусь в большом строительном магазине — закупаю всякие штуки для нашей стройки. Я нахожусь в Нью-Йорке, и мы строимся здесь — в Нью-Йорке. Мое личное мнение, что касается Штатов, то им здесь все глубоко безразлично. Они здесь не проводят никакой разницы между мексиканцем, русским, испанцем или французом. Для них это совсем не имеет никакого значения. Они настолько сосредоточены внутри своей страны, на своих текущих делах, например, на системе социальных страхований. И все эта ситуация, как мне кажется, сильно раздута и надумана.

А начинать стройку за рубежом или начинать какой-либо другой бизнес — это, наоборот, прибыльно, потому что получаешь прибыль в валюте. И я бы рекомендовал людям, у которых есть возможность, экспортировать свой бизнес, потому что в этом есть реальная финансовая выгода. Для отдыха я выбираю страны, где не был раньше. У меня так получается, что вся работа связана с поездками, а просто так отдыхать мы не ездили уже лет пять. И если поедем, то, наверное, это будет какой-то совершенно пляжный и овощной отдых на морском курорте, например, Таиланд.

Рафгат Алтынбаев — председатель наблюдательного совета банка «Камский горизонт», экс-мэр Набережных Челнов:

— Все зависит от того, кто такой россиянин. Если он политик, то это одно, если бизнесмен — другое. Я думаю, простым гражданам, не связанным ни с политикой, ни с бизнесом, бояться нечего. С другой стороны, политикам и бизнесменам, у которых все в порядке с деятельностью, тоже бояться по большому счету нечего. Лично у меня никаких опасений нет. Если будет какая-то необходимость, со спокойной душой сяду и полечу туда, куда мне надо. Правда, в этом году особого желания куда-то выезжать у меня нет. Внутреннее состояние такое, что я с удовольствием отдохну у себя на родине.

«Я НЕ БОЮСЬ ЛЕТАТЬ В США, ПРОСТО НЕ ХОЧУ»

Мария Горшунова — гендиректор ООО «Майдан»:

— Я не испытываю абсолютно никаких опасений по поводу поездок в США. В мою прошлую поездку в эту страну у нас был русский гид — женщина, которая живет там с советских времен, жена бывшего редактора крупного советского журнала. Во время экскурсии рядом с памятником башням-близнецам я спросила ее, как она относится к тому, что сейчас они живут в одной стране на равных правах с людьми, которые проповедуют ислам. Она ответила, что тот же вопрос задала своей дочери, которая родилась и всю жизнь прожила в США. По ее словам, дочка ответила, что они такие же люди, они так же влюбляются, так же обнимают своих детей, поэтому они абсолютно такие же, как мы.

У людей в США совсем иное понимание окружающих людей, они совершенно по-другому воспринимают мир. Поэтому я уверена, что, возможно, в произошедшей истории виной всему недопонимание из-за незнания английского языка, но никто подставлять или осуждать человека только за то, что он русский, в США не будет.

Адель Ягудин — исполнительный директор ООО «Казанские кофейни»:

— Я в Америку пока не собираюсь, не знаю, открыта ли там охота на россиян, но на Западе со своими партнерами по бизнесу не испытываю никаких проблем, они, наоборот, всей душой хотят, чтобы отношения между нашими странами потеплели. На следующей неделе собираюсь в командировку в Нидерланды без всякого опасения, что моей жизни или репутации что-то угрожает.

По поводу отдыха за границей, скорее, повлияло соотношение курса рубля к доллару и евро. Заказываешь менее дорогие отели, автомобили, больше экономишь, но отказаться от отдыха за рубежом, мне кажется, очень сложно. В Крыму и в Сочи я уже был. Куда еще? На Байкал? Тоже хорошо, но все-таки хочется поближе к солнышку и морю.

Максим Федоров — заместитель главы Набережных Челнов на освобожденной основе, генеральный директор ООО «Конкор-Оптика»:

— Я не боюсь летать в США, но в связи с последними политическими событиями просто не хочу. Я думаю, что все эти аресты и прочее — нагнетание каких-то страхов. Тем не менее рейсы Москва — Нью-Йорк до сих пор летают, народ постоянно мигрирует, и ничего страшного здесь нет. Наверное, какая-то опасность существует для тех, чьи имена можно ассоциировать с Россией, а не для простых людей, рядовых граждан.

Планы на отдых, конечно, пришлось подкорректировать из-за курса валют. Например, раньше отдыхали две недели, сейчас ограничиваемся одной. Я предпочитаю отдыхать там, где комфортно моим детям. Дело в том, что у них аллергия, поэтому приходится подстраиваться под них и выбирать те места, где чистый воздух и низкая аллергическая реакция. Но это необязательно должна быть заграница. Например, мы с удовольствием отдыхали у бабушки в деревне в Ульяновской области. А посещение моря нам прописывают врачи. В данном случае отдых в Турции обходится дешевле, чем в Сочи. Это объективно, даже несмотря на курс доллара.

Игорь Горячев — генеральный директор ООО «Сити Центр» (Набережные Челны):

— Очень трудно сделать выводы, поскольку, признаться, я не был ни в Европе, ни в США. Но рассуждая исключительно эмпирическим путем, думаю, что не боюсь туда ездить по нескольким причинам. Во-первых, я не являюсь никакой большой политической фигурой, арест которой мог бы вызвать какой-то резонанс. Во-вторых, если соблюдать все правила и нормы приличия, где-бы ты ни был, думаю, эти риски можно минимизировать до нуля.

Лично на мои планы на отдых курс евро и доллара не повлияли, потому что свой отдых собираюсь провести в России. Мое решение никак не связано с последним случаем, я запланировал свой отдых на родине еще в прошлом году. Это было вызвано скорее чувством патриотизма, чем какими-то финансовыми составляющими. А что касается следующего года, то не вижу никаких препятствий для выезда в Европу или США.

«СПОРТСМЕНЫ БЫВАЮТ ПОРОЙ ДОВОЛЬНО РАЗВРАЩЕННЫМИ»

Ильдус Янышев — председатель совета директоров ООО ЧОП «Агентство безопасности «КОНТР»:

— По поводу этого инцидента — вспомните Советский Союз. В Центральном клубе Советской Армии играли так называемые «армейцы», которые в казармах-то ни разу не бывали и оружия не держали. Так и здесь, человек, видимо, был прикомандирован к одному из полицейских подразделений, реально не нес работу по борьбе с преступностью. А спортсмены бывают порой довольно развращенными. Но опять-таки мы можем только предполагать при том, что в нашей отечественной истории подобные случаи, когда за работников ведомств выдавались профессиональные спортсмены, случались.

Сам я сейчас нахожусь за границей, в Чехии, и не чувствую никакого предвзятого отношения к себе. Никто нас тут не преследует, все очень дружелюбно. Вокруг очень много россиян, которые, видимо, тоже не боятся, что на них начнется охота на Западе. Мне вообще не понятно, для чего в нашей стране формируется общественное мнение в сторону запугивания граждан.

Наиль Ахмедшин — генеральный директор футбольного клуба «КАМАЗ» (Набережные Челны):

— Слава богу, что для Руслана Ризаева все благополучно завершилось. Откровенно говоря, я не думаю, что началась какая-то охота на россиян, но раз его задержали, наверное, случай имел место. Хотя нас там не было, поэтому трудно что-то утвердительно говорить. Возможно, человек банально забыл оплатить или что-то еще. Я не думаю, что сейчас жители нашей страны будут бояться ездить в Европу или США. Мне кажется, в Америку едут не так много людей, так как далековато. То, что со стороны американцев будут провокации, еще можно поверить. Но я не думаю, что в Европе такое может быть.

Не помню, когда в последний раз был в отпуске, я весь в работе. На данный момент нахожусь вместе с командой в Оренбурге, где пройдет наша первая игра в новом сезоне. Честно говоря, отдыхать просто некогда. Но если представится случай, то я предпочитаю Россию. А именно: покопаться в огороде на своем участке, истопить баньку. Я люблю активный отдых у себя дома. Для меня такой вариант отдыха ближе, чем лежать на пляже под солнцем.

Дмитрий Калачев — гендиректор сети магазинов товаров для дома «Впрок» (Набережные Челны):

— Я в США никогда не был и посещать эту страну не планирую, а что касается своей безопасности в Европе, то у меня каких-то опасений за свою безопасность при нахождении там не было раньше, нет ее и сейчас. Случай с Ризаевым — это какое-то исключение, какое-то недоразумение, мне так кажется. Этот случай нельзя проецировать на отношение за границей ко всем россиянам. Мне кажется, если США и охотятся за кем-то из россиян, то за теми, у кого есть доступ к государственной тайне, к каким-то секретным сведениям и информации. Думаю, что хранителям гостайны действительно что-то может угрожать при нахождении вне границ нашей страны. А мне в этом смысле ничего не угрожает, так как у меня нет никакой информации, которая могла бы заинтересовать американские спецслужбы, поэтому я своих планов с отпуском где-то за рубежом менять не собираюсь.

Обычно свой отдых совмещаю — отдыхаю и в России, и за рубежом. В прошлом году отдыхал и в Крыму, и в Турции, в этом году хочу поехать в Сочи, а супруга с ребенком поедут отдыхать в Турцию, и курс национальной валюты существенного влияния на наши планы не оказывает.