Удивительные цифры приводятся в полугодовой отчетности ОАО «КАМАЗ» по РСБУ, опубликованной накануне. Несмотря на то что грузовиков удалось продать всего 7,6 тыс. штук (на 53% меньше, чем годом ранее), выручка упала на треть, а операционный убыток вырос в 3,2 раза, компания получила прибыль — 161,6 млн. рублей. Представители автогиганта уверяют, что тут велика роль умелого управления, но эксперты «БИЗНЕС Online» приводят и иные причины.
ДЕЖАВЮ 2009 ГОДА
С 46,1 до 30 млрд. рублей или на 34,8% упала выручка КАМАЗа в первом полугодии 2015 года по сравнению с аналогичным показателем 2014 года. Это следует из бухгалтерской отчетности по РСБУ, которая была опубликована накануне. «Несмотря на снижение выручки более чем на треть по сравнению с тем же периодом прошлого года, чистая прибыль увеличилась почти в 15 раз, с 11 миллионов до 161,6 миллиона рублей. При этом общее падение российского рынка грузовых автомобилей за 6 месяцев текущего года составило более чем 60 процентов», — говорится в сообщении челнинского автогиганта.
Заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ» — финансовый директор Андрей Максимов подчеркнул, что, несмотря на беспрецедентное падение рынка грузовиков, положительных показателей КАМАЗу удалось добиться за счет реализации программы повышения эффективности бизнеса, получения прибыли от финансовых вложений в уставные капиталы дочерних обществ, реализации неиспользуемых активов, а также полученных субсидий на компенсацию расходов на проценты по кредитам.
Вот, собственно, и все, что было сказано в коротком сообщении пресс-службы автогиганта. Аналитический центр «БИЗНЕС Online» попытался понять, что же запрятано под красивыми формулировками пиарщиков, и внимательно изучил отчетность. Сразу отметим, что выручка КАМАЗа просела до минимального уровня с кризисного 2009 года, опустившись на 2,3 млрд. рублей ниже первого полугодия 2010 года.
Однако себестоимость снижалась чуть более скромным темпом. Основные издержки удалось сократить только на 33,7%. В результате валовая прибыль автогиганта упала на 1,65 млрд. рублей до 1,78 млрд. рублей. Коммерческие (транспортировка, хранение, сбыт) расходы при этом удалось урезать на 21,9%. Однако управленческие (содержание общехозяйственных зданий, оплата непроизводственных услуг) расходы словно застыли, ужавшись только на 0,2%. Одним из объяснений может выступить перевод части производственного персонала в разряд вспомогательного на период преодоления кризиса спроса. Так или иначе, результат от основной деятельности заметно ухудшился. Операционный убыток вырос в 3,2 раза до 1,85 млрд. рублей.
ДАЖЕ ПОСЛЕ КОМПЕНСАЦИЙ ИНВЕСТКРЕДИТОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТ ТОЛЬКО УТЕШИТЕЛЬНЫЙ
Среди дополнительных статей можно отметить поступления от участия в других организациях, которые, правда, в диссонанс с заявлением финдиректора просели на 68% до 262 млн. рублей. Что, в общем-то, неудивительно, так как совместные предприятия КАМАЗа и большинство дочерних компаний работают в сфере производства автозапчастей и спецтехники.
Выплата процентов по займам и кредитам увеличилась на 461 млн. рублей до 994 млн. рублей. Для этого тоже есть объективные основания: в совокупности долго- и краткосрочные кредиты и займы завода по сравнению с аналогичной датой прошлого года потяжелели на 8,4 млрд. рублей до рекордных 26,7 млрд. рублей (впрочем, уже на конец прошлого года было 25,2 млрд. рублей).
Кардинально же финансовая картина выправилась только на этапе прочих статей. КАМАЗ получил положительное сальдо прочих расходов и доходов в размере 2,27 млрд. рублей в первом полугодии 2015 года против отрицательного сальдо 0,26 млрд. рублей в первом полугодии 2014 года. К сожалению, непосредственно в отчетности детали прочих доходов и расходов не уточняются, здесь могут быть «зашиты» и курсовые разницы, и реализация имущества, и госпомощь, но об этом чуть позже.
Одной из значительных статей прочих доходов КАМАЗа, как и говорит его финдиректор, могли стать компенсации расходов на обслуживание кредитов. Правительство РФ распространило на 2014 год госпрограмму субсидирования части процентной ставки (не более 0,9 ставки рефинансирования ЦБ) по кредитам и облигационным займам, привлеченным российскими автопроизводителями для реализации инвестпроектов. Всего на 2015 год на эти цели правительство РФ выделило 6,9 млрд. рублей, и ясно, что КАМАЗ — один из крупных получателей. Подчеркнем, что финансирования текущей деятельности эта программа не касается.
ФИНАНСОВЫЕ АНТИКРИЗИСНЫЕ ДОПИНГИ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЯМ
В то же время у автопроизводителей есть и другой механизм получения дешевых денег — привлечение кредитов под госгарантии. Так, группа «КАМАЗ» еще в конце прошлого года запланировала разместить под госгарантии облигации на общую сумму 35 млрд. рублей. Буквально 5 июня текущего года было зарегистрировано 9 облигационных выпусков: 4 выпуска по 5 млрд. рублей и 5 выпусков по 3 млрд. рублей, что дает нам как раз озвученный еще в 2014 году объем 35 млрд. рублей.
Напомним, что деньги челнинскому автогиганту нужны для масштабной инвестпрограммы стоимостью 60 - 80 млрд. рублей до 2020 года. В марте стало известно, что выкупить облигации предприятия может ВЭБ. Добавим, что предприятия могут получить в течение 2015 года госгарантии не только для привлечения заемных средств под инвестпроекты, но и для реструктуризации задолженности. Подчеркнем, что правительство в текущем кризисном периоде поддерживает КАМАЗ всесторонне, о чем подробно писал «БИЗНЕС Online».
Так, с января 2015 года в России была продлена программа обновления парка, действовавшая с сентября прошлого года. В 2014 году на нее было выделено 12,9 млрд. рублей, в этом — 15 млрд. рублей. Государство компенсирует производителям скидки, которые в зависимости от схемы сдачи старой машины (утилизация или trade-in) и типа транспортного средства могут доходить до 350 тыс. рублей.
Еще одна программа, которую правительство решило продолжить, — субсидирование закупок регионами газомоторной автомобильной техники: действие программы продлено на второй квартал (в первом квартале продолжились поставки по заявкам 2014 года). Она обойдется федеральному бюджету в 3 млрд. рублей и позволит дополнительно продать 1200 автобусов и техники для ЖКХ, по оценке минпромторга. Основные производители таких машин в России — группы «ГАЗ» и «КАМАЗ».
А с 1 апреля в России заработали программы по поддержке автолизинга (стоимостью 2,5 млрд. рублей) и автокредитования (1,5 млрд. рублей в 2015 году и около 18 млрд. рублей на период до 2019 года). В рамках льготного автокредитования государство компенсирует часть кредитной ставки в размере 2/3 ставки ЦБ. В качестве дополнительной помощи в рамках антикризисного плана правительство выделило КАМАЗу почти 1 млрд. рублей субсидий для поддержания рабочих мест — за счет финансирования их обучения и организации общественных работ.
«МЫ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА СЖАЛИСЬ ОЧЕНЬ СИЛЬНО!»
Напомним, что не далее как 26 июня на годовом собрании акционеров гендиректор компании Сергей Когогин объявил отнюдь не о прибылях, а о том, что по итогам 5 месяцев этого года КАМАЗ, напротив, получил 230 млн. рублей чистого убытка. Правда, в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы челнинского автогиганта Олег Афанасьев уточнил, что гендиректор говорил исходя из отчетности МСФО за 5 месяцев, а сейчас речь идет об отчетности за 6 месяцев по РСБУ.
Также Афанасьев подчеркнул, что на фоне падения рынка на 64% КАМАЗ продал 7,6 тыс. машин, что только на 53% ниже показателей компании годом ранее. В итоге, если считать с 1 июля прошлого года, автогигант нарастил свою долю на рынке с 43% до 56%. «Если бы мы упали так же, как рынок, у нас и выручка обвалилась бы на 60 процентов, но фактически уменьшение составило около 35 процентов, — заметил Афанасьев. — Основная причина того, что мы добились на данный момент положительного финансового результата — программа повышения эффективности бизнеса, которая предусматривала снижение затрат по всем параметрам, в том числе и на себестоимость продукции. То есть конструкторы смотрят, как можно спроектировать ту или иную деталь так, чтобы на нее тратилось поменьше металла, времени и т. д. Кроме того, ищем новые комплектующие, более дешевые — проведена большая работа с поставщиками по снижению стоимости поставляемой ими продукции. Мы в условиях кризиса сжались очень сильно! И это дало такой положительный результат».
Что касается статей «Прочие доходы» и «Прочие расходы», где, как было сказано выше, может быть «зашито» много чего, то, по словам Афанасьева, сюда входят субсидии на процентные ставки — одна из мер господдержки, которой КАМАЗ воспользовался, так же как и другие автопроизводители. «Можно было бы говорить и о реализации непрофильных активов, например, офисных помещений, то есть того, что нам для производства не нужно, и о многом другом, что вкупе привело к тому, что по итогам первого полугодия у нас получилась прибыль. Но ключевой момент — основную лепту в эти прочие доходы и расходы внесла курсовая разница, на которую приходится где-то более 5 миллиардов рублей. А еще хотел бы заметить, что субсидия минтруда на обеспечение занятости (в сумме около 900 млн. рублей — прим. ред.) никак в отчетности не отражается и не имеет к ней никакого отношения, поскольку это оплата труда сотрудников, занятых на временных работах», — подчеркнул Афанасьев.
Впрочем, несмотря на все бухгалтерские чудеса, фактом остается то, что в июне конвейер КАМАЗа работал всего 7 дней, а в июле будет всего 8 полноценных рабочих дней, а в августе предприятие планировало уйти в корпоративный отпуск. Как долго сможет продержаться огромный автозавод в таком режиме, покажет время.
«КТО СЕЙЧАС БЕРЕТ «КАМАЗЫ»? БРАЗИЛИЯ, МОЖЕТ БЫТЬ, ИНДИЯ НЕМНОЖКО...»
Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», высказали свое мнение по поводу тех удивительных цифр, которые приведены в свежей отчетности КАМАЗа.
Виталий Манжос — старший аналитик Банка «Образование»:
— Текущий спад выручки КАМАЗа вполне ожидаем, это следствие общего ухудшения экономической ситуации в стране. Очевидно, что одним из основных факторов, подрывающих продажи дорогостоящей автомобильной техники, является ухудшение возможностей получения кредитов на покупку продукции КАМАЗа и повышение ставок по кредитным и лизинговым программам. Таким образом, несмотря на наличие неплатежеспособного спроса, автозавод оказался заложником падающего рынка.
Давайте не будем обольщаться увеличением чистой прибыли автозавода в 15 раз по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Полугодовая прибыль в размере 161,6 миллиона рублей соответствует отпускной цене полусотни средних по стоимости грузовиков, производимых на российском автогиганте. Вместе с тем полугодовая выручка КАМАЗа сократилась на треть. Исходя из пресс-релиза компании, формальное увеличение прибыли достигнуто явно не в результате роста прибыли от продаж.
Говорить об улучшении ситуации на рынке спецавтотехники, автобусов и грузовых машин в ближайшее время, в частности в третьем квартале, я считаю, преждевременно, поскольку неблагоприятная ситуация в экономике не способна кардинально измениться в течение ближайших трех месяцев. Вероятно, некоторый позитивный эффект будет нести недавнее постановление правительства о выделении дополнительных 5 миллиардов рублей на субсидии автопроизводителям. Эти средства увеличат загрузку российских автозаводов, позволив им выпустить дополнительно в общей сложности порядка 50 тысяч автомобилей. У КАМАЗа также есть возможность привлечения дополнительных государственных заказов по линии армии, силовых ведомств и т. д. В связи с состоявшимся ослаблением рубля не исключено также заключение выгодных экспортных контрактов, получение которых напрямую зависит от активности коммерческих подразделений автозавода.
Нарек Авакян — директор отдела финансового анализа компании BPS Consult:
— Я бы лично эту отчетность воспринял спокойно. КАМАЗ теоретически мог показать не только 15-кратное, но и 100-кратное увеличение прибыли. Посудите сами, эта компания имеет более чем 100-миллиардный оборот. Ну что такое 100 или 200 миллионов рублей для предприятия с таким оборотом? Практически ничто, на уровне статистической погрешности. Поэтому я бы не стал вообще уделять никакого внимания этому факту. На мой взгляд, гораздо важнее тот факт, что рынок рухнул более чем на 60 процентов, а выручка КАМАЗа снизилась на треть. Исходя из этого, я считаю, можно оценивать отчетность КАМАЗа положительно. Это может показаться странным, но фактически это так. Я согласен также с утверждением, что компании помогла курсовая разница, поскольку она увеличила конкурентоспособность отечественной техники.
Виктор Разинков — руководитель челнинского отделения УК «Финам»:
— Дело всего лишь в том, что в конце прошлого года КАМАЗ вычищал свои склады, распродавал все подряд с отсрочкой платежа. И эти платежи пошли только сейчас, отсюда и прибыль. В целом же понятно, что реализация упала в разы, КАМАЗ перешел на однодневку — чудес-то не бывает. А прибыль от курсовой разницы валют была бы возможна, если бы КАМАЗ осуществлял крупные поставки на экспорт, но их нет. «КАМАЗы» сейчас кто берет? Бразилия, может быть, Индия немножко... Однако основная доля экспорта — это страны СНГ. В Казахстане потребление тоже упало, и в любом случае Казахстан закупает «КАМАЗы» в основном за рубли. У них какой-то перерасчет, конечно, идет в долларах, потому что казахская валюта тоже выросла на фоне девальвации рубля, но у казахов есть рублевая выручка, и они тратят ее на «КАМАЗы».
==table648==
==table649==
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 42
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.