ДОБРАЛИСЬ ДО ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ

Говоря об итогах оценки знаний школьников в Татарстане, министр образования РТ Энгель Фаттахов рассказал, что впервые в этом году протестировали четвероклассников. Они выполняли работы по математике, русскому языку, окружающему миру, чтению и групповым проектам. Несмотря на то что большинство школяров показали хорошие результаты (не подтвердили свои знания только 5 - 8%), конечно, спорным остается вопрос, готова ли неокрепшая детская психика к таким потрясениям, как экзамен в 10 лет?

Экзамен ОГЭ (основной государственный экзамен), который в этом году сдавали чуть более 34,2 тыс. выпускников 9-х классов, прошел неплохо — по 9 из 13 предметов показатели лучше прошлогодних. Однако, если вглядеться в цифры глубже, ситуация не столь радужная. Средняя отметка по математике — 3,68 (по пятибалльной шкалеприм. ред.), по русскому языку — 4,04. Другими словами, среднестатистический девятиклассник в РТ с трудом перебивается по этим предметам с тройки на четверку. 750 человек (2,2% от общего числа выпускников 9-х классов) и вовсе не преодолели даже минимального порога. Возможно, причиной таких невысоких отметок отчасти стала «более объективная» оценка знаний (если использовать терминологию министра). Впервые в этом году ОГЭ был проведен на манер ЕГЭ — в специализированных пунктах и под видеонаблюдением.

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОВАЛ

Сам ЕГЭ в этом году сдали чуть более 18 тыс. выпускников 11-х классов. Средний балл по 10 основным предметам оказался выше республиканских результатов 2014 года. Однако снижение наблюдается по обществознанию, французскому и испанскому языкам, а также по информатике, что особенно обидно для Татарстана. Если обсуждать статистику по испанскому просто смешно — этот экзамен сдавал всего один татарстанский школьник, то падение подготовки по информатике — это серьезный звоночек для республики, в которой созданы разного рода IT-парки и строится целый город высоких технологий Иннополис. В то же время, согласно статистике минобразования, значительно улучшилась ситуация по физике, немецкому и английскому языкам, литературе, истории и русскому языку.

Недурно выглядит республика на общероссийском фоне — по большинству показателей наши школьники умнее. Однако математику наши «успешно» провалили — отстав от общероссийского уровня на 0,7%. Ситуацию Фаттахов объяснил тем, в этом году впервые математика сдавалась на двух уровнях: базовом и профильном. 82% татарстанцев выбрали более сложный профильный уровень, но, видимо, не все рассчитали свои силы, почти 7,5% горе-математиков завалили предмет.

138 ОДИННАДЦАТИКЛАСCНИКОВ ЗАВАЛИЛИ ЕГЭ

По главным предметам, обязательным для получения аттестата, — русскому языку и математике — ситуация следующая. Средний балл по русскому языку повысился с 65,8 в 2014 году до 69,2 балла (по 100-бальной системе прим. ред.) в 2015-м, по математике средний балл возрос с 48,6 до 50,2 балла. То есть если по русском языку выпускники приближаются к пятерке, то по математике все еще плотно сидят в четверках. Печально, что по итогам года снизилось число стобалльников — со 122 до 105. При этом медалями награждены чуть более 2 тыс. татарстанских выпускников.

Двоечников, заваливших ЕГЭ по русскому и математике, в этом году оказалось чуть меньше — 138 человек или 0,78% от числа сдававших ЕГЭ (в 2014 году — 151 человек). За использование мобильных телефонов и справочных материалов во время сдачи ЕГЭ аннулировано 7 работ, также попалась на проносе мобильника медсестра одной из школ. Помимо этого, 10 протоколов на нарушения во время проведения ЕГЭ составлено на организаторов испытаний. «Муниципалитеты — лидеры по нарушениям: Алькеевский, Буинский, Дрожжановский, Нижнекамский, Пестречинский районы», — говорится в сообщении минобразования РТ.

К слову, вслед за детьми аттестацию проходят и взрослые. Сейчас ведомство Фаттахова основательно трясет 600 директоров республиканских школ — все они проходят обучение и тестирование. По итогам проверки каждого директора отнесут к зеленой, желтой или красной зоне. Соответственно, попавшие в красную зону — это кандидаты на вылет, в зеленую — образцы для подражания. На вопрос «БИЗНЕС Online» о том, сколько директоров уже уволено, Фаттахов рассмеялся и ответил, что пока ни одного. Но, видимо, это только пока...

«НЕ ВСЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОСЛЕ 9-ГО КЛАССА ИДТИ В 10-Й»

Если взглянуть на приведенные выше цифры шире, наметился очевидный тренд — снижение числа учащихся 10 - 11-х классов (18 тыс.) по сравнению с количеством девятиклассников (34,2 тыс.). Если каких-то 20 - 30 лет назад едва ли не 100% школьников что есть сил «тянули» к финальному аттестату, то сегодня ситуация кардинально изменилась. Фаттахов прямо говорит о том, что и нет такой нужды — давать среднее образование всем повально. «Недавно вопросы повышения качества образования были рассмотрены на заседаниях совета безопасности и кабинета министров, было принято решение, что не всем обязательно после 9-го класса идти в 10-й и в 11-й и далее в вузы», — заявил Фаттахов, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online».

Это решение было принято, по словам министра, в связи с тем, что республика испытывает голод в отношении высококвалифицированных рабочих кадров, в то время как выпускники вузов зачастую не могут найти себе работу. «Если у человека будет нормальная профессия, если он будет знать, куда пойдет работать и какая у него будет заработная плата, я считаю, что это будет намного лучше», — говорит министр.

Министр подчеркивает, что никто не запретит девятикласснику идти в 10-й класс, однако в школах сейчас активно ведется работа по профориентированию. Другими словами, не слишком преуспевших в науке школьников мягко-ненавязчиво направляют в ссузы. По словам министра, 51% выпускников общей школы в прошлом году пошли в учреждения среднего специального образования. Фаттахов отмечает, что в республике сегодня есть что предложить подростку, окончившему девятилетку, — активно создаются ресурсные центры. В прошлом году было создано пять таких центров, в этом году намечено открыть еще девять.

«35 - 40 ПРОЦЕНТОВ НАШИХ ВЫПУСКНИКОВ, НАВЕРНОЕ, БУДУТ ВЫБИРАТЬ 10-Й И 11-Й КЛАССЫ»

Но 51% школьников, идущих получать рабочую специальность, как выяснилось, еще не предел. Как считают в правительстве, в будущем республике нужно будет еще больше натруженных рук. «Мы считаем, что 35 - 40 процентов наших выпускников, наверное, будут выбирать 10-й и 11-й классы. Но если они идут на 10-й и 11-й классы, то это должны быть сильные профильные классы. Зато они будут гарантировать качество образования», — подчеркивает Фаттахов.

Все это приведет и уже приводит к закрытию средних школ в республике, точнее, превращению их в основные. Как стало известно на прошедшей недавно сессии Казгордумы, особо преуспели в этом деле в Бугульме. За последние три года три школы в городе стали давать образование только до 9-го класса, зато теперь город выдает едва ли не лучший по Татарстану результат по ЕГЭ. Этот опыт теперь ставится в пример другим районам.

На вопрос «БИЗНЕС Online», сколько всего средних школ будет «усечено» до основных в республике в ближайшее время, Фаттахов, впрочем, ответа не дал. По его словам, таких данных просто нет. Однако министр пояснил, что речь идет о естественном процессе: когда нацеленные на высшее образование ученики переходят в более сильные базовые школы. Вот и отпадает-де необходимость в 10-х и 11-х классах сама собой. В качестве подтверждения правильности выбранного курса министр привел пример того же бугульминского школьника, который выиграл недавно всемирную олимпиаду по физике. Кстати, именно в Бугульме в этом году пройдет ежегодная августовская педконференция.

«ТЕ, КТО ПРОЙДЕТ ЧЕРЕЗ ПРОФТЕХУЧИЛИЩА, ОКАЖУТСЯ В БОЛЕЕ ВЫГОДНОМ ПОЛОЖЕНИИ»

Конечно, итоги ОГЭ и ЕГЭ явно показывают, что общий уровень подготовки девятиклассников явно слабее одиннадцатиклассников. Если первые учатся в среднем на тройки-четверки, то вторые — на четверки и пятерки. И дело тут, конечно же, не в том, что дети резко умнеют к концу школы. Очевидно, что в общей школе результаты сильных учеников существенно разбавляются отметками более слабых.

С другой стороны, такая политика вызывает немало вопросов. Где гарантия, что «естественный процесс» сокращения мест в 10 - 11-х классах в какой-то момент не станет искусственным? Не вызовет ли такой строгий отсев всплеска коррупции со стороны родителей троечников, которым захочется во что бы то ни стало довести кровинушку до вуза? Другой вопрос: не станут ли сами учителя сводить счеты с нелюбимыми учениками, практически насильно отправляя их учиться «работать руками»? Не станут ли отправлять в ссузы неплохих учеников просто ради статистики? И в целом не приведет ли такая политика к снижению общего уровня образованности людей?

«БИЗНЕС Online» спросил экспертов, к чему может привести политика искусственного сокращения числа образованной элиты в пользу «синих воротничков».

Рашит Низамов — ректор КГАСУ:

— С одной стороны, мы должны готовить специалистов для реального сектора экономики, для производства. Нам нужны люди, которые будут работать на заводах, специалисты среднего звена. И если мы вспомним советское время, то тогда максимум 30 - 40 процентов учащихся шли в вузы. Но сегодня акцент смещается в сторону людей с высшим образованием. Технологии сейчас становятся все более высокоинтеллектуальными, работать с ними качественно и эффективно могут только люди с высшим образованием.

Другое дело, что в подготовке тех или иных специалистов нужно правильно расставлять акценты. Потому что большое количество гуманитариев повышает социальный уровень общества, но в целом это негативно отражается на реальных секторах экономики. А то, что родители неуспевающих учеников захотят их протащить в 10-й класс, — такая опасность есть всегда. Если есть такая возможность, то, наверное, должны быть четкие механизмы оценки учащихся, чтобы в процессе обучения им сознательно не завышали оценки...

Совсем недавно наш врио президента РТ Рустам Минниханов сказал, что есть районы, в которых большое количество медалистов, которые не подтверждают свои золотые медали при сдаче ЕГЭ. Явно, что этих людей «тащили» на медаль. И эта необъективная составляющая, возможно, объясняется тем, что район хочет хорошо «звучать» в республике, хочет, чтобы его работа выглядела более достойно. Но потом эта жалость в отношении учеников, которым вроде бы нужно помочь, которых нужно поддержать, им же выходит боком. И решение этой проблемы должно быть одним — никаких субъективных оценок при оценке качества знаний быть не должно. Это принято во всем мире. В каком-нибудь американском вузе ты можешь проболеть семестр, тебя все будут жалеть, но просто так тебе никто зачеты не поставит. И мы тоже должны довольно жестко относиться к оценке качества знаний. На всех уровнях.

Владимир Жуйков — заместитель председателя правления ТПП РТ:

— Я бы, конечно, хотел спросить Фаттахова: каким образом он намеревается регулировать этот поток переходящих из 9-го в 10-й класс? Они количество мест в 10 - 11-х классах сократят на 60 - 65 процентов? Если это попытка возродить те технические училища, которые были в советское время и формировали кадры для рабочих профессий, то это, конечно, благо. Другое дело, что время сейчас немножко изменилось. Не получится ли такой эффект, что если не будет обязательного, принудительного обучения в профессиональных колледжах и лицеях, то туда никто не пойдет? Как это организовать на законодательном уровне, я пока не знаю. Ответы на эти вопросы прояснили бы ситуацию.

Что же касается высшего образования, то я как бывший работник КНИТУ-КАИ, который к тому же был ответственным секретарем в приемной комиссии, хорошо знаю, как сложно принимать людей в вуз. Тогда впервые ввели понятие среднего балла и впервые открыли в Набережных Челнах политехнический институт. Я тогда на своей шкуре, что называется, испытал, как резко уменьшился поток абитуриентов в КАИ... И первое время, пока в этом челнинском вузе не сформировалась материальная база, первые три выпуска, на мой взгляд, немножко страдали в плане получения профессионального высшего образования. Поэтому надо очень осторожно заниматься реформированием высшей школы в том числе. Потому что это отражается на целом поколении. Теперь о том, что 30 - 40 процентов закончат 10 - 11-й классы и пойдут в вузы. С точки зрения повышения качества при небольшом количестве... Может быть, уменьшится количество студентов на одного преподавателя и за счет этого качество обучения повысится... Но если ничего при этом не произойдет, то мы просто уменьшим поток дипломированных инженеров, людей с высшим образованием. Другое дело, что статистика показывает перекос по отдельным специалистам. В частности, специалистов гуманитарного профиля больше при нехватке технических кадров. Но если перераспределение специалистов произойдет и здесь, то может быть мы положительный эффект и получим.

Чтобы загрузить таблицу полностью, нажмите на нее

Вадим Хоменко — вице-президент, член-корреспондент Академии наук РТ, доктор экономических наук, профессор КФУ и КНИТУ-КАИ:

— Надо понимать, с чем связано такое желание уменьшить количество учеников старших классов. Да, у нас не хватает рабочих кадров, поэтому есть такая установка — на подготовку ребят в системе среднего профессионального образования. С другой стороны, ребята и сами после 9-го класса часто идут в средние образовательные профессиональные учреждения, чтобы потом иметь возможность без ЕГЭ поступать в вузы. Вот тут поднимают вопрос: нужно ли нам столько людей с высшим образованием? Я бы с этим утверждением немножко поспорил. Потому что человек с высшим образованием — это человек высокообразованный, и стоит ли нам снижать планку? Другое дело, что бюджетное образование должно предоставляться, исходя из потребности государства. А если человек за свои деньги хочет получить еще одно образование там, где он желает, то почему нет? Это дело самого человека. Многие получают второе образование, чтобы быть конкурентоспособными. Опасность же коррупционной составляющей при переводе ребенка из класса в класс есть и сейчас. В большинстве школ создаются профильные классы, туда переходят ребята, которые имеют высокие оценки по соответствующим дисциплинам. А остальные скатываются в общие классы, и, конечно, родители хотят, чтобы они попали в профильные. Но я считаю, что это зависит от директоров, от степени контроля. На выходе есть ЕГЭ, выводы можно делать уже по факту — по блату прошел ученик в класс или не по блату. Контроль, конечно, необходим.

Михаил Тарасенко — первый заместитель председателя комитета Госдумы по труду и социальной политике, председатель горно-металлургического профсоюза России:

— Не вижу в этой инициативе никакой трагедии: среднее специальное образование тоже ведь подразумевает выдачу аттестата, с которым можно идти дальше в высшие учебные заведения. Вот если бы в Татарстане надумали ограничить право подрастающего поколения на среднее образование, это был бы нонсенс. А так получается наоборот: те, кто пройдет через профтехучилища, окажутся в более выгодном положении, чем обычные выпускники средней школы. Кроме аттестата они получат еще и профессию. Если впоследствии кто-то из них станет, к примеру, инженером, он будет более подготовлен к своей профессии, чем «белые воротнички», потому что еще в юности узнает цену куску хлеба и технологию производства, на котором ему предстоит работать.