«Я ЗНАЮ ИЛЬШАТА ШАЕХОВИЧА КАК УСПЕШНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ...»

Сити-менеджер Набережных Челнов Наиль Магдеев собрал накануне городские и республиканские СМИ на пресс-конференцию. Предвыборный контакт с прессой характеризовать можно двояко: глава города отвечал на любые вопросы, в том числе и не самые удобные, но высказывался достаточно обтекаемо.

Обсуждение темы предстоящих выборов — как главы республики, так и нового депутатского корпуса автограда — разумеется, коснулось тех сюрпризов, что преподнесло городу начало предвыборной гонки. Прежде всего неожиданностью стало участие в выборах в челнинский горсовет такого тяжеловеса, как гендиректор Сетевой компании Ильшат Фардиев, пик могущества которого, впрочем, остался далеко позади.

«Касательно депутатства той или иной персоны — любой гражданин имеет право выдвигаться, а я как руководитель города имею полное право формировать команду, способную решать стоящие перед нами задачи, — ответил Магдеев на вопрос «БИЗНЕС Online» о подоплеке неожиданного выдвижения. — Набережные Челны — город не только автомобилестроителей, но и энергетиков. Сначала в Челнах была большая энергетика, а потом появился автозавод. Энергетика и сегодня большая, и отрасль успешно функционирует. С учетом этих больших мощностей, с учетом того, что я хорошо знаю долгие годы Ильшата Шаеховича Фардиева... Я работал мэром Бугульминского района — он руководил Актанышским районом. Затем он был соседом в Альметьевском районе. Я знаю его в деле как успешного руководителя «Татэнерго». Сегодня есть крупная успешная компания «Челны-Бройлер». Поэтому в данном случае мы формируем свою команду с тем, чтобы в ней были люди, у которых за спиной история успеха и побед. Люди, которые по жизни являются созидателями. Таких среди кандидатов в депутаты горсовета немало».

Главную идею программы, с которой городская власть идет на эти выборы, руководитель исполкома сформулировал в двух словах: «Сохранять и развивать». Что именно сохранять, понятно и без слов, но Магдеев в рамках этой встречи на слова не скупился: город, завод, многонациональную и многоконфессиональную среду. «Кризисы приходят и уходят, а мы, опираясь на созданный экономический и духовный фундамент, должны развиваться дальше», — резюмировал спикер.

Среди прочего журналисты обратили внимание, что вразрез с традицией Магдеев выдвигается по партийному списку, а не персонально по одномандатному округу. Впрочем, сити-менеджер ушел от каких-либо объяснений, напомнив, что выбор формы выдвижения — его персональное право.

«ХОТЕЛОСЬ БЫ НА БУДУЩИЙ ГОД ПОВТОРИТЬ ЦИФРЫ НЫНЕШНЕГО...»

В части экономического планирования администрации Магдеев получил вопрос от «БИЗНЕС Online» о том, есть ли у мэрии продуманные варианты действий на случай, если осенью, после завершения федерального субсидирования дополнительных работ на КАМАЗе, градообразующее предприятие будет вынуждено пойти на массовые сокращения. Такое развитие событий теоретически не исключено, и оно означало бы погружение автограда в глубокую депрессию. Магдеев счел прогнозирование в данной ситуации «гаданием на кофейной гуще», однако высказал надежду, что при повышенном внимании к Челнам руководства не только республики, но и страны худшего сценария верховные власти не допустят.

«Если ситуация не исправится, то, я думаю, руководством страны и республики будут приняты соответствующие меры, — заявил Магдеев. — Кто бы как ни иронизировал по поводу моих слов о том, что КАМАЗ — это наше все, но это единственный завод в стране, который выпускает большегрузные автомобили и спецтехнику. Я думаю, у всех хватит понимания, что автогигант нужно поддерживать. Те средства, которые сегодня выделяются минтрудом России, работают ведь и на экономику КАМАЗа. Завод просто так не стоит, у него есть программа дальнейшего развития. Те 35 миллиардов, которые выделены через госгарантии правительства — они же работают. Даже в это непростое время создается новый модельный ряд, техника переводится на газ, разрабатывается электромобиль. Сегодня ситуация одна, завтра будет другая, поэтому наступит сентябрь — посмотрим».

Тем более не захотел глава города загадывать на дальнюю перспективу и говорить о возможностях финансовой поддержки из республиканского бюджета в будущем году. Отвечая на вопрос «сколько нужно Челнам для полного счастья», Магдеев установил планку текущего года. «Хотелось бы повторить цифры 2015 года по количеству строящихся детсадов, школ, социальной инфраструктуры. Мы будем к этому стремиться», — достаточно скромно определил он запрос муниципалитета.

Что касается еще одной формы господдержки — программы развития моногородов, то в этом отношении Магдеев еще раз не прямо, но подтвердил, что из 7 инвестпроектов, направленных автоградом на суд федерального фонда поддержки, определенно на деньги может рассчитывать только КИП «Мастер».

«Все наши инвестиционные проекты так или иначе будут завершены, — заверил сити-менеджер. — С федеральным финансированием они были бы введены быстрее, но даже если его не будет, то завод «ТЭМПО» уже на подходе, строительство «Камской Нивы» стоимостью 3,2 миллиарда рублей тоже в стадии завершения. Проекты парков «Развитие» и «Челны» реализуются. Приоритеты определяем не мы, а фонд. Конечно, это КИП «Мастер» — у этого проекта уже есть история успеха, и он однозначно работает на диверсификацию экономики города».

«Я РАБОТАЮ НЕ РЕВИЗОРОМ...»

Затронув больной для Челнов вопрос выделения земельных участков, Магдеев объяснил, что приоритетными в политике по-прежнему будут интересы граждан и жильцов, которые часто выступают против точечной застройки. Напомним, что чуть ли не в первый день после назначения на пост рулевого автограда Магдеев заявил: итоги проверки по землям, выделенным при прежнем руководстве, станут достоянием общественности. Однако с тех пор прошло уже больше 9 месяцев, но итоги в исполкоме так и не родились. И здесь Магдеев сказал, что пока о конкретных результатах говорить рано, более того — в итоге исполком, решив, видимо, не будить лихо, ограничился проверкой только тех участков, по которым жалуются жители.

«В городе насчитывается 6,5 тысяч арендованных земель. Мы не ставим задачу проверить все участки. Для этого ни сил, ни средств, ни времени не хватит, — объяснил Магдеев причины, по которым наследие предыдущего руководства сегодня прочесывают гребешком пореже, чем предполагалось. — Я работаю не ревизором в городе, у меня другие функции, другие задачи. Но по фактам, где возникают обращения, жалобы, заявления в части точечной застройки, мы проводим тщательную проверку с привлечением надзорных и правоохранительных органов. Около 20 таких обращений мы направили в различные инстанции. Как только будут результаты, мы их обнародуем. В этом вопросе секретов не будет», — пообещал он.

К слову, предприниматели, ждущие месяцами решений по спорным объектам, пытаются отстоять права на них через суд. И Магдеев намекнул, что решения судов первой инстанции уже имеются. Однако пока вердикты выносятся, судя по всему, не в пользу собственников и арендаторов, поскольку они подают апелляции в Верховный суд РТ. Так что подведения окончательных итогов по проверкам можно ждать не один год. Так, к примеру, идет судебное разбирательство по участку в 39 микрорайоне автограда, где компания «Альтстиль Плюс» намеревалась построить торговый центр. По словам сити-менеджера, нынешние арендаторы участка уже третьи. «Там был первый перенайм, второй перенайм, не все чисто с документами. Мы имеем на этот счет свое мнение. Окончательного решения пока нет. Поэтому позиция моя направлена на то, чтобы найти истину», — обозначил Магдеев.

Земельные баталии, кстати, происходят на фоне острой нехватки земельных участков. Как рассказал на пресс-конференции Магдеев, в последние годы ощущается дефицит земли под строительство объектов социально-культурной сферы и жилья. Так, исполком обратился к администрации Тукаевского района, где на определенных условиях была достигнута договоренность с собственниками, чтобы обеспечить земельными наделами многодетные семьи. Точечно изыскивают свободные места в городе для строительства жилья по соципотеке. «Прямо скажем, есть дефицит. Поэтому придется выходить за существующие рамки, искать дополнительные территории для жилищного строительства в Тукаевском районе», — признался Магдеев.

После пресс-конференции Наиль Магдеев сам предложил ответить на оставшиеся вопросы журналистов
После пресс-конференции Наиль Магдеев сам предложил ответить на оставшиеся вопросы журналистов

«Я НЕ МОГУ БЫТЬ ДОВОЛЕН СВОИМИ ПОДЧИНЕННЫМИ...»

Едва корреспондент «БИЗНЕС Online» попробовал напомнить Магдееву о том, что его работа в Набережных Челнах начиналась с политики поддержки местного производителя и призыва к деловому сообществу покупать челнинское, как сити-менеджер подхватил тему словами «Эта политика и продолжается!» С ходу Магдеев статистику, конечно, не предоставил, но выразил готовность поделиться ощущениями.

«Впрочем, это не только ощущения, но и факты, — поправился Магдеев. — Взять строительство шести детских садов. Раньше вентиляционные системы закупались в других городах. В этом году их ставит наша компания. Второй момент — мебель для тех же садиков, постельные принадлежности тоже поставлялись из другого города. Теперь все стопроцентно челнинское. Все строительные комплектующие, детские площадки, летние навесы — все делается в Челнах. Эти объекты не идут через муниципальный заказ, они идут по линии ГИСУ. Нужна была моя просьба, чтобы наши челнинские компании могли в этом плане попасть в госзаказ. Есть еще конкурсы и аукционы, и там тоже есть возможность помочь с работой челнинскому производителю. Вот на таком, как говорится, рабоче-крестьянском уровне мы стараемся наши компании рекламировать, показать лицом челнинский товар. Он ничем не хуже. Взять автобусы, почему не должны ходить автобусы КАМАЗа? Все говорят: какой красивый автобус «НЕФАЗ»... А почему он у тебя в городе не ходит, если красивый? Сначала надо самим начать пользоваться этим продуктом, это самая лучшая реклама».

Напомним, что приход Магдеева в администрацию автограда сопровождался не только призывами к усилению внутреннего товарооборота, но и волной кадровых перестановок, громких увольнений. Последним в череде рокировок стало назначение в мае на пост замруководителя исполкома по строительству 32-летнего Дениса Щербы. Доволен ли Магдеев новичками и ждут ли челнинский исполком новые кадровые решения — с таким вопросом обратился «БИЗНЕС Online» к сити-менеджеру.

«Как руководитель исполкома я не могу быть доволен своими подчиненными, — огорошил сразу Магдеев. — Если я буду ими доволен, то я не должен работать руководителем. До совершенства пока далеко. Я буду доволен тогда, когда будут довольны жители нашего города, а этого не будет никогда. Сегодня хочется хлеб с маслом, а завтра на хлеб хочется колбасу положить. Ездишь ты сегодня на LADA Granta, а завтра хочется ездить на другом автомобиле. Человеческая натура беспредельна».

Покончив со сравнениями, Магдеев еще раз напомнил, что право любого руководителя — формировать свою команду. По его мнению, пришедшие в исполком люди соответствуют предъявляемым критериям, но один из главных — это коррупционные риски. «Мы понимаем, что есть друзья, родственники. Но в этом плане нам легче — у нас ни друзей, ни родственников, — заявил Магдеев и, увидев удивленные взгляды журналистов, поправился. — Я имею в виду в Челнах. Друзья-то есть в жизни. Раньше система была какая: каждые пять лет прокурор, начальник милиции, первый секретарь менялся. Пять лет — и ушел в другой район. Если все нормально, ты идешь по вертикали. Сращивания не происходило... Поэтому команда должна быть в этом плане чистая. Если кто-то себя в чем-то дискредитировал, не нужно на этих людей рассчитывать».

Пресс-конференция традиционно завершилась благодарственными гармотами работникам отрасли
Пресс-конференция традиционно завершилась вручением благодарственных грамот работникам отрасли

ЗАМОРОЗИТЬ ТАРИФЫ: ИДЕЯ КРАСИВАЯ, НО КАК ЕЕ РЕАЛИЗОВАТЬ?

Разумеется, городские СМИ не могли не коснуться социальной проблематики — вопросов развития ЖКХ и транспортной системы, тем более что обе сферы Магдеев взялся реанимировать с революционным размахом. Он обратил внимание на то, в каких условиях проходит создание муниципального предприятия транспорта — в отсутствие целевых средств и специализированного предприятия, то есть ПАТП. При этом, отметил Магдеев, муниципальное транспортное предприятие должно выжить на актуальных тарифах, а ведь цена автобусного билета в Челнах сравнительно низкая — в Казани проезд стоит 20 рублей, в соседнем Нижнекамске столько же, а в Челнах — 17 рублей. Впрочем, без целевой поддержки на самом деле не обошлось.

«Мы вошли в федеральную и республиканскую программу субсидирования закупок газомоторной техники, — напомнил Магдеев. — Подписали договор с НЕФАЗом на поставку 190 автобусов большой вместимости. А это, между прочим, двигатели «Евро-5». При тенденции к росту онкологических заболеваний, которая наблюдается в Набережных Челнах, нам нужно думать об экологии. Сегодня по городу ездит 500 - 700 малых автобусов на дизеле, а будет 350 - 360. Вдвое меньше дизельных выбросов!»

Магдеев пояснил, что транспортное предприятие будет создаваться без своего расчетного счета. С его слов можно было понять, что первые четыре лота на пассажирские перевозки должны быть разыграны сегодня, однако впоследствии пресс-служба администрации уточнила «БИЗНЕС Online», что сегодня только выйдет постановление о начале тендера, в котором и будут указаны его конкретные даты. Тем не менее к концу августа, по словам сити-менеджера, конкурс должен завершиться.

Что касается тарифов за ЖКУ, то здесь трудно было не вспомнить одно из самых популярных решений Магдеева в Челнах — оставить тарифы на жилищные услуги в 2015 году на уровне 2014-го. Будут ли аналогично заморожены коммунальные тарифы, которые составляют большую часть платы за квартиру? Магдеев напомнил, что для заморозки жилищных тарифов исполком нашел определенные резервы — таковыми послужила зарплата начальников управляющих компаний. «Ну как можно при средней зарплате по городу в 26 - 27 тысяч рублей себе зарплату устанавливать 120 - 160 тысяч рублей и после этого говорить, что тарифы на жилищные услуги у нас приемлемые? — удивлялся Магдеев. — Мы сказали: нет, мы с этим согласиться не можем, не пробовали ли аппетиты умерить? Оставить зарплату 40 - 50 тысяч на уровне руководителя средней компании в городе. И таких резервов достаточно».

А вот коммунальные тарифы заморозить нелегко, и Магдеев признался, что не знает, как подойти к вопросу при инфляции цен на энергоносители. «Я как технарь по образованию понимаю, что дальнейшее развитие коммунальной инфраструктуры невозможно без инвестиционной составляющей в тарифе... Заморозить тарифы — идея красивая, но как ее реализовать? Я сегодня не могу найти ответа».