Сегодня исполком Набережных Челнов объявил тендер на городские пассажирские перевозки, условия которого вогнали частных перевозчиков в ступор: все 19 маршрутов поделены на 4 лота, на половину из которых по параметрам может претендовать только муниципальный «Электротранспорт» с его газомоторными «НЕФАЗами». Частникам же предстоит либо биться друг с другом не на жизнь, а на смерть, либо объединяться в консорциум.
Накануне в ходе пресс-конференции Наиль Магдеев сообщил, что на базе ООО «Электротранспорт» будет создана муниципальная транспортная компания |
ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ГАЗОМОТОРКИ
Вся конкурсная документация тендера пока не обнародована, но общая конфигурация уже просматривается. Два из четырех лотов предназначены для перевозчика, располагающего газомоторными автобусами вместимостью 60 мест и больше, оборудованными ГЛОНАССом. Как пояснили «БИЗНЕС Online» источники в исполкоме, предполагается, что они уйдут «Электротранспорту», на базе которого создается муниципальная транспортная компания. Напомним, руководитель исполкома Наиль Магдеев накануне в ходе пресс-конференции сообщил, что у организации не будет собственного расчетного счета, то есть по сути заведовать магистральными маршрутами будет трамвайное управление под руководством Рашида Шамсудинова. Ему под закупаемые у НЕФАЗа автобусы большой вместимости достанутся маршруты под номерами 2, 3, 26, 10, 11, 21. Причем из заявленных 190 «НЕФАЗов» на городские дороги планируется поставить только 136 штук, остальные, видимо, будут обслуживать пригородные и дачные направления.
Отметим, что у некоторых перевозчиков газомоторные автобусы большой вместимости (хотя и не в том количестве) тоже есть. Они сохранились на пригородных и вахтовых маршрутах еще со времен прошлой неудавшейся транспортной реформы, автором которой был экс-мэр Челнов Василь Шайхразиев. Тогда, напомним, администрация тоже хотела пересадить город на камазовские газомоторные автобусы. Разница с нынешней ситуацией заключается лишь в том, что Магдеев оставляет новые «НЕФАЗы» на муниципальном обслуживании, а Шайхразиев хотел покорить ими рынок. Как результат частники, закупившие «НЕФАЗы» в лизинг, не смогли отбить затраты и вернулись к своим микроавтобусам.
Учась на ошибках предшественника, Магдеев рынок осваивать не стал — он просто отрезал от него половину. Тем более на этот раз на закупку газомоторной техники Татарстану выделены федеральные субсидии.
В Челнах останется 19 автобусных и 14 трамвайных маршрутов (фото: chelny-biz.ru) |
ВЫЖИВЕТ СИЛЬНЕЙШИЙ. ДВА
Оставшиеся два лота с 13 маршрутами под 263 микроавтобуса уйдут частным перевозчикам под автобусы малой вместимости. И здесь заключается вся интрига — перевозчиков в Челнах около 30, а лота для них всего два, хоть и крупных. Следовательно, и победителя в тендере тоже может быть только два, не считая «Электротранспорта». Но если один лот включает в себя сразу 7 маршрутов, на которых, по информации отдела транспорта, будет задействовано почти 150 автобусов, то кто сможет потянуть такой объем работы? Челнинские частники таких глобальных автопарков не имеют, и значит, чтобы участвовать в тендере, либо кому-то придется разом вырасти в разы, либо, скорее всего, мелким компаниям придется объединяться в одно предприятие. На такой оборот дел они сегодня и ориентируются.
«Я буду участвовать в конкурсе, — заявил «БИЗНЕС Online» председатель некоммерческого партнерства камских перевозчиков Николай Тятюшкин. — Да, действительно, в каждый из лотов включено несколько маршрутов, по которым фактически будет один победитель. По всей вероятности, мы будем объединяться. Других вариантов нет, как только договариваться и работать под одним ИП или ООО. Когда на сайте исполкома опубликуют критерии объявленного конкурса, мы будем собираться и обсуждать этот вопрос».
Но даже если перевозчики каким-то образом объединятся, им придется каким-то образом делить между собой оставленный им челнинскими властями скудный кусок пирога. Из 750 микроавтобусов в городе останется 263 (общий парк будет насчитывать 399 автобусов), то есть всем придется ужаться раза в три.
Сами перевозчики, опрошенные «БИЗНЕС Online», в основном пока пребывают в растерянном ступоре: конкурсной документации нет, и как делить два лота на всех — непонятно. Поэтому и от критики они пока воздерживаются — им еще через конкурсную комиссию проходить. Так считает председатель союза автотранспортных перевозчиков Дамир Гарафов: «Просто каждый надеется выиграть, — комментирует отсутствие гневной реакции он. — Но, если останется недовольство итогами тендера, перевозчики так просто это не спустят: будут судиться, обжаловать и, главное, продолжать ездить. У перевозчика есть лицензия, значит, есть право осуществлять перевозки. Допустим, есть маршрут №2. Они назовут его 2А и будут ездить не по утвержденному маршруту, а слегка его видоизменив».
Чтобы открыть постановление и схемы маршрутов, нажмите на фото |
Кстати, как рассказала «БИЗНЕС Online» перевозчик Наталья Гарина, конкурс объявляют уже не впервые. «Первый раз его объявляли 5 июля, но сразу отменили. Почему отменили — непонятно. Я сама была удивлена, на моей практике такое происходит первый раз», — поделилась Гарина. Возможно, и в кулуарах администрации пока нет четкого представления о стартовавшей сегодня транспортной реформе.
Пока осторожничают предприниматели и с вопросами о высвобождающемся автопарке, но машины придерживают. «Будем действовать по ситуации, возможно, будем использовать ненужные автобусы в других целях», — сказала Гарина.
«СХЕМА ОСТАЛАСЬ ТАКОЙ ЖЕ»
Однозначную оценку бизнес дает новой транспортной схеме Челнов. Несмотря на два месяца исследований пассажиропотока санкт-петербургским ЗАО «Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры» (НИПИ ТРТИ), она почти не поменялась. Напомним, этот же институт, работал в 2007 году и в Казани, когда большие красные автобусы заменили на дорогах «Газели» и «ПАЗики».
«Мне кажется, что питерцы необъективно подошли к разработке маршрутной сети, однобоко, — высказалась Гарина. — Мы работаем на самоокупаемости, не просим из бюджета ни копейки денег. Все это время самостоятельно организовывали пассажирские перевозки, а муниципальный транспорт будет финансироваться из бюджета города. Будет ли на него спрос? Не уверена». Тятюшкин отзывается о будущем совсем обреченно: «Сама маршрутная сеть осталась той же, никаких кардинальных изменений не вносилось. Посчитали нужным оставить энное количество частников — это дело исполкома. Я изначально для себя решил: скажут до свидания, значит, до свидания. Это бизнес. И тем более в нашем бизнесе заказчиком является исполком».
На публичных слушаниях в июне Виктор Мавков утверждал, что проектировщики маршрутной сети отработали заказ только на бумаге |
Гораздо жестче высказывались предприниматели в адрес исследователей до начала тендера, на публичных слушаниях в июне. Тогда, в частности, владелец 30 автобусов на маршруте №12 Виктор Мавков утверждал «БИЗНЕС Online», что проектировщики маршрутной сети отработали заказ на бумаге: просто взяли часть существующей с 2012 года схемы и добавили муниципальные маршруты. При этом речь шла о «легальной» части действующих маршрутов, а есть и «нелегальная». Все из-за того, что прошлый тендер 2012 года был остановлен на фоне судебных разбирательств с недовольными перевозчиками, да так и остался незавершенным. Не успевшие тогда пройти конкурс перевозчики продолжали работать несанкционированно, а их маршруты не были учтены в официальной схеме движения автобусов, что и сыграло злую шутку с питерскими специалистами.
Отметим, впрочем, что воинственный настрой Мавкова отчасти был обусловлен отсутствием его маршрута в предложенном питерцами проекте. Впоследствии перевозчики довели до администрации свои поправки, администрация с ними согласилась, и маршрут Мавкова №12 был сохранен как социально значимый. Вместе с ним город добавил к предложенному проекту и маршрут №29, также отсеянный питерцами.
Пока, по словам Тятюшкина, обиженных из числа перевозчиков только трое: стерты со схемы маршрут №205, где перевозками занимался ИП Слотин, а маршрут №26 остался на откуп «Электротранспорту». Трое же, потому что на 26-м работали параллельно два перевозчика, один из которых выиграл прошлый тендер в 2012 году, а второй — оспаривал результаты того конкурса.
Новая пассажирская сетка в городе нефтехимиков уже работает несколько месяцев (фото: npatp.ru) |
«200 БОЛЬШИХ АВТОБУСОВ РАНЬШЕ ХВАТАЛО НА ВЕСЬ ГОРОД»
Отметим, что подобную реформу — переформатирование городской пассажирской сетки с внедрением больших автобусов на магистральные линии и малых на периферийные — еще в феврале заявили в Нижнекамске. Здесь число маршрутов сократили на треть: было 14, стало 9.
Новая сетка в городе нефтехимиков уже работает несколько месяцев, и по факту здесь нет строгого разделения на длинные и короткие маршруты, так же как незаметно принципиальной разницы между маршрутами больших и малых машин в обновленных автобусных схемах Челнов. Для «НЕФАЗов» в автограде тоже предусмотрены вполне зигзагообразные маршруты, а Ford и Fiat, судя по схемам, не такие уж и «поперечные» — их маршруты в большинстве своем все равно проходят по главному челнинскому проспекту, захватывая периферию — как и прежде.
Словом, Челны идут по стопам Нижнекамска, где, по словам гендиректора единственного транспортного предприятия ПАТП Юрия Иванова, пассажиропоток после реформы не увеличился, и в вопросе о росте рентабельности перевозок пока определенности нет.
«Мы сократили интервал движения, но пассажиропоток от этого не вырос — остался на уровне прошлого года, — рассказал Иванов «БИЗНЕС Online». — Однако это тоже результат, потому что пассажиропоток падал, а теперь эта тенденция заметно ослабла. Роста не стоило и ожидать, так как со временем все больше людей пересаживается на личный легковой транспорт. Расходная часть для нас практически не изменилась».
Изначально, когда в Нижнекамске новая сетка заявлялась, можно было предположить, что она вызовет новый шквал жалоб из-за пересадок — ведь выходило, что с периферии сначала надо добраться до крупного проспекта, а потом продвинуться вдоль города на большом автобусе, дважды оплатив проезд. Однако на практике все оказалось иначе — весь город сегодня обслуживается автобусами большой вместимости, а машины типа «Газелек» ушли на труднодоступный для крупного транспорта участок в районе НТЦ. «Не задействованных машин не осталось — все малые автобусы ушли в тот район, где не проедет большой, — сообщил Иванов. — А магистральные маршруты у нас обслуживают фактически все точки города, кроме НТЦ. Поперек они тоже ездят. Число пересадок не изменилось».
Интересно, что, по мнению Иванова, Челны легко закрыли бы и те 190 больших «НЕФАЗов», которые закупает для муниципального предприятия администрация автограда. «Возьмите ваш ПАТП-2, которое работало раньше — максимум ходило 200 автобусов по всему городу, хотя пассажиропоток был больше, — напоминает Иванов. — При этом интервал соблюдали максимум 5 - 7 минут. В 2003 - 2005 году мы держали такой же интервал, штат доходил до тысячи человек, а автобусов ездило 130 - 150. Сейчас у нас в городе работает 60 автобусов, и этого достаточно».
Такая позиция вызывает закономерный вопрос: станет ли нынешнее сокращение микроавтобусов последним в среднесрочной перспективе? На то, что нынешний конкурс носит переходный характер, указывает, в частности и то, что контракты с победителями, которые станут известны 30 августа, исполком Челнов намерен подписать сроком лишь на 3 года. Для сравнения: в Казани конкурсный цикл — 5 лет. Так что не исключено, что челнинские власти решили варить «лягушку» в лице частных перевозчиков медленно: пока спохватится и начнет дергаться — будет поздно.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 28
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.