«У нас специалисты с чистыми руками и помыслами, здесь никого не убивают», — объясняет владелица семейной клиники «Танар» Лариса Танова, почему она принципиально отказывается делать аборты. В интервью «БИЗНЕС Online» она рассказала, как сказался кризис на частной медицине, из-за чего буксует система ОМС и по какой причине ей больно видеть в своей клинике малоимущих пенсионеров.
Лариса Танова: «Мы все как на одной большой кровати. Если кто-то, извините за выражение, описался, все будем мокрые. И наша задача, чтобы это поле, в том числе и государственное, было сухим» |
«КУПИТЬ УЗИ И НА НЕМ ДЕЛАТЬ ДЕНЬГИ — ЭТОГО СЕГОДНЯ НЕДОСТАТОЧНО»
— Лариса Юрьевна, хотелось бы для начала узнать, как кризис повлиял на частную медицину? Например, изменился ли прайс на услуги?
— Стоимость консультаций увеличилась в среднем на 8 процентов, на какие-то услуги цены мы не меняли совсем. Но стоимость консультаций у самых востребованных специалистов поднялась значительно. Раз идут к ним, пусть доктора зарабатывают. Хороший доктор имеет право поднять цену на свою услугу. Другие клиники тоже цены повысили: кто на 10, кто на 15 процентов.
— Как экономическая ситуация сказалась на закупке оборудования?
— Не лучшим образом. Все медоборудование, многие реактивы импортные. Так что аппаратура стала в полтора раза дороже. Надеемся, что в России тоже начнут что-то производить. Импортозамещение в этом сегменте возможно. Например, покупая холтеровский аппарат (регистрирует ЭКГ в течение суток — прим. ред.), мы выяснили, что хорошие аппараты производят в Санкт-Петербурге. Можно с ними сотрудничать. Качественное эндоскопическое оборудование есть в Подмосковье. Но ждать, когда появятся такие же хорошие отечественные аппараты УЗИ, мы не можем. Вот только в декабре мы купили его за высокий доллар, а сейчас снова надо. Ждем, когда курс опустится. Когда он снизился до 49 рублей, не успели.
— Эта кризисная ситуация не будет способствовать тому, что частные клиники, особенно мелкие, которые сидят на тех же УЗИ-аппаратах, начнут закрываться?
— Они всегда закрывались. От нашей клиники врачей 12 уже за эти годы отпочковалось. Но не все выжили. Купить УЗИ-аппарат и на нем только делать деньги — этого сегодня недостаточно. Нужно философию заложить. А раз сейчас конкуренция большая, экономическая ситуация нестабильная, конечно, мелкие частники будут отпадать. Может, купить качественную и дорогостоящую аппаратуру будут не готовы, может, доктор переоценил свои силы и способности. Его личное сарафанное радио не сработало... У нас в «Танаре» к нему была очередь только потому, что на название клиники люди шли. А теперь он сам по себе, и очереди к нему нет. Приход его здесь остался.
«Стоимость консультаций увеличилась в среднем на 8 процентов, на какие-то услуги цены мы не меняли совсем. Другие клиники тоже цены повысили: кто на 10, кто на 15 процентов» |
ВСЯ МЕДИЦИНА НА ОДНОЙ КРОВАТИ: ЕСЛИ КТО-ТО ОПИСАЕТСЯ, ВСЕ МОКРЫЕ ХОДИТЬ БУДЕМ
— Какую долю населения обслуживают частные клиники?
— Самое интересное, что этих цифр ни мы не знаем, ни управление здравоохранения. Александр Николаевич Зотов (заместитель главврача клиники «Танар» — прим. ред.) — бывший главный педиатр города, как-то занимался подсчетами, вышло, что в городе насчитывается где-то около 200 частных медучреждений, включая стоматологические, офтальмологические кабинеты. Что касается отдельных услуг, мы пытались узнать, какова доля тех, кто ходит на УЗИ к частникам. Вышло, что не менее половины УЗИ-исследований находится в частных руках, процент этот растет. Частная медицина развивается бешеными темпами. Почти каждый день слышим, что открывается какая-то клиника или кабинет.
— Как у вас складываются отношения с конкурирующими клиниками?
— Как ни странно, мы дружим. Может, это в нашем городе только так сложилось. Я очень уважаю главврача клиники «Ликон Плюс» Лилию Константиновну Васильеву. Мы вместе начинали. Часто вместе обсуждаем проблемы современной медицины, проводим круглые столы, всевозможные акции. Может, эти общие мероприятия и способствуют взаимопониманию и взаимоуважению. Пусть и о других клиниках народ узнаёт. Что здесь такого? Мы все как на одной большой кровати. Если кто-то, извините за выражение, описался, все будем мокрые. И наша задача, чтобы это поле, в том числе и государственное, было сухим. Это, кстати, один из моих личных принципов — «выиграл — выиграл». Я не могу по головам идти, кого-то зажимать, проводить черный пиар. Сейчас это очень просто сделать — можно подкидывать в интернет статьи, клевету на какого-нибудь врача. У нас в городе такое тоже случается.
— В этом году в Челнах должен открыться крупный медицинский центр «Медгард» самарской компании «СИНКО» в 5 этажей со стационаром на 60 коек. Сейчас туда уже начали завозить оборудование. Как это отразится на существующих в городе частных клиниках?
— Для пациентов, безусловно, наличие еще одной клиники, дополнительные койки — это здорово. Роддом они вроде тут не планировали пока, хотя в Самаре в их клинике это есть. Наслышана о том, что их руководство очень напористое. Поэтому меня это беспокоит, я не знаю, как здесь будут складываться наши отношения. Мирное сосуществование частных клиник в Челнах они могут нарушить. Наверное, хорошо для бизнеса проводить такую агрессивную политику, громко заявить о себе. Но какие инструменты они при этом будут использовать? Это нам неизвестно.
Совещание у главного врача |
БОЛЬШИНСТВО ПРИХОДИТ В КЛИНИКУ, КОГДА УЖЕ «УЛЭМ»
— Расскажите, что подвигло вас после 23 лет работы педиатром в больнице уйти в частную медицину?
— Наверное, у каждого человека возникают этапы, когда ему хочется чего-то большего. Вообще, первая моя идея была организовать отделение платных услуг или клинику в Детском диагностическом центре (ДДЦ), где я на тот момент работала. Помню, я, вся вдохновленная, с этой идеей пришла к главврачу. Тогда в городе было только две платные клиники — «Осанна» и «Ликон Плюс». То есть для бизнеса в медицинской сфере был просто голубой океан. Врачи в ДДЦ были опытные, квалифицированные, мы могли бы их привлечь к работе. Но главврач сказала: «Лариса Юрьевна, у вас это вообще не получится». Теперь я ей очень благодарна за эти слова. Меня это хорошо подстегнуло, дало силы и энергию, чтобы уйти из госучреждения и пуститься в свободное плавание. Тогда на это решались единицы. Уволившись в 2001 году из диагностического центра, в августе 2002-го мы с мужем открыли клинику.
— На какие деньги открывались? Как накопили стартовый капитал?
— У обычного российского врача и инженера, конечно, никакого первоначального капитала не было. Мы открыли дополнительный бизнес — сетевой. Он и сегодня у нас успешно идет. Это компания «Арго» — очень известная в России. Она уже 19 лет на рынке и хорошо себя зарекомендовала. Является участником государственной программы «Здоровое питание — здоровье нации», соучредителем общероссийского общественного движения «За сбережение народа» наравне с комитетом по охране здоровья Госдумы РФ, Общественной палаты РФ, ассоциации заслуженных врачей РФ и т. д. Вся продукция производится на натуральных компонентах и направлена в первую очередь на профилактику.
Ведь большинство приходит в поликлинику, когда уже «улэм» (с татарского — «умираю» — прим. ред.). И наша задача — не только лечить людей, но и научить их правильному образу жизни. Это честнее по отношению к пациенту. Сейчас люди постепенно приучаются к профилактике. С этой целью приходят к нам узнать уровень сахара, холестерина. Подготовка к беременности вообще становится правилом — и это замечательно.
«Задача-то нашей семейной клиники, чтобы к нам приходили в первую очередь для профилактики» |
— С какими трудностями вы столкнулись при создании клиники, наборе персонала?
— Первый вопрос, который перед нами встал, — где располагаться. Понятно, что на собственное помещение денег не было, мы взяли площади в аренду. Причем первый выбор был неудачным, место было какое-то неуютное. В итоге мы оставили эти отремонтированные собственными силами помещения и арендовали в другом месте уже целый этаж. Но вскоре и там стало тесно, и мы приняли решение переехать сюда, в 27-й комплекс, в более комфортные условия. Здесь мы тоже арендуем помещения, но это здание изначально строилось под медицинский центр.
Второй момент, конечно, персонал. Я очень благодарна первому доктору Галине Владимировне Мазитовой, с которой мы вместе работали, и всем сотрудникам, которые не побоялись пойти за мной. Это был тот костяк, на основе которого мы стали расширять деятельность. И мы быстро увидели, что интерес в городе к частным медуслугам есть. Посещаемость клиники за 12 лет ни разу не показала спада. В последний год у нас 100 тысяч посещений было зарегистрировано — это большая цифра. Известно, что бизнес развивается первые 5 - 7 лет, а потом — стагнация. И нужно мыслить стратегически, чтобы дело продолжало двигаться дальше. Но у нас ни одного года стагнации даже близко не было.
— А когда почувствовали первый успех?
— Наверное, для любого бизнесмена первый успех — когда ты с нулевого или минусового баланса выходишь на прибыль. Когда мы поняли, что окупили расходы, что у нас дело движется, люди идут, эффект есть, тогда и почувствовали, что работаем не зря. Медицина очень инертная с точки зрения развития и рентабельности. Нужны большие вложения. Один хороший аппарат УЗИ стоит 3 - 5 миллионов рублей. Понятно, что через год эти деньги отбить не получится. Рентабельность появилась через три года. А в это время надо было выжить, как-то работать на имидж, чтобы быть узнаваемыми в городе. Хотя про себя я отмечаю: несмотря на то что клинике уже 13 лет, до сих пор есть люди, которые не знают, что такое «Танар». В основном это молодежь, которая не имеет серьезных проблем со здоровьем. Но я для себя сделала вывод: значит, мы недостаточно хорошо работаем, раз про нас не все знают. Ведь задача-то нашей семейной клиники, чтобы к нам приходили в первую очередь для профилактики.
КЛИЕНТ ДОЛЖЕН ИДТИ НА КОМФОРТ И НА ОТСУТСТВИЕ ОЧЕРЕДЕЙ
— В названии клиники фигурирует слово «семейная», вы первых клиентов завлекали тоже семьями? Ведь тогда платная медицина не была так сильно распространена.
— Мы поняли, что СМИ не очень помогает в этом плане. Наша клиника становилась генеральным партнером разных конкурсов красоты, открытия Ледового дворца, Органного зала. Тратили серьезные средства на рекламу, пока не поняли, что самое лучшее средство рассказать о клинике — это сарафанное радио. И мне в этом помогла миссия нашей клиники. Семья, конечно, не в клинике, а где-то там — в детских садах, школах, на предприятиях. Вот мы и стали работать в этом поле. Активно сотрудничая с КГМА, КГУ, челнинским пединститутом, Новосибирским институтом оздоровительного питания, мы разработали достаточно эффективную программу, методички по здоровьесберегающим технологиям в образовательных учреждениях, по которым стали работать не только в Челнах, но и в других городах: Тольятти, Челябинске, а также в Краснодарском крае. Вот так и подействовала социальная реклама.
— Вы упомянули о миссии. Как она звучит и чем определяется в деятельности «Танара»?
— Если коротко — здоровье в каждую семью. Это уже не только лечение, а нечто большее. Раз мы заявили о здоровье, разумеется, в клинике мы не проводим аборты. Да, это большие деньги, но я не хочу. И гинекологи наши не хотят. Может, поэтому у наших бездетных пациентов большой процент появления беременности — 38 - 42 процента, он выше, чем по России в целом — там цифра 32 - 33 процента. Раз у нас специалисты с чистыми руками и помыслами, раз здесь никого не убивают, думаю, это тоже помогает. Хотя соблазны бывают. Очень хороший хирург-гинеколог давно ко мне просится. Я очень его уважаю, он замечательный специалист. Но философия нашего учреждения не позволяет. Значит, не наше...
— Как клиенты проходили этот психологический Рубикон от бесплатного лечения к платным услугам?
— Знаете, когда мы открывали клинику, ориентировались на людей со средним доходом. Я это на собственном примере поняла. Например, мне бы не хотелось стоять с грудной внучкой в очереди в детской поликлинике, потому что вокруг все сопливят и кашляют. Я бы лучше записалась на нужное время и заплатила за это. Не потому что доктор там плохой. В государственных клиниках есть замечательные доктора, но у них массовый наплыв, и они не могут уделить много времени каждому пациенту, проявить свои знания в полной мере, свое творчество. И получается, и доктор не совсем удовлетворен, и пациенты. И поверьте, меня совершенно не радует, что к нам пришла бабуля, потому что в городской поликлинике просто нет нужного специалиста. Она приносит деньги из своей скудной пенсии, у нее помимо болезней большое внутреннее раздражение накопилось на всю систему здравоохранения и на весь мир. И нам такие пациенты на самом деле не нужны.
Поэтому я за то, чтобы в поликлиниках все только развивалось. И пусть пациент выбирал бы нас только с позиций наличия в нашей клинике каких-то суперсовременных методов диагностики или суперспециалистов. Вот хотят они, чтобы главный пульмонолог их посмотрел. То есть чтобы шли на личности, на комфорт, на условия и на отсутствие очередей. И тогда деньги будут отдавать спокойно и с радостью. Не думайте, что аховая ситуация в государственной медицине нам на руку. Вот пришел к нам недавно пожилой мужчина. Какое у него недовольство? Он говорит: «В клинике «Танар» я оставил 7,5 тысяч рублей». Выясняю — только один прием у уролога был. То есть он не у нас оставил эти деньги, а купил препараты в аптеке, прошел дорогостоящее обследование в другом учреждении. Вот и набралась сумма. Но это же наш врач порекомендовал, поэтому и недоволен пациент.
С другой стороны, я поняла следующую вещь — не надо считать деньги в кармане пациента. Наша задача — давать ему информацию и выбор в препаратах. Чтобы человек мог сдать анализы, где ему удобно и выгодно, купить менее дорогой аналог лекарства. Когда так разговариваешь с пациентом, у него не возникает ощущения, что его раздевают. Плохо, когда врач такой альтернативы не дает.
— Средний чек в клинике подъемный для тех же пенсионеров?
— Он не такой большой, на самом деле. Где-то около 450 рублей, хотя средняя стоимость первичной консультации в клинике — 650 рублей. Но не все приходят на консультации, кто-то только анализы у нас сдает. Поэтому вроде как посетителей много, а выход небольшой. Это в стоматологии тихо-мирно по одному приходят и по 50 - 200 тысяч оставляют. У нас достатки скромнее.
— Какие услуги наиболее востребованы?
— УЗИ, лабораторные исследования. Среди узких специалистов чаще всего идут к гинекологам и эндокринологам. Причем к эндокринологу и неврологу записываются даже на полгода вперед. У невролога, к примеру, уже запись на октябрь на внутритканевую стимуляцию (специальный аппарат, вырабатывающий импульсный низкочастотный ток, который снимает болевой синдром при болезнях опорно-двигательного аппарата — прим. ред.). И это, конечно, не радует. Понимаем, что этим мы создаем дискомфортную ситуацию для наших пациентов, а нам не хотелось бы их обижать. Но клонировать доктора мы тоже не можем.
— В Челнах большой дефицит эндокринологов и неврологов?
— Эндокринологов — да. Неврологов на самом деле много, но не все от Бога. Думаю, это в любой профессии так. Психологов готовят сотнями, но не пойдешь же к каждому душу открывать. Хороших врачей мало, а клиник много. К тому же мы не можем взять доктора сразу после института, потому что нет опыта. У нас жесткий отбор кадров. Я должна принимать на работу хороших коммуникаторов, опытных и квалифицированных докторов, потому что слишком высока ответственность. Человек платит деньги, и мы должны оказать качественную услугу.
— Получается, клиники должны переманивать друг у друга докторов? Это влияет как-то на заработную плату?
— Конечно, влияет. Но не только деньги держат хорошего специалиста. У нас, например, среднее время приема — 30 минут. Но некоторым докторам и 45 минут мало, чтобы с пациентом пообщаться, все ему подробно рассказать. Поэтому к таким врачам на несколько месяцев вперед записываются. Конечно, в два-три раза выгоднее было бы и для врача, и для клиники принимать по «живой очереди», но мы на это не идем, потому что будет страдать качество и нарушаться наш принцип клиентоориентированности.
Важен для врачей профессиональный рост, поэтому мы часто отправляем наших сотрудников на всевозможные конгрессы за рубежом, по стране. Они оттуда приезжают и говорят, какое оборудование надо закупать. Обычная поликлиника ведь такого себе позволить не может, потому что это оборудование не входит в стандарты. А здесь для докторов есть возможность развиваться, получать удовольствие от своей работы и зарабатывать больше, чем в государственных лечебных учреждениях.
— А много в клинике докторов, которые работают на два фронта — у вас и в госмедицине?
— У нас 56 врачей. Из них половина — это совместители, которые нам помогают. Не наблюдается высокого потока пациентов, например, у сосудистого хирурга, маммолога, поэтому они у нас приходящие. Конечно, лучше иметь специалиста, который принадлежит только твоей клинике. Тогда бы врач здесь сидел не просто для зарабатывания денег, а для выполнения миссии медицинского заведения.
— Какие еще услуги хотели бы развивать на базе вашей клиники?
— У меня голубая мечта — открыть специализированные центры: аллергологический, эндокринологический с замкнутым циклом оказания помощи в данном направлении. Пациент пришел щитовидку посмотреть, а доктор ему сразу же и УЗИ сделал, и пункцию. Мы хотим, чтобы доктора у нас были рукастые, многофункциональные. И больному лишнее время тратить не надо. Сейчас мы развиваем комплексный подход к обследованию пациента в урологии, гинекологии, кардиологии. Хотелось бы, чтобы кардиолог сразу мог провести как можно более полное исследование пациента — и ЭКГ, и ФКГ, и суточное мониторирование по Холтеру, и УЗИ. Думаю, это вопросы ближайшего времени.
ЧТОБЫ КЛИНИКА БЕЗ ЛИЦЕНЗИИ РАБОТАЛА — ЭТО УЖЕ АБСОЛЮТНЫЙ КРИМИНАЛ
— Насколько сложно сейчас заняться частной медициной, получить лицензию?
— Лицензирование в медицине — самое сложное. Оно может длиться долгие месяцы. Наверное, это правильно. В медицине не должно быть лишних людей. Но никаких палок в колеса не вставляют. Мы уже несколько раз долицензировались, постоянно открываем новые объекты, новые виды услуг. Так что получить лицензию вполне реально.
— Есть ли в Челнах клиники, которые работают без лицензии?
— Чтобы целая клиника действовала без лицензии — это вряд ли. Это уже абсолютный криминал. Но я знаю, что в некоторых клиниках нелицензированные виды деятельности существуют. Поэтому мой совет пациентам все же проверять лицензию. Помню, когда мы еще только начинали, выяснилось, что мы лишь третья клиника в городе, которая лицензируется по косметологии. К нам приезжала тогда главный косметолог Татарстана, и она сказала, что остальные — это не клиники, а «косметички».
— А сколько сегодня понадобится средств на открытие клиники?
— Это зависит от того, какой спектр услуг вы хотите развивать. Если вам нужен только УЗИ-аппарат, значит, 5 миллионов рублей надо. Если томограф — 50 миллионов. Все зависит от амбиций. А если просто кабинет психолога открывать, то аренда 12 тысяч в месяц — вот все вложения.
ОМС — ОЧЕНЬ МАЛЕНЬКИЕ... ТАРИФЫ
— В начале года частным клиникам Челнов предлагали открывать пункты приема врачей и поликлиники в новостройках для обслуживания челнинцев по полисам ОМС. В этих медицинских офисах можно будет оказывать и платные услуги. Согласны ли вы на такое предложение?
— В системе ОМС для частника много но: очень большие вложения, очень низкие тарифы, неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие закона о частно-государственном партнерстве. Меня недавно приглашали в Госдуму, в комитет по здравоохранению, для обсуждения вопросов, связанных с ОМС. Разумеется, там хотят, чтобы частные клиники взяли на себя более значительную долю медицинского рынка, так как государственное финансирование медицины будет в ближайшее время только сокращаться. Нам готовы даже землю дать бесплатно. Стройте, оснащайтесь и принимайте по ОМС!
Но мы с госклиниками сразу окажемся в неравных условиях. В обычной поликлинике главврач не платит аренду, не вкладывает деньги в строительство, не закупает оборудование, зарплату выплачивает бюджет. А эти расходы основные. Поэтому выжить на те же деньги, что и поликлиника, по такому тарифу нереально. И опять же пострадает наша философия. Ну возьмем мы терапевтический участок, придет туда бабулечка, которую я должна буду за 7 минут осмотреть, поставить диагноз, назначить лечение. А поговорить? А если с каждым пациентом разговаривать, то у нас возникнут те же проблемы, что и в поликлиниках, — длинные очереди. Или я тогда должна свои профессионализм и философию засунуть подальше вместе с желанием рассказать о профилактике и работать только на острую ситуацию: «Следующий, следующий...» То, что мы получили благодаря платной медицине, — свобода помощи пациенту — не хочется терять.
Могу привести еще пример. Не буду говорить, в каком регионе, но не в Татарстане. Горздрав дал добро на открытие центров искусственной почки. Очень дорогостоящее мероприятие! Это у нас люди найдут 600 рублей, чтобы к ЛОР-врачу попасть. А вот 600 тысяч или миллион — это только госзаказ. И вот под этот госзаказ частники создавали свои центры. А потом поменялось руководство, и им сказали: «Мы с вами не хотим работать». И что им теперь делать? Мы же тоже чувствуем эти риски и понимаем, что нам сегодня дадут поликлинику, а завтра заказ и территорию поликлиники передадут какой-нибудь племяннице начальника управления, которая только институт закончила. К сожалению, у нас пока еще такое существует.
Доля клиник, участвующих в ОМС, крайне мала на сегодня — по стране всего 3 процента. И в основном это клиники офтальмологического профиля или стоматология. А терапевтические тарифы копеечные. В Думе нам дали координаты екатеринбургской многопрофильной клиники, которая участвует в ОМС. Мы туда съездим, конечно, посмотрим, как они выживают. Я не зарекаюсь работать по ОМС, но пока мы не видим в этом смысла.
— А какие варианты частно-государственного партнерства вы рассматриваете?
— Мы очень активно работаем в информационном поле. Устраиваем всевозможные благотворительные акции. К примеру, акцию против рака молочной железы. Вовлекаем в это и другие наши ЛПУ — около 10 поликлиник и частных клиник участвуют в таких мероприятиях. Каждую среду в 18 часов наши инструкторы проводят гимнастику в парке Победы и в парке культуры и отдыха. Специально для этого мы приглашали специалиста из Новосибирска. Ведь тут главное, чтобы прецедент был создан.
Есть и другие варианты сотрудничества. Нет, например, в поликлинике урофлуометра (прибор, который проверяет процесс мочеиспускания — прим. ред.). Поликлиника заключает договор с нами. Мы обслуживаем их пациентов. Это снимет необходимость закупки оборудования поликлиникой, убирает недовольство пациентов, социальное напряжение. И в обратную сторону можно это делать, нам брать ряд услуг в других лечебных учреждениях. Сейчас действительно начинает происходить некое слияние полей. И я поддерживаю заявление министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой о том, что государственная и частная медицина будут объединяться в так называемую национальную. Нам нечего делить.
ЭТО НОНСЕНС, КОГДА ПРИХОДЯТ ЗДОРОВЫЕ МУЖИКИ ПО 40 ЛЕТ И ПРОСЯТ ИХ ПРИКРЕПИТЬ
— Каков процент пациентов, приходящих в клинику по полисам ДМС?
— Около 15 процентов. С точки зрения безопасности для клиники чем меньше процент, тем лучше. Опять же чтобы не было зависимости. Но в целом это средний показатель. Мы работаем с разными компаниями. И это хорошо, что есть предприятия, которые дополнительно оплачивают человеку возможность получить медицинские услуги. Есть и такая услуга, как «врач в офисе». На елабужском и челнинском заводах Ford-Sollers работают наши терапевты, чтобы сотрудники могли со всякими ОРЗ получать помощь на месте, а не бегать по поликлиникам.
Кстати, появляются и иностранцы, которые просят их закрепить за нашей клиникой. Вот приехавшие в Челны специалисты из Израиля недавно к нам приходили. Для нас это нонсенс, чтобы вот так пришли здоровые мужики по 40 лет в клинику и попросили их прикрепить. Просто они так привыкли. Мы сразу программу разработали под них, которая включает в себя все необходимые обследования и консультации при диспансерном наблюдении для 40-летних. И этот поток иностранцев будет увеличиваться. Их с каждым месяцем становится больше. Ходят по клинике с переводчиками. Поэтому мы уже думаем, как врачей английскому языку обучить и хоть одного администратора англоговорящего на ресепшн посадить.
— И как оценивают зарубежные пациенты уровень обслуживания в «Танаре»?
— Хорошо оценивают. Даже приглашают нас сотрудничать в Елабугу. Там в микрорайоне под названием «Три медведя» предлагают открыть филиал клиники. Дело в том, что новые микрорайоны в Елабуге, под которые уже выделено несколько земельных наделов, будут разрастаться в сторону особой экономической зоны, разумеется, там потребуются медицинские услуги. В сентябре открылась международная школа Alabuga International School для детей резидентов особой зоны «Алабуга». В этой школе с детьми работают и специалисты «Танары» — проводят оздоровительные программы. Поэтому нам и предложили дальнейшее сотрудничество. Филиал клиники с узкими специалистами и всем необходимым набором оборудования должен будет разместиться в деловом центре. Сейчас там активно ведутся строительные работы.
— А помимо иностранцев из «Алабуги» какова география ваших пациентов?
— К нам приезжают отовсюду: из Москвы, Челябинска, Уфы, Германии, Израиля, Америки. Чаще это русские, уехавшие за рубеж. Жить, может, лучше за рубежом, а лечиться в разы дешевле у нас. Да и в Москве раза в два-три все дороже, чем у нас. Даже в Челябинске, откуда я сама родом, одна консультация врача 1200 рублей стоит. Не секрет, что многие иностранцы в России лечат зубы, а к нам приезжают на определенные программы или к конкретным специалистам. По интернету узнают о наших услугах. Например, на программу похудения к нам приезжают отовсюду.
— А у вас нет мыслей открыть филиал в родном Челябинске?
— Есть. И даже главврача я уже выбрала. Филиальную сеть надо расширять. В Менделеевске у нас есть филиал. Он, правда, не очень эффективный. Там он действует на базе профилактория имени Карпова. В Челны больше менделеевских приезжает, чем туда.
«КАКАЯ МНЕ РАЗНИЦА, ЧТО ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ, ЕСЛИ С МЕНЯ БЕРУТ ДЕНЬГИ»
— В Челнах, помнится, лет 7 тому назад был создан сайт, где каждый пациент мог оставить свой отзыв о враче, о клинике. Таким образом создавался рейтинг, после просмотров которого каждый человек мог для себя определить, к какому врачу стоит идти, а к какому — нет. Но работу этого сайта быстро прикрыли.
— Потому что если существует раздраженный пациент с психологическими проблемами, то такой сайт пользы не принесет. Тут не получается истинной обратной связи, нет объективности. Я понимаю, больному человеку плохо, он недолюбленный и должен об этом всему миру заявить. Люди же склонны больше делиться негативом, чем позитивной информацией. Вот о хорошем мы троим расскажем, а плохую новость — 30. И тогда буря внутри уляжется. И человек получит удовлетворение, когда со страниц интернета, брызгая слюной, его поддержат другие. Есть и неадекватные пациенты. Даже процент по ним выведен — 5 - 10 процентов от общего числа. Но надо уметь работать и общаться со всеми.
Я, конечно, не хочу сказать, что все отзывы посетителей неадекватны. Часто возникают и обоснованные замечания. Если это скорая помощь, а люди говорят, что два часа ждали. Ну как так можно? И хорошо, что появляется частная неотложная помощь. Пусть будет альтернатива. Это начнет стимулировать к работе и государственный сектор медицины, и частников. Надо выигрывать в честной конкурентной борьбе.
— А если пациент жалуется на взятки? От вымогательства в этой сфере мы до конца не избавились. Философия взяточника у врачей появляется, на ваш взгляд, из-за бедности или зарплата тут ни при чем?
— Это общероссийская проблема. И для любого человека, от которого что-то зависит, будь ты хоть мелкий чиновник или сантехник в ЖЭКе, такой соблазн существует. Я думаю, что бедность стимулирует в большем масштабе это явление. Но мы прекрасно видим, что и хорошо зарабатывающий человек может брать взятки и даже ставит это на поток. И возникает ситуация, что к этому специалисту без денег даже нет смысла приходить. И сарафанное радио начинает сигналить: придешь — готовь 3 - 5 тысяч. Это ужасно! Ничего страшнее нет, когда ты за свою миссию берешь дополнительные деньги.
Ни для кого не секрет, что и в стационарах, и в поликлиниках такая ситуация существует. В городе есть медицинские учреждения, работающие по высоким стандартам ISO, и ремонт у них, и оборудование. Но для меня не существует никакого ISO, пока доктор берет взятки. Какая мне разница, что история болезни в электронном виде и что в больнице по стандарту горшок стоит, если там берут деньги. Вся европейская система летит в тартарары. Просто медицина — это особая область. И товар особый — здоровье. И если несчастье у человека, боль, этически это никак не вяжется.
«РАЗ Я САМА ЗАЯВЛЯЮ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ, НАДО ЭТИМ ЗАЯВЛЕНИЯМ СЛЕДОВАТЬ»
— Вы с мужем вместе открывали клинику. Он тоже врач?
— Он не медик, и это замечательно. Его область задач — финансовые вопросы. И мне очень хорошо, что я от этого освобождена. Мы в браке уже 39 лет. У нас две взрослые дочери. У них уже есть дети. И это стало моим хобби. Я правильная бабушка и любую минуту стараюсь выделить для общения с внуками, помочь, понянчиться. Считаю, это святое дело. Старшую дочь я убедила поступать в мединститут, говорила ей, что лучшей профессии нет. Четыре года она отучилась. А потом ей хватило ума и решительности забрать документы и перевестись на экономику и менеджмент. Теперь я думаю, что это был очень правильный шаг. И она бы страдала от того, что занимается нелюбимым делом, и пациенты ее, которых она терпеть не может.
А по поводу младшей дочери я посоветовалась с психоаналитиком. Ее протестировали, а потом меня спросили, куда бы я ее отправила. Говорю: в юридический. «Категорически нет! — заявила психолог. — У ребенка есть чувство вины. И если это будет юрист, там будет абсолютная психосоматика. С одной стороны начальник, с другой — законы». И в будущем такой юрист имел бы язву, проблемы с нервной системой, давлением. В итоге она тоже пошла по стопам старшей сестры — на менеджмент. Мы с ней в сетевом бизнесе вместе. Она создала ИП и работает на себя.
— А вы осознанно пошли в медицину?
— Да. Я хотела стать педиатром. Сначала мечтала быть учителем музыки, но потом стала критически оценивать свой слух и способности. И потом у меня тетя — гинеколог. Был очень большой конкурс — 32 человека на место, но я поступила с первого раза. После интернатуры по распределению попала в Челны. Муж на КАМАЗ приехал, а я — за ним.
— Вы на самом деле очень молодо выглядите. Вы в браке 39 лет, а такое ощущение, что это вам 40 лет.
— А это потому, что и я, и моя семья ведем здоровый образ жизни. И правильное питание, и натуральные витамины, и сырая вода, и зарядка, и контрастный душ — все это я соблюдаю. Раз я сама заявляю о здоровом образе жизни, надо этим заявлениям следовать. Немного, правда, сачкую в плане фитнеса.
— Если вы болеете, лечитесь у себя в центре?
— Конечно, у себя. Хотя крайне редко бывает, что я чем-то пользуюсь в клинике. И если даже мы заболеваем, лечимся не фармпрепаратами, а натуральными средствами. Антибиотики глотать — это не самое лучшее средство, есть и другие технологии.
— А у вас остается время на какое-то тихое хобби?
— Очень люблю грибы собирать, в лес ходить. Дачу очень люблю. У нас под Чебаркулем, где метеорит упал, дом построен, там красота. Как ни странно, политикой увлекаюсь. Передачи Соловьева смотрю. В этом году побывали в Севастополе, в Ялте. По молодости-то мне это все до лампочки было, а с возрастом как-то изменился вкус.
— Наш последний вопрос традиционный: каковы, на ваш взгляд, три секрета успешного бизнеса?
— Три секрета исходят из трех этажей самого здания бизнеса. Первый этаж — это фундамент. Здесь нужны знания, поэтому на этом этапе важна обучаемость, нужны тренинги, семинары, конференции. Вторая часть здания — это стены-принципы. Это то, что будет удерживать бизнес: ответственность, честность, принцип «выиграл — выиграл». И третья составляющая — это крыша. Это цели и миссия.
Визитная карточка компании
«Танар»
Год создания: 2002.
Общее число работников — 120 человек, врачей — 56.
Учредители: Николай Геоцинтович Танов (50%), Лариса Юрьевна Танова (50%).
Уставной капитал: 10 тыс. рублей.
Годовая выручка за 2013 год (по данным «Контур-Фокус»): ООО «Танар» — 52,1 млн. рублей, ООО «Медицинский центр «Танар» — 7,2 млн. рублей.
Визитная карточка руководителя
Танова Лариса Юрьевна
Год рождения: 9 октября 1956 года.
Место рождения: Челябинск.
Образование
1974 - 1980 — Челябинский государственный медицинский институт, педиатрический факультет.
Основные этапы биографии
1981 - 1982 — горбольница №3, детское отделение, ординатор.
1982 - 1991 — детская больница №2, заведующая отделением.
1991 - 1992 — госпиталь в Эфиопии.
1992 - 2001 — детская больница №1 Детского диагностического центра, заведующая педиатрическим отделением.
С 2002 года по сей день — главврач семейной клиники «Танар».
Неоднократно награждалась почетными грамотами и благодарственными письмами управления здравоохранения Набережных Челнов и министерства здравоохранения РТ. Имеет орден «Золотая сеть» за особый вклад в популяризацию и внедрение здорового образа жизни. Является сопредседателем общероссийского движения «За сбережение народа» по РТ.
Замужем. Две дочери.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.