ТУНИС, ЕГИПЕТ И ГРЕЦИЯ ТЕРЯЮТ РОССИЯН

На 40% с начала 2015 года упал поток российских туристов, выезжающих за рубеж, сообщил на днях глава Ростуризма Олег Сафонов. Кризис отрасли, больше похожий на обвал, не обошел стороной и Татарстан. Вместе с представителями туристических компаний Казани, банками и сотовыми операторами газета «БИЗНЕС Online» подводит предварительные итоги туристического сезона «весна-лето 2015 года». Опрошенные представители турагентств говорят, что по республике цифры спада выездного туризма даже выше общероссийских — минус 50%.

В ассоциации «Турпомощь» на запрос нашей газеты сообщили, что если в 2014 году по Казани работали 11 туроператоров, то в 2015 году — 6. В госкомитете РТ по туризму нам подтвердили, что на сегодня в Татарстане осуществляют деятельность только те туроператоры, которые входят в ассоциацию «Турпомощь», а также находятся в федеральном реестре. Это ООО «Юнайтед Трэвел», ООО «Стен», ООО «Туроператор Легенда», ООО «Музенидис Трэвел-Казань», ООО «Пегас Казань» И ООО «ТДМ». На количестве посредников-турагентств кризис сказался не так сильно, поскольку их финансовые риски минимальны. Как рассказала нам руководитель службы по связям с общественностью управляющей компании 2ГИС Наталья Рыжкова, число туристических агентств в Казани сократилось всего на 3% — с 548 в июле 2014 года до 533 в июле 2015 года.

Этим летом обошлось без громких банкротств туроператоров, однако произошло несколько событий, повлиявших на снижение турпотока. Например, пресс-секретарь российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина на днях сообщила, что продажи путевок в Тунис после атаки террориста на один из отелей, произошедшей 26 июня, упали примерно на 40 - 50% по сравнению с теми показателями, что были до теракта. В начале июля ассоциация российских туроператоров (АТОР) также сообщила о падении спроса примерно на 40% на туры в Тунис после теракта. «Тунис отпал из-за терактов, да и раньше туда не было рейсов из Казани. По Египту тоже непонятная ситуация. Мы своим туристам стараемся не рекомендовать эту страну. В этом году данное направление проседает, спрос туда меньше. В Грецию кто-то побоялся ехать из-за непонятных экономических и политических моментов, хотя на курортах там проблем особо нет, — рассказал газете «БИЗНЕС Online» директор по продажам «Салават Lufthansa City Center» Рустем Тарзиманов. — Многие в такой ситуации переориентировались на Турцию. Путевки в этом году из-за роста курсов валют выросли в цене в полтора раза. Вместо Египта сейчас пользуются спросом Эмираты и Оман, который мы рассматриваем как очень интересное и безопасное направление».

Поток российских туристов в Грецию упал на 62%. Правда, это данные до начала летнего сезона. За январь-май 2015 года число россиян, съездивших в Грецию, сократилось до 56 тыс. человек. Об этом сообщают сами греки — подробный анализ по въезжающим туристам есть на сайте Центрального банка Греции. Всего за этот период россияне потратили в стране 50 млн. евро (падение на 50% по сравнению с прошлым годом).

Что касается Египта, в середине июля на отраслевом портале kazan.turprofi.ru появилась информация о том, что в августе рейсов из Казани в Египет станет меньше. Так, с 30 июля полетную программу в Хургаду прорежает Tez Tour: вместо двух вылетов в неделю — по понедельникам и четвергам — рейсы будут всего один раз в 10 дней. Также будет отменен рейс 27 июля. Программа подверглась корректировке в соответствии с реальным потребительским спросом. Меньше рейсов будет и в Шарм-эль-Шейх: программу оптимизировал Pegas Touristik. Вместо трех рейсов в неделю, заявленных в начале сезона, туроператор оставляет вылеты по понедельникам.

ГОРЯЩИЕ ПУТЕВКИ ПРИКАЗАЛИ ДОЛГО ЖИТЬ

Мы поинтересовались у читателей «БИЗНЕС Online», где они отдохнули или отдохнут этой весной-летом, выложив опрос в официальном аккаунте газеты и автора статьи в Twitter. Читатели ответили, что отдыхали/отдохнут и в России (деревня; Крым; Краснодарский край; Ростовская область), и за рубежом (Турция, Египет, Чехия, Грузия, Финляндия, Италия, Абхазия, Испания, Кипр, Болгария).

Некоторые читатели один раз в этом году отдохнули на российских курортах, но вторую поездку планируют совершить обязательно за границу. Кто-то категорически против отдыха в России. «Отдых — только за границей — там и сервис, и доступно! Если с детьми — Турция или Эмираты, с друзьями — Германия или Италия. Если где мне нравится — Америка», — ответил в микроблоге генеральный директор группы компаний «Русский фейерверк» Расул Садриев. Кто-то решил вообще обойтись без отдыха.

Говоря о том, что вдвое упал поток туристов за границу, необходимо отметить, что речь идет о фактическом сворачивании сегмента дешевых туров, то есть от отдыха этим летом отказались те, кто обычно весь год копил на отпуск в дешевых Турции или Египте. Об этом нашей газете сообщили все опрошенные представители турагентств.

«Видимо, перестали летать из категории тех, кто первый раз выезжает за границу. Если раньше, по моим ощущениям, летом на рейсах бывало 40 - 60 процентов тех, кто выезжает за границу впервые — в Анталию, которая наиболее удобна из Казани, то сейчас люди почувствовали на себе кризис, — говорит Тарзиманов. — Те, кто работал в сегменте дешевых туров — до 70 тысяч рублей на семью, очень сильно недополучили клиентов. Мы работаем на рынке 25 лет, и у нас есть много клиентов среднего класса и VIP, а они как летали, так и летают — им тяжело отказаться от отдыха».

«Существенно изменилась структура спроса: вымываются дешевые туры, а количество туров с ценой выше средней практически не изменилось. Траты в валюте остались на прежнем уровне. Трудности возникают у тех, кто отдыхал в недорогих отелях, — подтверждает и генеральный директор компании «СТЕН» Леонид Пресс. — Такой отдых вырос по стоимости пропорционально росту курса валют, а значительное сокращение московскими туроператорами чартерных программ из Казани практически обнулило количество горящих туров».

«Люди стали часто самостоятельно путешествовать в Европу, поэтому есть снижение туда запросов по турам. И определенно все начали скрупулезнее считать свои расходы», — согласен с коллегами генеральный директор компании AVT Азамат Сабиров.

ТУРИСТЫ МЕНЬШЕ ТРАТЯТ В ДОЛЛАРАХ И ЕВРО, НО БОЛЬШЕ В РУБЛЯХ

Для полноты картины об отдыхе татарстанцев за рубежом мы изучили, сколько денег они потратили в этом году. По нашей просьбе банк «ВТБ24» подсчитал, как изменились траты татарстанцев за рубежом.

«По нашим данным, средний объем трат на человека (держателя нашей карты) за рубежом сократился в иностранной валюте, но вырос в рублях. Держатели наших карт потратили 53,5 тысячи рублей в мае-июне этого года на человека против 47 тысяч рублей в прошлом году. В долларах объем трат составил немногим более 1000 долларов против 1350 долларов в прошлом году, — говорит и. о. управляющего банка «ВТБ24» в Татарстане Александр Михалицын. — В то же время количество держателей карт, осуществляющих транзакции за рубежом, снизилось. Если в мае-июне прошлого года транзакции за рубежом совершали около 200 тысяч наших клиентов, то в мае-июне этого года — около 150 тысяч».

Интересна статистика ВТБ24 по распределению трат в конкретных странах (данные за май-июнь). «Больше всего клиенты потратили (Топ-5 по объему транзакций) в Италии, Испании, Франции, США и Турции. В прошлом году — в Италии, Испании, Германии, Франции, Турции. Это данные в среднем по России, — сообщил Михалицын. — Что касается держателей карт в Татарстане, то здесь мы видим тенденции, которые противоречат общему тренду. Топ-5 стран по объему трат в прошлом году выглядел так: Турция, Италия, Германия, Израиль, Франция, а в этом году на первом месте ОАЭ, затем Германия, Италия, Турция и Великобритания. При этом разница между тремя станами-лидерами в этом году минимальна». По всем направлениям сумма трат держателей карт в рублях несколько уменьшилась — с 67 млн. рублей до 65 миллионов.

По словам и. о. управляющего банка, есть направления, по которым объем трат жителей республики значительно увеличился. Так, в ОАЭ траты выросли по сравнению с прошлым годом почти в два раза — с 4 до 7 млн. рублей. Объем трат в Германии вырос с 6 до более 7 млн. рублей, в Великобритании — с 3 до почти 5 млн. рублей. А в Турции, например, сократился значительно — с 9 до 6 млн. рублей. В Италии упал, но незначительно — почти с 8 до чуть более 7 млн. рублей.

При этом в банке отмечают, что не все покупки туристы совершают, расплачиваясь картой или снимая деньги со своего «пластика» на отдыхе, но тем не менее общую тенденцию понять можно.

ТРЕНД СЕЗОНА — ОТПУСК В РОССИИ

Еще более ясный показатель состояния туристического рынка — уровень потребления услуг связи абонентами в международном роуминге. Опрошенные операторы в один голос говорят о том, что татарстанцы этим летом предпочитают путешествовать внутри России.

«По сравнению с летом 2014 года нынешний май и июнь отмечены новым трендом — все больше абонентов предпочитают проводить отпуска в России. По данным нашей компании, количество поездок за пределы России сократилось на 19 процентов, а объем внутреннего туризма вырос на 6 - 7 процентов. Если говорить о международном роуминге, то здесь мы наблюдаем рост интернет-трафика на одного абонента. Учитывая тот факт, что «МегаФон» является лидером по количеству стран, где доступен LTE-роуминг (52 страны), у 4G-пользователей оператора есть возможность пользоваться привычным высокоскоростным интернетом и за границей, — говорит директор регионального отделения компании «МегаФон» в Татарстане Сергей Обыденников. — В поездках по России наиболее популярным видом связи были и остаются голосовые услуги (одинаково популярны как входящие, так и исходящие вызовы). При этом за последний год заметно выросло пользование мобильным интернетом, что связано с ростом количества мобильных устройств, а также с выводом специальных предложений и роуминговых опций».

«В первые месяцы весенне-летнего туристического сезона мы наблюдаем общую тенденцию снижения количества абонентов, выезжающих в зарубежные страны и отдающих предпочтение путешествиям по стране. Число пользователей международного роуминга за этот период сократилось на 20 процентов по сравнению с маем-июнем 2014 года. За этот же период объем потребления услуг в международном роуминге среди абонентов МТС в Татарстане сократился на 30 процентов, — рассказал директор МТС в Татарстане Марат Шакиров. — Средняя цена вызова сократилась за год на 7 процентов. Мы снизили цены на международный роуминг до 70 процентов по ряду популярных туристических направлений. В мае-июне абоненты МТС в Татарстане в путешествиях по России стали использовать мобильную связь на 10 процентов активнее, чем годом ранее».

По словам Шакирова, в число наиболее популярных зарубежных направлений среди татарстанских абонентов МТС традиционно вошли Турция, Египет, Греция, Италия, Кипр, Германия, Испания, Абхазия, ОАЭ. «В целом с мая этого года татарстанцы смогли посетить более 120 стран, в том числе такие экзотические, как Макао, Камерун, Танзания, Бахрейн, Гренландия», — уточнил он.

Отметим, что, по данным МТС на корпоративном сайте, в Топ-10 городов по количеству татарстанских абонентов, путешествующих по России, вошли Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Уфа, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Ханты-Мансийский АО, Екатеринбург, Казань и Челябинск.

«Традиционно с началом сезона отпусков роуминговая активность абонентов растет. Так, за период с 1 мая по 1 июля более 32 тысяч абонентов воспользовались услугой роуминга. Прирост в финансовых показателях составил порядка 50 процентов по сравнению с первым кварталом текущего года», — сообщил коммерческий директор казанского филиала Tele2 Ринат Ибрагимов.

«КЛИЕНТОВ СТАЛО МЕНЬШЕ, А РУБЛЕВАЯ ВЫРУЧКА ДАЖЕ БОЛЬШЕ»

Игроки рынка поделились с газетой «БИЗНЕС Online» первыми итогами летнего туристического сезона, а также рассказали о перспективах въездного и внутреннего туризма.

Рустем Тарзиманов — директор по продажам «Салават Lufthansa City Center»:

— Туристический поток можно отследить по количеству рейсов из Казани. Число чартерных рейсов в этом году сократилось на 30 - 50 процентов. Как минимум в той же пропорции сократилось и количество туристов. Но мы были удивлены тенденцией по Турции. Сейчас очень много отелей на Анталийском побережье «на стопе». Это означает, что они полностью проданы. У нас даже были сложные моменты, когда был овербукинг — люди приезжали, а им не хватало мест в отелях, их переселяли в другие. Мы начали анализировать, почему так произошло, ведь в прошлом году летало отдыхать гораздо больше людей, а таких ситуаций было меньше. Пришли к выводу, что сейчас стоят незагруженными отели категории ниже среднего — «три, четыре звезды», а все более-менее хорошие пятизвездочные отели по адекватной для среднего класса цене как раз и заняты нашими гражданами.

По Европе этим летом было очень мало Италии и Испании, по крайней мере у нас. В этом году хорошо идут круизные туры по Средиземноморью. Топ-3 пляжного отдыха — Турция, Греция и Кипр.

Что касается финансовой стороны, если рассматривать туроператоров, то после череды банкротств в прошлом году многие пересмотрели свою экономическую модель, перестроили бизнес-план, ушли от рискованных схем. Поэтому логично, что туроператоры сократили количество направлений. Вполне возможно, что в этом году они понесли даже меньше убытков, чем в предыдущие годы, когда много рисковали, играя на высоком спросе. Что касается туристических агентств, вряд ли они будут работать себе в минус. То, что их стало меньше, — это однозначно. По количеству клиентов стало меньше, а рублевая выручка даже немного выросла.

Въездной туризм имеет определенную специфику. Есть смысл этим заниматься, потому что Казань — интересный город. На мой взгляд, в первую очередь въездной туризм в Казань нужно развивать не для иностранцев, а для граждан России, прежде всего для жителей Татарстана. Если своим туристам тут будет хорошо, то и иностранцы начнут со временем приезжать.

По России люди много путешествуют дикарем — сами покупают билеты, бронируют отели. И очень редко берут турпакет с экскурсиями. Питер — интересное направление, туда как летали, так и летают. В Москву также часто едут самостоятельно. В Сочи в этом году ехали, но у нас не такой большой поток, как говорят в СМИ. Крым у нас почти не спрашивали.

Леонид Пресс — генеральный директор компании «СТЕН»:

— Если оценивать турпоток по количеству отправленных туристов, то в нашей туристической фирме по итогам 7 месяцев (январь-июль) он составляет по сравнению с прошлым годом минус 20 процентов. Учитывая, что из-за роста курсов валют туры стали дороже примерно на 70 процентов, то бизнес по-прежнему рентабельный, финансовые рублевые показатели даже лучше, чем в предыдущие годы. Спрос на июль, август и сентябрь хороший. Значительно увеличилась доля туров, которые мы делаем как туроператоры.

Я не считаю, что нашу туриндустрию нужно спасать. Произойдет естественный процесс укрупнения и операторского, и агентского бизнеса, сократится количество активно работающих турфирм, и в этом нет ничего страшного.

Въездной туризм намного сложнее выездного, полноценно им заниматься смогут очень немногие, так как этот бизнес значительно затратнее и менее рентабелен в пересчете на одного туриста. Кроме того, отмечая значительное увеличение потока туристов в Казань, следует сказать, что лишь незначительная их часть пользуется услугами местных принимающих туристических фирм.

Из направлений внутреннего туризма у нас наибольшим спросом пользуются курорты Краснодарского края, Питер и российские лечебные санатории высокого уровня.

Азамат Сабиров, генеральный директор компании AVT:

— Общее сокращение турпотока по нашей информации — где-то минус 40 процентов, прогноз аналитиков Сбербанка о падении курса рубля к концу года не добавляет оптимизма. Но радует развитие Сочи как курорта, надеюсь, Крым подтянется по качеству.

Въездной туризм тоже находится в интересном состоянии, ибо не дает особого роста доходов местным компаниям из-за того, что иногородние туркомпании сами организуют тут туры, так как нет языкового, валютного барьера и нюансов законодательства. Но уверен, что увеличение турпотока, который активно развивается усилиями госкомитета и, что для меня удивительно, комплексом «Ривьера», подарит всем достаточный доход.

По внутреннему туризму у татарстанцев популярны Крым, Питер, Москва и Краснодарский край.