Айрат Насыбуллин
Айрат Насыбуллин: «Я не следователь и не сыщик. Я пришел, увидел нарушение, составил протокол. А расследование я проводить по закону не могу. У меня нет таких полномочий»

«ПЛАНИРОВАЛОСЬ, ЧТО В ГОРОДЕ БУДЕТ 18 ТЫСЯЧ АВТОМОБИЛЕЙ, А ИХ СЕГОДНЯ 189 ТЫСЯЧ!»

Административно-техническая инспекция (АТИ) автограда за 7 месяцев текущего года выписала штрафов на 8 млн. рублей. Об этом сегодня на пресс-конференции в Набережных Челнах заявил ее руководитель Айрат Насыбуллин. При этом, по его словам, количество составленных протоколов увеличилось более чем в два раза.

«То, что протоколов стало больше, вовсе не говорит о том, что город стал грязнее. Это говорит о том, что мы активизировали свою деятельность, приобрели некий опыт, что позволяет нам работать эффективнее», — оговорился он.

Как пояснил руководитель АТИ, инспекция работает по трем основным направлениям: контроль правил благоустройства, надзор за зелеными насаждениями и земельными ресурсами. Всего в штате АТИ 9 инспекторов. Штрафы за нарушения для физических лиц составляют 2 - 3,5 тыс. рублей, для должностных — 15 - 30 тыс. рублей, для юридических — 200 - 500 тыс. рублей. При повторном нарушении сумма штрафа удваивается. Львиная доля выявленных нарушений — 882 протокола или 72% от общего числа — это парковка транспортных средств на газонах, тротуарах, детских площадках и т. д. «По изначальному проекту предполагалось, что в Челнах будут проживать 700 тысяч человек, на которых придется порядка 18 тысяч автомобилей. Конечно, никто не мог тогда, при проектировании города, предположить такого автомобильного бума. Сегодня у нас порядка 189 тысяч машин в городе. Конечно, перекос есть», — объяснил чиновник такую структуру нарушений.

Прорабатывая вопрос, как исправить ситуацию, в Челнах изучали опыт Москвы и Казани, где создаются парковочные пространства. В частности, в столице РТ созданы тысячи парковочных мест — как в крытых паркингах, так и на улице (в том числе благодаря капремонту дворов). Благодаря этому удалось разгрузить центр города и основные проспекты. Но не дворы. «Они даже не знают, как подступиться к решению этой проблемы», — оценил потуги казанских властей руководитель АТИ Челнов. Но для автограда как раз актуален вопрос засилья автомобилей именно во дворах — по сути, делового центра, который был бы загружен автотранспортом, здесь нет. Поэтому и решать проблему Челны должны иначе. Только вот как? Одна из мер — ужесточение санкций со стороны АТИ, предсказуемо высказал уверенность чиновник и призвал на помощь «народных инспекторов». Как оказалось, в этом году через приложение для Android поступило 1320 уведомлений от горожан о неправильной парковке автомобилей. Но, признал руководитель АТИ, одними карательными мерами проблемы не решить. А вот «полюбовный метод» Насыбуллин предложил, мягко говоря, утопичный: «Надо просто договориться, чтобы во дворах не было машин. Если весь город так решит, то их во дворах не будет».

Правда, затем он все же перешел в более практическую плоскость. «Мне понравился опыт Нидерландов, — поделился руководитель АТИ. — Делегация из нашей республики туда не так давно ездила. Так вот там поняли, что чем шире дороги, чем больше парковок, тем больше машин. И они стали уменьшать территории для автомобилей (в частности сужать дороги) и одновременно создавать в городах максимально удобные условия для автобусов, электромобилей и велосипедов, а для машин оставили загородные трассы».

«ПРИШЕЛ, УВИДЕЛ, СОСТАВИЛ ПРОТОКОЛ»: ПОЧЕМУ ЗА РЕКЛАМНОЕ ГРАФФИТИ ШТРАФУЮТ ВЛАДЕЛЬЦА СТЕНЫ, А НЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

На втором месте среди выявленных нарушений — 10% или 120 протоколов — это несвоевременная очистка мусорных контейнеров и урн. 4% или 55 протоколов приходится на разрисовку стен, расклейку объявлений в неположенных местах и нанесение не по правилам рекламной информации. Напомним, что последний аспект в свое время был одной из любимых тем экс-мэра Челнов Василя Шайхразиева. Сити-менеджер не раз высказывал недовольство деятельностью службы вызова такси «Омега» (бренд «Шесть девяток»), которая свою рекламу штамповала на тротуарах, дверях подъездов и опорах освещения. Но управы на строптивую фирму мэр так и не нашел: реклама «Омеги» и ныне «украшает» различные объекты в Челнах. И АТИ, признал руководитель инспекции, на заказчика разрисовки выйти не может.

«За разрисовку стен, за граффити мы оштрафовали в этом году 12 человек, а за рекламную информацию, объявления — еще 43. В сумме получается 55, — привел статистику Насыбуллин. — У нас есть два подхода. Если нам удается зафиксировать непосредственно нарушителя, сфотографировать его в момент безобразия, то мы его и привлекаем. А если, допустим, нарушителя нет, то отвечает собственник объекта. Получается, конечно, не совсем справедливо: вас разукрасили, и вы за это еще и отвечаете. Но ничего не сделаешь, правила так трактуют. Я не следователь и не сыщик. Я пришел, увидел нарушение, составил протокол. А расследование я проводить по закону не могу. У меня нет таких полномочий».

Деньги на рекультивацию Тогаевской свалки выделены: 84 млн. рублей из федерального центра на земляные работы и 42 млн. — из республиканского бюджета на сети и коммуникации (фото: nabchelny.ru)

КАК УФАС ТОРМОЗНУЛО РЕКУЛЬТИВАЦИЮ ГЛАВНОЙ СВАЛКИ АВТОГРАДА

В числе прочего Насыбуллин также затронул тему рекультивации Тогаевской свалки, о которой не раз писал «БИЗНЕС Online».

«Проект выполнен, профинансирован Горкоммунхозом, — доложил Насыбуллин. — Работы выполнял «Казпромпроект». При реализации проекта свалка закрывается и полностью становится безопасной. Ливневые стоки собираются, строятся пруды, очистные сооружения с полным циклом биохимической очистки, биологической. В общем, все заложено в идеале. Ничего уходить в окружающую среду уже не будет. А газ, который будет выделяться, мизерный, всего 23 тонны в год, это очень маленькое количество метана. И он тоже будет нейтрализован».

Деньги на рекультивацию выделены: 84 млн. рублей из федерального центра на земляные работы и 42 млн. — из республиканского бюджета на сети и коммуникации. И тем не менее пока проект не может быть реализован, так как есть возражения у УФАС. «Торги по лоту на 84 миллиона рублей были организованы НИИ охраны окружающей среды, они проведены, участвовал только один претендент на госзаказ, он выиграл этот тендер. Но УФАС опротестовало итоги аукциона. И поэтому сегодня мы не имеем организации, которая осваивала бы эти деньги», — сообщил Насыбуллин.

Впрочем, по его словам, скоро ситуация должна измениться. Сейчас готовится конкурсная документация и по тому же лоту, и по сумме в 42 млн. рублей, предназначенных для строительства сетей и коммуникаций на Тогаевской свалке. Планируется, что уже через две-три недели будут объявлены оба аукциона. Руководитель АТИ при этом признался, что было бы желательно свести оба лота в один, чтобы подрядчик был один и вел весь комплекс работ от начала и до конца. Но окончательного решения по данному моменту не принято.

Ринат Загидуллин
Ринат Загидуллин заявил, что готов вложить 500 млн. рублей в рекультивацию Тогаевского полигона, его компания хочет собирать со свалки биогаз, чтобы на этом ресурсе выращивать креветки или салат

Напомним, что в Челнах в свое время появлялись иностранные инвесторы, которые предлагали не просто закрыть Тогаевскую свалку, а превратить ее в источник дохода. В частности, 16 января нынешнего года в автограде побывал президент корейской компании Eco Energy Хе Соон Сонг. Гость представил сити-менеджеру автограда Наилю Магдееву проект, который хотел бы реализовать в Набережных Челнах, а затем распространить его и по всей России. Суть проекта в том, что на полигонах ТБО устанавливается оборудование, которое собирает выделяемый мусором газ. Далее он либо подается на генератор, который вырабатывает электроэнергию, либо из него делается биометан, которым заправляют автомобили. Остатки мусора брикетируются, брикеты сжигаются, в результате чего тоже вырабатывается энергия. А буквально через две недели похожий проект представил гендиректор ООО «ЦеПТ-Булгар» Ринат Загидуллин. Инвестор заявил, что готов вложить 500 млн. рублей в рекультивацию Тогаевского полигона, компания хочет собирать со свалки биогаз, чтобы на этом ресурсе выращивать в Челнах креветок или салат.

Заметим, что оба проекта вызвали одобрение у руководства города, но дальше этого дело не тронулось. Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у Насыбуллина судьбой этих проектов и получил довольно неожиданный ответ: «Пожалуйста, мы-то не против, чтобы на свалке кто-то реализовал свои проекты. Но там остается всего 23 тонны метана в год. Ставить на него миллиардное оборудование нерентабельно. Но мы все равно не против, мы им говорим: «Пожалуйста, делайте!» А они говорят: «Дайте денег». А откуда нам их взять? Нам хотя бы закопать эту свалку деньги дали. А так... Если хотите, выращивайте там огурцы, помидоры, а потом попробуйте продать. Это же надо соображать! Даже если на газе будут выращивать, даже если все безопасно сделают, я уверен, что если человек узнает, что на свалке вырастили помидоры, то он кушать их не станет, психологический дискомфорт будет. Да, проекты были, инвесторы выступали, презентацию провели... А потом исчезли...»