ГРУСТЬ МИННИХАНОВА УТОЛИТ ГЕЛЛЕР?

Министр экономики РТ Артем Здунов на брифинге в кабмине РТ начал с того, что ведомство и агентство долго ломали головы над тем, каким образом обеспечить право доступа субъектов малого и среднего бизнеса к закупкам регулируемых заказчиков. И, наконец, создали ресурс smb.tattis.ru, способный эту миссию выполнить. Тем более что с 1 июля текущего года для крупных госкомпаний (с объемом выручки более 10 млрд. рублей) установлено правило, по которому они должны 18% годового денежного объема своих закупок делать у малого и среднего бизнеса. Ранее это правило распространялось только на компании с объем выручки до 10 млрд. рублей. Так что очевидно: рынок для сбыта с учетом административного ресурса может серьезно вырасти. Помочь попасть на него (да и к госзаказчикам помельче) — вот важнейшая из задач, которую призван решить новый ресурс.

Более подробно о портале рассказал генеральный директор агентства по госзаказу республики Яков Геллер. Сначала он продемонстрировал кусочек видео из выступления Рустама Минниханова на Санкт-Петербургском инвестиционном форуме, где врио президента РТ признавался в слабой эффективности (да чего уж там, вообще неэффективности!) существующей информационной поддержки МСБ в РТ. На экране в глазах Минниханова застыла грусть, ведь трудно было даже представить, что в Татарстане есть что-то такое, что можно было бы назвать «неэффективным».

40-секундное видео с главой республики задало тон всей презентации. Геллер рассказал, что предприниматели часто сетуют на то, что вынуждены содержать в штате специальных людей, которые бы отслеживали все госконтракты (в России всего пять официальных площадок, имеющих право размещать заказы регулируемых заказчиков, одна из них — агентство по госзаказу). Вручную выискивать потенциальных покупателей продукции татарстанских производителей, конечно, не очень удобно. Это требует временных затрат да и велик шанс «прозевать» выгодный контракт. А ведь еще есть более 150 коммерческих сайтов, также ведущих электронные торги! В общем, команда Геллера создала портал, в который интегрируется вся информация по торгам с общероссийского сайта госзаказа.

«Нам удалось создать свой информационный шлюз, который связывает все известные информационные ресурсы, общероссийский сайт госзаказа, то есть все, что публикуется на ресурсах, интегрируется в наш портал», — сообщил Геллер. Нужно лишь зарегистрироваться на сайте в качестве резидента портала. При этом регистрация может быть как с электронной цифровой подписью (она дает возможность непосредственно участвовать в торгах уже на портале), так и без оной. В последнем случае резидент становится лишь получателем ценной информации по проводимым в стране торгам. Предположим, есть некий производитель, допустим, носков. Ему, естественно, нужно их продать. Он регистрируется на портале, получает статус резидента, что дает ему право внутри системы получать информацию о наличии заказчиков, жаждущих приобрести носки, либо по конкретным, выбранным им регионам, либо по всем скопом. Система сама из огромного количества заказчиков выберет тех, которые разместили подходящие для предпринимателя извещения о торгах. При этом отчет на запрос резидент будет получать ежедневно (на web-кабинет на портале либо на электронную почту). Условно говоря, предприниматель станет обладателем наисвежайшего инсайда по торгам! В дальнейшем, как обещает генеральный директор агентства, аналогичная интеграция состоится и с коммерческими заказчиками. При этом, что было отмечено специально, услуги портала предоставляются совершенно бесплатно.

ВСЕ РАДИ «КЛАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ» АФФИЛИРОВАННЫХ ЗАКАЗЧИКОВ

Корреспондент «БИЗНЕС Online» засомневалась, что возможности портала откроют малому бизнесу заветную дверь в стан госзаказчиков. Ведь, как известно, многие госструктуры и госкорпорации давно уже обросли собственным пулом поставщиков. Захотят ли они пускать в свои ряды чужаков? Этими сомнениями пришлось поделиться с министром экономики РТ.

«Все это делается для того, чтобы эти пулы, эти аффилированные заказчики, были уничтожены как класс. Хотя я понимаю, что сделать это сложно», — признал реалии российского госзаказа Здунов. Тем не менее у портала есть шанс решить хотя бы одну задачу: «Но самый главный инструмент — доступ. Ведь наших заказчиков не пускают даже на торги, на торги даже зайти нельзя, нельзя представить свою продукцию! О чем можно говорить?!» Правда, каким образом будет предоставлен доступ к самим заказам (то есть к реальному в них участию) и что мешало его получить без «резедентуры» на портале, пока не совсем ясно. Однако Здунов оговорился, что теперь, при наличии всей информационной базы по торгам, «нас не смогут выкинуть с торгов». Впрочем, если поиски заказчиков из рутины превратятся в сплошное удовольствие, то вот в вопросах конкурентоспособности бизнеса команда Геллера-Здунова уже помочь не сможет.

«Решение этого сайта — это доступ, а дальше уже открываются две двери: или ты проходишь конкурентную борьбу, или не проходишь», — сказал министр. Видимо, так он дал понять, что наличие удочки не всегда превращает любителя рыбной ловли в профессионального рыбака. Зато у министерства появляется уникальная возможность получить еще один инструмент для мониторинга МСБ: «Во-первых, по результатам конкурсов мы можем посмотреть, насколько наши участвуют — вся статистика у нас будет. Второе, насколько они проходят по конкурсу. И это один из факторов, когда мы будем оценивать конкурентоспособность наших товаров не только в Татарстане, но и за его пределами. И для нас это мощнейшая аналитика».

Чтобы открыть, нажмите
Чтобы открыть, нажмите

ОПРОБОВАНО НА СЕБЕ

Корреспондент «БИЗНЕС Online» попыталась стать резидентом сайта, чтобы испытать на себе все прелести нового ресурса. Сразу оговоримся: сама процедура заняла не менее 40 минут, и то при помощи милейшего Михаила, специалиста из агентства госзаказа, который руководил всем процессом по телефону.

Итак, открываем сайт, находим вкладку «Стать резидентом». После клика не нее, сайт предлагает перейти на другой адрес. Открываем его и обнаруживаем «засаду»: оказывается, регистрацию можно пройти только в браузере Internet Explorer. В верхнем правом углу находим вкладку «Регистрация», входим в нее, а далее вам предоставляется право выбрать, в качестве какого «лица» вы намерены стать резидентом — физического, юридического или ИП. Выбрав необходимое, вы получаете анкету участника. К примеру, в нашем случае это был раздел «Участник-ФЛ». Кстати, для удобства пользователей разработчики портала разместили подробную инструкцию по регистрации, где все тщательнейшим образом рассказано и досконально показано. Тем не менее некоторые «косяки» все же еще имеются. Так, при указании банковских реквизитов (а это обязательные данные при регистрации) система спокойно приняла «липовые» цифры, которые были забиты наобум. А вот с ИНН подобное не прошло — система наотрез отказывалась регистрировать выдуманный ИНН, пока не пришлось указать реальный. И еще почему-то долго не хотела признавать пароль резидента, который, как и полагается, был продублирован дважды.

Впрочем, в конце концов, регистрация прошла успешно, теперь мы можем ежедневно получать информацию о заказчиках, которым может понадобится наш виртуальный товар.

Хайдар Халиуллин
Хайдар Халиуллин отметил, что благодаря новому сайту бизнесмены смогут сэкономить кучу времени и получить новые каналы сбыта

ПОДАЙТЕ ПРЕФЕРЕНЦИЙ ДЛЯ МЕСТНЫХ...

«БИЗНЕС Online» попросил участников рынка оценить открывающееся «окно возможностей» — появление ресурса было встречено с одобрением. Так, президент ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ Хайдар Халиуллин в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» согласился, что новинка будет полезна для предпринимателей. Благодаря новому сайту бизнесмены смогут сэкономить кучу времени и получить новые каналы сбыта.

Гендиректор ООО «Майдан» Мария Горшунова (сеть «Сытый папа») отметила, что часто пользуется сайтами госзакупок, но найти заказы на федеральном портале бывает достаточно сложно. «Нужно поручать это отдельному человеку, чтобы он постоянно следил за тендерами, — поделилась она. — Очень рада, что появился такой ресурс. Хотелось бы, чтобы можно было сортировать тендеры по городам, по срокам, по суммам госконтракта, потому что невыгодно брать очень дорогие и очень дешевые заказы».

Замдиректора по экономике ПСХК «Ембулатово» (Буинский район) Алмаз Фасхутдинов вспомнил о временах, когда каждый муниципальный район размещал тендеры на отдельном сайте и это было очень неудобно. «Если предприниматели Татарстана будут регулярно получать информацию о заказах по всей стране, причем по тем параметрам, которые нужны именно им, у них будут совершенно другие возможности», — резюмировал Фасхутдинов.

Правда, остается один так и не выясненный на презентации момент: если эта бесплатная (а значит, за счет бюджета) площадка доступна для всех предпринимателей страны, то в чем состоят преференции конкретно для татарстанского бизнеса?

Ну, а сам призыв к татарстанскому бизнесу идти за пределы Татарстана за госконтрактами выглядит несколько двусмысленно на фоне того, что в самой республике доля МСБ в общей сумме контрактов не превышает 5,13%. По этому параметру в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов, который был представлен на той самой сессии Санкт-Петербургского инвестиционного форума, Татарстан угодил аж в группу E, что соответствует твердому «колу» по пятибалльной шкале. Так, может, сначала стоит у себя разобраться?