Сегодня «Татнефть Арена» совсем не похожа на себя привычную. В хоккейных раздевалках обитают люди без клюшек и коньков, а в пресс-центре слегка похожий на Михаила Кутузова режиссер Алексей Сеченов, вооружившись чертежами и различными бумагами, в компании соратников проводит свой «совет в Филях». Несмотря на занятость, постановщик церемоний открытия и закрытия водного мундиаля нашел время рассказать «БИЗНЕС Online» об основной идее шоу «Пилигрим», танцах для роботов и скором возвращении в Казань.
Алексей Сеченов |
«НАША КОМАНДА НЕ СТОЛЬ БОЛЬШАЯ, СКОЛЬ ОДНА И ТА ЖЕ»
— Алексей Геннадьевич, кто придумал название для шоу церемонии открытия водного мундиаля «Пилигрим»?
— Название «Пилигрим» придумал я.
— Какой смысл вы вкладывали в него?
— Это, с одной стороны, пилигрим-путешественник, а с другой — ищущий. Что было самым трудным? Самым трудным было придумать. Потому что это самый долгий процесс.
— Сколько времени он занял?
— Более года. Только через год я мог свободно формулировать, о чем этот мир, о чем этот спектакль.
— Так о чем он?
— Мир, в котором мы живем, чрезвычайно сложен. Сложны и во многом непонятны природные явления, сложно человеческое общение. Тот мир, который мы создали, тоже должен был быть сложным и многогранным. И то, что сейчас люди начали рассуждать, о чем это, значит, что затронуты либо общечеловеческие, либо внутренние душевные струны. Как и жизнь человека не состоит из прямой линии, все равно будут углы, так и в шоу, в драматургии есть углы и оттенки белого, а иной раз и черного.
— А вы придумывали в одиночку или со своей командой?
— Конечно, со своей командой. Это группа сценаристов, группа художников... Это команда продюсерского центра Игоря Яковлевича Крутого. Она не столь большая, сколь одна и та же. Это группа людей, живущих на одной волне. И самое главное — это люди, которые могут нести ответственность. Вот это важно.
— Вы придумали мир, как вы говорите. А вы вникаете в детали, как в этом мире все функционирует?
— Это целиком и полностью моя ответственность. Не существует одного без другого. Понимаете, то, как все движется и изменяется и почему это изменяется, — это и есть литература. Гвоздь из доски можно вырвать многими способами — плоскогубцами, гвоздодером, но неважно, как его вырвать, главное — вырвать. Вот в чем дело. И эта техническая часть — важная составляющая часть литературы. Если я говорю, что появляется волна, то я же и должен придумать, как она появляется.
— Видео, которое перемежает онлайн-действие на сцене, вы снимали?
— Да, это все прописано в сценарии.
— Я сейчас о продакшене говорю...
— Часть — именно нашего продакшена, а часть — нанятого.
— Какое количество людей задействовано в шоу — артисты, технический персонал?
— Порядка 200.
— А раздвижной круглый экран специально делался для шоу?
— Да, ткань мы где-то в Германии заказывали, а остальное сделали здесь. Вообще, все это шоу сделано российскими подрядчиками.
— А роботы? Кто для них танцы ставил.
— Мой балетмейстер Жанна Шмакова. Я серьезно говорю. Жанна придумала танец, затем программист каждое движение прописал с точки зрения возможности движения этого робота.
— Боксеры тренируются в воде, чтобы удар был мощнее, а у вас артисты танцуют в воде...
— Нелегкая эта работа. Очень нелегкая, но тяжело было не только им. Вода в бассейне подогревается, мы стараемся держать температуру, которая безопасна.
— Многие в интернете сравнивают церемонии открытия Универсиады и чемпионата мира по водным видам спорта и ищут сходство.
— Это диаметрально разные церемонии. Даже посыл другой — концептуальный, идейный, не говоря уже о технологических решениях, инженерных.
— «Татнефть Арена» меньше «Казань Арены», это облегчало задачу?
— В каком-то смысле здесь было даже сложнее. Зритель очень близко. Вот он сидит. Нет расстояния между зрителем и площадкой, это накладывает определенные обязательства. При этом я не готов сказать, какой из этих проектов сложнее, тоньше и более трудоемкий. Не готов. Это две принципиально разные работы.
«В ПЛАНЕ ПОДХОДА К КИНО МНЕ БЛИЖЕ ВИМ ВЕНДЕРС»
— Вы в 1991 году поступили во ВГИК и закончили по специальности «режиссер компьютерной графики». Неужели в те годы компьютерная графика уже была?
— Я закончил кинорежиссуру по сути вещей. Я учился у великих педагогов — это Владимир Михайлович Кобрин. Он работал на киностудии научно-популярных фильмов. Это оператор, режиссер, изобретатель. У него огромное количество фильмов, которые имеют большую ценность с точки зрения изобретательности автора. И у Ролана Быкова. Вторая моя профессия — оператор. Очень долго я служил этой профессии. И уже во время учебы работал и как режиссер, и как оператор.
— Снимали клипы?
— В том числе.
— Несколько клипов — «Я милого узнаю по походке» Гарика Сукачева, «Далеко» Валерия Сюткина — сняты одним кадром. Это такие режиссерские понты?
— Меня увлекала сложность. Время же непрерывно, и вот что ты можешь поместить в один промежуток времени, каким образом ты его наполнишь пространством, общением, языком и прочим... Фактически это были эксперименты, эксперименты, эксперименты.
— Кстати, а что за подъезд такой замечательный, в котором снимался клип «Далеко», с такими красивыми окнами?
— Дом актера на Арбате.
— Вы, будучи студентом, снимали уже довольно популярных на тот момент певцов. Как они находили вас?
— Нас всех объединяло общение. Любовь к музыке. Время нас сводит, разводит, но с тем же Гариком Сукачевым мы уже 20 лет сохраняем дружеские отношения.
— И вы наснимали таким образом 80 клипов. Кого из певцов можно охарактеризовать как ангела, а кого — как сатану с точки зрения работы?
— Такого вообще не было. Нужна честность отношения к своей профессии, и тогда не возникает никаких проблем в отношениях. Как бы мы ни хотели, с какого-то возраста нас объединяет одно — профессия и отношение к профессии. А отсюда уже и дружба, и многое другое.
— В плане подхода к кино кто вам ближе — Тимур Бекмамбетов или Алексей Герман?
— Вим Вендерс...
— Но вы сняли только один фильм...
— Для меня режиссер — это одна профессия, а уже куда она направлена — на киноэкраны ли, на сцену ли, на городскую площадку ли, не играет роли.
— Неужели нет специфики?
— Специфика есть, но я вам уже рассказывал о плоскогубцах. Все равно, каким образом вырвать гвоздь, важно его вырвать.
— Вы наверняка смотрели церемонию открытия Олимпиады в Сочи...
— Как зритель. Очень жалко, что я не делал Олимпиаду. Мне бы хотелось в своей жизни сделать церемонию открытия Олимпиады.
— А из тех шоу, которые вы видели, какое назвали бы эталонным?
— Я так скажу, что мне нравится церемония открытия Олимпиады в Греции. Не могу сказать, что это эталон, но мне это близко.
«ЭТО ФОРМАТ, КОГДА МОЖНО ОБНЯТЬСЯ С ЛЮБИМЫМ ЧЕЛОВЕКОМ»
— К чему зрителю готовиться на закрытии чемпионата мира по водным видам спорта в Казани?
— На церемонии закрытия будет принципиально другое настроение. Так что милости просим на закрытие.
— То есть эта церемония будет более оптимистичной и жизнеутверждающей?
— Тогда у меня встречный вопрос: а что, церемония открытия была менее оптимистичной и менее жизнеутверждающей?
— Многие обратили внимание, что в «Пилигриме» минорные нотки присутствуют едва ли не в каждом номере шоу.
— Мудрость украшает мужчин, а минор — это достояние мудрости. Поэтому вот так.
— Тогда в чем будет это «другое настроение»?
— В мажоре. Отличие будет в мажоре. Мы будем танцевать и петь. Много танцевальных номеров. Да, кстати, живой звук — это наша отличительная черта.
— Можно сказать, что при подготовке церемонии закрытия водного мундиаля вы взяли за основу модель, опробованную на Универсиаде, — основой шоу будет концерт от «живых» вокалистов и групп?
— Нет, не только это. Мы еще поговорим непосредственно о чемпионате мира, о 6 видах спорта, о настроении, которое закладывали в себя спортсмены, об их внутреннем подвиге. Вообще о философском осмыслении этого события. Все это будет помимо концерта. Конечно, концертные номера присутствуют, для того чтобы зритель себя всегда чувствовал весело.
— Вы принимали участие в отборе самих музыкантов на церемонию?
— Непосредственно.
— Когда видишь список тех, кто выйдет на сцену «Татнефть Арены» в воскресенье, — Jukebox Trio, Guru Groove Foundation, Therr Maitz, On-The-Go, даже Полина Гагарина, Сергей Лазарев, то понимаешь, что это сплошь артисты, которые ориентированы на лучшие образцы западной музыки и которых не стыдно будет презентовать западной публике. Это ваш сознательный выбор?
— На самом деле, когда создаешь такую программу, то даже не думаешь об этом — на какого зрителя она рассчитана и прочее. Ты смотришь только по настроению — по настроению зала, по настроению публики. Так, чтобы, во-первых, церемония закрытия принципиально отличалась от того, что было на открытии, а во-вторых, чтобы люди провели эти полтора часа с комфортом и удовольствием. Вот я о чем думаю, на самом деле. Все предельно просто.
— Просто если говорить об удовольствии, то достаточно было бы пригласить группу «Чайф» и всем залом хором спеть «Ой-йо»...
— Ну это для вас.
— Я имею в виду массового зрителя.
— Почему вы так думаете?
— Согласитесь, что текстов песен Guru Groove Foundation и On-The-Go публика, которая придет на церемонию, не знает. А от своих друзей — старых рок-легенд — вы отказались.
— Да, старых добрых рок-легенд не будет. Ну и хорошо, мы поем здесь другие песни. С чем связан такой выбор? Не знаю. Просто очень нравится.
— А воды много будет на церемонии закрытия?
— Столько же, сколько и на церемонии открытия. Надеюсь, что все артисты будут мокрые. Но уверен, что аппаратура не пострадает и все пройдет нормально.
— Почему на подобных мероприятиях обычно следуют такому принципу, когда церемония закрытия легче, чуть проще, менее напичкана сложными образами, чем открытие? И почти всегда короче по времени. Вы следуете этому?
— Хороший вопрос... (Пауза.) Вы знаете, мне кажется, да. Сам формат мероприятия требует некоторой легкости. Особенно для людей, для организаторов, которые прошли все эти две с половиной недели чемпионата. Для них это возможность просто выдохнуть, обняться, пожать друг другу руки, сказать друг другу спасибо. Вот именно этими словами и выражается данный формат. Чуть легче. Наверное, слово «легкость» тут ни при чем. Наверное, здесь больше формат, когда можно обняться с близким человеком. Вот так вот.
«НА БОКСЕ НУЖНО ЖДАТЬ БОКСА»
— Можно ли говорить, что вы уезжаете из Казани ненадолго? Ведь 4 ноября здесь должно состояться боксерское шоу с участием Александра Поветкина и Дениса Лебедева. А подобные мероприятия в Москве устраивает именно ваша компания.
— Вот вы об этом уже... (Улыбается.) Пока нет подписанного контракта. Но надеюсь, что будем делать.
— Вновь вернетесь в уже знакомую «Татнефть Арену»?
— Нет, это будет проходить на другой площадке, в «Баскет-холле».
— Как на вашем творческом пути возник еще и бокс? Кличко, Поветкин — есть в этом что-то гладиаторское, колизейское...
— Считайте это моим хобби. Я очень люблю бокс, и мы с удовольствием делаем эти поединки. Мы стараемся делать из них шоу.
— На боксерском вечере в Казани нам опять ждать чего-то сверхграндиозного?
— На боксе нужно ждать бокса. А мы постараемся сделать так, чтобы это было красиво.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР ПРОЕКТА
ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА:
Справка
Алексей Сеченов — режиссер-постановщик, оператор.
Родился 8 февраля 1966 года в Москве.
Обучался в МГТУ им. Баумана.
В 1986 году после армии поступил на работу в телецентр «Останкино» в качестве осветителя, затем — оператора.
В 1991 году поступил во ВГИК (мастерская Владимира Кобрина, организованная совместно с центром Ролана Быкова). Окончил ВГИК по специальности «кинорежиссер». Совмещал учебу с работой оператора, активно работал над музыкальными и рекламными видео в качестве режиссера. Всего снял около 80 музыкальных клипов для артистов российского шоу-бизнеса.
Оператор-постановщик полнометражного художественного фильма «Праздник» (режиссер — Гарик Сукачев).
С 2004 года — член Академии российского телевидения.
С 2013 года — почетный член Российской академии художеств.
1998 - 2012 — оператор-постановщик на следующих проектах:
- концерт группы East 17 в СК «Олимпийский»;
- рождественские встречи Аллы Пугачевой;
- концерт Филиппа Киркорова в СК «Олимпийский»;
- творческие вечера Игоря Крутого;
- концерт Аллы Пугачевой в концертном зале «Россия»;
- новогодние концерты на Первом канале;
- концерты Пола Маккартни на Красной площади в Москве и на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге;
- телевизионные шоу-программы «Фабрика звезд» (второй, третий, четвертый, пятый сезоны) и «Золотой граммофон»;
- фестивали «Новая волна» в Юрмале;
- отборочный конкурс «Евровидения»;
- MTV Russia Music Awards в Государственном Кремлевском дворце;
- праздник 60-летия Победы на Красной площади;
- инаугурация президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева (2008);
- инаугурация президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина (2012).
Режиссер-постановщик следующих проектов:
- 2004 - 2012 — ежегодная национальная телевизионная премия в области популярной музыки «Премия МУЗ-ТВ» в СК «Олимпийский», Москва;
- 2007 — 10-летие компании «Киевстар» — «Кармина Бурана», Киев (Украина);
- 2008 — конкурс красоты «Мисс DIM« в СК «Олимпийский», Москва;
- 2009 — церемония открытия чемпионата Европы по художественной гимнастике, Баку (Азербайджан);
- 2010 — презентация зимних Олимпийских игр в Cочи; производство видеороликов для церемонии закрытия зимних Олимпийских игр в Ванкувере;
- 2010 — концертная программа Дмитрия Хворостовского и Игоря Крутого «Дежа Вю» в Государственном Кремлевском дворце, Москва;
- 2010 — концертная программа Лары Фабиан и Игоря Крутого «Мадемуазель Живаго» в Государственном Кремлевском дворце, Москва;
- 2011 — концертное шоу Сергея Лазарева «Биение сердца» в «Крокус Сити Холле», Москва;
- 2011 — торжественная церемония открытия VII зимних Азиатских игр на стадионе «Астана Арена», Астана (Казахстан);
- 2011 — музыкальная поэма «Независимость — мечта моего народа», посвященная 20-летию независимости Республики Казахстан, на стадионе «Астана Арена», Астана (Казахстан);
- 2012 — презентация Республики Казахстан в рамках отбора города проведения всемирной выставки «Экспо-2017»;
- 2013 — концертное шоу Сергея Лазарева «LAZAREV» в СК «Олимпийский», Москва;
- 2013 — торжественная церемония открытия XXVII Всемирной летней Универсиады на стадионе «Казань Арена», Казань;
- 2013 — торжественная церемония закрытия XXVII Всемирной летней Универсиады на стадионе «Казань Арена», Казань;
- 2013 — боксерский турнир и поединок Владимира Кличко и Александра Поветкина в СК «Олимпийский», Москва;
- 2013 — спектакль «Один прекрасный день» на благотворительном фестивале «Купи слона» в Государственном музее Пушкина, Москва;
- 2014 — спектакль «Рождественский вальс» на центральной аллее всероссийского выставочного центра, Москва;
- 2014 — боксерский турнир и поединок Григория Дрозда и Жереми Уанны во Дворце спорта «Динамо», Москва;
- 2014 — боксерский турнир и поединок Дениса Лебедева и Гильермо Джонса во Дворце спорта «Динамо», Москва;
- 2014 — боксерский турнир и поединок Александра Поветкина и Мануэля Чарра в ГЦКЗ «Россия» во Дворце спорта «Лужники», Москва;
- 2014 — боксерский турнир и поединки Дениса Лебедева и Павла Колодзея, а также Григория Дрозда и Кшиштофа Влодарчика во Дворце спорта «Динамо», Москва;
- 2014 — вечер профессионального кикбоксинга, включавший поединок Сергея Харитонова и Андерсона Сильвы, во Дворце спорта «Динамо», Москва;
- 2014 — боксерский турнир и поединок Александра Поветкина и Карлоса Такама в ГЦКЗ «Россия» во Дворце спорта «Лужники», Москва;
- 2014 — боксерский турнир и поединок Руслана Проводникова и Хосе Луиса Кастильо в ГЦКЗ «Россия» во Дворце спорта «Лужники», Москва;
- 2014 — юбилейные вечера Игоря Крутого в Государственном Кремлевском дворце, Москва;
- 2015 — боксерский турнир и поединок Дениса Лебедева и Йоури Каленги в ГЦКЗ «Россия» во Дворце спорта «Лужники», Москва;
- 2015 — боксерский турнир и поединок Александра Поветкина и Майка Переса в ГЦКЗ «Россия» во Дворце спорта «Лужники», Москва.
Награды:
- 1993 — первая режиссерская премия конкурса «Поклонение» за музыкальное видео «Скорый поезд»;
- 1998 — приз «Золотая антенна» за лучшую операторскую работу — концерт Филиппа Киркорова в СК «Олимпийский»;
- 2004 — номинация на премию «ТЭФИ»;
- 2005 — премия «ТЭФИ» в номинации «Оператор телевизионной программы».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 30
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.