Алексей Сеченов
Алексей Сеченов

«НАША КОМАНДА НЕ СТОЛЬ БОЛЬШАЯ, СКОЛЬ ОДНА И ТА ЖЕ»

— Алексей Геннадьевич, кто придумал название для шоу церемонии открытия водного мундиаля «Пилигрим»?

— Название «Пилигрим» придумал я.

— Какой смысл вы вкладывали в него?

— Это, с одной стороны, пилигрим-путешественник, а с другой — ищущий. Что было самым трудным? Самым трудным было придумать. Потому что это самый долгий процесс.

— Сколько времени он занял?

— Более года. Только через год я мог свободно формулировать, о чем этот мир, о чем этот спектакль.

— Так о чем он?

— Мир, в котором мы живем, чрезвычайно сложен. Сложны и во многом непонятны природные явления, сложно человеческое общение. Тот мир, который мы создали, тоже должен был быть сложным и многогранным. И то, что сейчас люди начали рассуждать, о чем это, значит, что затронуты либо общечеловеческие, либо внутренние душевные струны. Как и жизнь человека не состоит из прямой линии, все равно будут углы, так и в шоу, в драматургии есть углы и оттенки белого, а иной раз и черного.

— А вы придумывали в одиночку или со своей командой?

— Конечно, со своей командой. Это группа сценаристов, группа художников... Это команда продюсерского центра Игоря Яковлевича Крутого. Она не столь большая, сколь одна и та же. Это группа людей, живущих на одной волне. И самое главное — это люди, которые могут нести ответственность. Вот это важно.

— Вы придумали мир, как вы говорите. А вы вникаете в детали, как в этом мире все функционирует?

— Это целиком и полностью моя ответственность. Не существует одного без другого. Понимаете, то, как все движется и изменяется и почему это изменяется, — это и есть литература. Гвоздь из доски можно вырвать многими способами — плоскогубцами, гвоздодером, но неважно, как его вырвать, главное — вырвать. Вот в чем дело. И эта техническая часть — важная составляющая часть литературы. Если я говорю, что появляется волна, то я же и должен придумать, как она появляется.

— Видео, которое перемежает онлайн-действие на сцене, вы снимали?

— Да, это все прописано в сценарии.

— Я сейчас о продакшене говорю...

— Часть — именно нашего продакшена, а часть — нанятого.

— Какое количество людей задействовано в шоу — артисты, технический персонал?

— Порядка 200.

— А раздвижной круглый экран специально делался для шоу?

— Да, ткань мы где-то в Германии заказывали, а остальное сделали здесь. Вообще, все это шоу сделано российскими подрядчиками.

— А роботы? Кто для них танцы ставил.

— Мой балетмейстер Жанна Шмакова. Я серьезно говорю. Жанна придумала танец, затем программист каждое движение прописал с точки зрения возможности движения этого робота.

— Боксеры тренируются в воде, чтобы удар был мощнее, а у вас артисты танцуют в воде...

— Нелегкая эта работа. Очень нелегкая, но тяжело было не только им. Вода в бассейне подогревается, мы стараемся держать температуру, которая безопасна.

— Многие в интернете сравнивают церемонии открытия Универсиады и чемпионата мира по водным видам спорта и ищут сходство.

— Это диаметрально разные церемонии. Даже посыл другой — концептуальный, идейный, не говоря уже о технологических решениях, инженерных.

— «Татнефть Арена» меньше «Казань Арены», это облегчало задачу?

— В каком-то смысле здесь было даже сложнее. Зритель очень близко. Вот он сидит. Нет расстояния между зрителем и площадкой, это накладывает определенные обязательства. При этом я не готов сказать, какой из этих проектов сложнее, тоньше и более трудоемкий. Не готов. Это две принципиально разные работы.

«В ПЛАНЕ ПОДХОДА К КИНО МНЕ БЛИЖЕ ВИМ ВЕНДЕРС»

— Вы в 1991 году поступили во ВГИК и закончили по специальности «режиссер компьютерной графики». Неужели в те годы компьютерная графика уже была?

— Я закончил кинорежиссуру по сути вещей. Я учился у великих педагогов — это Владимир Михайлович Кобрин. Он работал на киностудии научно-популярных фильмов. Это оператор, режиссер, изобретатель. У него огромное количество фильмов, которые имеют большую ценность с точки зрения изобретательности автора. И у Ролана Быкова. Вторая моя профессия — оператор. Очень долго я служил этой профессии. И уже во время учебы работал и как режиссер, и как оператор.

— Снимали клипы?

— В том числе.

— Несколько клипов — «Я милого узнаю по походке» Гарика Сукачева, «Далеко» Валерия Сюткина сняты одним кадром. Это такие режиссерские понты?

— Меня увлекала сложность. Время же непрерывно, и вот что ты можешь поместить в один промежуток времени, каким образом ты его наполнишь пространством, общением, языком и прочим... Фактически это были эксперименты, эксперименты, эксперименты.

— Кстати, а что за подъезд такой замечательный, в котором снимался клип «Далеко», с такими красивыми окнами?

— Дом актера на Арбате.

— Вы, будучи студентом, снимали уже довольно популярных на тот момент певцов. Как они находили вас?

— Нас всех объединяло общение. Любовь к музыке. Время нас сводит, разводит, но с тем же Гариком Сукачевым мы уже 20 лет сохраняем дружеские отношения.

— И вы наснимали таким образом 80 клипов. Кого из певцов можно охарактеризовать как ангела, а кого как сатану с точки зрения работы?

— Такого вообще не было. Нужна честность отношения к своей профессии, и тогда не возникает никаких проблем в отношениях. Как бы мы ни хотели, с какого-то возраста нас объединяет одно — профессия и отношение к профессии. А отсюда уже и дружба, и многое другое.

— В плане подхода к кино кто вам ближе — Тимур Бекмамбетов или Алексей Герман?

— Вим Вендерс...

— Но вы сняли только один фильм...

— Для меня режиссер — это одна профессия, а уже куда она направлена — на киноэкраны ли, на сцену ли, на городскую площадку ли, не играет роли.

— Неужели нет специфики?

— Специфика есть, но я вам уже рассказывал о плоскогубцах. Все равно, каким образом вырвать гвоздь, важно его вырвать.

— Вы наверняка смотрели церемонию открытия Олимпиады в Сочи...

— Как зритель. Очень жалко, что я не делал Олимпиаду. Мне бы хотелось в своей жизни сделать церемонию открытия Олимпиады.

— А из тех шоу, которые вы видели, какое назвали бы эталонным?

— Я так скажу, что мне нравится церемония открытия Олимпиады в Греции. Не могу сказать, что это эталон, но мне это близко.

«ЭТО ФОРМАТ, КОГДА МОЖНО ОБНЯТЬСЯ С ЛЮБИМЫМ ЧЕЛОВЕКОМ»

— К чему зрителю готовиться на закрытии чемпионата мира по водным видам спорта в Казани?

— На церемонии закрытия будет принципиально другое настроение. Так что милости просим на закрытие.

— То есть эта церемония будет более оптимистичной и жизнеутверждающей?

— Тогда у меня встречный вопрос: а что, церемония открытия была менее оптимистичной и менее жизнеутверждающей?

— Многие обратили внимание, что в «Пилигриме» минорные нотки присутствуют едва ли не в каждом номере шоу.

— Мудрость украшает мужчин, а минор — это достояние мудрости. Поэтому вот так.

— Тогда в чем будет это «другое настроение»?

— В мажоре. Отличие будет в мажоре. Мы будем танцевать и петь. Много танцевальных номеров. Да, кстати, живой звук — это наша отличительная черта.

— Можно сказать, что при подготовке церемонии закрытия водного мундиаля вы взяли за основу модель, опробованную на Универсиаде, — основой шоу будет концерт от «живых» вокалистов и групп?

— Нет, не только это. Мы еще поговорим непосредственно о чемпионате мира, о 6 видах спорта, о настроении, которое закладывали в себя спортсмены, об их внутреннем подвиге. Вообще о философском осмыслении этого события. Все это будет помимо концерта. Конечно, концертные номера присутствуют, для того чтобы зритель себя всегда чувствовал весело.

— Вы принимали участие в отборе самих музыкантов на церемонию?

— Непосредственно.

— Когда видишь список тех, кто выйдет на сцену «Татнефть Арены» в воскресенье, — Jukebox Trio, Guru Groove Foundation, Therr Maitz, On-The-Go, даже Полина Гагарина, Сергей Лазарев, то понимаешь, что это сплошь артисты, которые ориентированы на лучшие образцы западной музыки и которых не стыдно будет презентовать западной публике. Это ваш сознательный выбор?

— На самом деле, когда создаешь такую программу, то даже не думаешь об этом — на какого зрителя она рассчитана и прочее. Ты смотришь только по настроению — по настроению зала, по настроению публики. Так, чтобы, во-первых, церемония закрытия принципиально отличалась от того, что было на открытии, а во-вторых, чтобы люди провели эти полтора часа с комфортом и удовольствием. Вот я о чем думаю, на самом деле. Все предельно просто.

— Просто если говорить об удовольствии, то достаточно было бы пригласить группу «Чайф» и всем залом хором спеть «Ой-йо»...

— Ну это для вас.

— Я имею в виду массового зрителя.

— Почему вы так думаете?

— Согласитесь, что текстов песен Guru Groove Foundation и On-The-Go публика, которая придет на церемонию, не знает. А от своих друзей — старых рок-легенд вы отказались.

— Да, старых добрых рок-легенд не будет. Ну и хорошо, мы поем здесь другие песни. С чем связан такой выбор? Не знаю. Просто очень нравится.

— А воды много будет на церемонии закрытия?

— Столько же, сколько и на церемонии открытия. Надеюсь, что все артисты будут мокрые. Но уверен, что аппаратура не пострадает и все пройдет нормально.

— Почему на подобных мероприятиях обычно следуют такому принципу, когда церемония закрытия легче, чуть проще, менее напичкана сложными образами, чем открытие? И почти всегда короче по времени. Вы следуете этому?

— Хороший вопрос... (Пауза.) Вы знаете, мне кажется, да. Сам формат мероприятия требует некоторой легкости. Особенно для людей, для организаторов, которые прошли все эти две с половиной недели чемпионата. Для них это возможность просто выдохнуть, обняться, пожать друг другу руки, сказать друг другу спасибо. Вот именно этими словами и выражается данный формат. Чуть легче. Наверное, слово «легкость» тут ни при чем. Наверное, здесь больше формат, когда можно обняться с близким человеком. Вот так вот.

«НА БОКСЕ НУЖНО ЖДАТЬ БОКСА»

— Можно ли говорить, что вы уезжаете из Казани ненадолго? Ведь 4 ноября здесь должно состояться боксерское шоу с участием Александра Поветкина и Дениса Лебедева. А подобные мероприятия в Москве устраивает именно ваша компания.

— Вот вы об этом уже... лыбается.) Пока нет подписанного контракта. Но надеюсь, что будем делать.

— Вновь вернетесь в уже знакомую «Татнефть Арену»?

— Нет, это будет проходить на другой площадке, в «Баскет-холле».

— Как на вашем творческом пути возник еще и бокс? Кличко, Поветкин — есть в этом что-то гладиаторское, колизейское...

— Считайте это моим хобби. Я очень люблю бокс, и мы с удовольствием делаем эти поединки. Мы стараемся делать из них шоу.

— На боксерском вечере в Казани нам опять ждать чего-то сверхграндиозного?

— На боксе нужно ждать бокса. А мы постараемся сделать так, чтобы это было красиво.


ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР ПРОЕКТА

01-Logo_Альпари.jpg

ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА:

logo_Сувар.jpg 111.jpg Логотип-НАСКО.jpg