В лукавстве — и это мягко говоря! — обвиняет челнинских чиновников гендиректор ООО «ЦеПТ-Булгар» Ринат Загидуллин, готовый инвестировать в бизнес-проект на Тогаевской свалке 500 млн. рублей. Власти Челнов, по его словам, отказывают ему во встречах, при этом заявляя во всеуслышание, что он «провел презентацию и исчез». Не в силах пробиться сквозь барьеры, бизнесмен успешно реализует свой проект в Самаре, а власти автограда по-прежнему ждут 126 млн. рублей из бюджета на рекультивацию свалки.
Ринат Загидуллин: «Мы никуда не пропадали! Мы и сейчас готовы инвестировать в Тогаевский полигон. Но нужно решение исполкома» |
«ЭТО ЖЕ НАДО СООБРАЖАТЬ!»
«Мы никуда не пропадали! Мы и сейчас готовы инвестировать в Тогаевский полигон. Но нужно решение исполкома», — с такими словами обратился в «БИЗНЕС Online» гендиректор ООО «ЦеПТ-Булгар» Ринат Загидуллин. Такой была его реакция на публикацию в нашем издании материала с пресс-конференции, проведенной руководителем административно-технической инспекции Набережных Челнов Айратом Насыбуллиным.
Напомним, в числе прочего на ней была затронута и тема рекультивации Тогаевской свалки. Насыбуллин рассказал, что на это выделены бюджетные деньги: 84 млн. рублей из федерального центра на земляные работы и 42 млн. из республиканской казны на сети и коммуникации. Проект разработан компанией «Казпромстройпроект», но тем не менее пока не реализуется, так как тендер на выполнение работ был оспорен УФАС, сейчас идет подготовка к повторным торгам.
«БИЗНЕС Online» поинтересовался у руководителя АТИ судьбой инвестиционных проектов, которые могли быть реализованы на свалке. В частности, президент корейской компании Eco Energy Хе Соон Сонг предлагал вырабатывать здесь биометан для заправки автомобилей, а Загидуллин заявлял, что готов инвестировать в рекультивацию до 500 млн. рублей, собирать на свалке биогаз, чтобы на этом ресурсе выращивать в теплицах креветок или салаты. Так вот Насыбуллин, отвечая на наш вопрос, вдруг сказал, что инвесторы... пропали.
Айрат Насыбуллин: «Да, проекты были, инвесторы выступали, презентацию провели... А потом исчезли...» |
«Там остается всего 23 тонны метана в год. Ставить на него миллиардное оборудование нерентабельно. Но мы все равно не против, мы им говорим: «Пожалуйста, делайте!» А они говорят: «Дайте денег». А откуда нам их взять?.. — приводит диалог чиновник. — Мы им говорим: «Если хотите, выращивайте там огурцы, помидоры, а потом попробуйте продать». Это же надо соображать! Даже если на газе будут выращивать, даже если все безопасно сделают, я уверен, что если человек узнает, что на свалке вырастили помидоры, то он кушать их не станет, психологический дискомфорт будет! Да, проекты были, инвесторы выступали, презентацию провели... А потом исчезли...»
«ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ МЫ НЕ ПРОСИЛИ»
Из слов Загидуллина, однако, следует, что он от своих намерений не отказывался, а, наоборот, прикладывает все усилия, чтобы производство на биогазе было налажено. А дело стопорят, по его словам, чиновники челнинского исполкома. И упомянутый Насыбуллин в том числе. Вообще, рассказал Загидуллин, проект этот его компания начала продвигать еще в январе 2014 года с презентации в минэкологии РТ. «После этого в нашу компанию поступило письмо за подписью первого заместителя министра Рустема Камалова. Там говорится: «Разработанные технологии могут быть отнесены к наилучшим из существующих в области рекультивации захоронений отходов. Использование данных технологий при рекультивации полигонов ТБО не только возможно, но и является приоритетным направлением на рынке природоохранных технологий», — цитирует гендиректор ООО «ЦеПТ-Булгар». — Затем мы попытались выйти на тогдашнего руководителя исполкома Челнов Фархада Латыпова, написали ему письмо с просьбой рассмотреть возможность использования наших технологий на полигоне «Тогаево». Приложили к нему нашу презентацию, которую в минэкологии показывали. Но ответа не получили. Тогда я уже сам поехал в Челны, в «Челныкоммунхоз», представил наши идеи. В итоге у нас родилось письмо от этой организации в адрес «Казпромстройпроекта», который тогда как раз разрабатывал проект рекультивации свалки. Там была указана просьба включить в документ и предлагаемые нами технологии».
Собственно, изменение-то надо было внести только одно — вместо пассивной дегазации надо было установить систему активной дегазации, то есть оборудование для сбора так называемого свалочного газа. «Надо же с газом, который там выделяется, что-то делать, — поясняет Загидуллин. — По проекту, который на сегодня существует, там стоит система пассивной дегазации. То есть там газ не собирается. Мы же предложили поставить активную дегазацию и собирать этот газ, дальше его очищать до состояния, которое нам надо, и направлять на новое производство. Вот Насыбуллин говорит о каком-то миллиардном оборудовании... Так вот мы предложили все сделать в рамках проектного финансирования, дополнительных средств не просили. Сколько денег выделили на пассивную дегазацию, мы за те же самые деньги предлагали устроить активную дегазацию. Если бюджетных средств не хватит, то тогда мы инвестиционные деньги привлечем. То есть дополнительных затрат для муниципалитета не было бы».
ПРОЕКТАМ ДАЛИ ОДОБРЕНИЕ И... СВЕРНУЛИ ДИАЛОГ
После письма от «Челныкоммунхоза» в ООО «ЦеПТ-Булгар» было сделано техническое решение для «Казпромстройпроекта», с которым Загидуллин и обратился в эту организацию. «Но у них были очень сжатые сроки, их торопили с этим проектом. Да и неохота, наверное, им было переделывать что-то. В общем, меня тихонько «подвинули». Сказали: да ладно, мол, когда будет готов проект, сами пролезете в него», — сообщил потенциальный инвестор.
И тут руководить Челнами назначили экс-министр лесного хозяйства РТ Наиля Магдеева, и он позвал к себе в первые заместители Рината Абдуллина. Такая рокировка дала повод Загидуллину снова обратиться к руководству автограда. «Я сразу написал письмо Магдееву с нашими предложениями. Он очень быстро откликнулся и дал предписание подчиненным организовать с ним встречу. Когда первым замом назначили Абдуллина, кураторство над нашим проектом перепоручили ему. Меня приглашают на встречу, я приезжаю, но встречаюсь уже не с Магдеевым, а с Абдуллиным. Это еще без журналистов было. Мы с ним все обговариваем, я ему показываю нашу презентацию. Потом получаю от него письмо, где говорится: «Рассматривается возможность интегрирования ваших технологий в проект рекультивации полигона. Считаем возможным использование предлагаемых вашей компанией технологий в данном проекте», — продолжает Загидуллин.
Обратим внимание, что до сих пор не было упоминания ни о креветках, ни о салатах. Потому что пока речь велась лишь о сборе свалочного газа. А куда его дальше направлять, решить должны были позже. Абдуллин попросил специалистов ООО «ЦеПТ-Булгар» подготовить разные варианты возможного производства. Два из них как раз подразумевали сельскохозяйственное направление: выращивание 2 тыс. т листовых салатов или 1 тыс. т креветок. Причем, говорит Загидуллин, на тот момент уже был подписан договор с ООО «Белая дача» на поставку салатов. Два других варианта: производство газомоторного топлива и выработка электроэнергии для КАМАЗа. Все эти проекты были с помпой представлены в исполкоме Челнов в присутствии прессы, руководство города отзывалось о них хорошо. «Чтобы из этих вариантов выбрать один, мы сказали руководителю исполкома, что нужно провести исследование. Такие исследования проводят наши партнеры-голландцы. Причем их выводы оказываются верны на 95 процентов. Но тогда это наше предложение осталось без ответа», — рассказывает Загидуллин.
На этом всякое движение по реализации проектов ООО «ЦеПТ-Булгар» парадоксальным образом прекратилось. «Через некоторое время мы написали еще одно письмо на имя Абдуллина, — продолжает Загидуллин. — Мы попросили предоставить информацию о том, как проходит подготовка к рекультивации, когда будет проведен конкурс на определение исполнителя, можем ли мы в нем принять участие, какие преференции город может дать нам, если мы привлечем в этот проект инвестора. Ответ на это мне пишет уже Насыбуллин. В письме указано: «Проектная документация рекультивации свалки, разработанная «Казпромстройпроектом», получила положительное заключение государственной экологической экспертизы. Предложенные вами инновационные технологии в состав проекта не вошли». И дальше замечательная фраза: «На основании вышеизложенного предлагаем вам разработать новый инвестиционный проект с использованием технологий по извлечению и утилизации биогаза». Честно говоря, я до сих пор не понимаю, что он хотел этим сказать. Как это вообще такое может быть, чтобы делать проект на готовый проект».
После этого Загидуллин предпринял еще несколько попыток выйти на Абдуллина, чтобы прояснить ситуацию. Но каждый раз ему было отказано под тем предлогом, что замруководителя исполкома очень сильно занят и на встречу с бизнесменом, желающим вложить 500 млн. рублей, у него времени нет.
Тогаевский полигон ТБО |
Загидуллин тем временем попытался поднять свой вопрос на уровне президента РТ Рустама Минниханова. «В тот период как раз начались встречи под названием «Бизнес и власть: откровенный разговор». На первой из них в Казани с предпринимателями встречался Минниханов. Я записался на эту встречу, но меня попросили предварительно написать и свой вопрос. Я и написал: «Почему нам отказывают во внедрении новых технологий в проекте рекультивации Тогаевской свалки? В результате там будут использованы старые технологии, которые позволяют только зарыть деньги в землю». В итоге на саму встречу я не попал, слишком много желающих было. Но вопрос мой не оставили без внимания, перенаправили Абдуллину. Через некоторое время от него пришел ответ: «На момент вашего обращения для включения вашей технологии по Тогаевской свалке проектная документация была готова и находилась на экологической экспертизе», — приводит Загидуллин слова замруководителя исполкома.
Иными словами, камнем преткновения стало именно то, что проект уже готов. И он не предусматривает применение технологий от ОО «ЦеПТ-Булгар». Но, как заявляет Загидуллин, ввести их в проект не составляет особого труда. «Это все очень легко делается, — рассказывает бизнесмен. — Просто затем нужно обратиться в экологическую экспертизу, сообщить, что блок вопросов по биогазу мы хотим решить иным путем. И если применение наших технологий не повлияет на прочностные характеристики объекта, а они не должны повлиять, то все нормально. Но главное: чтобы это все делать, нужно согласие исполкома, потому что он будет подписывать акты выполненных работ. То есть исполком должен для себя сначала решить, что хочет, чтобы там серьезная технология была применена. А мы пока такого желания со стороны чиновников не видим».
ООО «ЦеПТ-Булгар» презентовало проект выращивания креветок в челнах |
Тем не менее Загидуллин не оставляет надежд, что диалог все же наладится. «Если в ближайшее время не получится встретиться с Абдуллиным, попробую записаться к Наилю Гамбаровичу, он заявлял, что всегда готов встретиться». Кроме того, гендиректор ООО «ЦеПТ-Булгар» попробует еще раз попасть на встречу Минниханова с бизнесменами. Она запланирована на 24 августа.
«ИСПОЛКОМ ТЕРЯЕТ МИНИМУМ 50 - 60 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ В ГОД»
Понятно, что проект ООО «ЦеПТ-Булгар» — не благотворительный, он направлен на получение компанией прибыли. Вот только подсчитать эффективность вложений пока не представляется возможным, так как исследования не проводились. «Там горизонтальная площадка после рекультивации должна быть порядка 2 гектаров. Согласно данным проектировщиков будет выделяться 350 кубов биогаза в час с 1 гектара. Если пересчитать на тонны, то будет 4,5 тысячи тонн в год. Уж не знаю, о каких 23 тоннах говорил Насыбуллин. Пусть он посмотрит проект! Там все эти цифры есть. Но эти данные только теоретические. Мы же Абдуллину говорили, что надо сначала провести исследования. Если теоретические данные были бы подтверждены, то мы могли бы заправлять 40 муниципальных автобусов в день. Сейчас же многие говорят о развитии транспорта на газомоторном топливе. Это был один из вариантов. Если же оставить все как есть, то сколько газа уходит в воздух, сколько денег теряет муниципалитет! По самым скромным подсчетам, это 50 - 60 миллионов рублей в год. Вот о чем нужно думать! Ну не хотите креветок, давайте газомоторное топливо делать!» — сокрушается Загидуллин.
Бассейн для креветок |
К слову, нечто подобное его компания уже реализует в Самаре. Там пока работает только пилотный проект по сбору биогаза. Но он, как говорит бизнесмен, позволил выяснить, что собирать биогаз вполне реально, причем в очень хороших количествах — около 600 кубов в час с 1 гектара. «А сейчас там делается уже не пилотный, а реальный проект. Он подразумевает рекультивацию 20 гектаров полигонов. Будем газомоторное топливо делать. И там проект не на полгода, не на год, там расчеты на 20 лет сделаны. Самарский проект пока единственный в России. В Челнах же мы хотели создать агроиндустриальный экопарк по выращиванию креветок или салатов. Это был бы первый такой проект для нашей страны. Если исполком захочет с нами работать. А так... Деньги выделены, их просто зароют в землю. А мы предлагаем вернуть эти деньги обратно: через налоги, через продукцию, через новые рабочие места», — говорит Загидуллин.
Бизнесмен все же надеется, что власти автограда вернутся к диалогу с ним и проект на Тогаевской свалке удастся реализовать. «БИЗНЕС Online» будет следить за развитием событий.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 27
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.