«Меня по жизни вела судьба, предопределение», — говорит Марат Кабаев, в прошлом известный футболист и мастер спорта СССР. Будучи татарином, он родился в узбекском селе, сделал блестящую футбольную карьеру, объездил почти весь мир, прежде чем четыре года назад по приглашению Курбана Бердыева осел в Казани в качестве тренера-селекционера «Рубина». В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал о своих дочерях и о том, как стал мусульманским общественным деятелем.
Марат Кабаев: «В ассоциации люди ориентируются не на сиюминутную прибыль, а на то, чтобы продвигать свои смелые идеи» |
«ЧАПАЕВЦЫ СКАЗАЛИ МОЕМУ ДЕДУ: ДАВАЙ, ПЕРЕХОДИ К НАМ»
— Марат Вазыхович, российская ассоциация мусульманских предпринимателей, которую вы возглавляете, не только коммерческая, но и религиозная организация. А как вы сами пришли к вере? Говорят, что у вас дед был муллой...
— Да, и более того: деда-муллу я еще застал, он прожил долгую жизнь, до 89 лет. Муллой он служил у себя в деревне — это мамин отец. Жил он в Башкирии, в селе Урман-Асты Дюртилинского района, участвовал и в гражданской войне. Сначала воевал на стороне белых. Но однажды столкнулся с отрядом Чапая, который, как он рассказывал, смел на полном скаку их белогвардейские позиции. А дед вместе с еще несколькими бойцами спрятался в сарае. Их нашли, но не стали убивать, а, наоборот, сказали: «Давайте, переходите к нам». И они перешли на сторону красных, так что дед потом еще некоторое время воевал в чапаевском отряде.
— Он сражался на стороне белых, потому что принадлежал к священническому сословию?
— Нет, муллой он стал намного позже, уже на склоне лет. Дед много что рассказывал из своей жизни. В 1939 году он воевал на Карельском перешейке в период финской «зимней» кампании. Во время Великой Отечественной войны он снова пошел на войну, оказался на Ленинградском фронте. У него был командир, который умер от голода и болезней. Родственники хотели его забрать, но он не дал этого сделать: встал с автоматом у тела. Голод тогда был такой, что мертвого командира запросто могли расчленить и съесть его собственные родные. Поэтому дед дождался, пока стемнеет, и сам похоронил своего боевого товарища.
После войны, когда деду исполнилось уже 60 лет, он начал молиться, интересоваться исламом, так что, в конце концов, стал муллой. Я в детстве часто приезжал в деревню на летние каникулы и помню, как дед ходил с кумганом. Он никого не заставлял верить, просто старался подавать личный пример. И отпущенные ему последние 30 лет своей жизни (немалый срок!) прожил с Богом.
— Вы через него почувствовали, что такое ислам?
— Не только. У меня и мама верующая, она каждый год уразу держала. Наизусть знала суры и аяты из Корана. Сейчас она старенькая, ей уже трудно держать уразу, она об этом очень жалеет.
Удивительно, как эти люди из поколения деда и мамы все успевали. И на семью у них время хватало. Тогда в селах было много детей. В семье, где росла моя мама, было 9 детей. В других семьях бывало и того больше — до 10 - 12.
Среди других моих родственников тоже были верующие. К примеру, мой троюродный брат со стороны отца Назгат Магрифатуллин (он предприниматель, входит в ассоциацию предпринимателей-мусульман РФ). Брат давно исповедует ислам, это он вместе со своим хорошим другом Джабраилом построил в селе Среднее Алькеево мечеть «Рахман» — уменьшенную копию мечети «Кул Шариф». Я ему помогал по мере сил.
Мы встретились с ним, когда я приезжал в 2005 году в Казань на тысячелетие города. Я смотрю: брат уже хорошо разбирается в вопросах веры, увлечен этим. Впоследствии он меня пригласил на закладку камня мечети в село Среднее Алькеево (где в свое время родился мой отец) — я тогда руководил молодежной сборной Узбекистана, был все время занят, но моя мама настояла на этой поездке, сказала мне: «Раз такое благое дело, лети, сынок, обязательно».
«Начал постепенно сам изучать ислам» (фото: dumrt.ru) |
Поездка в Алькеевский район заняла три дня. Когда ехали в Среднее Алькеево, был проливной дождь, настолько сильный, что щетки у автомобиля не успевали работать. Брат был за рулем, я вез капсулы для закладки. Еду и думаю: «Что за погода! Народ там, наверное, стоит, мокнет, нас ждет. Неужели ради такого дела, как закладка мечети, Всевышний не пошлет нам хорошую погоду?»
Подъезжаем к месту, километра два остается, и в небе образуется просвет, такая сияющая дыра, из которой солнце светит прямо на нашу деревню, на эту местность. Так удивительно: мы провели закладку, и ни одной капли над нами не пролилось, место для фундамента уже было заранее раскопано, так что церемония заняла немного времени. И лишь когда все было завершено и люди разошлись, над селом хлынул дождь. Представляете? Так что все одно к одному.
Брат неоднократно звал меня на джамаат-намаз (коллективная молитва мусульман — прим. ред.), но я поначалу отказывался. Он настаивал: посмотришь, дескать, что это такое, а если чего не знаешь, будешь просто повторять за всеми, что они делают. Я сходил раз-другой, потом думаю: чего я буду просто повторять? И начал постепенно сам изучать ислам.
В ноябре 2014 года по представлению муфтия Татарстана Камиля хазрат Самигуллина Марат Кабаев был избран президентом ассоциации предпринимателей-мусульман Российской Федерации (фото: dumrt.ru) |
— А до того, как вы начали изучать ислам, как вы относились к вере?
— Уважительно. Помню, когда я был главным тренером молодежной сборной Узбекистана, поехали мы в Дубаи на сборы. И так получилось, что мы попали туда в самый разгар уразы, в месяц Рамадан. И ребята (7 человек из команды), несмотря на тренировки, держали пост. Конечно, я мог им сказать, чтобы они не ослабляли себя, но меня что-то останавливало. Поэтому я разрешил: пожалуйста, кто может — пусть держит. И действительно, команду это не ослабило, а, возможно, даже наоборот. Мы со счетом 5:0 обыграли сборную Эмиратов, так что нам даже звонили и удивлялись: «Вы там с дворовой командой играли, что ли?»
А в советское время мы ведь все верили, что коммунизм победит, что Ленин всегда живой. Все прошли через пионерию и комсомол. Была отлаженная система, одно большое государство, и не на словах, а на деле была дружба народов — так что вся страна могла запросто ходить друг к другу в гости. Я, когда играл в «Пахтакоре», много ездил по столицам национальных республик: Тбилиси, Минск, Баку, города Прибалтики, Киев. Было ощущение большой дружной державы: никаких виз нам не надо было, никаких таможен не заставляли проходить.
«НА МУСУЛЬМАНСКОМ ВОСТОКЕ СЧИТАЮТ, ЧТО РОССИЯ ВЫПУСКАЕТ КАЧЕСТВЕННУЮ ПРОДУКЦИЮ»
— Вы возглавили российскую ассоциацию предпринимателей-мусульман (АПМ РФ) более полугода назад. Можете подвести какие-то итоги?
— Да, прежде всего мы расширяем сеть своих представительств, завязываем связи на местах. С декабря прошлого года мы уже открыли шесть представительств ассоциации. До конца года планируем открыть еще 50 представительств, хотя, наверное, наши планы слишком амбициозны. В настоящее время представительства действуют в Москве, в Казани, два в Крыму — в Ялте и Севастополе (как городе федерального значения), в Башкирии и даже в Кувейте. (Там наш представитель — выходец из Татарстана. Когда он узнал о создании ассоциации, то сам выразил желание возглавить наше представительство.) Кавказ, Казахстан, Азербайджан у нас в планах — с их стороны тоже есть активное желание. Также может быть открыто представительство в Турции.
— На каких уровнях осуществляется сотрудничество в зарубежных представительствах? В чем заинтересованы иностранные партнеры?
— Что касается нашей ассоциации, то нас интересует все — начиная от деловых контактов с местными предпринимателями, с российским посольством и заканчивая связями с правительством и Центробанком другой страны. Иностранных партнеров, в свою очередь, интересует продукция халяль из мусульманских регионов России, взаимодействие с крупными нефтяными компаниями, к примеру, такими как «Лукойл» или «Татнефть». Даже наши сотовые операторы, такие как «Билайн» и МТС, имеют возможность прийти в мусульманские страны.
Дело в том, что на мусульманском Востоке сохраняется представление о России как о стране, которая выпускает качественную продукцию. Так что это не только вертолеты и самолеты, но и высокие технологии. Больше всего в этой сфере с арабскими странами сейчас работает Индия, но сами арабы ценят и Россию в этом плане.
— Немусульманин может стать членом вашей ассоциации?
— Он может стать нашим партнером. Членами могут быть именно мусульмане, а партнерами — представители разных конфессий. Мы приглашаем и бизнесменов-христиан на наши встречи, со многими строим совместные бизнесы. В этом у нас нет никаких ограничений. Среди наших друзей также много христиан или иудеев, мы со всеми взаимодействуем.
Есть идея провести футбольный матч с участием представителей разных конфессий. Но не так, чтобы мусульмане были в одной команде, а христиане в другой. Наоборот, мы хотим всех перемешать, пригласить для участия в игре профессиональных именитых футболистов — как играющих, так и тех, кто уже закончил игровую карьеру.
— Для организации матча задействуются ваши связи?
— Наши общие, не только мои. Радик Абдрахманов (первый вице-президент АПМ РФ, глава казанского представительства — прим. ред.) и Айдар Шагимарданов (исполнительный директор АПМ РФ — прим. ред.) изначально предложили эту идею. Это очень хорошая идея. Зимой уже состоялся матч похожего формата, проводившийся по инициативе духовного управления мусульман РТ и Казанской епархии. Но там участвовали преимущественно представители духовенства — как мусульманского, так и православного.
— Когда планируете провести дружеский межконфессиональный матч?
— Наверное, в сентябре. Август — это еще пора отпусков. А в сентябре по хорошей и мягкой осенней погоде такая игра будет очень кстати. Но это не только от нас зависит.
«Для меня работа в ассоциации — это удовлетворение от того, что можешь помочь другим» |
«Я ВСЕГДА МЕЧТАЛ О ТАКОЙ КОМАНДЕ»
— Как человек, неоднократно занимавший должность главного тренера, вы нашли что-то общее между тренерской работой в футболе и топ-менеджерской работой в АПМ?
— Конечно. Честно говоря, я всегда мечтал о такой команде, которая сложилась сейчас в ассоциации. Обычно взрослые футболисты много думают о зарплате, случается — просят премиальные, а здесь я вижу, что люди ориентируются не на сиюминутную прибыль, а на то, чтобы продвигать свои смелые идеи. При этом далеко не все готовы нас поддерживать. Не каждый верит в нашу ассоциацию. Кто-то «на паузе»: ждет, получится у нас что-то или нет? Создать АПМ в рамках всей России сложно, ведь Россия — немаленькая страна. А тут мы еще замахнулись на международный уровень.
— А на международном уровне есть с кем вам конкурировать? Есть в других мусульманских странах организации, подобные вашей?
— Есть, но с ними мы не конкурируем. Это не конкуренция, скорее сотрудничество. В начале этого года мы вместе с муфтиятом Татарстана находились с визитом в Турции, где помимо прочего встречались с руководством крупнейшей мусульманской бизнес-ассоциации в этой стране Müsiad, через которую проходит 18 процентов экспорта страны. В ближайшее время мы планируем подписать с Müsiad меморандум о сотрудничестве, что, несомненно, положительно отразится на деловых отношениях между Россией и Турцией. У этой организации такой опыт и такой авторитет, к которым нам надо стремиться. В Стамбуле наши представители встречались с бизнесменами в сфере IT-технологий, в ближайшее время будем связывать их с казанским IT-парком. Так что все хорошее мы стараемся впитывать, а плохого, честно говоря, я там и не видел.
Завязались контакты и с организацией исламского сотрудничества (ОИС). На одном из последних KazanSummit в столице Татарстана присутствовали две молодежные международные организации, одна из которых как раз является молодежным бизнес-крылом ОИС. Их штаб-квартира находится в Стамбуле. В установлении контактов непосредственно участвовали члены президиума АПМ РФ Ринат хазрат Габбасов и Марсель Сабиров, а с другой стороны — финансовый директор молодежного форума ОИС Эмиль Этирмишли и руководитель аппарата молодежного форума ОИС Эльматдин Мехдиев. В настоящий момент АПМ РФ является официальным представителем молодежного форума ОИС через НП «Группа Тархан», которая работает в Татарстане уже 10 лет.
«Планируем еще более масштабное мероприятие в следующем году — федеральный ифтар. Народ очень ждет этого события» (фото: president.tatarstan.ru) |
— В конце июня ваша ассоциация провела в Казани крупный ифтар...
— Да, в ифтаре принимали участие все члены нашей ассоциации, все активно помогали. Буквально за два дня разлетелись 5 тысяч пригласительных билетов, интересовались мероприятием и из других регионов. Было много высокопоставленных гостей: президент РТ Рустам Минниханов, экс-глава Татарстана Минтимер Шаймиев, муфтий Камиль Самигуллин. Из Узбекистана приезжал актер Рустам Сагдуллаев, исполнитель роли Ромео в знаменитом советском фильме «В бой идут одни старики». Планируем еще более масштабное мероприятие в следующем году — федеральный ифтар. Народ очень ждет этого события.
«В САМОЛЕТАХ И ПОЕЗДАХ ДОЛЖНО БЫТЬ ХАЛЯЛЬНОЕ ПИТАНИЕ»
— Марат Вазыхович, ваша ассоциация кроме всего прочего занимается и халяльным питанием. Как далеко удалось продвинуться?
— В составе ассоциации действует халяльный комитет во главе с председателем Маратом Низамовым.К примеру, мы хотим, чтобы в «Аэрофлоте» было халяльное питание. Сколько в России мусульман и мусульманских республик, а ведь самолеты «Аэрофлота» летают также в Индонезию, Малайзию, на Ближний Восток! Но получается, что в течение всего полета зачастую пьешь одну воду или чай — сам неоднократно с этим сталкивался. Поэтому хотелось бы, чтобы в самолетах наличествовала такая опция, позволяющая наряду с общедоступным питанием выбрать халяль. И быть уверенным, что по нашим исламским правилам там нет ни свинины, ни алкоголя, ни запрещенных добавок в мороженое или шоколад.
— Выходили уже на «Аэрофлот» с этой инициативой?
— Да, и не только к руководству «Аэрофлота». Аналогичное письмо отправлено в адрес руководства РЖД — Владимиру Якунину. К примеру, когда вы покупаете билет, вы уже будете заранее выбирать, каким питанием вас обеспечат в самолете или поезде. Можно будет выбрать: халяльное, кошерное, обычное питание... Наверняка халяльное питание будут выбирать и немусульмане. В той же Москве среди покупателей халяльных продуктов очень много немусульман, и это понятно: они выбирают для себя и своих семей здоровую пищу. Сами мусульмане из-за отсутствия опции «халяль» сейчас вынуждены в российских поездах и самолетах выбирать кошерное питание.
«Я вообще за то, чтобы в футбол играли местные ребята, как это было раньше. Чтобы заново формировался патриотизм футбольных клубов» |
«К ПЕРЕЕЗДУ В КАЗАНЬ МЕНЯ ДАВНО ПОДТАЛКИВАЛИ»
— Ваш отец Вазых Кабаев был в Узбекистане председателем республиканской федерации по борьбе корэш. Вы сами владеете этой борьбой?
— Во дворе мальчишками мы боролись или наблюдали за борьбой профессиональных спортсменов, ходили на турниры. Там были настоящие борцы-батыры. Многие за счет борьбы и жили: кто-то выигрывал на турнире по несколько штук баранов, кто-то — машину. У нас тогда был такой на всю округу известный борец, который даже чемпионом мира по борьбе на полотенцах считался негласно, по имени Джабар. Отец его воспитал. Не знаю, жив-здоров он сейчас или нет. Помню, он был такой огромный, и все кругом его боялись, кроме отца. Когда отец его тренировал, ему случалось рявкать на него, но Джабар не обижался. Хотя у нас не принято было Джабару противоречить — только отец имел такую возможность.
Кабаев выстроил блестящую спортивную карьеру (фото из личного архива Марата Кабаева) |
— А почему вы выбрали футбол, если перед глазами был пример отца?
— Мне еще нравился баскетбол. И я им некоторое время занимался. А во дворе играли и в футбол, и в хоккей, и это все очень сильно захватывало. С нетерпением ждали зимы и снега, чтобы поиграть в хоккей. Хотя у нас был и настольный хоккей, и мы во дворе проводили по нему целые чемпионаты. У нас был и свой кубок — хрустальная ваза (кто-то дома нашел), мы всерьез за него боролись.
Футболом я начал заниматься в школе и во дворе, но по-настоящему — когда попал к замечательному и очень известному тренеру «Трудовых резервов» Владимиру Александровичу Матвееву. Он и предложил мне через отца переехать в Московскую область. Отец дал добро — Матвеев обещал, что за мной будет присмотр. Так я оказался в Подлипках — в Калининграде (теперь Королев). А учиться ездил в Мытищи, там у нас ПТУ было. Кстати, в этом году я ездил к своему директору Владиславу Павловичу Быкову — он до сих пор директор этого училища, уже 40 лет. Поразительно.
— Завершение вашей футбольной карьеры пришлось на самые непростые для футбола 90-е годы. Тяжело было?
— Я успел поиграть еще в «Днепре» (Днепропетровск) в 1989 году по приглашению Евгения Кучеревского. Но когда я уехал туда, то на сборах в Сочи получил травму спины. Поэтому пришлось стать частым посетителем у Николая Касьяна (народный врач СССР, лечивший многих звезд: Терешкову, Гречко, Кобзона, Ротару и пр. — прим. ред.) очень известного в то время мануального терапевта. Ездил к Касьяну в Полтавскую область вместе с Антоном Шохом (советский и казахстанский футболист немецкого происхождения — прим. ред.). «Днепр» тоже оказался великолепной командой: там были Вадим Тищенко, Евгений Шахов, Андрей Сидельников и многие другие. Меня еще в 1983 году приглашали в «Днепр», но реальностью это стало только шесть лет спустя.
Моя больная спина давала о себе знать, поэтому в «Днепре» я долго не проиграл. Вернулся в Ташкент, оттуда ненадолго уехал в Израиль. Там со мной могли заключить контракт, но во время первого же матча я, хоть и забил гол, получил новую травму — фактически рецидив старой, и пришлось вернуться.
В Ташкенте я играл в команде «Умид» (в переводе с узбекского — «Надежда»), впоследствии она стала называться МХСК и добилась звания чемпиона Узбекистана. Потом был Павлодар (клуб «Трактор») в Казахстане. Уже не существовал СССР, но продолжало существовать русскоязычное пространство, поэтому ощущения чужбины не было. Среди казахов у меня появилось много друзей — они, кстати, точно так же болели за российскую сборную, как это было в Узбекистане.
— Переезд в Казань на землю предков был вашим решением?
— Меня к этому давно подталкивали и отец, и мама, и брат, и жена. Хотя в Ташкенте у меня оставались и друзья, и уважение — тяжело оказалось оттуда выехать. Но все-таки решился. Когда Курбан Бердыев предложил мне стать тренером-селекционером в «Рубине», я, конечно же, с радостью согласился.
В Казани у меня очень много родственников со стороны отца. И с братом стали теснее общаться. У него очень доброжелательный характер, открытый. Ездим с ним в Среднее Алькеево, проводим джамаат-намазы, ифтары, общаемся с односельчанами, встречаем там Курбан-байрам. В столице Татарстана — комфортная среда, здесь я дома. Да и мои дети ближе, 800 километров до Москвы — это все-таки не 3 тысячи, как прежде.
— Как вы воспринимаете уровень «Рубина»? Радует ли он вас?
— В команде в последние годы были иностранные игроки, заводилы, но сейчас ситуация немного меняется. Западные санкции коснулись и отечественных футбольных клубов, так что теперь больше игрового времени отдается местным ребятам, которые могут прийти в команду по приглашению или за счет работы селекционной службы. В любом случае это россияне. Я вообще за то, чтобы играли именно местные ребята, как это было раньше. Чтобы заново формировался патриотизм футбольных клубов, преданность своей команде. Потому что я лично с трудом могу понять, как люди, играющие 10 - 15 лет за «Спартак», выросшие в своем клубе, потом с легкостью переходят, допустим, в «Зенит». Если будет патриотизм клубов, будет и патриотизм как таковой, стремление отстаивать честь своей страны, а не переходить из команды в команду в поисках хорошей зарплаты.
Марат Кабаев с дочерью Алиной Кабаевой (фото из личного архива Марата Кабаева) |
«КОГДА НАБЛЮДАЛ АЛИНУ В ДЕТСТВЕ, ВСЕГДА ПОРАЖАЛСЯ: СКОЛЬКО В НЕЙ ПОЗИТИВА»
— Было у вас ощущение как у отца, что одна из ваших дочерей, Алина, сделает такую блестящую спортивную и политическую карьеру?
— Раньше, честно говоря, я об этом не задумывался. Единственное, когда наблюдал свою старшую дочь в детстве, не мог не поражаться, какой она живчик и сколько в ней позитива. Посмотришь на ее симпатичную мордашку и поневоле подумаешь: где все эти фотографы, которые хотя бы на каком-то детском питании могли запечатлеть это лицо? Или в каком-нибудь детском журнале...
Бывает, следил сверху, из квартиры (мы жили на 7-м этаже), как Алина с легкостью бегала по крышам гаражей, на которые не все мальчишки отваживались забираться. Она и в разборках мальчишеских участвовала, пацанов «строила», но всегда это делала по справедливости. Если увидит, что младшего обижают, вставала на его защиту.
— А спортом Алина начала заниматься с какого возраста?
— Еще совсем маленькой она ходила на стадион «Трудовые резервы» — с 3,5 лет. Но я не подозревал, что у нее такое будущее. Маленькая она была. А у меня была кочевая жизнь. Но семья всегда была для меня одной из главных ценностей — я мотался по стране, но я это делал ради них.
В 12 лет Алина и Лейсана оказались вместе с матерью в Москве, поближе к спортивным центрам. Но мы никогда не теряли связи. Я благодарен жене за то, что она вырастила мне таких замечательных дочерей. Сегодня, когда они уже совсем взрослые, я чувствую уважительное отношение с их стороны и к матери, и ко мне.
— А чем занимается ваша младшая дочь Лейсана?
— Лейсана помогает Алине в ее общественной деятельности, это связано с национальной медиагруппой, а также, к примеру, с партийной работой (Алина Кабаева — член высшего совета «Единой России» — прим. ред.).
— Будучи главой АПМ РФ, вы не стали сами заниматься бизнесом?
— Пока нет, но все может быть. У меня была небольшая фирма в Казани, я открывал ее в 2006 году, но потом закрыл. Думал: мое — это футбол. Поэтому сомневался, прежде чем согласиться стать главой ассоциации. Но в итоге сложилась такая замечательная команда...
Для меня работа в АПМ РФ — это удовлетворение от того, что можешь помочь другим. Работаешь на перспективу России, Татарстана. Это похоже на мое прежнее воспитание воли и накопление полезных навыков в спорте, но уже в другой сфере.
— Каковы, на ваш взгляд, три секрета успешности в этой жизни?
— Первое — это вера и божественный промысел. Меня по жизни вела судьба, предопределение. Но и самому нужно, конечно, стараться проявить себя. Как говорит русская пословица: на Бога надейся, но сам не плошай. Поэтому второе условие — воля к победе. Будучи футболистом, я нередко по собственной инициативе оставался после тренировок, сам себя тренировал забивать мячи. Это работа на перспективу, накопление благих поступков. Накопление благих поступков и побед, в том числе над самим собой — в этом, пожалуй, и заключается третий секрет.
Визитная карточка организации
Ассоциация предпринимателей-мусульман РФ была создана в 2014 году с целью объединения бизнесменов для создания социально ответственного бизнеса, основанного на духовных ценностях ислама. Первый руководитель — Радик Гафуров (в ноябре 2014 года его сменил Марат Кабаев).
В настоящее время в России и за рубежом действуют шесть представительств ассоциации: в Москве, в Казани, два в Крыму — в Ялте и Севастополе, в Башкортостане и в Кувейте. До конца текущего года планируется открыть еще 50 представительств.
Визитная карточка руководителя
Марат Вазыхович Кабаев — президент ассоциации предпринимателей-мусульман Российской Федерации (АПМ РФ), известный советский и узбекистанский футболист, после переезда в Казань — старший тренер-селекционер ФК «Рубин». Мастер спорта СССР.
Родился 27 мая 1961 года в поселке Узун Сурхандарьинской области Узбекской ССР. Отец Вазых Кабаев был председателем республиканской федерации Узбекской ССР по национальной борьбе корэш.
С 15 лет играл и тренировался в обществе «Трудовые резервы» Москвы и Московская области. За период своей футбольной карьеры состоял в следующих командах: «Пахтакор», СКА (Ростов-на-Дону), «Днепр» (Днепропетровск), «Умид» (Узбекистан), «Трактор» (Павлодар, Казахстан) и др. В чемпионатах СССР — 276 матчей (48 мячей). Игровую карьеру закончил в 1998 году.
C 2000 года на тренерской работе. Был тренером республиканской школы высшего спортивного мастерства футбола в Ташкенте, старшим тренером ФК «Трактор» (Ташкент), главным тренером дубля ФК АГМК (Алмалык), главным тренером юношеской сборной Узбекистана и т.д. Возглавлял селекционную службу «Пахтакора». В 2011 году переехал в Казань.
В ноябре 2014 года по представлению муфтия Татарстана Камиля хазрат Самигуллина был избран президентом ассоциации предпринимателей-мусульман Российской Федерации.
Имеет двух дочерей — Алину и Лейсану. Алина Кабаева — известная российская спортсменка, политический и общественный деятель. Олимпийская чемпионка 2004 года в индивидуальном многоборье и бронзовый призер Олимпийских игр 2000 года в индивидуальном многоборье. Двукратная абсолютная чемпионка мира. Пятикратная абсолютная чемпионка Европы. Шестикратная абсолютная чемпионка России. Заслуженный мастер спорта России.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.