КАК ПОССОРИЛИСЬ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ И АРКАДИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Как говорят источники «БИЗНЕС Online», есть две основные причины отставки Владимира Якунина. Первая из них связана с конфликтом главы РЖД с правительством России. Точнее, с вице-премьером Аркадием Дворковичем. Чуть больше двух лет назад отставка уже почти состоялась. О ней даже сообщили информагентства, причем со ссылкой на сайт правительства РФ. В дальнейшем все это было признано результатом кибератаки. Однако никаких кибердиверсантов обнаружить так и не удалось. Возможно, потому, что их попросту не существовало. Якунин попытался сгладить недоразумение живописным описанием совместного с Владимиром Путиным ужина с глухарем под брусничным соусом в качестве главного блюда, который состоялся аккурат в момент ложного сообщения об отставке главы РЖД. Но осадок, как говорится, остался. Тогда, кстати, преемником президента РЖД называли его первого зама Александра Мишарина, который уже принимал поздравления.

За два года до этого в «Живом журнале» появился пост родного брата Аркадия Дворковича Михаила, который обвинил главу РЖД в том, что тот «способствует обнищанию страны» и вообще не достоин привозить в Москву из Палестины благодатный огонь. Богоугодным делом Владимир Иванович занимается в качестве председателя попечительского совета фонда Андрея Первозванного. Скандал же связывали с финансовыми разногласиями вокруг реконструкции Курского вокзала в Москве. Проектом занималась компания Mirax Group Сергея Полонского, на которую какое-то время работал Михаил Дворкович. Тогда Якунин выиграл тяжбу об оскорблении чести и достоинства у Михаила Дворковича и СМИ, перепечатавших его пост. Аркадий Дворкович в то время занимал пост советника президента РФ по экономическим вопросам и активного участия в скандале не принимал. Дело кончилось выплатой главе РЖД 50 тыс. рублей в качестве компенсации морального ущерба.

С тех пор много воды утекло. Полонский сидит в московском СИЗО, куда он угодил после нескольких лет разбирательств властей России с властями Камбоджи по поводу выдачи на родину бывшего строительного магната, которого его бизнес-партнеры и покупатели квартир в элитных новостройках обвинили в мошенничестве. Ну а Аркадий Дворкович не только стал вице-премьером российского правительства, но и в конце июня этого года был избран председателям совета директоров ОАО «РЖД». После этого, по словам людей, знакомых с ситуаций внутри железнодорожной монополии, вопрос об отставке Якунина был уже окончательно решен.

Генеральное сражение кадровой войны развернулось в феврале 2015 года, когда правительство в лице того же Аркадия Дворковича устроило с подачи Путина форменный публичный разнос РЖД за массовую отмену пригородных электричек в регионах. Аргументы железнодорожников о том, что государство само с 1 января этого года отменило субсидии на убыточные пригородные перевозки, не возымели действия. Несмотря на критику президентом России Аркадия Дворковича за неправильный расчет железнодорожных тарифов, победителем в аппаратной схватке вышел именно вице-премьер. Якунин же вообще не «светился» в триумфальном возвращении электричек в глухие углы нашей бескрайней родины.

Сегодня именно Аркадия Дворковича в числе еще немногих кандидатур прочат в преемники Якунина. В случае реализации такого сценария велика вероятность приватизации наиболее прибыльных активов РЖД, в частности компании «Трансконтейнер», передаче которой в частные руки долго сопротивлялся Якунин. Дворкович и другие члены правительства Дмитрия Медведева выступают за ликвидацию последней так называемой естественной монополии. РЖД остаются едва ли не единственным (наряду с «Росатомом») фактически не изменившимся с советских времен отраслевым ведомством со стопроцентной госсобственностью, отсутствием свободного оборота акций и непрозрачными финансами.

До последнего времени Якунину удавалось, пользуясь личными дружескими отношениями с Путиным, выбивать для нужд корпорации бюджетное финансирование. Несмотря на кризис, более половины инвестпрограммы РЖД на этот год размером 414 млрд. рублей формируется за счет поддержки федерального бюджета. Также из государственных источников предполагалось финансировать и амбициозные инвестпроекты, продвигавшиеся Якуниным. Прежде всего речь идет о проектировании и строительстве высокоскоростной магистрали Москва — Казань. Но жизнь внесла свои коррективы.

АМЕРИКАНЦЫ НЕ ВЕЛЯТ ДАВАТЬ ДЕНЬГИ ПОД «САНКЦИОННОГО» ЯКУНИНА?

Вторая причина отставки президента РЖД, по нашей информации, как раз и связана с проблемами финансирования ВСМ. Как недавно сообщило корпоративное издание ОАО «Российские железные дороги», прямые бюджетные субсидии на осуществление этого проекта решено заменить инвестициями из госфондов и частными вложениями. Дело в том, что в бюджете не нашлось достаточно средств, чтобы удовлетворить аппетиты главы РЖД. Предполагалось, что компания сама построит участок ВСМ от Москвы до Владимира. Для этого из федерального бюджета в ее уставной капитал предлагалось внести 64 млрд. рублей. Остальные участки магистрали должны были финансировать инвесторы — прежде всего китайские. Однако и здесь предполагались госсубсидии объемом в 317 млрд. рублей.

В правительстве ясно дали понять, что таких средств в разгар кризиса в российском бюджете нет. «Мы столкнулись с тем, что до 2017 года государство не могло позволить себе больших субсидий», — заявил в интервью корпоративному изданию РЖД заместитель гендиректора ОАО «Скоростные магистрали» Федор Лычагин. В итоге правительство так и не утвердило модель финансирования ВСМ. Попытки Якунина убедить министров в том, что в нашей стране никакие масштабные проекты не начинаются с готовой проектно-сметной документации, не увенчались успехом. Он говорил об этом на коллегии минтранса в апреле 2015 года. В результате до сих пор не решен вопрос и о выделении на проект ВСМ 150 млрд. рублей из фонда национального благосостояния.

Тем не менее наши источники уверены: в той или иной форме начатые Якуниным проекты будут продолжены. Особенно в том случае, если его преемником станет первый вице-президент РЖД, гендиректор ОАО «Скоростные магистрали» Мишарин. Главный идеолог развития в стране высокоскоростного железнодорожного транспорта является, по мнению экспертов «БИЗНЕС Online», наиболее компромиссной фигурой в качестве нового президента ОАО «РЖД».

Основную потребность в финансировании проекта ВСМ монополия теперь планирует заместить за счет китайских инвесторов. Речь идет об огромной сумме в 552 млрд. рублей, из которых 500 млрд. должен предоставить в виде кредитов Китайский банк развития, а 52 млрд. — инвестфонд «Шелковый путь».

В этом финансовом маневре некоторые наблюдатели усматривают еще одну немаловажную причину, по которой Якунину предложили сменить «железнодорожный штурвал» на тихую гавань Совета Федерации. Дело в том, что президент РЖД еще весной прошлого года оказался фигурантом санкционного списка США, затем ограничения на него наложила Австралия. На этом, правда, санкционная эпопея Якунина закончилась. Евросоюз не внес главу РЖД в свои черные списки. Публично причиной назывался почти десяток высших наград европейских государств, которых удостоен Владимир Иванович. Неофициально за Якунина вступились власти прибалтийских стран, заметная доля доходов которых формируется за счет платы за российский железнодорожный транзит.

Тем не менее любые столь масштабные, как ВСМ, инвестиционные проекты никак не обойдутся без участия крупнейших американских банков, где хранят свои резервы в том числе и китайские госкорпорации. Дать же миллиарды долларов под «санкционного» Якунина американцы бы не позволили.

73817.jpg
В зале ожидания вокзала Казань-2 открылся информационный центр ВСМ (фото: архив «БИЗНЕС Onlne)

ТОП-5 ПРОЕКТОВ РЖД: ГЛУБОКИЙ СЛЕД В ТАТАРСТАНЕ

Как бы то ни было, эпоха Якунина оставила глубокий след в экономической истории России, в частности Татарстана.

Главное — это, конечно, упомянутая ВСМ. Пока что к «стройке века» РЖД обещают приступить лишь через полтора года. Стоит ли опасаться отмены проекта? По мнению члена Совета Федерации от Татарстана Сергея Батина, это маловероятно. «Не стоит забывать, что есть межправительственное соглашение между Российской Федерацией и Китаем, поэтому, на мой взгляд, очень сложно остановить поезд, который начал набирать скорость», — несколько поэтично, но емко выразился сенатор.

Еще один проект — кольцевая ж/д магистраль вокруг Казани. Фактически это еще одна ветка метро — наземная. Год назад на коллегии минтранса РТ министр Ленар Сафин говорил, что создана рабочая группа и готовится экономическое обоснование этого проекта. Его предварительная стоимость — 19,9 млрд. рублей. Первый этап — строительство в Аракчино путей для аэроэкспресса, чтобы он мог доходить до вокзала Казань-2, где станция «авиапоезда» будет совмещена со станцией метро. «Задача посильная, — заверил министр, — если все нормально сложится, в ближайшее время приступим». Среди обоснований строительства — возможность обойтись без создания дорогостоящей кольцевой линии метро.

Еще один проект, который продвигал в масштабах всей России Якунин, — это двухэтажные поезда. Якунин говорил о необходимости отказаться от плацкартных вагонов как от пережитка прошлого. Альтернатива, по мысли главы РЖД, в сидячих вагонах и двухэтажных вагонах-купе. «Даблдекеры», по его словам, позволяют на 30% снизить цену купе, что приближается к цене самого дорогого плацкарта. Все это ради комфорта и права личности на безопасность. «Коллективный стриптиз на 70 человек едва ли соответствует нашим представлениям о праве личности на безопасность и интимность, — заявил Якунин, напомнив, что вопрос уже вставал в 1970-е, но был снят из-за возражений минобороны СССР. — Я считаю, что сегодня развитие нашего общества уже таково, что раздеваться и одеваться прилюдно только потому, что плацкарт несколько дешевле, чем купе, не совсем правильно». В результате в Казань РЖД прислали избавителя от «плацкартного стриптиза», заодно отменив пару удобных поездов и сняв с маршрута на Москву вагоны с сидячими местами.

Во время подготовки к Универсиаде РЖД серьезно модернизировали железнодорожную инфраструктуру. Был реализован проект интермодальной ветки Казань — аэропорт. Правда, 13-миллиардные инвестиции в железнодорожные пути и реконструкцию вокзала Казань-1 оказались мало кому нужны. Поезда возили воздух, и перевозчик — ОАО «Аэроэкспресс» — в конце концов отказался от маршрута, генерировавшего убытки на 62 млн. рублей в год. Средняя заполняемость маршрута оказалась на уровне 2%. Теперь в аэропорт ходят поезда ОАО «Содружество» — и для компенсации убыточности Сафин предложил продлить маршрут до Вятских Полян.

Наконец, в ходе все той же подготовки к Универсиаде в Казани достроили вокзал Казань-2 — РЖД вложили в проект 1,1 млрд. рублей. Кроме крупных объектов Горьковская железная дорога отремонтировала сотни километров путей. На железобетонные брусья уложили 343 комплекта стрелочных переводов, капитально отремонтировали 215 км путей — все это позволило повысить безопасность перевозок. Стоит также добавить, что компания активно меняет подвижной состав и вагоны поездов.

IMG_2943.jpg
«Железнодорожная леди» Наталья Якунина (слева) подписала соглашение с правительством РТ по программе «Святость материнства» (фото: tatarstan.ru)

Помимо Якунина в Татарстане «засветилась» и его супруга. «Первая леди» РЖД в мае этого года презентовала в кабмине РТ программу «Святость материнства». Наталья Якунина приехала в Казань в качестве вице-президента межрегионального общественного фонда «Центр национальной славы» и подписала соглашение с правительством РТ. Со стороны Татарстана документ завизировал премьер-министр РТ Ильдар Халиков. А после протокольной церемонии в кабмине состоялся круглый стол, который превзошел любые ожидания по своему эмоциональному накалу и искренности, чему немало способствовало присутствие в зале и депутата Госдумы РФ Елены Мизулиной.

«МОЖЕТ БЫТЬ КОРРЕКТИРОВКА ПРОЕКТА ВСМ, НО НЕ ЕГО СНЯТИЕ»

Что означает отставка Якунина и как это отразится на проектах в Татарстане? Мнение экспертов разошлись.

Шамиль Агеев — председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ:

— Отставка Владимира Якунина, на мой взгляд, очень своевременна, потому что он показал себя хорошим политическим работником, но со спецификой работы железной дороги знаком мало. При нем пригородные сообщения стали неэффективными, слишком много раздали в аренду грузового состава. Это же анекдот, что из Набережных Челнов или из Нижнекамска до Казани дольше ехать, чем до Финляндии. Руководить РЖД должен управленец или специалист, который знает железную дорогу. Частая системная ошибка, когда в руководстве стоят люди, не прошедшие первичные звенья. Поэтому я считаю, что железная дорога только вздохнет — будут улучшения.

Что касается отсрочки проекта ВСМ, то от Владимира Якунина, на мой взгляд, мало что зависит. ВСМ — это назревшее решение вопроса о необходимости развития транспортного сообщения. На днях, выступая в Крыму, Владимир Путин четко указал, что у нас недостаточно инфраструктуры. Наш регион просто нуждается в этой железной дороге, поэтому я думаю, что данное направление будет развиваться вне зависимости от того, будет во главе РЖД Александр Мишарин, Игорь Левитин (бывший министр транспорта РФ прим. ред.) или кто-то другой.

Сергей Батин — член Совета Федерации от РТ:

— Я не думаю, что только от одного господина Якунина зависел проект ВСМ Москва — Казань. Да, безусловно, он был инициатором и сильным лоббистом, с одной стороны. С другой — не стоит забывать, что в проекте участвуют и вице-президенты РЖД, и президент нашей республики, и министерство транспорта, и так далее — одним словом, завязано уже много структур. Добавлю, что обсуждения по строительству ВСМ проходили в стенах Госдумы РФ, поэтому я не думаю, что из-за того, что один человек перейдет из одной точки в другую, такой проект сразу же каким-то образом остановится. Не стоит забывать, что есть также и межправительственное соглашение между Российской Федерацией и Китаем — очень сложно остановить поезд, который начал набирать свою скорость.

Вадим Хоменко — вице-президент Академии наук РТ, доктор экономических наук:

— Якунин долго находился на этом посту и обладал своей позицией по поводу развития в России железнодорожного транспорта и по проектам обустройства страны в целом. У него есть книги, написанные совместно с интересными специалистами. Владимир Якунин — разносторонний человек с государственной позицией. Но судьба таких проектов, как ВСМ, зависит не только от мнения одного Якунина. Проект поддерживают и на уровне аппарата президента РФ. Я не думаю, что уходом одного лица его реализация будет остановлена. Может быть корректировка проекта ВСМ, но не его снятие!

Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ:

— Уход Якунина — это, разумеется, понижение вне зависимости от того, на какую должность он уходит. Рядовой сенатор или зампред Совета Федерации. Это, конечно же, понижение, потому что одно дело — распоряжаться бюджетами, совсем другое — выполнять представительские функции.

Уход можно объяснить, с одной стороны, моральной усталостью Якунина, которому все-таки 67 лет, и его личным желанием покинуть не только этот пост, но и эту страну. Его дети и внуки уже устроены за границей. Сам Якунин полгода назад проговорился на одной публичной лекции, что его сын и внучка живут в Лондоне. А с другой стороны, Якунин не вписывается в нынешний тренд власти на то, чтобы она стала более публичной и менее коррумпированной. А Якунину уже ничего не нужно... Он не вписывается в новые тренды, обозначенные Владимиром Путиным.

Что касается высокоскоростной магистрали, то у меня сейчас такое ощущение, что федеральный центр свертывает все программы, которые не являются насущными. Поэтому я думаю, что данная программа будет свернута вне зависимости от того, будет Якунин главой РЖД или нет.