Сергей Белоусов: «Некоторые очень высокого класса разработчики, project-менеджеры, дизайнеры не хотят жить в Москве, потому что им там некомфортно. А в Иннополисе, я верю, им будет комфортно»
Сергей Белоусов: «Некоторые очень высокого класса разработчики, project-менеджеры, дизайнеры не хотят жить в Москве, потому что им там некомфортно. А в Иннополисе, я верю, им будет комфортно»

«В ИННОПОЛИСЕ ПОКА НЕТ БАЗОВЫХ УСЛОВИЙ»

— Сергей Михайлович, на этой неделе вы открыли в казанском IТ-парке офис Acronis.

— Да, но я бы не назвал это основной целью своего визита в Казань. Основная цель все-таки участие в заседании наблюдательного совета Университета Иннополис. И уже параллельно мы открыли офис компании Acronis в казанском IT-парке, который стал вторым в России и где будут трудиться человек 50. До этого офис был только в Москве. Здесь будут вестись разные разработки софта по защите данных.

— Выходит, Acronis стал второй вашей компанией, представленной в республике? Здесь ведь также располагается офис Runa Capital.

— Runa Capital — это все-таки не компания, это международный венчурный фонд, инвестирующий в стартапы на разных стадиях.

— Для Acronis в Казани будут привлекаться местные кадры? Будут ли здесь работать непосредственно ваши люди из других городов, регионов?

Будут разные люди. Хотя, конечно же, мы надеемся найти много сотрудников со всей России, которые с огромной радостью переедут жить в Казань, я имею в виду сейчас Иннополис. Нам нужны инженеры, project-менеджеры мирового класса. И в Казани есть несколько хороших университетов — есть КФУ, есть КГТУ имени Туполева, теперь есть и Университет Иннополис. Все они способны выпускать очень качественных сотрудников, которых мы можем нанимать себе на работу. Уверен, в Казани найдутся люди, ничуть не отличающиеся по своим качествам от тех, которых мы нанимаем в Москве.

«Мы открыли офис компании Acronis в казанском IT-парке, который стал вторым в России и где будут трудиться человек 50»
«Мы открыли офис компании Acronis в казанском IT-парке, который стал вторым в России и где будут трудиться человек 50»

— Думаете, желающих жить в Иннополисе будет много?

— Есть теория, что некоторые очень высокого класса разработчики, project-менеджеры, дизайнеры не хотят жить в Москве, потому что им там некомфортно. А в Иннополисе, я верю, им будет комфортно. Да, пока всех условий не создано, но университет новый, и все еще впереди.

— Помимо новизны есть еще что-то, что может отпугнуть потенциального жителя Иннополиса?

— Единственная проблема, с которой мы столкнулись при найме сотрудников: стало понятно, что они не хотят там жить, так как нет базовых условий. У них есть дети, жены, им хочется кушать, им нужно ходить в парикмахерскую, нужен врач и так далее. И этого всего пока нет.

— Ну не все же сразу...

— Да, не все сразу. В Иннополис [ехать] пока мало желающих, там, опять же пока, нет всего того, что есть в любом другом городе. Но в Татарстане очень хорошо умеют решать проблемы. Поэтому мы надеемся, что и там у нас будет работать порядка 30 - 50 человек, которые появятся менее чем через два года, может, в течение года. Хотя найти такое количество крутых людей непросто.

«Знаете, вообще, единственное, что придает жизнь Иннополису — это университет»
«Знаете, единственное, что придает жизнь Иннополису, — это университет»

УНИВЕРСИТЕТУ НЕ ХВАТАЕТ ФИНАНСИРОВАНИЯ КАК МИНИМУМ В 10 РАЗ

Кстати, около года назад в интервью нашему изданию вы рассказали, что Николай Никифоров уговаривал вас открыть офис Acronis в Иннополисе. Выходит, офис уже открыт?

— Собственно, мы открыли офис в IT-парке и уже фактически открылись в Иннополисе. У нас там даже живет сотрудник, который переехал из Челябинска.

— В Иннополисе перед сотрудниками по-прежнему будет стоять задача вести разработки в области защиты данных, больших данных?

— Да. Больших данных, малых, любых. Всех данных разных систем — архивирования, резервного копирования, восстановления, миграции, передачи на большие расстояния, защиты доступа данных, синхронизации, разделения данных и т.д. Вообще, сотрудники компании в Казани не будут участвовать в разработке каких-то отдельных продуктов. Они будут участвовать в разработке единой платформы Acronis, у которой есть разные куски. И эта группа людей не то что будет разрабатывать какие-то одни приложения, это просто часть большого Acronis. Слава богу, Казань недалеко от Москвы.

— Вы как член наблюдательного совета Университета Иннополис уже можете оценить первые результаты его деятельности, ближайшие перспективы?

— У университета очень сильная нехватка финансирования, но при этом все равно проводятся какие-то исследования, выходят статьи, есть выпускники, есть программа. То есть результаты есть, это уже работающий университет. Но в целом оценить результаты тяжело, тем более перспективы. Конечно, если бы университет получал должное финансирование, а это в 10 раз больше, чем сейчас, то результаты были бы гораздо лучше. Тем не менее те результаты, что уже есть, просто удивительные. Они показывают, насколько русский и татарский народы способны функционировать в очень сложных условиях. Какая-то удивительная человеческая устойчивость, которая привязывает здесь людей. Они все равно функционируют и что-то такое разумное производят.

Знаете, единственное, что придает жизнь Иннполису, — это университет. Другое дело, что нужна базовая инфраструктура, нужно базовое финансирование. Но, увы, в текущей ситуации в России проблема финансирования очень тяжелая, на все проекты средств не хватает.

Участие в заседании наблюдательного совета Университета Иннополис - основная цель визита Белоусова в Казань
Участие в заседании наблюдательного совета Университета Иннополис — основная цель визита Белоусова в Казань

— Еще несколько лет назад вы очень высоко оценивали перспективы Татарстана в плане развития бизнеса высоких технологий по сравнению с другими регионами страны. Думаете, динамика не сохранилась?

— Динамика сохранилась, но сейчас республика расставила большие сети, в которые пытается поймать большую рыбу, такую как Иннополис. Так что пока рано говорить о том, какова эта динамика — сверхпозитивная или просто позитивная. Тем не менее Татарстан действительно является очень хорошим местом. Сюда бы действительно могли приехать люди со всей России, и это главное. Но чтобы они сюда приехали, нужно, чтобы запустился Иннополис. Это должен быть полностью функционирующий город.

ИМПОРТОЗАМЕСТИТЬ ОЧЕНЬ СЛОЖНО, И НЕ НАДО СПЕШИТЬ С ЭТИМ

— Я неоднократно слышала, что представители IТ-отрасли в кризис только выигрывают.

— IT-отрасль — довольно размытое понятие. Есть разные ее представители. Есть представители, которые работают на локальный рынок, они не выигрывают, они проигрывают все как один. У них уменьшается потребительский спрос, они вынуждены увольнять свой персонал и так далее. Тяжелая ситуация. А те, кто работает на внешний рынок, для них ситуация становится лучше, люди становятся более трудолюбивыми, более мотивированными и стоят дешевле. Кстати, это гигантская возможность для Татарстана, чтобы сделать такой скачок в этой области. Но для этого, повторюсь, нужно, чтобы Иннополис функционировал как полноценный город.

Компания Acronis подписала соглашение с ОЭЗ «Иннополис». Там планируется открыть центр исследований и разработок облачных систем для хранения данных
Компания Acronis подписала соглашение с ОЭЗ «Иннополис». Там планируется открыть центр исследований и разработок облачных систем для хранения данных

— Государство обозначило курс на импортозамещение, в том числе и в IT-сфере. Но что считать продукцией, подпадающей под данное определение, и как обеспечить поддержку отрасли для выхода из состояния импортозависимости. Это предмет дискуссии между министерством связи и массовых коммуникаций и IT-сообществом. По-вашему, что является такой продукцией и вырастет ли теперь у российских айтишников доля госзаказа?

— Опять таки, компании, которые работают на глобальный рынок и не рассчитывают на госзаказы, и живут при этом замечательно. В Татарстане, например, есть замечательная компания «БАРС Групп», которая начала работать на международный рынок и что-то уже туда продает. И, наверное, в текущем кризисе ей придется еще больше трудиться на экспорт. Но ведь это же хорошо, для «БАРС Групп» это возможность открыть большой внешний бизнес.

А вообще, у этого всего есть и оборотная сторона медали. Далеко не каждый софт можно заменить. Есть куча примеров того, что импортозаместить очень сложно, и не нужно спешить с этим, потому что в результате может стать намного хуже.

— Значит, переход на российские разработки будет небыстрым?

— Есть такое выражение «Быстро только кошки родятся». И то они тоже быстро не родятся, это просто поговорка такая, присказка. Быстрых процессов не бывает, включая импортозамещение. Это, наверное, самая важная вещь, которая была затронута в сегодняшнем разговоре. План импортозамещения должен быть долгосрочным и стратегическим. Например, Китай решил перейти на импортозамещение лет 30 назад. Тем не менее до сих пор огромный процент китайских продуктов не замещен. Я всегда говорю, и это очевидные вещи, более того, такая практика включена в Китае, Америке и других развитых странах: продуктом российского производства считается, если разработчик находится на территории России, если код хранится, конвертируется в бинарный код, тестируется и распространяется на территории нашей страны. Кому принадлежит компания, кому принадлежат эксклюзивные права — это неважно. Если софт производится на территории России — это российский продукт. И то, к чему нужно стремиться, — это чтобы тот софт, который используется российскими компаниями, в большей степени производился на территории России. Это вещь абсолютно очевидная.

«Есть куча примеров того, что «импортозаместить» очень сложно и не нужно спешить с этим, потому что в результате может стать намного хуже»
«Есть куча примеров того, что импортозаместить очень сложно, и не нужно спешить с этим, потому что в результате может стать намного хуже»

— Сейчас это не так?

— Сейчас непонятно как. Сейчас никаких законов импортозамещения нет, это все, как вы и сказали, дискуссии. Дело только ими и ограничивается. И имеющийся план, с моей точки зрения, неправильный. В нем нет этих пяти пунктов, а именно они так важны и просты при этом.

— А раньше почему этого не делали?

— Ну это же вещь стратегическая. Совсем не обязательно так делать. Глобальная экономика очень неинтегрированная, и, например, синтегрировать Китай и Америку, главные противостоящие страны в мире, очень сложно. Китаю нужен потребительский рынок Америки, Америке нужен потребительский рынок и производственные мощности Китая и так далее. Но если Россия решила стать независимой страной, с точки зрения возможностей быть изолированным, независимым государством или глобально независимым, стратегическим, то, наверное, есть смысл иметь собственный софт, который производится у себя в стране. Почему этого не было раньше? Наверное, это было менее важно.

Справка

Сергей Белоусов родился 2 августа 1971 года в Санкт-Петербурге. В 1995 году окончил Московский физико-технический институт, в 2007 году стал кандидатом технических наук по специальности «информатика».

С 2001 года — гражданин Сингапура.
1995 — основал компанию Rolsen, был ее исполнительным директором до 2003 года.
1996 — исполнительный директор и основатель Solomon Software SEA.
1999 — основал компании Infratel и Parallels.
2008 — основал компанию Acumatica.
2009 — венчурный партнер фонда Almaz Capital Partners.
2013 — генеральный директор Acronis.

Acronis — компания-разработчик системных решений для корпоративных и домашних пользователей по работе с жесткими дисками, резервным копированием данных, по управлению загрузкой операционных систем, редактированию дисков, надежному уничтожению данных и прочих системных средств. Представительства компании расположены по всему миру.