«Гардемарин всея Руси» Дмитрий Харатьян стал одним из ведущих церемонии
«Гардемарин всея Руси» Дмитрий Харатьян стал одним из ведущих церемонии

ОТ «АИДЫ» К «ХАВА НАГИЛА», ОТ БУФЕТА К СЛОВАМ О ВЕЧНОМ

Несмотря на не самую теплую погоду возле красной дорожки перед церемонией закрытия XI казанского международного фестиваля мусульманского кино было немало народу. Правда, на этот раз организаторы не стали долго морозить гостей перед театром им. Камала и управились за полчаса. По-настоящему именитых персонажей было не так много, зато к Владимиру Меньшову, председателю жюри, добавились актеры Дмитрий Харатьян и Дмитрий Певцов. «Гардемарин всея Руси» стал одним из ведущих церемонии, а «Генриху Наваррскому», он же человек из «бандитского Петербурга», предстояло выйти на сцену вместе со стрит-рок-группой «КарТуш».

«Харатьян Дмитрий Вадимович!» — так объявили героя 90-х, и все поняли, о ком идет речь. Хотя, чтобы вспомнить, в каких картинах снимался последние лет 20 этот артист, нужно серьезно порыться в памяти. Но народная любовь, судя по реакции публики, по-прежнему с Харатьяном. Когда же вдоль живого зрительского коридора прошелся Певцов Дмитрий Анатольевич, вспомнились слова большого режиссера, мудрого Кшиштофа Занусси, который приезжал на открытие фестиваля: «Свобода, уважение к единице — это очень европейская миссия. Во всей Европе мы ставим имя перед фамилией, а Россия ставит наоборот. Фамилия — это племя, Ивановы, например. А тот один — Петр. У нас это очень оскорбительно — сказать в другом порядке. Что семья важнее, чем ты. Нет, ты важнее семьи». Так знаменитый кинематографист прокомментировал в разговоре с «БИЗНЕС Online» принципиальные различия, которые существуют между Россией и Европой. Правда, в момент появления на дорожке звезды «Особенностей национальной...» Семена Стругачева ведущие вдруг стали европейцами.

Уже в зале можно было разглядеть министра культуры РТ Айрата Сибагатуллина, депутата Госдумы РФ Марата Бариева, зампредседателя Госсовета РТ Римму Ратникову. При этом, как показалось, ни одного из руководителей ДУМ РФ или РТ на церемонии не было, что немного странно. Между тем в фойе публику развлекал городской женский джаз-оркестр «Фантазия», который легко переходил от триумфального марша из «Аиды» Верди к «Хава нагила». А в буфете особо страждущие интересовались тем, из каких стаканчиков можно пить коньяк. Оказалось, что для трехзвездочного армянского была специальная пластиковая тара объемом в 50 и 100 миллилитров. Вскоре некоторые из победителей со сцены славили Аллаха и пророка Мухаммеда, что добавляло мероприятию некоторой почти не раздражающей эклектичности. Все-таки Казань — это очень толерантный город, а ислам здесь имеет разные аспекты, в том числе и евроисламский (привет Хакимову).

«МУСУЛЬМАНСКОЕ КИНО БЛИЗКО К НАРОДУ»

Сама церемония получилась немного затянутой, хотя все спикеры старались говорить кратко и по существу. Среди концертных номеров были замечены выступления Эльмиры Калимуллиной и Мити Бурмистрова с оркестром La Primavera. У Певцова во время музыкального сета группы «КарТуш» так и не удалось включить гитару. Зато артист использовал заминку, превратил ее в коротенький творческий вечер с шутками и прибаутками, а между песнями призвал всех танцевать, включая представителей СМИ: «Бросьте свою аппаратуру, хватит придуриваться!» Спел и Харатьян, естественно, ту самую песню про «едины парус и душа».

Дмитрий Певцов паузу из-за заминки с аппаратурой превратил в коротенький творческий вечер с шутками и прибаутками
Дмитрий Певцов паузу из-за заминки с аппаратурой превратил в коротенький творческий вечер с шутками и прибаутками

В любом случае обошлось без длинных речей о сущности и роли мусульманского кино. Но об этом размышлял председатель жюри Меньшов на дневной пресс-конференции: «С мусульманским кинематографом связано будущее кино. Весь западный кинематограф уже окончательно отошел от реалий жизни и занимается производством сказок. Посмотрев их фильмы невозможно понять жизнь Америки. Процентов на 50 их население состоит из преступников и полицейских, поэтому в большинстве фильмов они преследуют друг друга. А мусульманское кино близко к народу, потому что страны, в которых они создаются, недалеко ушли от нищеты, для них нет никаких громадных денег, на которых держится американское кино, для них нет актеров, которые берут за фильм по 20 миллионов долларов. Они снимают все на коленке, но про настоящую жизнь и людей».

Дал 75-летний классик советского кино и любопытный совет Татарстану, как республике стоит развиваться в сфере кинематографа: «По результатам фестиваля у меня складывается ощущение, что в Казани надо организовывать большое кинопроизводство. В Москве ниша мусульманского кино не разрабатывается, если бы вы объединились с Башкортостаном, это были бы две республики в финансовом отношении чувствующие себя неплохо, и тогда можно было бы снимать свое кино».

НЕДАВНО ОТГРЕМЕЛА ИСТОРИЯ С «ЛЕВИАФАНОМ»...

Что же до самих наград, то для начала был небольшой вечер радости для хозяев церемонии. Специальный приз ТЮРКСОЙ получила всеми раскритикованная картина Фарида Давлетшина «Рудольф Нуриев. Рудик», «За вклад в экранизацию татарской литературы» наградили создателей фильма «Белые цветы», а приз мэра Казани получила картина «Под знаком любви. Композитор София Губайдулина в Казани». Но казанских кинематографистов ждали не только награды из разряда «за участие». Комедия «Хлопнул дверью и ушел» татарстанского режиссера Салавата Юзеева, взявшего реванш за прошлогоднее фиаско с «Курбан-романом», стала победителем сразу в двух номинациях фестиваля: «Лучший короткометражный игровой фильм» и «Лучшая мужская роль» (Ильдус Габдрахманов). А в номинации «Лучший полнометражный документальный фильм» победила картина «Война непрощенных» о легионерах «Идель-Урал» Дениса Красильникова.

Все заметные картины фестиваля в программе игрового кино не остались без призов: «Побег из Москвабада» — лучшая женская роль (Мария Машкова), иракский фильм «Лицо в пепле» и таджикистанский «Учитель» разделили награду за лучший сценарий, а фаворит конкурса — иранская лента «Без границ» заработала престижную в профессиональном мире номинацию за лучшую режиссуру (Амирхуссейн Азгари).

В номинации «Лучший полнометражный документальный фильм» победила картина «Война непрощенных» о легионерах «Идель-Урал»
В номинации «Лучший полнометражный документальный фильм» победила картина «Война непрощенных» о легионерах «Идель-Урал»

Из выступавших запомнился венгерский кинокритик Иван Форгач, который выразил надежду, что проблемы в отношениях России, Украины и Европы скоро улягутся, и загадочно добавил, что его страна «каждый день работает на это». В этот момент хотелось искренне поверить, что если в дело вмешалась сама Венгрия, то дело точно «на мази».

Гран при же XI казанского кинофестиваля неожиданно получила картина киргизского режиссера Садыка Шер-Нияза «Курманжан Датка» («Королева Гор»), рассказывающая о правительнице алайских кыргызов Курманжан Маматбай кызы. Историческая драма так понравилась жюри, что Меньшов, вручая приз, даже привел в пример Кыргызстан, где «нет нефти», но снимается хорошее кино.

Как это обычно бывает, не все оказались довольны финальным раскладом. Некоторые из критиков посчитали «Королеву Гор» слишком мейнстримовой лентой, в отличие от тех же ярких фильмов из Ирана и Ирака. Но вряд ли здесь должен удивлять выбор режиссера Меньшова, советская сказка которого «Москва слезам не верит» умиляет зрителей уже 35 лет и даже очаровала «оскаровский» комитет. Кстати, глава жюри сам отметил, что рад вручить гран при фильму, имеющему зрительский успех, как оказалось, «Королева Гор» уже год идет в прокате у себя на родине. Но выяснилось, что претензии к фильму из Кыргызстана были не только чисто художественные. «Подчеркнуто оскорбительно антироссийская «Курманжан Датка», щедро профинансированная из госбюджета Республики Кыргызстан как национальный проект», — так оценила картину независимый эксперт фестиваля, киноблогер Дарья Митина, отмечая в рассказанной истории отношений алайских кыргызов с Российской Империей явно антироссийские нотки.

Меньшов, вручая Гран-при фестиваля, даже привел в пример Кыргызстан, где «нет нефти», но снимается хорошее кино
Владимир Меньшов, вручая гран-при фестиваля, даже привел в пример Кыргызстан, где «нет нефти», но снимается хорошее кино

Некогда депутату Госдумы от КПРФ ответила куратор программ казанского фестиваля Адиля Хайбуллина: «Основная претензия к фильму — историческая неточность. Но «Курманжан Датка» — игровой фильм, сам жанр говорит о том, что там может быть художественный вымысел. Если бы он был документальным, то претензии к режиссеру были бы уместными, и он был бы обязан точно так же, как автор сценария, быть последовательным и точным. Предположим, у Тарантино в фильме «Бесславные ублюдки» есть сцена, когда Гитлера убивают в кинотеатре. Никто не предъявляет к режиссеру претензий по поводу того, что сцена не стыкуется с историческим фактом. Я не считаю фильм «Курманжан Датка» антироссийским. Да, в нем российские войска представлены в нелицеприятном свете, но в картине есть и положительные герои, которые представляют Российскую Империю. Этот фильм о человеческих взаимоотношениях. Тогда давайте разберем все фильмы конкурсной программы. Недавно отгремела история с «Левиафаном», можем теперь начать то же самое...»