Все было просто и даже несколько буднично, поскольку начиналось с традиционной для таких случаев мини-выставки «камазовских красавцев» (на снимке Сергей Когогин и Наиль Магдеев)

НОВЫЕ «КАМАЗЫ» — ЭТО ПРОСТО КИЛЛЕРЫ VOLVO И MAN

Накануне в автограде праздновали свой день машиностроители. В пятничный вечер 800 избранных камазовцев (именно такое количество вмещает в себя Органный зал) ждали торжественные спичи топ-менеджмента, концерт усилиями местной самодеятельности и гвоздь программы — заслуженная артистка Татарстана, финалистка «Евровидения-2013», победительница шоу «Голос» Дина Гарипова.

Конечно, мероприятие никак не посягало на роскошный прием с красными дорожками и сверкающими бриллиантами на супругах первых лиц автогиганта. Это все же не 25-летие ТАИФа. Все было просто и даже несколько буднично, поскольку начиналось с традиционной для таких случаев мини-выставки «камазовских красавцев», как назвал позже в своем поздравительном обращении новые модели грузовиков их Пигмалион — гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. Два тягача и два самосвала выстроились в ряд перед Органным залом, а прогуливающиеся в это время челнинцы охотно фотографировались на их фоне, некоторым даже удалось запечатлеть себя за рулем новой кабины. Первым поглядеть на гордость российского автопрома подошел прибывший раньше остальных мэр Челнов Наиль Магдеев. Его под локоток тут же взяли заместитель гендиректора по персоналу Александр Ушенин и первый зам Юрий Герасимов и в восторженных эпитетах стали описывать все прелести представленной автотехники.

Как рассказал руководитель пресс-службы автогиганта Олег Афанасьев, это те самые модели, которые произвели фурор на грузовом автосалоне Comtrans-2015. «Это аналоги «КАМАЗа 6520» с новой кабиной и кузовом. И по стоимости в два раза дешевле зарубежных аналогов. В нашем сегменте это просто киллеры Volvo и Man. На выставке к нам подходили покупатели и готовы были хоть сейчас 50 штук таких купить», — пояснил «БИЗНЕС Online» Афанасьев. Кто были эти люди, готовые разориться на отечественных «киллеров», так и осталось загадкой.

Тут к экскурсии присоединился и Когогин, с которым Магдеев долго о чем-то шептался, позируя фото- и телекамерам. Судя по благоприятному расположению духа, «киллеры» Магдеева впечатлили.

Альфия Когогина как всегда подчеркнуто элегантна

Однако же вечер все никак не начинался, потому что камазовский бомонд ожидал первую леди автогиганта Альфию Когогину. И вот наконец с 10-минутным опозданием главный лоббист машиностроения Татарстана переступила порог Органного зала. Супруга генерала автогиганта на публике всегда бывает одета очень строго и без излишеств, видимо, чтобы не вызывать у людей лишнего раздражения. Не изменила она и нынче своим пристрастиям — как всегда подчеркнуто элегантна, в черном пиджаке и изумрудно-зеленой кружевной юбке Когогина проследовала в зал, оставляя за собой легкий шлейф дорогих духов.

«НАМ ЕЩЕ ПРЕДСТОИТ ПОЛНОСТЬЮ ИЗМЕНИТЬ КАМАЗ, МЫ В НАЧАЛЕ ЭТОГО ПУТИ»

В зале собрались ветераны предприятия, почетные работники и совсем немного молодежи. Публика производила впечатление утомившейся непосильным трудом. Как сказал один из работников КАМАЗа, настоящий специалист не должен работать за награды, радость должен приносить труд. Видимо, примерно такую радость и испытывало подавляющее большинство в зале. Стартовало праздничное мероприятие с камазовской кинолетописи — авторы фильма рассказали и про послевоенные руины, и про полет в космос, и даже про слезы Ирины Родниной на Олимпиаде в Москве. Видимо, учитывая зрительский контингент, фильм был призван вызвать чувство глубокой ностальгии о времени всесоюзных строек. Закадровый голос вещал, что отрасль машиностроения существует уже более 200 лет, но профессиональный праздник был утвержден всего лишь 35 лет назад. И хотя официального дня у создателей автомобилей не было, это не мешало им производить достойную для того времени продукцию.

Основная программа вечера была соткана из диалога между невидимым ведущим и ветеранами предприятия. Ведущий с пристрастием допытывался у работников: считают ли они себя машиностроителями? Причем спрашивал он об этом как у слесарей-инструментальщиков, так и у бухгалтеров. Разумеется, ответ у всех был один, без большого энтузиазма люди отвечали: «Я машиностроитель».

В зале собрались ветераны предприятия, почетные работники и совсем немного молодежи

Такими же словами начал свою речь и Когогин. «Я машиностроитель. Я горжусь тем, что работаю на КАМАЗе. У нас отличная компания. Мы много делаем, и нам еще много предстоит сделать. В этом году мы вывели на рынок новый модельный ряд. Потребитель наконец-то нам поверил, что мы можем производить принципиально новую технику. И спасибо нашим продавцам, что даже в этот трудный год они добились того, что наша компания сегодня в России занимает более половины рынка. К концу года, мы надеемся, эта доля еще вырастет. Те, кто занимается экспортом, увеличили продажи по итогам 8 месяцев на 10 процентов относительно прошлого года», — отметил глава автогиганта. Далее он упомянул о программах модернизации на заводе: на прессово-рамном запустили вторую очередь проекта «Новые кабины», на литейном введена в эксплуатацию новая индукционная печь, запущена в производство головка для двигателей «Камминз». И самое главное — идет подготовка к выпуску нового мотора. «Нам с вами еще предстоит полностью изменить КАМАЗ. И мы только в начале этого пути. Я точно знаю, что с людьми, которые у нас работают, мы решим эту задачу. Я горжусь вами!» — пафосно заключил Когогин.

С не меньшей патетикой высказался и председатель профкома Александр Васильев, заявивший, что КАМАЗ на сегодня — это ни много ни мало самый современный завод в России и даже в мире, являющийся флагманом автопрома.

О своей странице биографии, также связанной с отраслью автомобилестроения, сказал и Магдеев, который в молодости работал на главном конвейере Кременчугского атозавода. «Вот тут два предыдущих оратора сказали, что они машиностроители. Волею судьбы я тоже машиностроитель. Как говорят, третьим будешь», — пошутил глава автограда и поздравил сидящих в зале как «столичный мэр». «Да, я мэр города Набережные Челны — автомобильной столицы нашей страны», — пояснил он удивленным зрителям. КАМАЗ, по его мнению, это уже не просто «наше все», а национальная марка, бренд нашей страны, которому «всегда везло на руководителей», несмотря на кризисы, пожары и прочие неурядицы.

У ОТРАСЛИ ХОРОШИЕ ЛОББИСТЫ

О каком-либо везении, правда, пока можно говорить лишь гипотетически. Отрасль в целом чувствует себя как хронический больной, много лет не обращавший внимания на свой диагноз, но в один далеко не прекрасный день вдруг обнаруживший у себя целый букет болезней и срочно побежавший к эскулапу в надежде на великое чудо исцеления. По данным Росстата, которые в конце августа приводила в своем блоге на «БИЗНЕС Online» Когогина, за 7 месяцев 2015 года с российских конвейеров сошло 774 тыс. легковых автомобилей — это на 26,1% меньше, чем годом ранее. Производство грузовых (включая LCV) автомобилей в январе-июле 2015 года составило 68,3 тыс. единиц, что на 21,1% ниже показателя годичной давности. Выпуск всех типов автобусов в России за 7 месяцев 2015 года снизился на 13,4% до 19,3 тыс. единиц. В июле останавливали свои конвейеры на время летних каникул российские заводы Nissan, Hyundai, Ford Sollers, Volkswagen, «АвтоВАЗ», «ИжАвто» и «GM-АвтоВАЗ». Компания «Фольксваген Груп Рус» на две недели приостанавливала сборку автомобилей Volkswagen и Skoda на мощностях «ГАЗа». Между тем General Motors полностью остановил производство на своем заводе в Санкт-Петербурге и начал его консервацию. «GM-АвтоВАЗ» с июля перешел на четырехдневный режим работы, который будет действовать до конца 2015 года.

Званий, благодарностей и почетных грамот разных уровней удостоились около 30 работников компании. А благодарность президента Татарстана вручили и лично Когогину

Что до КАМАЗа, то за первое полугодие 2015 года на рынке России ПАО «КАМАЗ» реализовало 7 тыс. 697 грузовых автомобилей, что на 52,7% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Выручка составила 35,1 млрд. рублей, уменьшившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 26%. На фоне такой статистики обращение к «родным камазовцам» из уст Когогиной прозвучало как мантра. Как сказала первая леди КАМАЗа, несмотря на глубокий кризис в машиностроительной отрасли, предприятие продолжает слаженно работать. Производятся новые модели грузовиков, реализуются социальные программы, продолжается обучение сотрудников, внедряются новые технические разработки. «Реализуйте свои программы модернизации и ничего не бойтесь, а мы с правительством РФ вам поможем поддержкой инноваций, программами стимулирования спроса, льготным лизингом, — призвала Когогина. — У машиностроительной отрасли очень хорошие лоббисты на уровне РФ. Я уверена, что совсем скоро уйдут в прошлое и трехдневки и сокращенные рабочие дни. Мы работаем, чтобы наша страна гордилась не только миллионами тонн баррелей, но лучшими грузовиками».

После того как была дана установка на высшее предназначение автогиганта, официальная часть закончилась церемонией награждения. Званий, благодарностей и почетных грамот разных уровней удостоились около 30 работников компании. А благодарность президента Татарстана вручили и лично Когогину.

Когогин, вручив Дине Гариповой цветы, сказал, что, будучи родом из Зеленодольска, очень жалеет, что таких талантов нет в Челнах

ЗАДУШЕВНЫЕ БЕСЕДЫ С ДИНОЙ ГАРИПОВОЙ

Единственным светлым образом, который заставил людей отвлечься от тягостных мыслей о кризисе, стала Гарипова. Ее публика встретила с воодушевлением. Выйдя на сцену в скромном нежно-сиреневом платье, самая голосистая вокалистка страны проникновенно запела романс «Любовь — волшебная страна». «Я очень люблю эту песню, — призналась прославленная землячка. — Потому что она из фильма, в котором есть другая песня, принесшая мне победу в «Голосе». В репертуаре, как и положено певице лирического направления, все песни были о любви — спела она и на английском, и на татарском, и песню Пугачевой «Теперь я знаю, ты на свете есть» и знаменитую Эдит Пиаф Non, Je Ne Regrette Rien. С залом у Гариповой получился задушевный разговор — она поблагодарила всех за теплый прием и пожелала всяческих благ машиностроителям автограда, а публика ответила ей бурными овациями. Закончила свой 45-минутный концерт воспитанница Александра Градского песней, исполненной на «Евровидении».

Дина Гарипова недавно вернулась из свадебного путешествия. И концерт перед камазовцами — ее третье публичное мероприятие после вступления в семейную жизнь

К слову, Гарипова недавно вернулась из свадебного путешествия. И концерт перед камазовцами — ее третье публичное мероприятие после вступления в семейную жизнь. Первое было на инаугурации президента Татарстана. А до этого Дина приняла участие в концерте на Красной площади в Москве, посвященном Дню города. Напомним, что свадебное торжество прошло в условиях полной секретности. Молодые активно пытались скрыть дату и время регистрации. Певице пришлось явиться на церемонию в повседневной одежде, чтобы сбить с толку дежуривших папарацци. После регистрации Гарипова смогла надеть свадебное платье и отправилась со своим мужем за город на праздник. Продолжение свадьбы прошло в узком семейном кругу. Напомним также, что имя супруга Гарипова до сих пор хранит в тайне.

Когогин, вручив певице букет, сказал, что, будучи родом из Зеленодольска, очень жалеет, что таких талантов нет в Челнах. «Надо подтягиваться, Наиль Гамбарович!» — наказал глава компании. И попросил Гарипову спеть песню Градского «Как молоды мы были». «Александр Борисович не так поймет», — с некоторым смущением ответила Гарипова и мягко отказала в просьбе, выразив надежду, что в будущем постарается включить ее в свой репертуар.