Холдинг Benkons Group, который намерен выпускать соки в Татарстана, принадлежит семейному клану Гейдаровых. Его главой считается влиятельный министр по чрезвычайным ситуациям страны Кямаледдин Гейдаров (справа)
Холдинг Benkons Group, который намерен выпускать соки в Татарстане, принадлежит семейному клану Гейдаровых. Его главой считается влиятельный министр по чрезвычайным ситуациям страны Кямаледдин Гейдаров (справа)

WHO IS MR. ГЕЙДАРОВ?

Как рассказал «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь агентства инвестиционного развития РТ Искандер Ахмедов идея проекта родилась во время ознакомительного визита главы АИР РТ Талии Минуллиной в Азербайджан в декабре 2014 года. Среди прочего она посетила тогда габалинский консервный завод, который входит в Benkons Group, и предложила инвестировать в Татарстан.

Отметим, что холдинг Benkons Group принадлежит семье Гейдаровых, которую считают второй по влиятельности в Азербайджане после семьи Пашаева (в которую вошел, женившись, президент Ильхам Алиев). Главой семейного клана считается посетивший вчера Казань влиятельный министр по чрезвычайным ситуациям страны Кямаледдин Гейдаров, который до этого 9 лет был председателем таможенного комитета Азербайджана. По информации WikiLeaks, в переписке американского посольства он фигурирует как самый влиятельный олигарх страны. Под контролем семьи сотни компаний, которые чем только не занимаются помимо соков: от производства стройматериалов, текстиля и алкоголя до финансовых услуг, туризма и даже продажи музыкальных инструментов. Корни влияния Гейдарова местные политологи связывают с дружбой между его отцом Фаттахом Гейдаровым, занимавшим высокие посты в Нахичевани во времена СССР, и первым президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым, который оттуда родом.

В июне компания «Бенконс» получила свидетельство о собственности на земельный участок площадью 75 га в Лаишевском районе республики

«МЫ ВИДИМ БОЛЬШОЙ ПОТЕНЦИАЛ В ВЫРАЩИВАНИИ ЗДЕСЬ ФРУКТОВ»

Проект продвигался очень быстро. Уже в феврале 2015 года между ООО «Бенконс Констракшн» и АИР РТ в ходе коллегии ведомства было подписано соглашение о взаимодействии. А в июне компания «Бенконс» получила свидетельство о собственности на земельный участок площадью 75 га в Лаишевском районе республики.

Инвестор намерен вложить в проект 4,06 млрд. рублей. Проектная мощность завода составляет 25,5 тыс. литров в час или, при односменном режиме работы завода, 53,8 млн. литров в год. На заводе будут построены четыре линии розлива под разные виды фасовки. Рядом с заводом будет построен крупный логистический центр со складом сырья и готовой продукции. Запуск завода и логистического центра запланирован на первую половину 2017 года.

Как пояснил коммерческий директор Benkons Group Элин Залов, компания решила инвестировать в Татарстан из-за его удачной транспортной инфраструктуры, хорошего инвестиционного климата и благоприятных климатических условий для выращивания фруктов и овощей. «Мы видим большой потенциал в выращивании здесь фруктов, в первую очередь яблок. Это позволит нам сильно снизить себестоимость. Фрукты дешевые, но их очень дорого транспортировать. Мы надеемся использовать сельскохозяйственный потенциал региона», — отметил он.

Коммерческий директор Benkons Group Элин Залов: ««Мы видим большой потенциал в выращивании здесь фруктов, в первую очередь яблок. Это позволит нам сильно снизить себестоимость»

Залов пояснил, что яблоки — основа для большинства других соков, восстановленных из концентрата, а также источник пектинов (очищенный углеводород, используется в качестве структурообразователя и стабилизатораприм. ред.). «Мы надеемся, что 50 процентов соковой основы будет из местного сырья», — сказал он. По его оценкам, заводу понадобится примерно 40 - 50 тыс. т яблок в год.

На недоуменные вопросы журналистов, где столько яблок в Татарстане азербайджанцы найдут, Залов пояснил, что яблоки растут быстро и первый урожай можно собрать уже на третий год. «Мы надеемся, что татарстанские производители обеспечат нас таким объемом яблок», — добавил он.

По словам Залова, в Сокурах планируется производить соки как по технологии прямого отжима, так и из концентрата, частично произведенного на заводах «Бенконс» в Азербайджане. «Это специфика рынка. Очень сложно работать только на местном сырье. Например, в России огромную долю рынка занимает апельсиновый сок. Вряд ли мы сможем выращивать апельсины в Татарстане», — пояснил он. Залов рассказал, что завод и логистический центр будут размещены на 12 га, остальные 63 га оставлены под будущее расширение татарстанского бизнеса азербайджанской компании. При этом он затруднился сказать, будут ли на этих площадях выращивать яблоки для завода или же развивать другое направление. Словом, планов громадье.

И В ТАТАРСТАНЕ БУДУТ ЯБЛОНИ ЦВЕСТИ?

Производство яблок действительно процветало на территории республики вплоть до 70-х годов прошлого века. В 17 совхозах и двух питомниках садами было занято более 8 тыс. га где выращивалось 15 - 20 тыс. т яблок в год. Однако мощный удар по отрасли нанесли 50-градусные морозы, обрушившиеся на Татарстан зимой 1979 года. Тогда вымерзли почти все яблони, а новых сажать не стали, надеясь на импортную продукцию из стран-членов СЭВ, которая стоила дешево из-за высоких цен на нефть. С тех пор импорт победил местное производство. Фактически сейчас в Татарстане производством яблок на промышленной основе занимается одна лишь агрофирма «Заря» (Верхнеуслонский район), которая несколько лет назад вышла из состава «Татплодоовощпрома». Она выращивает яблоки на площади порядка 450 гектаров. Как рассказал «БИЗНЕС Online» гендиректор агрофирмы Марат Ахметзянов, прошлой осенью агрофирма заложила еще 50 га молодых садов, однако плодоносить они начнут лишь через 6 - 7 лет. А пока планируется собрать максимум 1,5 тыс. тонн.

Впрочем, сияющий от предвкушения золотого дождя инвестиций гендиректор «Татплодоовощпрома» Раиль Зиятдинов вчера на выставке в «Корстоне» демонстрировал азербайджанцам и президенту РТ Рустаму Минниханову завидный оптимизм: «Сколько надо, столько и произведем. Дайте госзаказ — и все у нас будет, и яблоки тоже!» — пояснил Зиятдинов корреспонденту «БИЗНЕС Online» суть переговоров с представителями Benkons Group.

Министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов, впрочем, не разделяет радужных настроений. «Поживем — увидим, насколько мы способны будем выращивать те плоды, которые потребуются для производства соков, и насколько они будут востребованы рынком», — довольно скептически прокомментировал он азербайджанский проект на пресс-конференции во вторник.

ВПЕРЕДИ — БИТВА С PEPSI И COCA-COLA

Помимо сырьевых рисков непросто будет у проекта и со сбытом. Российский рынок соков давно уже вошел в стадию высокой концентрации. Независимые производители занимают крохи от пирога, который делят между собой два мировых гиганта — PepsiCo (45%) и Coca-Cola (38%), которые до этого скупили всех крупных отечественных игроков. Принадлежащие им российские производители восстанавливают соки из импортного концентрата. По сути дела, это просто упаковочные линии. На свежих фруктах работают только те фирмы, которые занимают минимальные доли рынка, например, «Сады Придонья».

На этом фоне амбиции азербайджанцев выглядят фантастическими. По словам коммерческого директора Benkons Group, компания намерена занять около 10% российского рынка соков, который он оценил в 1,5 млрд. литров (по другим оценкам, он составляет около 3 млрд. литровприм. ред.). Правда потом поправился, что речь идет о тех сегментах, где компания намерена присутствовать. О цене на продукцию Залов затруднился сказать, пояснив, что все будет зависеть от конъюнктуры рынка в начале 2017 года. Тем не менее азербайджанские бизнесмены надеются окупить инвестиции за 8 - 10 лет.

По мнению опрошенных «БИЗНЕС Online» экспертов, сейчас не самое лучшее время для инвестирования на рынке соков. Так, по словам финансового аналитика ИХ «Финам» Тимура Нигматуллина, в 2015 году ожидается падение рынка соков на 10% в натуральном выражении. Он объясняет это снижением реальных доходов населения в условиях ухудшения экономической конъюнктуры. «Соки не являются продуктом первой необходимости, и на них экономят в первую очередь», — отметил он. По мнению аналитика, в денежном выражении рынок будет стагнировать из-за роста цен — в мае 2015 года, согласно исследованию ЕМИСС, цена 1 литра фруктового сока в среднем по России составляла 69,7 рубля, что на 18% больше, чем годом ранее. Рост цен происходит из-за удорожания импортного сырья (концентрированные полуфабрикаты и т. п.) и импортных расходных материалов.

Сильное влияние на рынок, по мнению аналитика, оказывает продовольственное эмбарго, затронувшее ряд сегментов. «В конечном итоге это выливается в дополнительные расходы на смену поставщиков и изменение логистики», — констатирует он, добавляя, что уровень конкуренции на рынке высок и продолжает увеличиваться. «В целом реализация данного проекта сопряжена с серьезными рисками. Впрочем, за счет сравнительно небольшого объема производства продукция завода может быть ориентирована на какой-либо узкий сегмент рынка со сравнительно низким уровнем конкуренции и более высокой нормой прибыли», — выносит свой вердикт Нигматуллин.

Впрочем, азербайджанских бизнесменов это не смущает. По словам коммерческого директора Benkons Group, сейчас компания экспортирует из Азербайджана на российский рынок 3 - 4 млн. литров соков в год и сотрудничает с некоторыми федеральными сетями. «Но логистика и таможенные процедуры съедают большую часть прибыли. Наша задача заключается в том, чтобы полностью перейти на поставки продукции с собственного завода в Сокурах», — сказал он. Кроме того, оказалось, что у компании есть планы по росту экспорта продукции из Татарстана в Китай и восточную Азию. «Поставлять продукцию из Азербайджана на эти рынки очень дорого, так как у нас нет прямого железнодорожного сообщения», — пояснил Залов.

МИННИХАНОВ ХОЧЕТ ПИТЬ СОКИ С НОВОГО ЗАВОДА

Одной из главных интриг проекта стал вопрос о том, кто будет оплачивать подведение инженерных сетей к участку строительства завода. Напомним, что в середине сентября на заседании клуба инвесторов РТ представитель «Бенконс Констракшн» Руслан Гиниятуллин попросил у президента РТ освободить его компанию от инвестирования в строительство крупных инфраструктурных объектов и обеспечить доступ к водо- и газоснабжению без дополнительных затрат. «Тема нам понятная. Эта зона, расположенная рядом со «Смарт Сити», будет развиваться, но нам надо сначала обеспечить ее инженерными сетями: канализация, вода, газ, очистные сооружения. Надо внимательно еще раз посмотреть, какую часть инвестиций мы можем взять на себя, какую часть оставить вам. Задачу развития этой перспективной площадки мы будем решать вместе с вами», — уклончиво ответил тогда Минниханов.

Залов подтвердил «БИЗНЕС Online», что вопрос строительства инфраструктуры стал камнем преткновения, сдерживающим начало реализации проекта. «Власти республики пошли нам на уступки, и многие вопросы нашли свое решение», — сообщил Залов. В АИР РТ не стали комментировать это заявление, однако показательно выглядят дружеские объятия, в которые Минниханов вчера заключил Гейдарова. Выступая с приветственным словом, глава Татарстана поблагодарил инвестора и отметил, что это достаточно крупный проект, подобного которому в республике еще не было. «Самое главное, что он создает рынок и для наших сельхозпроизводителей. Я думаю, что это только начало. В дальнейшем мы будем планировать расширение этих производств», — сказал он, выразив надежду, что в 2017 году он уже будет пить соки с этого завода.

КАК РАБОЧИЙ ЦЕРЕМОНИЮ СПАСАЛ

Церемония запуска строительства должна была завершиться символической закладкой капсулы в основание завода. Залов опустил блестящий металлический цилиндр (о его содержимом журналистам не сказали) в желоб, по которому он должен был скатиться в вырытую под фундамент будущего корпуса завода канаву, а Минниханов нажал кнопку дистанционного пульта, запустив подачу бетона. Однако капсула отказалась замуровываться в бетон и застряла в желобе. Положение спас один из рабочих, который в котловане разгребал бетон. Он быстро оценил ситуацию и самоотверженно полез вверх по арматуре, дотянулся до капсулы и сбросил ее вниз. Фанфарами и бенгальскими огнями устроители церемонии отсалютовали подвигу простого рабочего, спасшего их честь.

Минниханова заминка ничуть не расстроила. Напротив, он достал свой смартфон и начал снимать стройку

Впрочем, Минниханова заминка ничуть не расстроила. Напротив, он достал свой смартфон и начал снимать стройку. «Сейчас фотография появится на его Instagram», — тихо сказал один из членов татарстанской делегации кому-то из азербайджанских коллег. «Вот смотри: уже появилась», — похвалился он за своего шефа, показывая фото на экране смартфона.