В ноябре в автограде обещают ввести в строй комплекс по переработке отходов канализационных очистных сооружений, так называемых иловых отложений
В ноябре в автограде обещают ввести в строй комплекс по переработке отходов канализационных очистных сооружений — так называемых иловых отложений

ЭКСТРАВАГАНТНОЕ РЕШЕНИЕ ДАВНЕЙ ПРОБЛЕМЫ

В Челнах взялись за экстравагантное решение острой экологической проблемы. В ноябре в автограде обещают ввести в строй комплекс по переработке отходов канализационных очистных сооружений — так называемых иловых отложений. Эта та самая субстанция, которая остается после того, как от стоков отделяют чистую воду. Актуальность проблемы трудно переоценить. Как рассказал «БИЗНЕС Online» главный эколог будущего предприятия, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры химии и экологии набережночелнинского филиала КФУ Вильнюс Ахметов, в Челнах эти отходы копятся с 1984 года и занимают площадь в 101 га, из них 84 га отдано собственно под так называемые иловые карты, в которых отстаиваются осадки. Это огромные корыта двухметровой глубины, в которых высушивается иловая жижа. К 2008 году все 54 иловые карты были заполнены. С 2009 по 2014 год «Челныводоканал» в рамках заключенного договора с Поволжской экологической компанией вывозил осадок на полигоны ТБО в качестве «изолирующей прослойки» между слоями ТБО. Но эксперимент провалился: в жиже тонули катки, вязли трактора, поэтому иловые осадки на свалке принимать отказались.

Тут на помощь и приходит проект московского ООО «ИнтерБизнесГруппИнжиниринг» (ИБГИ), которое еще в 2013 году заключило соглашение о сотрудничестве с ООО «Челныводоканал», предложив использовать для решения проблемы пиролизные технологии немецкой инжиниринговой компании GK Energy GmbH. Коммунальное предприятие за предложение ухватилось и выделило инвестору 1 га земли с передачей прав аренды, так что завод расположился непосредственно у илового поля, которое находится в городской черте, по альметьевской трассе.

В Челнах иловые отходы копятся с 1984 года и занимают площадь в 101 га
В Челнах иловые отходы копятся с 1984 года и занимают площадь в 101 гектар

Учредители ООО «ИБГИ» — москвич Роман Сливкин и челнинец Руслан Челнаков. Кроме того, как выяснил «БИЗНЕС Online», поддержку проекту оказывает «Ростех». В частности, кредит на его реализацию выделил принадлежащий госкорпорации банк «Новиком». «Это полностью заемные средства, и государственных денег в этом проекте нет ни рубля. Причем почти половина кредитных ресурсов уже погашена», — пояснил «БИЗНЕС Online» Челнаков.

К настоящему моменту компания инвестировала в покупку оборудования 10 млн. евро, а в строительство корпуса завода — 60 млн. рублей. То есть по нынешнему курсу получается порядка 760 млн. рублей. Производительность переработки составит 30 тыс. т иловых осадков в год — 100% потребности Челнов. Пока завод будет перерабатывать новообразованное «сырье», а если очищать все иловые карты, копившиеся годами, то придется ставить вторую линию, признает Челнаков. Всего на полях вблизи Челнов за годы накопилось около миллиона тонн биомассы. Так что этого хватит на несколько десятков лет работы.

Вильнюс Ахметов объяснил, что основная проблема иловых полей в близости к водным объектам, в которые могут попасть опасные отходы
Вильнюс Ахметов объяснил, что основная проблема иловых полей в близости к водным объектам, в которые могут попасть опасные отходы

«У НИХ ЗА ПРИЕМКУ 1 ТОННЫ ИЛА ПЕРЕРАБОТЧИК ПЛАТИТ 25 ЕВРО»

Компания GK Energy GmbH (Германия), чья технология будет использоваться, входит в инжиниринговую группу компаний Gecona, которая в России оснащала, к примеру, кондитерскую фабрику «Красный Октябрь».

«БИЗНЕС Online» удалось пообщаться с руководителем GK Energy GmbH Александром Беншем, который накануне посетил Челны. По его словам, прорыв в технологиях переработки ила произошел сравнительно недавно — до 2003 года в самой Германии иловые осадки тоже содержали на иловых полях. Но после официального запрета пришлось решать проблему.

Первый способ — осадок высушивают, брикетируют и сжигают на цементных заводах, которым за это доплачивают. Однако есть квоты, которые жестко регламентируют количество сжигаемого таким образом ила, поскольку это и убыточно, и вредно для окружающей среды.

Второй способ, по его словам, гораздо более распространен: ил прогоняют через биогазовые установки, которые позволяют получить электроэнергию и тепло. После этого остаток вывозится на поля в виде «удобрения». Но и этот способ был признан вредным: выяснилось, что в остатке содержатся не только тяжелые металлы, но еще и вирусы. Поэтому с 1 января 2016 года на такой способ утилизации наложен запрет. «Теперь в Германии новая проблема — куда девать эти остатки. Решать ее остается только пиролизом», — рассказывает Бенш, давая понять, что Челны благодаря его компании смогут не повторять ошибки европейцев.

В России GK Energy GmbH сотрудничает только с ИБГИ. По утверждению Челнакова, проект с применением непрерывной пиролизной технологии в масштабах страны пилотный. Правда, три завода по переработке ила, которые строили финны, действуют в Питере, но есть отличия и в технологии, и в производительности. По сравнению же с Европой новизна в масштабах. Там установки представляют собой заводы мини-формата — в основном биогазовые. «У них земля стоит больше, чем сам завод», — поясняет разницу Челнаков.

Кстати, в Европе приобретение оборудования правительство субсидирует, а сам завод получает контракты от государства на 10 лет вперед. В результате индустрия так сильно развилась, что «сырье» становится дефицитным. «Я точно знаю, что у них за приемку 1 тонны ила переработчик платит 25 евро. А у нас наоборот — будут платить нам за то, что мы будем принимать эти отходы. Правда, это будут копейки», — говорит бизнесмен.

Всего на полях вблизи Челнов за годы накопилось около миллиона тонн биомассы. Так что этого хватит заводу на несколько десятков лет работы
Всего на полях вблизи Челнов за годы накопилось около миллиона тонн биомассы. Так что этого хватит заводу на несколько десятков лет работы

Вреда от нового завода для экологии не будет, обещают немецкие поставщики оборудования. Единственным выбросом в атмосферу будет стандартный выхлоп — котловые газы. Но они в пределах ПДК, так как ил не сжигается, а разлагается на газ и углистое вещество.

ВОПРЕКИ КРИЗИСУ, САНКЦИЯМ И ТАБЛИЦЕ МЕНДЕЛЕЕВА

В процессе реализации проекта не обошлось без трудностей. Экономический кризис и санкции чуть не подвели под монастырь все благие начинания. Финансирование под проект закладывалось по старому курсу, а за основу брались результаты анализов ила, которые предоставил «Челныводоканал». Но когда лабораторные исследования стали проверять более тщательно, оказалось, что ил, что называется, ядренее, чем думали поначалу: в больших количествах присутствуют тяжелые металлы, да и вообще не самая лучшая половина таблицы Менделеева. В итоге корпус завода пришлось расширить почти в 3,5 раза, чтобы вместить все необходимое оборудования для расчистки биомассы.

Совладелец ИБГИ Руслан Челнаков: «Государственных денег в этом проекте нет ни рубля. Причем почти половина кредитных ресурсов уже погашена»
Совладелец ИБГИ Руслан Челнаков: «Государственных денег в этом проекте нет ни рубля. Причем почти половина кредитных ресурсов уже погашена»

Возникла заминка и с самим оборудованием. Некоторые его виды попадают под особый экспортный контроль, так как имеют двойное назначение. Чтобы получить разрешение на вывоз, пришлось ждать около четырех месяцев. Хуже того, чтобы вывести оборудование из-под санкций, пришлось выходить на правительство Германии.

К счастью, недавно оборудование все же прошло процедуру таможенного оформления и частично доставлено в Челны. Перед этим технология прошла тестирование и сертификацию в России. Для этого пришлось везти 20 т ила из Челнов в Тверь, в институт, где проходили испытания. «Согласно международной конвенции перевозка отходов из одной страны в другую запрещена. И нам пришлось временно завозить реакторы в Россию, в Тверь, чтобы пройти сертификацию и посмотреть, как оборудование на нашем иле будет работать. Человеческие отходы горят классно! Как природный газ. А топливо льется черное, как нефть!» — восхищается Челнаков, наблюдавший за процессом лично.

По утверждению руководителей, немцы дали гарантию, что в ноябре завод запустят, а в декабре он выйдет на производственные мощности.

НА ВЫХОДЕ — УГОЛЬ, ЖИДКОЕ ТОПЛИВО И ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

Окупить затраты инвестор планирует за 4 - 5 лет за счет продажи готового продукта. На выходе планируется получать по 3,2 тыс. т активированного угля и пиролизного топлива в месяц. Технология его получения — особая гордость немецких инженеров.

«Разница с европейскими аналогами в том, что мы придумали адаптированную к российским экономическим условиям концепцию — мы делаем жидкое пиролизное топливо, похожее на легкое дизтопливо, — объяснил Бенш. — Его можно использовать в котельных, которые работают на дизеле. Теоретически можно использовать его даже в машинах. Но для этого нам нужно разрешение от автопроизводителей. Это процесс дорогостоящий — должны пройти испытания»

Помимо жидкого топлива можно получать и твердое вещество. Первоначально при переработке отходов получается уголь, который сам по себе не несет какой-либо ценности. Но немцы внедрили в оборудование блок активации этого вещества, после чего уголь получает высокие абсорбционные свойства. Продукт настолько востребованный, что его реализацией на первых порах будет заниматься сама GK Energy GmbH. Переговоры с возможными российскими покупателями ведутся.

Опыт хотят распространить по России: в отдельных крупных городах даже подготовлены площадки под предприятие, все ждут лишь официального открытия завода в Челнах
Опыт хотят распространить по России: в отдельных крупных городах даже подготовлены площадки под предприятие, все ждут лишь официального открытия завода в Челнах

Дело, по мнению Челнакова, очень рентабельное, так как отечественные технологии получения активированного угля из бурого каменного угля устарели и себестоимость очень высокая.

«Наш материал будут покупать за границей. Хотя спрос и у нас должен быть, так как в России уголь покупают в огромных количествах. Сейчас уже ежегодно по 30 тысяч тонн угля закупается. И каждый год на 5 тысяч тонн эта цифра растет. И цены очень высокие. Наш уголь будет стоить 15 тысяч рублей за тонну, а после активации на установке мы его будем продавать за 60 - 70 тысяч. Если бы я по таким ценам продавал продукцию, эффект завода, его рентабельность и окупаемость были бы намного выше. Года за полтора даже можно окупить», — мечтает предприниматель.

Кроме того, завод не требует подведения каких-либо коммуникаций и, более того, сам будет способен поставлять вовне тепло и электричество. «Пока мы оформляем земельный участок в 5 гектаров в Тукаевском районе. Мы хотим делать теплицы, чтобы выращивать там помидоры, огурцы, а немцы говорят, что мы можем даже ананасы выращивать. Но только после запуска завода мы скажем точно, сколько будет тепла и на какие объемы продукции его хватит. Пока мы начинаем делать конструкции для теплиц, чертежи, проекты уже имеются, разрешение тоже получено», — рассказал Челнаков.

Если дополнить установку, которая вырабатывает тепло, генераторами, то можно обеспечивать электроэнергией одно из подразделений КАМАЗа
Если дополнить установку, которая вырабатывает тепло, генераторами, то можно обеспечивать электроэнергией одно из подразделений КАМАЗа

Но и это еще не все. Если дополнить установку, которая вырабатывает тепло, генераторами, то можно обеспечивать электроэнергией одно из подразделений КАМАЗа. Конечно, выдавать по 200 МВт завод не в состоянии, но обеспечивать локально постоянной электроэнергией на 4 МВт вполне реально. Как утверждает Челнаков, КАМАЗу даже предлагали установить фиксированную цену на электроэнергию на 5 - 10 лет и продавать ее ниже рыночных цен.

Напомним, что нечто подобное уже предлагалось челнинским властям от инвесторов. В январе президент корейской компании Eco Energy Хе Соон Сонг приезжал в автоград с предложением реализовать выработку биометана из отходов Тогаевской свалки, чтобы производить из него электроэнергию для какого-либо собственного производства, построенного неподалеку. А потом последовало еще одно предложение уже от гендиректора казанского ООО «ЦеПТ-Булгар» Рината Загидуллина. Он планировал строительство неподалеку от полигона агропроизводства для выращивания креветок в теплицах либо листового салата. Однако корейская фирма после анонса своей программы больше никак себя не проявила, а проект Загидуллина, похоже, не сильно заинтересовал власти автограда.

Автограду уже не раз предлагали реализовать выработку биометана из отходов Тогаевской свалки
Автограду уже не раз предлагали реализовать выработку биометана из отходов Тогаевской свалки

ЗАИНТЕРЕСУЮТСЯ ЛИ КАМАЗ, «ЧЕЛНЫ-БРОЙЛЕР» И ВОДОКАНАЛЫ ВСЕЙ РОССИИ?

Дальнейшие планы у ИБГИ поистине наполеоновские. Например, поскольку вода, которая остается после пиролиза (15 тыс. кубов в год), обладает поистине кристальной чистотой, ее вполне можно использовать для скота и птицы. Это предопределило еще один проект на пиролизных технологиях — строительство комплекса по переработке куриного помета производительностью 80 тыс. т в год для выработки электрической и тепловой энергии, которая полностью обеспечит потребность, например, такого предприятия, как «Челны-Бройлер». Кроме того, открываются возможности переработки бумажных отходов и низкосортной древесины. В ОЭЗ «Алабуга» образуется более 20 тыс. т древесных отходов в год. В случае согласия турецких производителей ДСП качество производимого челнинским заводом угля резко повысится.

Ну а затем, если дело пойдет успешно, в планах ИБГИ — всероссийская экспансия. Опыт внедрения переработки человеческих отходов в уголь и топливо компания при поддержке «Ростеха» собирается возвести до уровня национального проекта, тем более что экскрементов в каждом крупном городе хватит на долгие лета, а запасы пополняемы. По словам Челнакова, со многими водоканалами крупных городов уже проведены переговоры, заинтересованность есть, в отдельных городах даже подготовлены площадки под предприятие, все ждут лишь официального открытия и результатов работы завода в Челнах.

Геннадий Маврин: «Производимая энергия будет дороже той, которую мы делаем из газа и нефти раза в полтора»
Геннадий Маврин: «Производимая энергия будет дороже той, которую мы делаем из газа и нефти, раза в полтора» (фото: kpfu.ru)

Несмотря на столь красочные картины, некоторый скепсис по поводу проекта высказал директор инжинирингового центра КФУ Геннадий Маврин, который поддерживает саму идею, но в быстрой окупаемости сомневается: «Сейчас же все эти процессы могут двигаться лишь при наличии активных людей. Заставить вкладывать частные деньги в подобные проекты — это по большому счету убыточно. Производимая энергия будет по себестоимости дороже той, которую мы делаем из газа и нефти, раза в полтора. Чтобы повысить качество продукции, к иловым осадкам придется добавлять отходы деревопроизводства, опилки например, — это тоже дополнительные затраты. Но если в ближайшее десятилетие эту проблему не решать, то в будущем ситуация будет обостряться. Внуки наших внуков могут своих детей и не увидеть уже», — прокомментировал Маврин.

В «Челныводоканале» от восторженных отзывов тоже воздержались, ответив на запрос «БИЗНЕС Online» очень коротко и осторожно: «Надеемся, что запуск новой технологии поможет нашему предприятию решить проблему с осадками».

А ЧТО В КАЗАНИ?

Интересно, что некоторое участие в судьбе проекта принял и президент РТ Рустам Минниханов. Во время его встречи с бизнес-сообществом автограда в рамках проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор» Челнаков попросил помочь со строительством подъездной дороги к комплексу протяженностью 2 километра. С дорогой Минниханов обещал помочь, а по теме высказался в том ключе, что неплохо бы и в Казани такой же комплекс отстроить, так как проблема весьма актуальная. К слову, бюджетных средств на строительство дороги пока не выделено, но, учитывая важность проекта, мэр автограда Наиль Магдеев предложил временное решение — пока положить асфальтовую крошку.

В последний раз о проблеме иловых осадков заговорили на высшем уровне в июне, когда в Челнах проходила встреча Рустама Минниханова с бизнес-сообществом автограда
В последний раз о проблеме иловых осадков заговорили на высшем уровне в июне, когда в Челнах проходила встреча Рустама Минниханова с бизнес-сообществом автограда (фото: chelny-biz.ru)

В Казани, как и в других крупных городах, проблема действительно стоит крайне остро. По словам первого замдиректора МУП «Водоканал» Марата Салахова, иловые площадки расположены в Приволжском районе на юго-западе от биологических очистных сооружений (на расстоянии порядка 2,5 км) и занимают 140 гектаров. После механического обезвоживания на иловые поля вывозится около 80 тыс. т осадка ежегодно с 1974 года. Причем казанские иловые поля соседствуют с частным сектором, где проживают многие правительственные мужи Татарстана. Понятно, осадки эти воздуха не озонируют, а, наоборот, имеют специфический запах. Но основная проблема иловых полей не столько в дискомфорте для жителей близлежащих домов, сколько в близости к водным объектам — в Казани это Куйбышевское водохранилище, в Челнах это грунтовые воды, куда через почву также попадают опасные вещества.

«В Брянске, где первоначально предполагали строить наш завод, иловые поля тоже давно заполнены и находятся как бы на полуострове между двумя речками. И если зарядят хорошие дожди, то это будет экологическая катастрофа. В Казани аналогичная ситуация уже была несколько лет тому назад — прорвало дамбу, эти отходы попали в Волгу. Так что от этого никто не застрахован», — подтвердил мнение коллег Ахметов.

Оптимальное решение проблемы на казанском «Водоканале» тоже видят в строительстве завода по утилизации осадков. Только на первую очередь, по оценке предприятия, в ценах 2014 года требовалось порядка 3 млрд. рублей, а строить пришлось бы не менее трех лет. Однако сейчас у казанцев есть надежда, что иловые отложения будут утилизировать на новом мусоросжигающем заводе, который планируют построить за 20 млрд. рублей при поддержке одной из структур все той же госкорпорации «Ростех».