До 70 млрд. рублей упала чистая прибыль «Татнефти», согласно опубликованной сегодня отчетности по РСБУ. При этом рублевая выручка компании, несмотря на низкие нефтяные цены, выросла на 12,5% до 349 млрд. рублей — это новый рекорд. Однако эксперты «БИЗНЕС Online» предупреждают, что впереди у компании, как и у всех российских нефтяников, серьезные проблемы — «продразверстка» от федерального минфина и начавшийся передел европейского рынка с участием отчаянно демпингующих саудитов.
До 70 млрд. рублей упала чистая прибыль «Татнефти» Наиля Маганова |
РЕКОРДНЫЙ ОБОРОТ И ПАДАЮЩАЯ ПРИБЫЛЬ
«Татнефть» опубликовала сегодня промежуточную бухгалтерскую отчетность по стандартам РСБУ. Судя по этим данным, 9-месячная выручка компании за прошедший год увеличилась на 12,5%: с 310,4 млрд. рублей до 349,2 млрд. рублей. Тем самым нефтяники обновили собственный рекорд для января-сентября. Однако есть плохая новость: снижение чистой прибыли на 2,8% до 69,7 млрд. рублей.
Попробуем разобраться, каким образом компания Наиля Маганова, наращивая обороты, потеряла в прибыли. Подобное уже случалось в первом квартале: тогда выручка ПАО «Татнефть» увеличилась на 16,9% до 116 млрд. рублей, а чистая прибыль составила 20,8 млрд. рублей, сократившись сразу на 14,8%. Однако по итогам первого полугодия «Татнефть» все же смогла увеличить прибыль на 5%. И вот опять кривая смотрит вниз...
Казалось бы, за счет сбалансированной стратегии контроля издержек себестоимость производства «Татнефти» выросла только на 11,2% до 225,8 млрд. рублей. И это обеспечило рост валовой прибыли крупнейшей нефтяной компании Татарстана на 16,2 млрд. рублей до 123,5 млрд. рублей. Отметим при этом рост транспортных расходов без малого на треть, до 27,1 млрд. рублей. То ли выросла доля экспорта сырой нефти после введения налогового маневра, то ли растет доля перевозок железно-дорожным транспортом.
Так или иначе, результат основной деятельности внушает оптимизм: операционная прибыль компании выросла на 11,1% до 96,3 млрд. рублей.
«ДЬЯВОЛ» В НАЛОГАХ
Теперь посмотрим на прочие статьи баланса. Надо признать, в 2015 году «Татнефть» особенно удачно размещает временно свободные средства. В виде процентов компания заработала 8,43 млрд. рублей — в 1,8 раза больше, чем годом ранее. При этом кредитный портфель похудел на 64%: с 11,7 млрд. рублей до 4,2 млрд. рублей. Стремительно урезав займы, команда Маганова сократила процентные выплаты в 3,3 раза до 244 млн. рублей.
Однако игра с финансами не шла в одни ворота — заметно ухудшился баланс прочих статей. Прочие доходы просели на 24,5 млрд. рублей, а вот прочие расходы сократились лишь на 12,3 млрд. рублей. В итоге отрицательное сальдо этого раздела выросло в 5,4 раза до 15 млрд. рублей. Состав прочих статей в отчете не раскрывается, но с высокой вероятностью против «Татнефти» сыграли курсовые разницы.
Все-таки плавающий курс рубля, несмотря на заметное ослабление национальной валюты, не перекрывает все потери нефтяников от стремительно подешевевшей нефти. Так, средняя цена на нефть марки Urals составила в январе-сентябре $54,41 за баррель против $105,07 за баррель годом ранее. Таким образом, за прошедший год котировки сырья упали в 1,93 раза. При этом средний курс доллара к рублю вырос в 1,68 раза до 59,6 рубля за доллар.
На этом фоне несколько странно выглядят предложения отдельных экспертов изъять у нефтяников дополнительные доходы, полученные за счет девальвации рубля. Напомним, первоначально Антон Силуанов предлагал увеличить НДПИ и заморозить экспортные пошлины для нефтянки вместо предполагаемого снижения. При таком раскладе министр финансов РТ Радик Гайзатуллин оценивал потери выручки «Татнефти» и малых нефтяных компаний республики в 25 млрд. рублей. Это означает для бюджета РТ потерю более 4 млрд. рублей налога на прибыль, а с выпадением части доходов от НДФЛ сумма потенциального ущерба могла составить около 6 млрд. рублей.
Как известно, предложение главы российского минфина не прошло, но делиться нефтяников все равно заставят — в том или ином виде. И не только в пожарном порядке, как сейчас: Силуанов намерен поставить дело на поток. «После 2016 года нужно будет серьезно заниматься системой налогообложения нефтяной отрасли. Мы будем предлагать постепенно вводить налог на добавочный доход», — заявил министр позавчера.
Результат основной деятельности внушает оптимизм: операционная прибыль компании выросла на 11,1% до 96,3 млрд. рублей |
И хотя все эти коварные меры минфина еще не введены в действие, налоговое бремя почему-то начинает расти уже сегодня. Так получается, что именно в налогах кроется причина падения прибыли «Татнефти». Несмотря на все накладные расходы, «заработок» компании до налогообложения вырос на 1 млрд. рублей до 90,2 млрд. рублей. Однако текущий налог на прибыль составил чуть более 23 млрд. рублей, на 4,48 млрд. рублей превысив прошлогодний показатель.
Если в январе-сентябре 2014 года налог на прибыль для «Татнефти» составлял 20,8% от прибыли до налогообложения, то в текущем году подрос до 25,5%. Похожая картина наблюдалась и в первом полугодии 2015 года (26,6%), и в первом квартале (35,5%). Собственно, этот фактор и стал одной из причин почти 15-процентного падения прибыли в январе-марте. Но, судя по заявлениям из федерального правительства, это еще цветочки...
«ВОЙНА» С САУДИТАМИ ВХОДИТ В НОВУЮ ФАЗУ
Новые вызовы перед российскими нефтяниками маячат и на мировой арене. На этой неделе был опубликован ежегодный рейтинг крупнейших энергетических компаний мира от американского информагентства Platts. «Татнефть» в нем опустилась на 64-е место с 48-го в прошлом году. Увы, «жирные времена» для российского ТЭК прошли и вернутся нескоро. Главная проблема в том, что добытой и готовой к употреблению нефти, которой и так было слишком много, в мире становится все больше. В октябре аналитики Goldman Sachs заявили, что ждут резкого снижения цен на черное золото, потому скоро продукты его переработки попросту негде будет хранить (конечно, если ситуация будет развиваться в прежнем ключе). «Объем используемых мощностей для хранения дистиллята в США и Европе близится к историческому максимуму на фоне почти рекордной загрузки нефтеперерабатывающих заводов и слабого роста спроса, особенно на бензин», — сообщили эксперты.
Они отметили, что все это напоминает ситуацию 1998 и 2009 годов: тогда хранилища нефтепродуктов также переполнились, что вызвало падение цен на сырую нефть. И Goldman Sachs не рассчитывает, что баланс предложения и спроса восстановится в 2016 году.
«Америка перестает импортировать нефть, за счет (в том числе) сланцевой нефти они свои потребности закрывают сами. А США с Ближнего Востока брали очень много. Вот это глобальное, новое явление. Плюс конъюнктура в мире вообще ухудшилась: сказалось снижение спроса Китаем, другими крупными потребителями», — говорит заместитель председателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ Марат Галеев.
Переизбыток нефти вызвал ценовые войны и обострил борьбу за рынки сбыта. Россияне нацелились на Китай — импорт сырья в эту страну с января по август вырос почти на 25%. При этом в мае РФ впервые за последние 10 лет обошла Саудовскую Аравию, вернув статус крупнейшего поставщика КНР. В сентябре отечественные нефтяники снова «сделали» саудитов, отправив в Поднебесную 14,5% всей нефти, закупленной страной.
Попытка реванша не заставила себя ждать. Осенью СМИ сообщили, что Саудовская Аравия, действиями которой недовольны даже многие ее партнеры по ОПЕК, начала поставки в Европу. Для начала нефть через порт Гданьска попала в Польшу, которая до сих пор закупала энергоресурсы в России. В своей экспансии арабы не стесняются агрессивно демпинговать, надеясь отжать лишнюю долю рынка, и их в чем-то можно понять. Как заявляет МВФ, валютные резервы Саудовской Аравии могут быть полностью потрачены в ближайшие 5 лет, а затем страну может ждать банкротство. По оценкам фонда, дефицит ее бюджета в 2015 году может достичь 21,6% ВВП, или более $150 млрд., а в 2016 году — 19,4%. Для сравнения: дефицит бюджета России в текущем году оценивается примерно в 3% ВВП (примерно 2,2 трлн. рублей, или $35 миллиардов).
«Вообще, ситуация очень интересная. Я думаю, что Саудовская Аравия будет предпринимать ряд шагов в этом направлении (передел рынка — прим. ред.) и по сирийскому вопросу, где они не довольны действиями России. Мы сейчас, как и раньше, поставляем нефть в страны бывшей «народной демократии». И зайти туда Саудовской Аравии не так-то просто — там уже все отрегулировано, многие заводы приспособлены для нашей нефти. Значит, нужны какие-то вливания, время и средства, чтобы НПЗ могли переориентироваться на другой сорт. Получается, что сейчас идет большая пиар-кампания, спекуляция на этих вопросах», — считает член АН РТ, консультант президента Татарстана Ренат Муслимов.
Тем не менее поведение саудитов всерьез обеспокоило россиян — так, представитель «Татнефти» Николай Рубченков 15 октября на круглом столе в Госдуме заявил, что государство должно принять дополнительные меры для защиты интересов нефтянки. Хотя не совсем понятно, как можно остановить экспансию конкурента — рынок есть рынок.
Ренат Муслимов: «Цены на нефть давно уже не отражают экономическую сущность спроса и предложения, они спекулятивные» |
«ПРИХОДИТСЯ УДИВЛЯТЬСЯ, ЧТО В ТАКИХ УСЛОВИЯХ «ТАТНЕФТЬ» ЕЩЕ ДЕРЖИТ ПРИБЫЛЬ»
Ренат Муслимов — член АН РТ, консультант президента РТ по вопросам разработки нефтяных и нефтегазовых месторождений:
— Конечно, на снижение прибыли «Татнефти» повлияли все факторы. Во-первых, конечно, сыграло свою роль снижение цены на нефть. Конечно, ослабление рубля сыграло какую-то положительную роль, но только на это рассчитывать не приходится. Во-вторых, налоги. Просто удивляться еще приходится, что в таких условиях «Татнефть» еще держит прибыль и работает. Налогообложение постоянно меняется только в сторону увеличения, и у нефтяников хотят еще взять.
Чтобы быть устойчивыми, [у «Татнефти»] должна быть определенная доля сырой нефти на продажу и определенная доля нефтепродуктов. На что-то одно рассчитывать не стоит. В какие-то периоды на рынке складывается такая ситуация, что выгоднее продавать сырую нефть, а в другие периоды выгоднее продавать нефтепродукты. Должно быть оптимальное соотношение, это дает устойчивость системе. Может ли рост переработки компенсировать снижение прибыли от продажи сырой нефти? Я думаю — вряд ли. Так быстро все это уже не получится. Переработка, естественно, даст свою маржу. Но получить из-за нее прибыль как в прошлые годы вряд ли удастся.
В свое время Егор Гайдар написал свою книгу «Гибель империи», где сказал, что спусковым крючком падения СССР стало снижение цен на нефть Саудовской Аравией, которая пошла на поводу у США (но я с такой трактовкой абсолютно не согласен). Сегодня такой сценарий, конечно, не получится, но они могут предпринять очень опасные действия по снижению цен на нефть. Но я не склонен верить прогнозам, что цены будут низкими чуть ли не навсегда, все это абсолютно неправильно! И Саудовской Аравии невыгодны такие цены, поскольку это бьет по их бюджету. Даже по прогнозам цены должны были колебаться от 50 долларов в «тощие» до 250 в «тучные» годы — это обычное циклическое явление. И вдруг небольшой кризис, и все эксперты, как сговорившись, говорят, что это надолго. По их словам, таких цен, как 100 - 150 долларов за баррель, ждать больше не приходится. Но это же ерунда! Цикличность есть, цикличность будет, а на ее фоне идут всяческие инсинуации. А вообще, цены на нефть давно уже не отражают экономическую сущность спроса и предложения, они спекулятивные. Если танкер с нефтью едет в США с Ближнего Востока три месяца, эту нефть могут 50 раз перепродать.
На этой неделе был опубликован ежегодный рейтинг крупнейших энергетических компаний мира. «Татнефть» в нем опустилась на 64-е место с 48-го в прошлом году. Увы, «жирные времена» для российского ТЭК прошли |
«ВЕРОЯТНО, САУДИТЫ ВЛЕЗАЮТ В ЕВРОПУ, И ЭТО МОЖЕТ СКАЗАТЬСЯ НА «ТАТНЕФТИ»
Марат Галеев — заместитель председателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ:
— Нигде же не утверждено: это мой, а это твой рынок. Там рассматривается множество вопросов — стоимость транспортировки, логистика, Польша находится на пути транзита российской нефти, и, конечно, это дает определенные выгоды. Но в условиях, когда спрос на нефть в мире вообще упал, Саудовская Аравия ищет новых покупателей. Возможно, демпингует с целью сбить цену. Но тут есть разные версии. По одной из них Саудовская Аравия играет в первую очередь против сланцевой нефти, пытается сделать ее убыточной по сравнению с обычной. Что частично и происходит.
Нефть ведь просто так не продается, она работает на фьючерсах, поэтому вполне вероятно, что Саудовскую Аравию можно рассматривать как нового конкурента в Европе. Вполне вероятно, что влезают в Европу, как Катар влезает с газом. Все это может сказаться на «Татнефти». Любое большое движение на рынке нефти на нее сказывается. Но Польша — не главный покупатель у «Татнефти», у компании тоже ведь нет жесткого рынка, они могут продать одним, потом другим, заключить контракт на новую партию...
«Татнефть» занимает шестое место в России по объемам, это компания среднего уровня. А рост переработки нефти вполне может компенсировать потери от ее продажи. Это и происходит. У «Казаньоргсинтеза» прибыль за 9 месяцев выросла в 3 раза по сравнению с прошлым годом. При курсовой разнице валют химики выигрывают, поэтому нефтехимия — очень важное направление по компенсации продаж сырой нефти.
«РУБЛЬ УПАЛ НЕДОСТАТОЧНО, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ НЕФТЯНИКАМ»
Богдан Зварич — аналитик инвестиционного холдинга «Финам»:
— В первом квартале низкой средней цены удалось избежать за счет быстрого восстановления рынка энергоносителей в феврале, что же касается второго, то здесь в течение двух месяцев наблюдалась консолидация у максимальных значений выше 62,5 долларов за баррель. В третьем квартале мы наблюдали сначала резкое снижение цен на нефть и установление новых годовых минимумов, после чего рынок перешел в боковое движение в районе 47,5 долларов за баррель. В результате средняя цена нефти марки Brent в третьем квартале составила 51 доллар за баррель.
При этом ослабление рубля, безусловно, оказало позитивное влияние на показатели компании, однако не смогло полностью компенсировать негативную динамику в ценах на нефть. Дело в том, что не все расходы компании проходят в рублях. Часть закупок, в частности оборудования, происходит в иностранной валюте, что приводит к негативным последствиям для компании.
Что же касается четвертого квартала, то, на наш взгляд, шансы на восходящую динамику присутствуют. Основными драйверами могут стать сохранение мягкой кредитно-денежной политики в США, снижение добычи нефти в Северной Америке и возможная дальнейшая эскалация конфликта в Сирии и переход боевых действий на соседние страны. Все это может оказать позитивное влияние на динамику рынка энергоносителей и позволит нефти марки Brent закончить год в районе 60 долларов за баррель.
«ОТЧЕТНОСТЬ НЕ ДАЕТ ИНФОРМАЦИИ, ЗА СЧЕТ ЧЕГО УВЕЛИЧИЛИСЬ НАЛОГОВЫЕ ВЫПЛАТЫ»
Виталий Манжос — старший аналитик банка «Образование»:
— При рассмотрении отчета «Татнефти» о финансовых результатах по РСБУ стоит отметить, что показатель «прибыль/убыток до налогообложения» увеличился за 9 месяцев текущего года до 90,2 миллиарда рублей против 89,2 миллиарда рублей годом ранее. Вместе с тем статья «Текущий налог на прибыль» существенно увеличилась с до 23,05 миллиарда рублей против 18,57 миллиарда рублей годом ранее. Таким образом, текущее падение чистой прибыли «Татнефти» по РСБУ обусловлено ростом налоговых отчислений. Однако указанная отчетность не дает информации о том, за счет чего конкретно увеличились налоговые выплаты. Их величина меняется не только в зависимости от курсовой разницы. Помимо экспортных поставок у «Татнефти» есть переработка, продажи на внутренний рынок и так далее.
Дневной график фьючерсов на нефть сорта Brent явно свидетельствует о том, что цены на нефть довольно существенно просели в третьем квартале, особенно в сравнении с уровнями, сложившимися в конце весны — начале лета. Вместе с тем стоит учитывать, что цены по контрактам, предусматривающим реальную поставку нефти, могут заметно отличаться от переменчивой биржевой цены. Кроме того, поставки нефти и нефтепродуктов могут осуществляться на условиях предоплаты / постоплаты, что также может быть причиной их отклонения от текущих биржевых цен.
Перспективы изменения стоимости нефти на ближайший квартал зависят от влияния большого количества противоречивых экономических факторов, помноженных на геополитические риски. С технической точки зрения фьючерсы на нефть сорта Brent продолжат движение в рамках среднесрочного диапазона 42 - 55 долларов. По нашему мнению, главной точкой притяжения для них остается важная отметка в 50 долларов.
==table771==
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 26
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.