Рустам Минниханов для общения с журналистами прилетел в Москву — а именно в офис компании-лидера керамической индустрии Arh-Skin, которой руководит Исмаил Ахметов (справа)
Рустам Минниханов для общения с журналистами прилетел в Москву, а именно в офис компании Arсh-Skin, которой руководит Исмаил Ахметов (справа)

«БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЛОШАДЬ, НИКТО НЕ РАБОТАЕТ, НО О ЕЕ РАБОТЕ НИКТО НЕ ЗНАЕТ»

В редком формате пообщался вчера с журналистами президент РТ Рустам Минниханов. В неформальной обстановке он ответил на вопросы участников медиаклуба, который был создан в декабре 2010 года при полпредстве Татарстана в РФ. Руководит им главный редактор «Российской газеты» Владислав Фронин. С тех пор клуб собрался всего лишь в третий раз. Первая встреча участников состоялась в честь образования клуба, а вторая — в 2012 году в Казани, где тоже присутствовал Минниханов. На этот раз президент РТ встретился с журналистами в Москве, причем в довольно необычном месте — в офисе компании-лидера керамической индустрии Arсh-Skin, которой руководит Исмаил Ахметов.

Согласно описанию медиаклуба на сайте полпредства РТ в объединение входят более 100 журналистов — представителей ведущих СМИ страны. Однако, видимо, чтобы прибавить вес мероприятию, также были приглашены видные представители татарской диаспоры в Москве: это и хирург Ренат Акчурин, и его брат генерал-полковник Расим Акчурин, и писатель Ринат Мухамадиев, и глава Региональной татарской национально-культурной автономии Москвы Фарит Фарисов, и телеведущие Максим Шарафутдинов, и Фарида Курбангалеева, и депутат Госдумы Марат Бариев, и многие другие.

Рустам Нургалиевич был в прекрасном расположении духа и настроен на общение. Длилось оно около часа. Впрочем, вопросов было не так много, а кто-то и вовсе, получив микрофон, не задавал вопросов, а просто высказывал некое пожелание. Минниханов был терпелив, выслушивал каждого, охотно комментировал.

Хирург Ренат Акчурин и его брат генерал-полковник Расим Акчурин

«Наверное, больше, чем лошадь, никто не работает, но о ее работе никто не знает, потому что у лошади нет пресс-службы, — начал свою вступительную речь с шутки Минниханов. — У нас мощная информационная поддержка, о Татарстане знают многие».

Фронин, который на правах руководителя клуба модерировал общение, начал первым, зачитав вопрос, очевидно, поступивший заранее. Президента РТ спрашивали про чемпионат рабочих профессий WorldSkills, который Казань примет в 2019 году. Минниханов начал философствовать издалека: «Если взять тот потенциал, который есть, это заслуга не только тех людей, которые сейчас работают. Республика — мощный агропромышленный регион нашей страны. Если есть какие-то успехи, то не просто так все появилось. Были наши предшественники, особенно во времена работы Табеева, Усманова», — отдал должное татарстанский лидер предыдущим руководителям региона. — Основные проекты были реализованы в советское время. Заслуга Минтимера Шариповича, наша заслуга — мы сумели сохранить потенциал, который у нас есть».

И все-таки главное, чем обладает республика, заметил Минниханов, переходя к основной теме, — это люди. А в нынешнее время не последнее место должны занять успешно забытые в 90-е люди рабочих профессий. «Сейчас этот человек по интеллекту должен соответствовать человеку, который имеет инженерное образование. Современные технологии, производство требуют очень высокой квалификации», — продолжал Рустам Нургалиевич.

Медаль «За доблестный труд» Рустам Минниханов вручил главному редактору «Российской газеты» Владиславу Фронину

Он напомнил, что для развития экономики, прихода новых инвесторов нужны не только инновационные площадки, технопарки, индустриальные площадки, но еще и серьезные специалисты. «Мы приняли решение создать 25 ресурсных центров — центров подготовки специалистов, которые сегодня очень нужны, — пояснил президент РТ. — Мы уже сегодня имеем 14 таких центров. Работа должна быть продолжена». Собственно, весь лучший мировой опыт по рабочим специальностям — это WorldSkills. Однако Минниханов подчеркнул, что цель была не только в том, чтобы заполучить чемпионат, гораздо важнее хорошо выступить. «Сегодня Россия где-то внизу, у нас пока нет опыта, — с сожалением констатировал Минниханов. — Но у нас есть время. За это время мы должны создать целую школу подготовки специалистов, чтобы они сумели конкурировать на мировом уровне».

Удастся ли достигнуть столь амбициозной задачи — за пару лет воспитать квалифицированных рабочих мирового уровня — покажет сам чемпионат в 2019 году. Вообще, путь России в WorldSkills пока слишком короткий. В 2013 году сборная страны приняла участие в чемпионате мира в Лейпциге. Результат — последнее, 41-е место, которое Россия разделила с Чили, Эстонией, Исландией, Кувейтом, Оманом и Саудовской Аравией.

Что касается мероприятий в Казани, то и это, по всей видимости, не последнее грандиозное событие, которое примет республика. Во всяком случае, так можно трактовать слова Минниханова: «Надо находить какие-то события, которые бы позволили Казани двигаться вперед».

Певец Ринат Ибрагимов и телеведущий Максим Шарафутдинов

«ПАДАТЬ НЕ БУДЕМ, ДОЛЖНЫ РАСТИ»

Первой из участников встречи удалось задать вопрос корреспонденту «БИЗНЕС Online», которая попросила президента РТ оценить экономическую ситуацию в России и Татарстане, дать прогноз на следующий год и прокомментировать замаячивший дефицит бюджета РТ. Минниханов вспомнил о набивших оскомину санкциях, которые, безусловно, повлияли на экономику и страны, и республики. «Ведь нам очень важно иметь доступ к капиталу, — пояснил он. — Сегодня наша банковская система пока в достаточной мере не может обеспечить необходимыми инвестициями. Нам важно 25 - 30 процентов ВРП иметь инвестиций в основной капитал. Может, в этот год это не так важно, но на будущий год это важный параметр». Еще одна болевая точка из-за санкций — сложность доступа к технологиям. «С одной стороны, мы имеем возможность открывать наши научные центры, но многие проекты очень быстро не получаются», — казалось, Рустам Нургалиевич становился все мрачнее и мрачнее с каждой следующей фразой.

Вероятно, слабым светом в конце этого тоннеля показался президенту РТ следующий год, когда он ожидает «какого-то роста». Ведь уже и в этом году, напомнил Минниханов, доход бюджета превысил прошлогодний на 20 миллиардов. Вот только в долларовом эквиваленте цифры снова идут вниз. «Но тем не менее все наши бюджетные задачи мы решили, все программы завершили. На следующий год мы сохранили наши инвестиционные программы, в том числе есть ряд проектов, которые реализуются нашими крупными компаниями. Во всяком случае, падать не будем, должны расти», — обнадеживающе заключил глава республики.

Вопросов было не так много, а кто-то и вовсе, получив микрофон, не задавал вопросов, а просто высказывал некое пожелание

Еще один вопрос из финансовой сферы касался исламского банкинга. Минниханов уверен, что Россия просто обязана использовать потенциал исламского мира, тем более в нынешней сложной ситуации, когда доступ к финансам ограничен. Еще один довод в пользу исламского банкинга — он существует не только в странах исламского мира, но и в Англии. Поэтому Минниханов уверен, что окно в исламский мир надо прорубать через такие регионы, как сам Татарстан, так и Башкортостан, Чечня, Дагестан. «Наша страна Россия должна использовать потенциал, который есть в исламском мире. Для этого должен быть диалог», — отметил глава региона.

Видимо, другое мнение пока превалирует в правительстве РФ. Как заявил нашему корреспонденту на форуме ВТБ «Россия зовет!» министр экономического развития Алексей Улюкаев, подобные инициативы в правительстве не рассматриваются, да и законопроектов тоже нет.

СТРОИТЕЛЬСТВО ВСМ: «ДВА ГОДА МЫ ПОТЕРЯЛИ, ОНИ ПРОШЛИ В ОБСУЖДЕНИЯХ»

Следующий вопрос про ВСМ вновь задавал Фронин от какого-то анонима. «Прошли два года в обсуждениях, нужно или нет. Наконец, решение правительства вышло. Но два года мы потеряли», — сожалел Рустам Нургалиевич. И это понятно, проект так распиарили, столько раз обсудили, но... своего российского триллиона не нашли. Поэтому к условленному сроку чемпионата мира по футболу высокоскоростной магистрали не будет, тем более и сам президент РФ Владимир Путин обещал дотянуть трассу до Казани только к 2020 году. У Минниханова на проект большие надежды: «Это очень инновационные решения: нужны будут новые материалы, новые специалисты, совершенно другим будет подвижной состав. Это еще будет локомотивом или толчком для нашего машиностроения, строительного комплекса».

Фронин в шутку и вовсе предложил тянуть подземную дорогу, мол, казанские метростроители справятся: «Хуснуллин говорил, что с помощью казанских метростроителей уже столько построили метро, что протяженность как до Казани. Так, может, подземную дорогу?»

Кроме утопической «подземки» Минниханову предложили организовать пресс-тур, совмещенный с мастер-классом, по Волге от Казани до Дербента. Говорили, что глава Дагестана Рамазан Абдуллатипов идею одобрил. «Тогда я тоже поддерживаю. Разве я могу не поддерживать Абдуллатипова?» — ответил Рустам Нургалиевич. «А как же пресс-тур в Татарстан?» — поинтересовался Фронин. Оказалось, что на такие пресс-туры по большей части приглашают иностранных журналистов. Так продвигают туристическую отрасль республики. «Сегодня надо раскрывать потенциал ОЭЗ «Алабуга», Иннополиса, КИП «Мастер». Конечно, пресс-туры важны и нужны», — согласился Минниханов.

«ЕСЛИ КТО-ТО СКАЗАЛ, ЧТО ТАТАРСТАН — ЭТО ЛОГОВО ВАХХАБИТОВ, ЭТО СОВЕРШЕННО НЕ ПРАВДА»

Еще один злободневный вопрос касался ИГИЛ (террористическая группировка, деятельность которой запрещена в ряде стран, в том числе в Россииприм. ред.) и, в частности, ситуации в татарстанской умме, подавления радикальных течений. Тем более у всех еще свежи в памяти события 2012 года, когда был убит мусульманский деятель Валиулла Якупов, а также совершено покушение на муфтия Илдуса Фаизова. «Те события, которые произошли у нас в республике, — это наше упущение, — признал Минниханов. — Мы на некотором этапе развития нашей республики упустили эти вопросы. Многие наши молодые люди оказались в тех странах, где эти течения имеют особую силу. Приехали со своими новыми убеждениями, нашли сторонников. Мы как люди очень демократичные не вникали в эти вопросы. Мы думали, что они такие же мусульмане, ходят в мечеть, молятся. Оказалось, что это другие люди с другими интересами и задачами. К ним примкнули люди с уголовным прошлым, какими-то психическими отклонениями».

По словам президента РТ, удалось всех участников теракта установить. «Кто-то оказался там, где должен быть, кто-то — на другом свете. Самое главное заключается в том, что мир, согласие и стабильность — основа развития и привлекательности нашего региона», — заявил Минниханов. В настоящее время, уверен он, ситуация под контролем, тем более большую работу проводит ДУМ РТ, ограничивая доступ радикалов к культовым объектам республики, проводя аттестацию. Не менее важна образовательная работа. В этой связи было решено создать Болгарскую академию. «Ситуация под контролем. Традиционный ислам, который существовал в республике столетиями, должен оставаться таким. Если кто-то сказал, что Татарстан — это логово ваххабитов, это совершенно не правда», — заверил президент РТ.

Главной интригой вечера стал ответ Минниханова на вопрос о том, что же будет после 2016 года, когда, по сути, название «президент» должно быть унифицировано со всеми остальными главами субъектов

ИНСТИТУТУ ПРЕЗИДЕНТСТВА В ТАТАРСТАНЕ БЫТЬ

И все-таки, пожалуй, главной интригой вечера стал ответ Минниханова на вопрос о том, что же будет после 2016 года, когда, по сути, название «президент» должно быть унифицировано со всеми остальными главами субъектов. Если раньше президент РТ высказывался на эту тему крайне осторожно и обтекаемо, то на этот раз ответ был предельно конкретным: «В этот срок руководитель Татарстана будет называться президентом», — заявил Минниханов, чем, надо сказать, вызвал аплодисменты в зале. Дальнейших пояснений, впрочем, не последовало.

Напомним, что в конце 2014 года, когда уже абсолютно все республики переименовали своих руководителей в глав субъектов в соответствии с поправками 2010 года к закону «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ», Госдума РФ установила годичный мораторий на действие закона. Решение дало возможность не менять название должности перед выборами в Татарстане — других региональных президентов в стране больше не осталось.

К слову, голосовала Госдума РФ после того, как на форуме в Селигере президент РФ Владимир Путин, отвечая на вопрос о том, когда будет установлен единый институт президентства в России, заметил, что это дело самого народа. По его словам, Татарстан является полноценным субъектом Российской Федерации, а в стране установлено именно федеративное устройство. Путин заключил свою короткую речь так: «Как назвать высшее должностное лицо — это прежде всего ваше дело, дело тех граждан России, которые проживают в Республике Татарстан».

014.jpg
Директор филиала ОАО ТРК «Новый век» в Москве Дина Газалиева и музыкальный продюсер Бари Алибасов

Однако конец моратория — 1 января 2016 года. Вопрос, кто будет руководить Татарстаном — президент или, скажем, глава, продолжает беспокоить элиту. Так, госсоветник Татарстана Минтимер Шаймиев на инаугурации Минниханова заявил: «Людям нравится как сам президент, так и название высшего должностного лица нашей республики — президент!» Эти слова первого президента РТ потонули в овации. «Это очень важно для многонациональной республики, — добавил Шаймиев. — Это название нас объединяет, сильно объединяет. Скажу почему — потому что это слово не подлежит переводу ни на татарский, ни на русский языки. Вот где еще сила и авторитет!» Наконец, он пожелал Минниханову встретить 100-летие Татарстана в нынешнем статусе.

Но вот теперь до конца президентской должности в Татарстане остается 50 дней — и вдруг звучит уверенное заявление. Пресс-служба президента РТ никак его не комментирует: «Президент сказал то, что он сказал», — заявили корреспонденту «БИЗНЕС Online». Очевидно, вчера Минниханов раскрыл пока еще никому не известные договоренности с федеральным центром. В какой форме они будут реализованы, пока остается только гадать.

Для гостей организовали небольшую концертную программу

«КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ЯЗЫК СВОЕЙ МАТЕРИ»

Наконец, Минниханова попросили оценить ситуацию с развитием татарского языка в республике. Как известно, действует госпрограмма «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы». Например, в 2014 году в рамках нее было потрачено 167,4 млн. рублей. «Сказать, что мы удовлетворены, как все развивается... Наверное, нет, не удовлетворены. Я считаю, что нам очень сложно решить эту задачу», — заявил Минниханов. Проблема, по его мнению, в том числе в воспитании: «У нас не хватает того, чтобы родители разговаривали в семье на татарском. Я один этот вопрос не решу, — развел руками глава республики. — Элементарное знание языка мы даем, но каждый человек должен знать язык своей матери. Если в семье ты не общаешься на языке матери, то невозможно в школе научиться... Язык — это наша самобытность, наша культура».

На этом заседание медиаклуба можно было считать завершенным. Для гостей организовали небольшую концертную программу и предоставили время для личного общения между собой за чаем.