Когда доделают дорогу между Казанью и Челнами с разделительной полосой, мэр автограда собирается выйти с инициативой поменять скоростной режим на этой трассе, чтобы повысить связность между столицей РТ и столицей Камской агломерации, каковой себя видят в Челнах. Этим и другими планами, связанными со «Стратегией-2030», поделился Наиль Магдеев на интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online». Также он рассказал, как создавал в Бугульме театр им. Баталова, и объяснил, почему ФК «КАМАЗ» упал на дно ФНЛ и стоит ли ему надеяться на помощь местных олигархов.
Наиль Магдеев: «Челны будут лидером. В этом сомнений нет» |
«ГОТОВЬСЯ, НАИЛЬ ГАМБАРОВИЧ, ЧТО БУДЕШЬ ХОДИТЬ ПО СУДАМ»
— Сразу пять вопросов пришло от читателей по транспортной реформе, инициатором которой стали именно вы, Наиль Гамбарович. Взамен маленьких Ford на линию выходят автобусы большой вместимости «НЕФАЗ», которые работают на экологически чистом виде топлива — метане. Но сократить число Ford до нужного объема до сих пор не удается, а большие автобусы еще не все вышли на маршруты. Читатели жалуются на дефицит автобусов в часы пик и спрашивают, когда же настанет долгожданный порядок в сфере общественного транспорта.
— Мы тоже хотим порядка, но в организации городских пассажирских перевозок провести реформу за один месяц невозможно. Это Явлинский реформу за 500 дней нам обещал. Казань на это потратила достаточно длительное время. И мы тоже должны этой болезнью переболеть. Мне как-то Ильсур Раисович Метшин сказал: «Готовься, Наиль Гамбарович, к тому, что будешь ходить по судам, будут соответствующие публикации». Но ничего. У нас нервы крепкие. Мы будем постепенно в рамках правового поля работать. У нас ведь 19 маршрутов в городе, из них только на 6 работает муниципальный транспорт. Сформировался пул из частных предпринимателей, которые объединились под условия, определенные конкурсом. Но те, кто посчитал, что в этот пул вступать не будут, инициируют судебные иски, оспаривают итоги аукциона. Если мы не правы, это определит суд и мы еще раз проведем аукцион. Но мы считаем, что наше дело правое. Это экология, экономика, условия перемещения пассажиров, безопасность. Женщины с колясками, инвалиды ни зайти, ни выйти не могут в микроавтобусы, по социальным проездным они не возят. Так не может больше продолжаться!
Да, была допущена определенная стратегическая ошибка, когда в Челнах закрыли пассажирское автотранспортное предприятие. Мы сегодня в условиях кризиса, падения промпроизводства создаем ПАТП. В лизинг по федеральной программе приобрели 190 автобусов «НЕФАЗ», оказав тем самым реальную поддержку КАМАЗу. Предприятие решили организовать на базе МУП «Электротранспорт», чтобы не создавать конкуренцию — между автобусами и трамваями не должно быть борьбы за пассажиров. Это как пальцы одной руки — компания может закрыть свою сетку в одном месте за счет трамвайного движения, а в другом, где нет трамвайных линий, будет покрывать автобусами.
«Все города-полумиллионники на автобусах большой вместимости ездят» |
— При взгляде со стороны в больших автобусах почти всегда пусто, едут четыре-пять человек даже в часы пик. Как это сказывается на экономике ООО «Электротранспорт»? Есть ли бизнес-план, когда МУП «Электротранспорт» выйдет на безубыточность? Что будет делать муниципалитет, чтобы исправить ситуацию? Будет ли продолжена политика ухода от автобусов малой вместимости? И, кстати, почему новые большие автобусы всегда ездят грязными? У МУП нет мойки или воды? (Сиринэ Гилязетдинова)
— Бизнес-план есть. Во-первых, надо навести порядок, чтобы на маршрутах не было «левых» автобусов. Специалисты Санкт-Петербургского проектного института, которые исследовали пассажиропоток в Челнах и создавали маршрутную сетку для Казани, Сочи и других городов, обнаружили, что у нас порядка 200 автобусов работают нелегально. Это теневой бизнес. Чтобы с ним бороться, придется настойчиво работать всеми законными методами. Тогда появятся пассажиры, которые будут платить законным перевозчикам, и экономика «Электротранспорта» не будет страдать. Вот это трудная задача. Можно было за нее не браться, конечно, сказать: других забот полно. Но мы на потом откладывать не можем. Может, и у нас где-то ошибки есть. Но в принципе путь правильный. Все города-полумиллионники на автобусах большой вместимости ездят.
По поводу мойки: на новой базе нет моечного комплекса, в связи с этим заключен договор с ООО «ПАК» и ООО «РариТЭК» на строительство моющего центра. На базе трамвайного управления реконструирован моечный отдел под автобусы.
«АКВАПАРК С ТЕАТРОМ НЕЛЬЗЯ СТАВИТЬ НА ОДНУ СТУПЕНЬ»
— Расскажите, а что происходит в городе с демографией и миграцией? В Челнах количество жителей сокращается?
— Нет, мы растем. 524 тысячи жителей в Челнах. Лет 5 назад было 511 тысяч.
— Но наверняка у вас рождается меньше, чем уезжает молодежи или умирает.
— Рождаемость у нас вообще рекордная — 8800 - 8900 человек в год. А молодежь не только из Челнов уезжает. Если будут созданы нормальные условия: детские сады, школы, развлекательные, культурные учреждения, никто не уедет. Челны — это столица для 10 - 15 районов с совокупным населением в миллион. В Челнах есть определенный набор услуг, которых нет в этих районах. Это торговые центры, театры... Конечно, достойного для полумиллионного города зданий ни татарского, ни русского драмтеатра нет. Концертный зал, цирк стационарный, картинная галерея нужны. Челны ничем не хуже областных городов, в которых все это есть.
— А будут ли театры в Челнах востребованы? Ведь ни одному из руководителей Челнов не удалось еще решить проблему со строительством здания для русского, татарского и кукольного театров. Еще при Беляеве строительство здания шло полным ходом, но, долго простояв недостроем, оно превратилось в ТЦ «Палитра». Вы в Бугульме смогли решить этот вопрос. Причем в кризис, когда не до театра было. Ставите ли вы себе цель решить этот вопрос?
— Во время наших встреч с Рустамом Нургалиевичем вопрос театра в Челнах обсуждается. У него есть понимание ситуации. Думаю, рано или поздно эти мысли лягут на бумагу. В городе зарезервирована территория площадью 1,4 гектара под размещение здания театра в 15 микрорайоне. Стоимость проекта хорошего театра оценивается в пределах 600 - 700 миллионов рублей. Тем более у меня есть опыт работы в строительстве театров. Когда я был мэром Бугульмы, мне удалось президенту Минтимеру Шариповичу Шаймиеву доказать, что городу нужен русский драматический театр. Зданию бугульминского театра более 100 лет, там начинал свою деятельность народный артист СССР Алексей Баталов. Он жил там с мамой в эвакуации. И первая фраза его была произнесена с этой сцены: «Кушать подано». Минтимер Шарипович согласился с моим предложением о присвоении театру имени Баталова. Я тогда позвонил Алексею Владимировичу, переговорил с ним. Он говорит: «Милый человек, ну как можно при жизни театр называть. Меня же не поймут». А я сразу представил, как буду перед Минтимером Шариповичем объясняться. Он же меня упрекнул бы в том, что я с Баталовым не смог договориться. И Баталов приехал. И первое, что он сделал, когда зашел в театр, поцеловал сцену и заплакал. Потом я ездил во ВГИК на его 80-летие. Познакомился там с режиссером Марленом Хуциевым, со многими известными актерами. И, взяв слово, сказал, что Бугульма — это родной город Баталова, потому что он там получил путевку в жизнь как актер. На это Марлен Хуциев полушутя заметил: «Ну да, по случаю поехал и прикупил театр для себя».
— А вы не хотите голосование среди жителей провести и спросить, что нужно городу: театр, мультиплекс, аквапарк, зоопарк? У нас несколько вопросов от читателей, которые хотят видеть в Челнах аквапарк. Ведется ли работа по привлечению в город крупного инвестора? Современный аквапарк в Закамье, где население больше 1 миллиона, мог бы привлечь в том числе туристов, что также бы увеличило доходную часть бюджета города. (Vener)
— Аквапарк нужен. Но его с театром нельзя ставить на одну ступень. В театре для души развлечение, а там для тела... и для души. Вопрос с аквапарком находится в проработке, но пока инвестора нет.
«ЧТО ДЕЛАТЬ С ФУТБОЛОМ? ИГРАТЬ НАДО ЛУЧШЕ»
— Многие хотят знать, что с футболом в городе случилось? В свое время ФК «КАМАЗ» выступал в еврокубках, ХК «Челны» — в первой лиге. Это самые популярные виды спорта в мире. Сейчас команды на ладан дышат. Что будет сделано, чтобы возродить в Челнах футбол и хоккей на достойном уровне? (Илья Богачев) Вопрос не праздный. Вам самим не обидно, что команда на последнем месте?
— На предпоследнем. На последнем «Торпедо». Вы таблицу внимательно смотрите. Думаю, это период становления в первой лиге. Будем делать все, чтобы закрепиться, не вылететь во вторую лигу. Что касается хоккея, клуб «Челны», выступающий в этом сезоне в группе Б молодежной хоккейной лиги, на 85 процентов состоит из воспитанников одноименной городской спортивной школы. Таким образом, соблюдается принцип преемственности в подготовке хоккеистов от начального до профессионального уровня.
— Что надо делать, по вашему мнению, чтобы футболисты не вылетели? Может, бюджета, тренеров не хватает?
— Играть надо лучше. Базы и бюджета — да, не хватает. Но это не говорит, что проект под названием «Футбол» закроется.
«Чтобы играть прилично, нужно порядка 150 - 200 миллионов рублей. Команда пока обеспечена финансированием в 50 миллионов» |
— Какой бюджет у команды?
— Чтобы играть прилично, нужно порядка 150 - 200 миллионов рублей. Команда пока обеспечена финансированием в 50 миллионов. Это республика выделила средства. Но город тоже занимается этим вопросом.
— А почему не создать попечительский совет, пригласить крупных бизнесменов: Миронова, Гайнуллова, Махеева? Пусть скинутся, будут спонсорами. Почему КАМАЗ в этот социальный проект не вкладывается? Ведь сумма не такая большая. У вас же сидят капиталисты-миллиардеры, которые ни копейки не вкладывают в социальные проекты и кормятся за счет города!
— Мы сегодня и занимаемся поиском неравнодушных людей. Но на КАМАЗе ситуация непростая.
— Стадион «КАМАЗ» после реконструкции планировали открыть ко Дню республики. Но он до сих пор закрыт. Какие-то проблемы с финансированием возникли?
— С финансированием проблем нет. Бюджет был определен в размере 200 миллионов рублей. Речь идет о получении разрешений по линии РФС, оформлении документации. Места массового пребывания людей имеют определенные требования. Так что задержка только с этим связана.
— А почему вы в систему «Рубина» не встроитесь? Тогда бы «Рубин» давал своих игроков вам как фармклубу.
— На заседании попечительского совета «Рубина» вопрос о состоянии дел в челнинском футболе рассматривался. Это было буквально полгода тому назад. Мы предложили четко выстроить пирамиду: «Рубин» — вершина, ФК «КАМАЗ» — первая лига и «Нефтехимик» — вторая лига. И обеспечить должную подпитку благодаря детско-юношеским футбольным школам. Может, новый президент «Рубина» уважаемый Ильсур Раисович пойдет по этой концепции.
— Но тут такой момент: «Нефтехимик» в шаге от входа в первую лигу, а «КАМАЗ» — в шаге от вылета из нее. Не обидно полумиллионным Челнам быть позади 200-тысячного Нижнекамска?
— Будем совместно работать, одеяло перетягивать не будем. Президент Татарстана вместе с президентом футбольного клуба все расставят по своим местам — кому быть в первой лиге, кому во второй.
— Но там ведь действует спортивный принцип!
— Безусловно! Значит, по спортивному принципу и будем бороться за сохранение места в ФНЛ.
ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ
— Хотелось озвучить вопрос от лица журналистского сообщества Челнов. В сентябре в Челнах избрали новый состав горсовета, сформировали пять постоянных комиссий, избрали председателей. Но журналистов на заседания этих комиссий упорно не приглашали. Как, впрочем, и на последние заседания комиссий предыдущего созыва. В регламенте горсовета указано, что работа по взаимодействию со СМИ и обеспечению доступа граждан и организаций к информации о деятельности депутатов строится на принципах информационной открытости. Получается, эта открытость существует только на бумаге? Заметим также, что заседания комиссий горсовета были открыты всегда: и при Алтынбаеве, и при Хамадееве, и при Халикове, и при Шайхразиеве. Какие тайны от народа есть у слуг народа и лично у господина Магдеева?
— Эти комиссии так интересны для вас?
— Конечно. Народ должен знать, какие вопросы обсуждают народные избранники.
— Я вас услышал. Будем приглашать. Председатель комиссии в данном случае будет принимать решение. Он имеет право такие решения принимать. С коллегами обменяемся мнениями. Но могут быть и закрытые совещания с вопросами, которые требуют обсуждения только с депутатами.
«Я не испытываю неудобства от того, что работа мэра открыта. Да, мы можем ошибаться, но мы свои ошибки можем исправить» |
— К слову об информационной открытости. Через какие каналы связи до вас можно донести информацию о замеченных проблемах в городе? (Vener)
— По всем. Я вам сейчас покажу, чтобы не быть голословным, что мне на электронную почту написал сегодня один челнинец. «Наиль Гамбарович, вчера, проезжая по проспекту Тукая, увидел, что рабочие продолжают укладывать пешеходную дорожку вдоль реки Мелекески за 10-м комплексом. Сейчас на улице стоит сырая погода. Прошу вас поручить подрядным организациям в работе руководствоваться не только утвержденными сроками, но погодными условиями, чтобы результат вашей работы, а именно о вас будут вспоминать, прогуливаясь по этой дорожке, прослужил долго, а не потребовал ремонта уже через полгода, как это бывало с вашим предшественником. Желаю вам успехов». Я пишу Ринату Азгаровичу Абдуллину: «Прошу учесть в работе. Необходимо организовать контроль за качеством работы». Мы в воскресенье собираемся с ним выехать и проконтролировать. Вот один из примеров — человек написал мне на электронную почту.
— Год назад вы говорили журналистам, что не планируете вести блог мэра. Мол, есть «Народный контроль», электронная почта мэрии. Но потом вы все же решили открыть свою страницу «ВКонтакте». Что вас побудило?
— Я тоже меняюсь! Надо иметь больше информации. Вот вчера написали: «Добрый вечер, Наиль Гамбарович! Обращаюсь к вам от имени жильцов такого-то дома такого-то подъезда. Помогите разобраться в сложившейся ситуации. В нашем подъезде температура горячей воды не соответствует установленным нормам, она практически холодная». Пишу Абдуллину: «Руководителю аппарата взять на контроль». Так что мы открыты.
«ЧЕЛНЫ ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ — ЭТО ГОРОД АВТОМОБИЛЕСТРОИТЕЛЕЙ»
— Шайхразиев был очень креативным главой города, а чем вы решили покорить город и горожан? (Светлана Ф.)
— Работой. Наверное, задача любого мэра не столько быть креативным, хотя это тоже хорошее качество, сколько решать повседневные хозяйственные вопросы, которые возникают в жизни города.
— А давайте попробуем немного посмотреть на Челны с креативной точки зрения. Челны как центр Набережночелнинской агломерации с населением более 1 миллиона человек смогут стать лидером республики? Какими вы видите Набережные Челны через 50 лет? (Vener) Ну или хотя бы через 10 лет.
— Челны будут лидером. В этом сомнений нет. КАМАЗ будет нормально работать. Я верю в КАМАЗ и его команду. Я, работая в республике, до конца не представлял, насколько сильна команда КАМАЗа. На всех уровнях система выстроена. Сергей Анатольевич Когогин — системный человек. Умеет работать с министерствами и ведомствами, с правительством России. Сильный лоббист, использует возможности и федерального правительства, и регионального.
Думаю, Челны через десяток лет — это по-прежнему город автомобилестроителей, город с достойными условиями жизни. И театры будут, и общественные пространства будут соответствовать полумиллионному городу. Думаю, что и население подрастет до 650 тысяч. И сейчас цифра в 524 тысячи условная. Проспект Яшьлек заканчивается, а за ним начинается частный сектор, все жители которого прописаны в Тукаевском районе. То есть его отделяет от города только улица. Вот прибавьте. И границы города могут измениться.
«КАМАЗ будет нормально работать. Я верю в КАМАЗ и его команду» |
— Какое место уделяется Челнам в «Стратегии-2030»? (Габдельхай Шамсутдинов)
— Наш город занимает ключевое место, и на него возлагаются особые надежды. С 14 апреля 2015 года специалисты Набережночелнинского института КФУ совместно с исполкомом начали разработку проекта стратегии развития Челнов. Главная ее цель — обеспечение качества жизни нынешних и будущих поколений горожан на основе устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности Набережных Челнов. Именно человек является носителем самого главного капитала экономики будущего — человеческого капитала. Особенно важно создание условий, при которых он востребован обществом и может успешно функционировать, обустройство комфортного пространства для его развития. Мы все должны делать для людей, поскольку в отсутствие человека невозможно реализовать никакие, даже самые амбициозные, планы. По итогам встреч с инициативными гражданами сформирована «Народная глава», в которой учтены их предложения по направлениям: жизнеобеспечение, городская сплоченность, предпринимательство, самореализация граждан. На официальном сайте города создана вкладка «Стратегия-2030», где обеспечена возможность обратной связи для учета мнения горожан. Завершен второй этап разработки проекта. В настоящее время приступили к разработке третьего этапа. Думаю, до конца года мы выйдем на то, чтобы ее принять. Народное обсуждение будет ориентировочно в конце ноября.
— В стратегии же один из ключевых пунктов — повышение взаимосвязи между Казанью, Челнами и Альметьевском. Для этого нужна какая-то скоростная магистраль. Как вы считаете, насколько реально ее построить?
— Думаю, когда доделают дорогу между Казанью и Челнами с разделительной полосой, можно будет выйти с инициативой поменять скоростной режим.
— ВСМ пройдет через Челны?
— Да, по одному из вариантов ВСМ должна была пройти через Челны. Но это все равно будут два разных города.
«Школу строим, ставится задача к 1 сентября 2016 года ее открыть» |
«Я ВООБЩЕ ЛЮБЛЮ С ЛЮДЬМИ РАБОТАТЬ»
— Острые для челнинцев вопросы хотелось бы еще озвучить. Объясните жителям 37 комплекса микрорайона «Прибрежный», почему произошла спешная замена проекта школы на 800 учащихся. 31 июля вы торжественно заложили капсулу в первый блок более 9 лет ожидаемой новой школы, а теперь мы из «тайной завесы» узнаем, что «на ходу» меняется ее проект, который уже обошелся казне города в более 5 миллионов рублей! Стало известно, что из-за изменения проекта школы не остается места для стадиона и спортивных площадок. Почему происходят такие таинственные метаморфозы? И во сколько государственных средств обошелся «новый проект»? За 11 месяцев кроме забора и дважды перерытого котлована пока ничего нет! А обещанная вами сдача социально значимого объекта должна состояться в августе 2016 года. Зачем нужны были такие перемены?! (Хафис Хайдерович)
— Школа как была на 800 мест, так и будет. Бассейна не будет. Он был в первом проекте. В связи с непростой экономической ситуацией было принято решение пересмотреть проект с целью его удешевления, и никакой «тайной завесы» в этом нет. При этом проектная мощность, площади, выделенные для стадиона и спортивных площадок, остаются без изменений. По сегодняшнему проекту бюджет определен: 500 миллионов рублей. Это типовая школа — не хуже и не лучше других. Временное снижение темпов производства работ связано с внесением изменений в проект школы, в настоящее время выполнены работы по разработке котлована и ведется заливка буронабивных свай. Школу строим, ставится задача к 1 сентября 2016 года ее открыть.
— После ремонта проспекта Сююмбике на нем либо исчезли, либо были некачественно переделаны пандусы, тщательно положенные Василем Шайхразиевым (впрочем, эта работа была начата еще Халиковым). Вы не любите коляски, велосипеды и роликовые коньки? (Виктор Армейский)
— Я все люблю, что касается жизни людей. Я вообще люблю с людьми работать. Там все укладывали специалисты. Я не думаю, что недостатки по всему проспекту Сююмбике, его принимала комиссия специалистов минтранса Татарстана, так как финансирование оттуда шло. Если эти недостатки есть, их можно исправить. Это некритично.
ОБДЕЛЕННЫЕ ВНИМАНИЕМ
— В плане благоустройства города основные проекты реализуются в новой его части. Что же касается поселков ГЭС и ЗЯБ, они обделены вниманием. Есть ли какие-то планы по ремонту дорог, обустройству скверов и парков в старой части города? (Иван Староверов)
— По программе «Парки и скверы-2015» в городе запланировано благоустройство шести парков, из которых четыре расположены в старой части города. Давайте будем реалистами и посмотрим, что было в парке «Сидоровском» в 2013 году. Его вообще не было. А сейчас этот парк не узнать. Пешеходный переход, который связывает ГЭС и Сидоровку, стал галереей первостроителей КАМАЗа. Там в полный рост фотографии на стенах, светло, чисто, навесы сделали. Не узнать! Сразу из перехода выходишь — парк «Комсомольский». Это парк, который закладывался еще во времена Юрия Ивановича Петрушина, Уела Галимовича Хусаинова. Дополнительные элементы появились в парке культуры и отдыха поселка ГЭС. Мы за него еще так рьяно не брались, как за другие парки, но он у нас на очереди. Дороги мы начали асфальтировать именно со старой части города в этом году. Сделали дороги-дублеры. Так что внимание к старой части города есть.
«По программе «Парки и скверы-2015» в городе запланировано благоустройство шести парков, из которых четыре расположены в старой части города» |
— Еще один крик души от жителя поселка ГЭС. Грузовой порт есть, а пляжа или даже спуска на реку Каму нет. Где отдыхать жителям ГЭСа? Нет пляжа или зоны отдыха и на речке Мелекеске, а велодорожка есть. (Ринат)
— Общая протяженность береговой линии на территории Челнов, подвергающейся ветровой и волновой эрозии, включая берега малых рек Челнинки, Мелекески и Шильны, составляет около 35 километров. Для защиты берегов необходимо провести полный комплекс берегоукрепительных и дноуглубительных работ вдоль прибрежной полосы.
Концепция инженерной защиты прибрежной зоны подготовлена, просчитана ориентировочная стоимость проектно-изыскательских работ по сооружениям Мелекесского залива, включая работы по строительству ливневой канализации, которая составляет 55 миллионов рублей. Для этого нужно привлекать средства из республиканского и федерального бюджетов.
— Не думаете внедрять программу платных парковок? Спрашивают, когда в Челнах начнут строить многоуровневые парковки? Без них решить проблему с машинами на тротуарах и вдоль внутренних дорог не получится. (Ирина) Одной из тем, на которую вы обратили внимание в первые дни руководства городом, были стихийные парковки во дворах. С тех пор в этом вопросе ничего не изменилось, автомобили все надежнее прописываются на тротуарах. Проблема не решается или она осталась вне круга интересов администрации? (Владислав Баранкин)
— На публичных слушаниях рассматривался земельный участок, предназначенный для строительства многоуровневой парковки на 300 мест в 31-м комплексе. Земля вынесена на аукцион. Вдоль Казанского проспекта и Сармановского тракта сформируется комплекс многоуровневых парковок различной мощности. Предполагается устройство парковок открытого типа и подземных гаражей под жилыми домами на территории 20, 25 и 26-го комплексов, где строительство ведет «Домкор».
В платных парковках, какие делают в Казани, пока, думаю, потребности нет. Парковки в микрорайонах — вот это проблема. И здесь нужен комплекс мероприятий. Нужны запретительные меры, связанные с парковкой на улицах, тогда машины будут вытесняться на стоянки. А куда им деваться? Пока это следующий этап, но этим надо в ближайшее время уже заниматься.
«В ТЕ ГОДЫ МЫ ЖИЛИ ПО БЮДЖЕТУ, СЕГОДНЯ — ПО СМЕТЕ»
— В чем отличие работы на посту мэра в 90-е годы и сейчас?
— Раньше у мэров было больше финансовых, организационных полномочий. В 90-х годах к нам прислушивались, нас слышали. И на уровне Российской Федерации, и на уровне республики. Но, к сожалению, в последние годы поменялась налоговая система. У нас были дополнительные доходы, формирование бюджета шло снизу вверх, сегодня — сверху вниз. В те годы мы жили по бюджету, сегодня живем по смете. Но, на мой взгляд, сегодняшняя ситуация в лучшую сторону изменилась. Коренным образом изменилось информационное поле — любой факт обсуждается. Свои плюсы есть в этом. Я не испытываю неудобства от того, что работа мэра открыта. Да, мы можем ошибаться, но мы свои ошибки можем исправить.
— Горожане как изменились? Их потребности?
— Люди к хорошему привыкают очень быстро. Поэтому когда происходит сбой в экономике, потреблении, начинается определенная неудовлетворенность жизнью, критика появляется. Справедливая критика. Запросы любого человека понятны: он сегодня хочет жить лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня. Это нужно воспринимать с пониманием.
— Вы были избраны на пост мэра депутатами горсовета. Как вы думаете, должны ли горожане выбирать мэра? (Vener) Вы готовы к такому порядку выборов?
— Готов. Если избрали бы — хорошо, если бы не избрали — ничего страшного. Кое-где в субъектах РФ и по партийным спискам не избирают.
«Мы готовим документ по предложению наших уважаемых мэров — создать совет старейшин» (на фото: Юрий Петрушин, Рафгат Алтынбаев, Ильдар Халиков и Василь Шайхразиев) |
— Кстати, в Челнах сложилась уникальная ситуация — по сей день живут и здравствуют пять мэров: Петрушин, Алтынбаев, Халиков, Шайхразиев и вы. Не думаете совет мэров создать?
— Мы готовим документ по предложению наших уважаемых мэров — создать совет старейшин. До конца года документ будет принят. Думаю, желание будет у всех. Я общаюсь с ними, встречаюсь. Они обращаются, приезжают к нам. Также пригласим руководителей крупных предприятий, которые ушли на заслуженный отдых. Есть же неформальные лидеры, которых признают и после ухода на пенсию. Думаю, надо сделать совет старейшин компактным, чтобы мы могли оперативно собираться. Максимум человек 15. Собираться будем по необходимости, когда надо будет посоветоваться. Должен быть мозговой штурм, чтобы люди с опытом давали ценные советы.
«НАДО СТАРАТЬСЯ БЫТЬ НАД СХВАТКОЙ»
— Наиль Гамбарович, вы назначаете совещания и встречи и в 7 утра, и в 8 вечера. У вас остается время на личные дела?
— Практически не остается, а если и остается, то посвящаешь время семье или находишь возможность заняться физкультурой — поплавать, прогуляться. Но рабочий график уже годами выработан: в субботу я весь день на работе, в воскресенье — до обеда. Обычно просыпаюсь в пять-полшестого. В 6 - 6:15 уже выезжаю на работу. И на работе я до 8, до полдевятого. Не понимаю, как можно много спать? Как вообще в жизни можно спать? Так всю жизнь проспишь! Жизнь и так коротка!
«Не понимаю, как можно много спать? Как вообще в жизни можно спать? Так всю жизнь проспишь!» |
— А жена ваша в Челны переехала?
— Переехала. Сейчас вот поехала за внуками. И внуки уже были у нас в гостях. Все посмотрели, все облазили. После них неделю в квартире убирались. Внучке 2 годика, внуку 10 лет. Живут в Москве.
— Газету «БИЗНЕС Online» читаете? Какие пожелания к нам есть?
— Да. Читаю каждый день. Пожелания — глубже копать и знать предмет. Это не для всех журналистов характерно. Иногда до сути надо докопаться, чтобы понять обе стороны конфликта. В любой ситуации не надо занимать чью-то сторону, надо стараться быть над схваткой.
— Спасибо вам за открытость, откровенность. Надеемся, что вы будете приезжать к нам на интернет-конференцию каждый год.
Подготовила Валентина Шистерова
Читайте также:
Наиль Магдеев: «Нам предрекали крах... Так что мы пуганые, нас уже ничем не испугаешь». Часть 1-я
Справка
Магдеев Наиль Гамбарович родился 12 октября 1959 года в Бугульме, ТАССР. Окончил Ленинградскую лесотехническую академию им. Кирова по специальности «инженер-механик» (1982). Кандидат политических наук.
1982 — инженер-механик ПО «Сергинолес», Тюменская область.
1982 - 1984 — инженер геофизической ремонтно-комплектовочной конторы треста «Татнефтегеофизика», Бугульма.
1984 - 1986 — секретарь комитета ВЛКСМ треста «Татнефтегеофизика», Бугульма.
01.1986 - 07.1986 — начальник механо-энергетического отдела треста «Татнефтегеофизика», Бугульма.
1986 - 1990 — заведующий идеологическим отделом горкома КПСС, Бугульма.
1990 - 1992 — первый заместитель председателя исполкома горсовета, Бугульма.
1992 - 1995 — заместитель главы администрации Бугульминского района и города Бугульмы по вопросам коммунального хозяйства.
1995 - 1996 — депутат Госсовета РТ, заместитель председателя комиссии по вопросам государственного строительства местного самоуправления и внешних связей.
1996 - 2005 — председатель Бугульминского объединенного совета народных депутатов, глава администрации Бугульминского района и города Бугульмы.
2005 - 2010 — глава Бугульминского муниципального района РТ, мэр города Бугульмы.
2010 - 2014 — министр лесного хозяйства РТ.
Октябрь 2014 года - сентябрь 2015 года — руководитель исполкома Набережных Челнов.
С сентября 2015 года — мэр Набережных Челнов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 48
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.