Как стало известно «БИЗНЕС Online», до конца года в Казани запустят новое интернет-издание — над ним уже несколько месяцев корпят экс-главред «Куража» и часть журналистов закрывшегося «Карла Фукса». СМИ, курируемое Наталией Фишман, будет «рассказывать о том, кто живет в Татарстане и как вернуть в Татарстан тех, кто уехал». Эксперты «БИЗНЕС Online» говорят, что ролевая модель проекта — это московский The Village и что подобное медиа останется на плаву только в случае бюджетной поддержки.
Наталия Фишман до конца года планирует запустить в Казани городское интернет-издание для креативного класса |
СМИ ПРО ТО, ГДЕ СЪЕСТЬ ФЕРМЕРСКИЕ СЭНДВИЧИ
Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», до конца года в Казани планируется запуск нового СМИ — городского интернет-издания для креативного класса. Инициатор проекта — помощник президента РТ Наталия Фишман. На должность главного редактора она пригласила Юлию Туранову — экс-главреда глянцевого журнала «Кураж» (покинула издание этим летом), а над контентом трудятся в том числе журналисты ушедшего в небытие журнала «Карл Фукс» и привлеченные авторы. Название проекта — «Рух» — в переводе с татарского языка означает «дух», «настроение». Слово, кстати, распространено в разных языках. На украинском и белорусском «рух» означает «общественное движение». Так что в наше неспокойное время проект Фишман может вызвать самые разные, в том числе политические, ассоциации, но создателей журнала это, видимо, не пугает.
Слухи о проекте на медиарынке Казани циркулировали давно, едва ли не с начала лета, но до поры до времени никак не комментировались Фишман, вообще соблюдался своего рода режим секретности. О своих медийных планах сама Фишман впервые публично объявила в конце сентября в интервью журналу «Афиша»: «Мы сейчас делаем новое городское медиа. Оно будет не только про Казань, но и в целом про города, жизнь в республике». Кстати, интересно выглядел приезд в Казань на прошлой неделе экс-главреда «Афиши» Юрия Сапрыкина, приглашенного Фишман, чтобы прочитать в центре современной культуры «Смена» лекцию. Как сообщила в своем Instagram Туранова, на протяжении трех дней (по некоторым данным, с утра до ночи) Сапрыкин «тренировал» команду нового издания. Судя по всему, создатель проекта и нанятые менеджеры вышли на финишную прямую, поэтому и стали допускать дозированные информационные вбросы.
Экс-главред «Афиши» Юрий Сапрыкин (в центре), приглашенный Фишман, три дня «тренировал» команду нового издания |
Кстати, сами Фишман и Туранова запуск медиапроекта официально все же не комментируют, сохраняя интригу и называя вопросы об источнике финансирования и учредителях преждевременными. Однако проект уже вышел на такой уровень, что «БИЗНЕС Online» не составило труда выяснить из близких к нему источников подробности концепции нового издания.
Во-первых, с высокой вероятностью можно говорить о том, что «Рух» будет подпитываться бюджетными (или околобюджетными) средствами (как вариант — деньгами госкомпаний), что изначально делает его высокорисковым и лишенным того, что креативный класс в той же Москве так ценит в прессе, — независмости от власти. Во-вторых, он не будет касаться сложных тем вроде политики или экономики. «Это будет медиа про городскую жизнь, не только в Казани, — рассказал один из источников. — Журнал о людях и городах Татарстана: места, люди, процессы, мнения, вещи, занятия — все, чем живет горожанин и что способно сделать его жизнь в городе лучше, комфортнее и интереснее. От изменений в городской среде, фестивалей еды и кино до пятерки лучших мест, где можно съесть фермерские сэндвичи». Команда нового медиа видит глобальную миссию в том, чтобы «рассказать о том, кто живет в Татарстане, и вернуть в Татарстан тех, кто уехал, привлечь в республику талантливых и инициативных людей, чтобы определить будущее региона». Словом, по формальным признакам задумано интернет-издание для креативного класса в региональном разрезе, это аналог московского The Village.
В качестве примера для концепции нового медиа был взят воронежский онлайн-журнал Downtown.ru |
По информации «БИЗНЕС Online», концепция «Руха» «срисована» с воронежского онлайн-журнала Downtown.ru — то же агентство, что разработало сайт для воронежцев, сотрудничает и с Фишман по вопросу нового казанского СМИ. Как указано на сайте, Downtown.ru — это проект, формирующий имидж Воронежа в глазах его жителей и гостей города. В издании публикуются статьи, например, о том, где в городе вкусно готовят ягненка, отчеты из Instagram по городским событиям, ответы на вопросы горожан, to-do-листы, городские новости и т. п. К консультациям по «Руху» активно привлекается главный редактор Downtown Алексей Болох. Недавно он приезжал в Казань. Рассказать о подробностях и условиях сотрудничества с Фишман он отказался.
Туранова (слева) и Фишман, судя по фотографиям в соцсетях, местом размещения редакции выбрали резиденцию «Штаб» |
КОГО ЗАМЕНИТ «РУХ»
На последнем фото, выложенном в Instagram Турановой, которая теперь появляется в медиаполе исключительного как «главный редактор интернет-издания», можно увидеть, похоже, всех сотрудников проекта. «Дорогая редакция», — подписала она фото, на котором за столом сидят 9 человек (впрочем, на проект работают и авторы-фрилансеры, которые ни разу не светились на общих фотографиях). По информации наших источников, заработная плата одного только главного редактора — 150 тыс. рублей в месяц. Судя по фотографиям в соцсетях, местом размещения редакция выбрала резиденцию «Штаб» на улице Татарстан. Его формальный создатель — Ярослав Муравьев, известный как владелец сайта KazanFirst.ru, директор фонда поддержки молодежных инициатив «Фактор будущего» и других проектов, получающих гранты от правительства РТ. Однако ни для кого не секрет, что «Штаб» — это структура, также созданная фактически на госденьги, для того чтобы иметь площадку для работы с молодежью, особенно с той ее частью, которая тяготеет к креативной индустрии и с так называемыми хипстерами.
Отметим, что «Рух» — не первая попытка создать городское СМИ с упором на молодежь либо на модную тусовку и ее окружение. Так, выходила печатная газета «Я etc.» (впрочем, рассчитанная больше на студенческую аудиторию). Самым ярким был проект InKazan, созданный в 2009 году владельцами казанского рекламного агентства «Оригами» и рассказывающий о жизни города через фото. Весной этого года стало известно, что работа редакции свернута до минимума (в сентябре на сайте InKazan было опубликовано два материала, а в октябре — один). Причиной этого редактор Антон Глухов называет общую экономическую ситуацию в стране, снижение рекламных доходов и отсутствие перспектив в ближайшем будущем.
Попытка создать городское СМИ с упором на молодежь — не первая в Казани. Самым ярким был проект InKazan |
Самой скандальной попыткой был, пожалуй, выпуск журнала для хипстеров «Карл Фукс» (под командованием Артема Тюрина, паралельно отвечающего за главный идеологический журнал республиканской элиты — «Татарстан»). Бюджет РТ пару лет назад выделил на это 9 млн. рублей, которые были израсходованы за полгода... Интересно, что «Карл Фукс» пришел на смену легендарной в свое время газете холдинга «Татмедиа» — «Молодежь Татарстана», просуществовавшей 95 лет. Ее прекратили издавать 1 января 2014 года. Давно созревавшее решение топ-менеджмент ОАО «Татмедиа» объяснил отсутствием у издания внятной концепции и перспектив.
Отметим, что в целом финансовый поток, который в Татарстане ежегодно переваривают госСМИ, сопоставим с бюджетом, например, Нижнекамска — третьего по величине города республики (1,3 млрд. на 2013 год). Для иллюстрации: в 2013-м Татарстан направил по статье «Информирование о деятельности органов государственной власти» около 1 млрд. рублей. Еще по 1,1 млрд. рублей запланировано потратить в 2014 - 2016 годах. Справедливости ради заметим, что примерно половина из этих сумм (ежегодно — порядка полумиллиарда) уходит на содержание национального телеканала «ТНВ», который контролируется ТАИФом. Однако, видимо, ответственные за пропаганду и идеологию товарищи из местного Кремля остро ощущают ограниченность модели и степень влияния на умы традиционных подконтрольных СМИ, поэтому так упорно поддерживают одну за другой попытки создать некий новый — альтернативный татмедиавским — продукт с мыслью: а вдруг в этот раз получится?..
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ГОРОДСКИЕ ГАЗЕТЫ
В России сегодня не так много известных на всю страну городских нишевых СМИ, которые работают на специфическую, так называемую модную, в том числе молодежную, аудиторию. Одно из них — московское городское интернет-издание The Village — «гид по новому городу, в котором хочется жить, который хочется менять к лучшему». У него есть и филиал в Северной столице — «The Village Петербург».
Все другие СМИ — региональной популярности. Например, питерская интернет-газета о городе «Бумага» (существует с 2012 года) — «локальная интернет-газета, поднимает темы, которые малоинтересны крупным городским СМИ, и находит героев, которые меняют город к лучшему». У издания сильный уклон в проблемы образования и студенчества. По данным The Village, составившего рейтинг городских СМИ в регионах, «Бумага» зарабатывает на медийной рекламе, спецпроектах с местным бизнесом, а также на смежных услугах вроде организации мероприятий, SMM и копирайта, выступая как рекламное агентство.
Уже упомянутый воронежский проект Downtown был создан по идее одного из основателей интерактивного агентства «Мануфактура» (агентство работает с большими федеральными заказами, имея клиентов вроде Red Keds или Digital October) и запущен в 2012 году. «Мы не поднимали имидж города, мы его создавали, — цитирует The Village сооснователя и идеолога проекта Дмитрия Провоторова. — Потому что сначала было сложно найти тех, кто бы понял, что нам нужно: все привыкли к классическим местным СМИ. Нашей же главной задачей было удержать таланты в городе, не дать им уехать. Для этого мы и работали, создавая некий отдельный мир, в который постепенно проникал весь город». Проект существует за счет рекламы и частных инвестиций. В его развитие инвестирует агентство «Мануфактура».
В России не так много городских нишевых СМИ, известных на всю страну. Одно из них — московское городское интернет-издание The Village |
Городская интернет-газета The Province была запущена в Иркутске в 2013 году. Неясно, выходит ли она сегодня, поскольку последние материалы датированы летом этого года. «Мы хотим показать читателю, что лучшее начинается с него самого, что интересен человек в городской среде и именно он влияет на то, что будет происходить с Иркутском дальше», — говорила идеолог и руководитель проекта Юля Яковлева.
Есть городской проект и в Екатеринбурге — созданный в 2012 году It’s My City, однако именуется он не газетой, а «блогом о событиях, местах, людях и явлениях в Екатеринбурге», а создан был в 2012 году. Журналист популярной интернет-газеты Znak.com Дмитрий Колезев и директор агентства коммуникаций Red Pepper Данил Голованов решили сделать газету о жизни города, которую было бы интересно читать самим. По словам редактора проекта Светланы Щавелевой, было решено не касаться вопросов «большой политики».
Свой интернет-журнал есть в Стерлитамаке — Chё был запущен в 2011 году. На сайте указано, что это «информационный, развлекательный, обозревательный, душещипательный, пикантный, располагающий, искренний и достоверный интернет-журнал о последних, предпоследних и даже далеко ушедших в историю событиях, фактах, о людях, красивых и не очень, смелых и трусливых, скромных и ярких, перекати-поле и домоседах».
Свои городские газеты и журналы есть также во Владивостоке (интернет-журнал «Владивосток-3000»), Новосибирске (интернет-издание о политической, экономической и социальной, бытовой жизни «Сиб.фм»), Самаре («Большая Деревня»), Барнауле («Барнаул.фм») и т. д.
«Карл Фукс» имел и свою интернет-версию |
«У БЮДЖЕТНЫХ ИЗДАНИЙ ВСЕГДА НА ОДНУ ГОЛОВНУЮ БОЛЬ МЕНЬШЕ»
Газета «БИЗНЕС Online» предложила экспертам прокомментировать запуск нового СМИ в Казани, оценить примерные инвестиции и концепцию.
Геннадий Наумов — издатель газеты «Аргументы недели» в Татарстане:
— Существует две точки зрения. С одной стороны, говорят, что не было бы кока-колы, если бы не было пепси-колы. То есть за счет конкуренции у двух компаний идет взаимная раскрутка. А что касается Казани, здесь вспоминается попытка создать телекомпанию «Вариант» (в пику популярному «Эфиру»). Казалось бы, инициатор создания все знал, но дело провалилось. Это все я говорю к тому, что в городе в ключевых стартах может быть только один достойный игрок, мои выводы подтверждает существование того же «БИЗНЕС Online», который занимает сегодня все информационное пространство (если говорить о деловой элите и среднем классе и если не брать, например, ТV, где тотально доминирует «Эфир»). Кто бы ни брался (пусть даже новое издание рассчитано на молодежь), у второго игрока перспектив, мне кажется, почти никаких. Я сам делал попытку и убедился в этом на своем опыте — запустил газету Daily, но, поняв, что перспектив нет, продал ее. Если исходить из этого, то сделать хоть первый сайт, хоть тысяча первый можно, конечно... Для серьезного игрока я не вижу сегодня никакого пространства и перспектив в пределах одного города, рынок уже перенасыщен десятками медиа.
Кстати говоря, для молодежи у нас уже есть одно сравнительно новое интернет-СМИ, но накачка его идет через соцсети. И финасируется оно, если не ошибаюсь, примерно по той же схеме, что и новое СМИ госпожи Фишман. Кроме того, если рассматривать бизнес-модель, в чем состоит ошибка таких идей под молодежь? Дело в том, что онлайн-активисты еще не состоялись как покупатели. А раз они не покупатели, соответственно, рекламодателю этот ресурс неинтересен и окупаться не будет. Но если кто-то хочет потратить деньги на очередную игрушку — флаг ему в руки.
Сегодня в медиаотрасли такое состояние, когда сыграть может только какой-то оригинальный концепт. Это может быть соединение деловой журналистики с приемами так называемой таблоидной журналистики. То есть сегодня продаются в первую очередь эмоции. Все телеканалы забиты шоу. Вы писали о ресурсе AdMe — они тоже работают, продают на эмоциях и не скрывают этого. Но это другой формат, а вот привнести эмоции в деловую журналистику — это круто.
Александра Ганская — бывший главный редактор портала InKazan:
— Кроме InKazan, насколько я помню, пару лет или около того существовал проект Loom, ребята из «Культурничаем» делают нечто подобное. Были и другие попытки, может, не такие яркие. Тема городского СМИ хороша и наверняка найдет своего читателя. Я только не совсем поняла: это проект, который будет поддерживаться бюджетом или должен обеспечивать себя деньгами сам? В первом случае медиа о том, где купить пять лучших фермерских бургеров, безусловно, долго будет на плаву. Во втором — опыт многих СМИ показывает, что производители бургеров не всегда торопятся себя рекламировать... У СМИ, поддерживаемых из бюджета, тоже не все так просто. Можно вспомнить судьбу легендарной в свое время газеты «Молодежь Татарстана», просуществовавшей 95 лет.
По поводу рекламодателей: формат уже не новый, тут все понятно. Как обычно, все будет складываться из двух составляющих — хорошего контента и хорошей работы отдела продаж. 50 на 50. Но, повторюсь, у бюджетных изданий всегда на одну головную боль меньше.
У СМИ, поддерживаемых из бюджета, тоже не все так просто. Можно вспомнить судьбу легендарной в свое время газеты «Молодежь Татарстана», просуществовавшей 95 лет |
Розалия Каневская — основатель и главный редактор интернет-журнала Mediabitch.ru:
— Формат электронной газеты о городе сейчас набирает все большие обороты именно в регионах. The Village — своего рода ролевая модель для таких газет. Они даже пару раз делали подборки городских газет в регионах. Для Москвы это уже формат немного избитый, к тому же еще и дорогой — в Москве дорого содержать редакцию и непременно нужно искать модели монетизации. В регионах же городские газеты часто запускаются местными энтузиастами чуть ли не на общественных началах, так что вопрос об инвестициях часто даже не стоит: ребята сами верстают сайт, пишут статьи и продвигают их в соцсетях, а работают из кафе, то есть нет и расходов на аренду офиса.
Формат городской интернет-газеты сейчас более чем востребован в регионах по нескольким причинам. Во-первых, аудитория таких газет, как правило, не читает классических региональных СМИ, то есть они экономически активны, но практически недосягаемы для рекламодателей. Это молодые люди, им нужен оригинальный, независимый и неангажированный подход к информации. Они хотят любить свой город, им нравится читать о таких же креативных ребятах, какими они сами себя считают. В таких СМИ рассказывают про новые кафе, классные мероприятия для молодежи, хипстер-бизнесы, а это все очень привлекательно. Во-вторых, такие СМИ, как я уже говорила, создают рынок рекламы молодежных продуктов. У бизнеса, ориентированного на городскую молодежь, сейчас два выхода — либо продвигаться самостоятельно в социальных сетях, либо покупать рекламу в популярных пабликах, например в соцсети «ВКонтакте». Тут появляется еще один инструмент для рекламы на платежеспособную и экономически активную аудиторию 18 - 35 лет. Традиционные печатные СМИ в каком-то смысле себя изжили — за каждое упоминание компании они хотят взять денег, даже в ущерб интересу самой информации и собственным рейтингам. С одной стороны, печатные СМИ можно понять — производство качественных газет и журналов стоит очень дорого, поэтому они очень сильно нуждаются в рекламных и бюджетных деньгах, а это не может не сказываться на их «интересности» для аудитории и объективности. Но молодые люди, взращенные на пабликах, такого подхода не понимают. Им нужны свежая информация и незамутненный взгляд на город, в котором они живут. Им нужны свои легенды и свои места, а об этом всем и могут писать городские интернет-газеты, не зависящие ни от кого и ни от чего.
Ольга Глухова — директор рекламного агентства «Виват»:
— Мы плотно занимаемся медиабаингом, и, безусловно, заметно распределение бюджетов в онлайн, в digital. Вопрос в том, какие инструменты используются. Допустим, много контекстной рекламы по ключевым запросам. Медийной рекламы тоже много, но выйти на первые строчки достаточно непросто и небыстро. Новый ресурс в интернете интересен рекламодателям даже просто потому, что он новый. Но я в таких случаях предлагаю посмотреть, подождать, когда издание выйдет на первые строчки поиска. Я, кстати говоря, на 100 процентов посоветую для размещения «БИЗНЕС Online», а какие-то другие интернет-СМИ — буду думать, смотреть, у меня будут сомнения. Если новое издание себя зарекомендует, выйдет на первые строчки, будет интересно целевой аудитории, конечно, можно подтянуть и рекламодателей.
Всегда стоит вопрос, куда и как дать информацию, чтобы ее узнало как можно большее количество пользователей. Сейчас в основном бизнес нацелен на взрослую целевую аудиторию. Второй вопрос: насколько реклама будет интересна самой аудитории, потому что она, как правило, не читает, сидит в соцсетях. Важен контент.
Юрий Алаев — советник при ректорате КФУ, экс-редактор газеты «Время и деньги»:
— Для молодежной аудитории частных изданий в Татарстане нет. Все зависит от того, как создатели построят этот ресурс. Может быть, он окажется чрезвычайно интересным. Пока нельзя предсказать, будет ли успешным издание, потому что есть огромное количество факторов: финансирование, распоряжение финансами. Ведь можно просто накидать денег в топку и ничего не делать, а при умелом и талантливом руководстве с минимумом ресурсов можно выпускать приличное издание.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 253
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.