Аида Гарифуллина претедует на «Первую российскую национальную музыкальную премию» — детище большого друга Татарстана Игоря Крутого
Аида Гарифуллина претедует на Первую российскую национальную музыкальную премию — детище большого друга Татарстана Игоря Крутого

ПОСОПЕРНИЧАТЬ С ГЕРЗМАВОЙ И ГУЛЕГИНОЙ

В начале декабря стало известно о том, что уроженка Казани и солистка Венской оперы Аида Гарифуллина вошла в число номинантов новой российской премии с многообещающим названием Первая российская национальная музыкальная премия. Ее особенность в том, что, наряду с представителями поп-индустрии свои награды получат и самые достойные представители из мира классической музыки. Гарифуллина заявлена в номинации «Лучшая исполнительница оперной музыки», а в конкурентах у нее три суперзвезды оперной сцены — Анна Нетребко, Мария Гулегина и Хибла Герзмава, а также Любовь Казарновская — некогда тоже прима, но сейчас больше известная публике как, например, член жюри пародийного телешоу «Точь-в-точь». Победитель определится путем народного голосования на сайте премии, а также специальном СМС-портале.

В этом событии не было бы ничего слишком примечательного, каких только премий нет в России, и ни одна из них не пользуется каким-то особым авторитетом, если бы не имена ее устроителей. Первая российская национальная музыкальная премия — детище одного из самых влиятельных людей в отечественном шоу-бизнесе и большого друга Татарстана Игоря Крутого. А сам продюсер и композитор, видимо, рассчитывает со временем создать настоящей «российской «Грэмми», отсюда и столь амбициозное название, а также разнообразие номинаций: поп, рок, фолк, опера. Об амбициях говорит и тот факт, что телеверсия церемонии (сама она пройдет 10 декабряприм. ред.) будет показана 11 декабря на телеканале «Россия 1», в самый что ни на есть прайм-тайм — в 21:00 по московскому времени.

Вслед за великим Пласидо Доминго, Крутой явно видит в Гарифуллиной большой потенциал
Вслед за великим Пласидо Доминго Крутой явно видит в Гарифуллиной большой потенциал

Появление Гарифуллиной в компании Нетребко и Герзмавы означает, что у молодой певицы появился еще один благоволящий к ней влиятельный человек в музыкальной индустрии. Вслед за великим Пласидо Доминго, чей конкурс «Опералия» сопрано из России выигрывала в 2013 году, а также не менее знаменитым Валерием Гергиевым, который делал в прошлом сезоне сразу две премьеры в Мариинском театре с нашей землячкой в одной из главных партий — «Война и мир» и «Золотой петушок», и Крутой, который в последнее время много работает в жанре классической музыки, записывая альбомы с Нетребко и Дмитрием Хворостовским, явно видит в Гарифуллиной большой потенциал. О чем он, в частности, говорил в интервью «БИЗНЕС Online» во время подготовки к церемониям открытия и закрытия чемпионата мира по водным видам спорта в Казани: «Я очень высоко оцениваю ее шансы именно в комплексе с внешностью, с учетом отношения к своей профессии. Она очень требовательная, она очень непростая девочка. Она четко знает, чего хочет, и добивается цели. И это в ее возрасте — вот так ставить задачи и отказывать себе практически во всем на пути к своей цели! Я ей говорю: «Аида, давай попишемся тогда-то». А она мне: «Ой, нет, у меня через три дня спектакль с Гергиевым в Питере, мне надо молчать». С учетом того, что она сейчас снялась в голливудском фильме, отношения к ней Гергиева и ее положения в Венской опере... Это же не эстрадная раскрутка. У оперных певцов более объективная раскрутка. Это в эстрадном цехе много зависит от продюсера, от рекорд-компаний, имеющих связи с радиостанциями».

В конкурентах у Гарифуллиной три суперзвезды оперной сцены — Анна Нетребко (на фото), Мария Гулегина и Хибла Герзмава
В конкурентах у Гарифуллиной три суперзвезды оперной сцены — Анна Нетребко (на фото), Мария Гулегина и Хибла Герзмава

«ОЧЕНЬ ПОЧЕТНО ОКАЗАТЬСЯ В ЭТОЙ ПЯТЕРКЕ»

Мама Аиды и ее менеджер, директор центра современной музыки Софии Губайдулиной Ляля Гарифуллина так прокомментировала «БИЗНЕС Online» новость о номинации на Первую национальную премию: «Это действительно новая премия, о которой я не так давно получила информацию, узнала, мероприятие будет проходить в Москве в концертном зале «Крокус Сити Холл». Тем не менее, безусловно, для Аиды очень престижно оказаться номинированной на нее, тем более среди номинантов оперные звезды первой величины. Очень почетно оказаться в этой пятерке».

По словам Гарифуллиной-старшей, в России очень много всевозможных премий в области популярной музыки: «Золотой граммофон», премия «Муз-ТВ» и т. д. «А вот для классических исполнителей немного. Хотя примечательно, что в состав жюри этой новой национальной премии входят люди из шоу-бизнеса (шорт-лист номинантов составлялся по итогам голосования среди представителей шоу-бизнеса и музыкальных журналистовприм. ред.), и то, что они привлекают классических исполнителей для конкурса, это в какой-то степени говорит о том, что идет некое соединение классики и популярной музыки. И мы знаем, что Игорь Яковлевич [Крутой] раньше писал больше популярную музыку, а теперь ему интересно писать как раз классику», — продолжает собеседник нашей газеты.

Между тем саму молодую оперную диву из Казани зрители на «России 1» не увидят. «Аида, к сожалению, не приедет, у нее в это время тур по Америке с Андреа Бочелли (знаменитый итальянский тенор прим. ред.). Это было спланировано уже давно, в туре пять штатов, билеты уже проданы, и она просто не может сорваться, — рассказывает ее мама. — Хотя, знаете, было бы символично стоять Аиде сейчас на этой сцене. Ведь пять лет назад на этой же сцене она стояла как участница конкурса имени Муслима Магомаева. И тогда она только приехала из Америки, где брала мастер-классы».

Аида, по словам ее мамы, не приедет на церемонию вручения премии, у нее в это время тур по Америке с Андреа Бочелли
Аида, по словам ее мамы, не приедет на церемонию вручения премии, у нее в это время тур по Америке с Андреа Бочелли

«АРС-РЕКОРДЗ» И КРУТОЙ НЕ ДАЮТ КОММЕНТАРИЕВ

При всем при этом вокруг самой Первой российской национальной музыкальной премии больше вопросов, чем ответов. До самой церемонии осталась всего неделя, эфир запланирован на главном государственном телеканале, а информации о премии практически нет. Заявили «БИЗНЕС Online», что не дают никаких комментариев на эту тему, поочередно генеральный директор «АРС-рекордз» Сергей Фадеев, сам Крутой, после чего в «АРС-рекордз» сказали, что не дают никаких официальных комментариев, хотя с удовольствием могут аккредитовать журналиста нашего издания на церемонию.

«Премия учреждена продюсерами, авторами и исполнителями, среди которых ведущие представители музыкальной индустрии: Игорь Крутой, Игорь Матвиенко, Максим Фадеев, Константин Меладзе, Виктор Дробыш, Григорий Лепс, Эмин Агаларов, Иосиф Пригожин, Яна Рудковская, Николай Басков, Филипп Киркоров», — указано на официальном сайте «Первой российской...», лишний раз подтверждая серьезность намерений организаторов.

Росссийская музыкальная индустрия, конечно, нуждается в признанной национальной премии. Шансы стать таковой были в начале 90-х у «Овации», но она быстро «сдулась». С тех пор получили заметную популярность «Золотой граммофон» от «Русского радио» или премия телеканала «Муз-ТВ», однако они в основном работают с теми артистами, которые звучат на соответствующих радиостанциях и ТV. Правда, шорт-лист «Первой российской национальной музыкальной премии» не поражает оригинальностью. Проблемы привычно начинаются, когда речь заходит о «Лучшем рок-исполнителе». Например, над «Муз-ТВ» много и долго смеялись, когда в этой номинации из года в год побеждала команда «Звери». В нынешней первой премии Крутого, строго говоря, нет ни одного рокера. Зато есть Земфира, «Ленинград», «Мумий тролль», «Би-2» и... Наргиз Закирова. Столь эклектичный набор кандидатов может стать одной из проблем «АРС-рекордз» на пути создания «отечественной «Грэмми».

Эклектичный набор кандидатов, среди которых Земфира, «Мумий тролль», «БИ-2», Наргиз Закирова (на фото),  может стать одной проблем «АРС-рекордз» на пути создания «отечественного «Грэмми»
Эклектичный набор кандидатов, среди которых Земфира, «Мумий тролль», «Би-2», Наргиз Закирова (на фото), может стать одной из проблем «АРС-рекордз» на пути создания «отечественной «Грэмми»

«Я ПОСМОТРЕЛ ШОРТ-ЛИСТЫ, НЕ УВИДЕЛ ТАМ НИЧЕГО НЕОЖИДАННОГО»

Ведущие российские музыкальные журналисты в разговоре с «БИЗНЕС Online» осторожно оценили перспективы «Первой российской национальной музыкальной премии».

Борис Барабанов — музыкальный критик издательского дома «Коммерсантъ»:

— Знаю только то, что премия существует и будет вручаться. Предполагаю, что в этом году из-за ситуации с «Русской медиагруппой» (в состав холдинга входит пять радиостанций «Русское радио», «Хит FM», радио Maximum, DFM, радио Monte Carlo, а также музыкальный телеканал Ru.TVприм. ред.) произошел определенный раскол в рядах музыкального бизнеса. Не знаю, как это назвать, формально собственник прежний, но тем менее «Русская медиагруппа» — это не то же самое, чем она была год назад. Если помните, была ситуация, когда продюсеры, музыканты поддержали прежних руководителей. Потом, правда, была премия «Золотой граммофон», на которой все выглядело так, будто все помирились, во всяком случае, многие пришли... Видимо, нужна такая церемония, которая не будет связана с «Русской медиагруппой», что-то другое, нежели «Золотой граммофон». Но могу только гадать. Я посмотрел шорт-листы, не увидел там ничего неожиданного. На первый взгляд, ничего революционного в их подходе нет.

Илья Легостаев — музыкальный критик, главный редактор журнала «МК бульвар»:

— Информации о премии у меня немного. На мой взгляд, музыкальных премий много не бывает, если в музыке что-то происходит, все это дело можно отражать самыми разными способами. Какое место это премия займет — покажет время. Надо посмотреть, как это выглядит, кто туда придет, насколько объективна будет раздача призов... Сама ситуация гегемонии «Золотого граммофона», может быть, действительно породила поиск альтернативных путей. Есть же и «Песня года», и другие концерты — и никто от их количества не страдает. Так же и с премиями. Главное, чтобы они не слепо копировали друг друга. Из того, что я пока вижу, там вполне внятный набор номинантов, я очень надеюсь, что экспертные оценки, на основе которых был сделан шорт-лист, тоже были внятными. Надеюсь, что людей, которые вызывают сомнения, в премии не будет.

Аида Гарифуллина и Дмитрий Хворостовский на юбилейном концерте Игоря Крутого
Аида Гарифуллина и Дмитрий Хворостовский на юбилейном концерте Игоря Крутого

Владимир Полупанов — музыкальный журналист, автор еженедельника «Аргументы и факты»:

— Любая музыкальная премия в нашей стране почему-то носит оттенок национальной. Это слишком громкое название. Считаю, что к национальной премии должны иметь отношение люди, которые голосуют. А эта премия — специфическая. В ней принимают участие эксперты — люди, увлеченные процессом шоу-бизнеса, включая журналистов. Я тоже участвовал в голосовании, не уверен, что это мнение будет учитываться. Удивительная история, меня много раз просили заполнить анкету, но ни разу я не видел тех номинантов, которых указывал. К примеру, Григорий Лепс сегодня — №1 по гастролям, он невероятно востребован, его песни во всех хит-парадах. Только по этим объективным показателям он лучший исполнитель, как бы мы к нему не относились. А анкеты — это вкусовщина... Не уверен, что премия проживет долго. Ей занимается компания «АРС-рекордз», все, к чему прикасается Игорь Крутой, качественно, хочется, чтобы премия жила. Но практика показывает другое, мне кажется, из-за того, что народ не верит в их честность. Я думаю, премия закрыта от СМИ, потому что она делалась в спешке. О ее существовании стало известно за пару месяцев до голосования. Почему нельзя было сделать растянутое голосование — в течение года или нескольких месяцев?