Сегодня Татарстан презентовал первую очередь Свияжского мультимодального логистического центра на деловом завтраке с министром транспорта России Максимом Соколовым

С «ПЛАТОНОМ» «ЗАДНЕГО ХОДА НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ»

Знаковое для Татарстана событие произошло сегодня на IX международном форуме «Транспорт России»: на деловом завтраке с министром транспорта России Максимом Соколовым состоялось прямое включение из Свияжска, где достроили первую очередь объектов СММЛЦ. Видеомост с Татарстаном включили в самом конце мероприятия, носившего неформальный характер. До этого участники — губернаторы, банкиры и дорожники — успели обсудить несколько крупных инфраструктурных проектов в Удмуртии, Коми, Хабаровске, попутно делясь опытом в привлечении инвестиций. Татарстанское мероприятие стало своего рода украшением «министерского завтрака».

Напомним, СММЛЦ был задуман еще в начале 1990-х годов как площадка для переработки грузопотоков в рамках международных транспортных коридоров Транссиб, Север — Юг и создаваемого маршрута Европа— Западный Китай. Он должен стать крупнейшим узлом железнодорожного, автомобильного, водного (а в перспективе — и трубопроводного) транспорта.

Инвесторами проекта ценой более 20 млрд. рублей выступают федеральный и республиканский бюджеты, а также частные компании. Кое-что об уже порядком подзабытом (во всяком случае в РТ) глобальном проекте федеральному министру и гостям форума рассказал «завтракавший» за одним из столов президент РТ Рустам Минниханов: «Хочу сказать, что вложения, которые сделали федеральный бюджет и Татарстан, сделали эту площадку привлекательной, и, конечно, мы намерены и дальше развивать ее. В последние годы делается очень много и по дорогам, и по транспортной инфраструктуре: мы живем серьезными проектами, и они все нуждаются в серьезной финансовой поддержке и подпитке». Минниханов напомнил, что логистический центр вписывается в стратегию развития коридора Европа — Китай и позволит создать «мощный кластер Казанской агломерации».

В своей короткой речи президент успел и поддержать внедрение дорожной системы «Платон», которая вызвала массовые акции протеста дальнобойщиков. По его словам, в этом вопросе «заднего хода не должно быть». «С нашей стороны мы приложим все усилия, чтобы довести до наших граждан, разъяснить, найти общий язык с транспортниками, — заверил Минниханов. — Потому что есть другие формы, как их можно поддержать».

Татарстан, по его словам, напрямую заинтересован в сборе средств, поскольку «до последней копейки эти деньги пойдут в регионы» — на финансирование дорожных проектов. «Каждый регион уже подготовил массу проектов, которых ждут наши люди, и иного пути нет — в стране сложности с финансами», — подытожил глава РТ.

«ПОДРЯДЧИК НАС ПОЧТИ НЕ ПОДВЕЛ»

О ходе стройки СММЛЦ в последние годы шла скупая информация, а открытие первой очереди сегодня состоялось непублично — СМИ на площадку логоцентра не пригласили. Зато участникам форума продемонстрировали видеоролик о последних достижениях на стройплощадке. Как выяснилось, за это время бюджет Татарстана профинансировал гидронамыв и электрификацию территории, а федеральная казна — базовые объекты: причальную стенку, подъездные железнодорожные пути, подъезд к станции Свияжск, противорадиационное укрытие на 600 человек и автодороги. Среди прочего модернизировано и оборудование свияжской станции. Напомним, что стройка началась в 2009-м и, согласно информации минтранса РТ, в 2010 - 2014 годах на площадке освоено 8 млрд. рублей, из которых 6,5 — средства федерального бюджета.

Бюджет РТ профинансировал гидронамыв и электрификацию, а федеральная казна — базовые объекты: причальную стенку, подъездные ж/д пути, подъезд к станции Свияжск, противорадиационное укрытие и автодороги

Теперь в планах строителей — создать на базе СММЛЦ особую экономическую зону и привлечь дополнительные частные инвестиции. Среди прочего на втором этапе реализации проекта планируется переведение в СММЛЦ из Казани грузового речного порта. На сегодня общий объем грузопотока по РТ составляет 45 млн. т в год, и к 2020-му более 25% этого потока (а к 2030 году — более 40%) планируется переориентировать на новый логистический центр.

Символический ключ от первой очереди СММЛЦ вице-премьеру РТ Алексею Песошину передал глава ФКУ «Ространсмодернизация» Илья Гудков. «Все строительные работы по федеральным и региональным объектам закончены, — отрапортовал он. — Сделать это можно было только в слаженной работе с минтрансом России, с Татарстаном, подрядчик нас не подвел. Ну, так скажем, почти не подвел, — оговорился Гудков (как пояснил «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь одного из подрядчиков — ПСО «Казань» — Шамиль Садыков, компания свои обязательства выполнила в срок, а Гудков имел в виду строительство железнодорожных путей, которые вела московская фирма «Альтаир»), — были тому объективные причины... И теперь мы можем сказать, что наступает следующий этап, в котором лидирующую роль должен сыграть Татарстан».

ИНВЕСТОРОВ ПРИВЛЕКУТ НАЛОГОВЫМИ ЛЬГОТАМИ

И хотя у проекта уже есть частные инвесторы (во всяком случае они официально заявлены) — ОАО «Татфлот», ОАО «Дорстройинвест», ООО «Кен» — по-видимому, помощи государству потребуется гораздо больше. Поэтому дальнейший ход проекта предполагает создание на его базе ОЭЗ — третьей в Татарстане (после «Алабуги» и Иннополиса). Какой будет специфика новой особой зоны? «Специализацию создаваемой ОЭЗ, на которой будет действовать льготный налоговый режим, в соответствии с законодательством, для зон данного типа (налог на имущество, земельный налог, транспортный налог — 0 процентов, налог на прибыль — от 2 до 15,5 процента на период ведения деятельности в качестве резидента в ОЭЗ), определяют производственная и логистическая деятельность», — несколько расплывчато сообщили «БИЗНЕС Online» в министерстве экономики РТ.

В министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ «БИЗНЕС Online» рассказали, что рассматривается несколько вариантов интеграции СММЛЦ с важнейшими проектами республики. К примеру, это может быть размещение тех промышленных предприятий, которые удастся вытеснить из исторического центра Казани. Об этом, напомним, уже несколько лет мечтает мэр города Ильсур Метшин. «В рамках перспективного развития прилегающей территории зарезервирован участок площадью 2 193 гектара, куда планируется вынести производственные предприятия из черты города Казани», — поделился планами минтранс.

«БИЗНЕС Online» будет следить за ходом масштабного транспортного проекта.