Каждый 10-й школьный автобус находится в тени для системы спутникового наблюдения «ГЛОНАСС». Когда эта информация была озвучена на совещании по обеспечению безопасности дорожного движения, Рустам Минниханов припомнил недавнее смертельное ДТП со сборной каратистов под Нижним Новгородом и устроил министрам разнос: «Куда смотрит прокурор? Казначейство куда смотрит? Это бардак!» Однако главным нервом мероприятия стал очередной негласный спор о том, как должны расходоваться деньги, собираемые в виде штрафов.
Артем Хохорин (слева): «Надо принять принципиальное решение, за счет каких источников обеспечить исполнение городской программы БДД, и больше эту тему не поднимать» |
«НА ДРУГИЕ ЦЕЛИ ВЫ СВОИ ДОХОДЫ НАПРАВЛЯЕТЕ И СРЕДСТВА НАХОДИТЕ, ТАК БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ!»
Совещание по обеспечению безопасности дорожного движения (БДД) началось с доклада министра внутренних дел РТ Артема Хохорина. Глава ГИБДД РТ Рифкат Минниханов присутствовал на совещании, но не в президиуме, а в зале.
«Комплексный подход к безопасности дорожного движения обеспечил закрепление положительной динамики в общих показателях аварийности, — начал за здравие министр. — Заметно снизилось количество погибших в ДТП. Сокращение аварийности и тяжести ее последствий отмечается в 18 муниципальных районах». Ситуацию на дорогах министр охарактеризовал как стабильную, но оговорился, что ряд показателей указывает на проблемы.
«В каждом третьем ДТП недостатки содержания улично-дорожной сети (УДС) стали причиной, сопутствующей их совершению», — указал Хохорин, добавив, что этот показатель увеличился более чем в полтора раза. По словам главного полицейского республики, значительно увеличилось число погибших в ДТП по вине пешеходов, а также с участием водителей в нетрезвом состоянии. В числе городов-лидеров по негативной статистике — Казань и Набережные Челны. Хохорин указал на четыре фактора, которые могут снизить число ДТП, — модернизация объектов УДС, модернизация пешеходных переходов, установка ограждений для пешеходов и строительство надземных пешеходных переходов.
«Затраты на проведение этих мероприятий финансируются 50 на 50 процентов из местного и вышестоящих бюджетов, — напомнил министр. — Многие муниципальные образования активно используют эту возможность, но есть и другие, кто закладывает финансирование в минимальных объемах». После небольшой паузы министр не постеснялся назвать районы, которые пренебрегают возможностью решения транспортных проблем за счет софинансирования. «В программах Мензелинского, Муслюмовского и Тюлячинского районов такие мероприятия полностью отсутствуют, — пожурил Хохорин. — В Актанышском, Сабинском и Балтасинском районах формально стороны выполнили обязательства, в программу (мероприятия) включили, но средств не заложили. Основная причина — отсутствие финансовых средств в местных бюджетах. В Казани ежегодно закладываются источники финансирования этих мероприятий в республиканский бюджет, муниципальные траты предполагаются минимальные».
По словам Хохорина, в результате такой позиции перечисленных муниципалитетов приходится «в авральном порядке изыскивать финансы на необходимые мероприятия в сфере безопасности дорожного движения». «Такой подход и привел к тому, что в Казани идет рост числа ДТП, которому способствуют недостатки содержания УДС, — резюмировал докладчик и поставил вопрос ребром. — Надо принять принципиальное решение, за счет каких источников обеспечить исполнение городской программы БДД, и больше эту тему не поднимать». Отметим, что точка зрения самих муниципалитетов по этому вопросу давно известна и озвучивалась не раз: она состоит в том, чтобы финансировать мероприятия по повышению БДД из тех миллиардных сумм, которые собираются с водителей в виде штрафов. Сейчас эти деньги на 100% идут в республиканский бюджет. Впрочем, президент РТ Рустам Минниханов позже, затрагивая этот вопрос, четко обозначил позицию: «Да, по сравнению с другими регионами мы имеем неплохой результат. Но у нас в два раза выше смертность, чем в целом в Европе. То есть нам еще работать и работать. Культура вождения и все вопросы, связанные с безопасностью, должны быть очень серьезно организованы. Без муниципалитетов это не получится. На другие цели вы свои доходы направляете и средства находите, так будьте любезны! Обращаюсь к руководителям наших городов и районов — это наша общая задача, надо привлекать для ее решения ресурсы», — потребовал президент РТ.
Глава ГИБДД РТ Рифкат Минниханов присутствовал на совещании, но не в президиуме, а в зале |
«Потоптавшись» на районных главах, Хохорин сделал выпад в сторону министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленара Сафина. «Вновь приходится возвращаться к планам дорожных работ республики, — посетовал министр внутренних дел РТ. — Минтранс наши пожелания не в полной мере учитывает. В 2014 году объем выполнения наших предложений составил около 70 процентов, в текущем году — только 60 процентов. В итоге проблемы только накапливаются! Не первый год пытаемся закрыть вопрос по созданию проектов по организации БДД в городах и районах республики. Во многих районах этих проектов до сих пор вообще нет — в Алькеевском, Атнинском и Пестречинском».
Забегая вперед, отметим, что Сафин в своем докладе предпочел по-своему интерпретировать статистику: «По итогам 11 месяцев мы видим и констатируем сокращение ДТП почти на 8 процентов», — напомнил он, сделав акцент на том, что 87% ДТП происходит все-таки по вине водителей. 15% из них превысили скоростной режим, еще 20% нарушили ПДД при пересечении перекрестков.
«БЕСПОМОЩНЫЕ ЛЮДИ, ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР, МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ. ВЫ ЧЕГО ПОЗОРИТЕСЬ, ЗАЧЕМ НА РАБОТУ ХОДИТЕ?»
В конце доклада Хохорин коснулся системы спутникового мониторинга движения школьных автобусов. «Все они покрыты системой «ГЛОНАСС», — рассказал министр. — Однако ежедневно каждый 10-й автобус недоступен в системе мониторинга. Основные причины — неисправность навигационного оборудования и несвоевременная оплата услуг связи». Вслед за этим министр зачитал данные из слайда своей презентации. По информации МВД по РТ, с 1 по 8 декабря в Высокогорском районе из 19 автобусов 15 были недоступны для спутникового наблюдения, Мамадышском — из 23 17 остались в тени для спутника, а в Менделеевском — в небытие канули все 5 машин. На этот раз Хохорин ввернул шпильку в кресло министра образования и науки РТ Энгеля Фаттахова.
Энгель Фаттахов: «Из 45 районов 26 обслуживаются в специальных предприятиях, еще 12 районов переводятся в эти специальные автотранспортные предприятия, данным путем мы обеспечим порядок, а так мы не смогли этим процессом управлять» |
«У министерства образования и в муниципалитетах есть возможность получать информацию в онлайн-режиме (о передвижении школьных автобусов — прим. ред.), но оперативной реакции с их стороны до сих пор не видно, — расстроился Хохорин. — Мы эту проблему поднимали год назад, но воз и ныне там...»
«Я первый раз это вижу, — перебил Хохорина Минниханов. — Что за бардак? У нас каждый транспорт должен быть под контролем. Кто виноват в этом?»
«Поручение было, после этого мы начали мониторить данное обстоятельство, — торопливо начал оправдываться Фаттахов. — Из 45 районов 26 обслуживаются в специальных предприятиях, у этих районов есть договоры со спецпредприятиями, которые обслуживают данные трекеры. Еще 12 районов переводятся в эти специальные автотранспортные предприятия, данным путем мы обеспечим порядок, а так мы не смогли этим процессом управлять.
Такой ответ Минниханова не удовлетворил. Премьер-министр РТ Ильдар Халиков с легкой нервозностью почесал левую руку повыше запястья.
«Как можно автобусы без контроля оставлять? Куда прокурор смотрит? Что это такое?» — возмутился глава республики.
Ответов на этот вопрос у присутствующих не нашлось.
«Я был уверен, что у нас каждый автобус подконтрольный. Дайте поручение, пожалуйста, пусть займутся этим вопросом. Раз автобус неподконтрольный, значит, он не может выезжать в рейс, — рассудил Минниханов. — Почему вы меня не информировали?»
Из объяснений министров следовало, что всего в системе спутникового мониторинга ГЛОНАСС находятся 648 школьных автобусов, оплата услуг связи по ним производится вовремя республиканскими службами. Проблемы складываются с другой частью автобусов, которые контролируются муниципалитетами.
«У нас предложение состоит из двух частей, — начал объяснять министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов. — Первое — централизовать оплату за услуги связи...»
«Да нет, мы же за каждый школьный автобус деньги платили, — заспорил Минниханов. — Мы же за проезд автобусов деньги платим. Если мы не видим, как автобус ездит, мы деньги не платим».
«Есть постановление правительства — мы не должны платить, если автобус не мониторится», — поступило запоздалое объяснение в ответ на сомнения президента РТ.
«Это наша недоработка, отдельно разберемся...» — пообещал Роман Шайхутдинов |
«Казначейство куда смотрит? Если он на маршруте не находится или уезжает с маршрута, мы ему деньги не платим. Какой бы уровень бюджета ни был, муниципальный или республиканский. Это что такое? Бардак! Что это такое? Беспомощные люди, вице-премьер, министр образования. Вы чего позоритесь, зачем вы на работу ходите, если даже эту работу не можете организовать?» — недоумевал глава РТ.
«Там еще и сломанные автобусы, около 40, те, которые в принципе на рейсы не выходят, — вновь заговорил Шайхутдинов. — Их тоже сюда включили».
«Сломанный автобус не ездит, за него никто не платит, — отрезал Минниханов. — Но все автобусы, которые ездят, должны быть под контролем. А там не написано, что сломаны, там написано, что бесконтрольные», — указал на слайд презентации Минниханов.
«Это наша недоработка, отдельно разберемся...» — пообещал министр связи.
«Наведите порядок, — попросил Минниханов, методично пристукивая ручкой при каждой фразе. — В первую очередь, я считаю, это недоработка министра образования — вы должны контролировать, недоработка глав администраций муниципального образования, на чьей территории эти автобусы работают. Только что ДТП в Нижнем Новгороде было, а у нас школьные автобусы бесконтрольные (напомним, по делу о резонансной аварии суд приговорил хозяйку микроавтобуса, на котором в мае этого года разбилась детская сборная Татарстана по карате, Викторию Ларину к четырем годам колонии — прим. ред.) Я был на 100 процентов уверен, что у нас полный порядок. Хорошо, что я сегодня услышал. Надо до конца года эту задачу поставить, и если они трекерами не обеспечены, дайте команду ГИБДД, эти транспортные средства не имеют права выезжать на линию».
ХОХОРИН — СУДЕБНЫМ ПРИСТАВАМ: «К ОБЩЕМУ ПОНИМАНИЮ МЫ ПОКА НЕ ПРИШЛИ»
Закончил Хохорин свой доклад данными о новых инструментах по взысканию штрафов со злостных неплательщиков. «В исполнительном производстве находится более 2,2 миллиона постановлений, из них 1,7 миллиона подлежит принудительному исполнению, поскольку истек срок оплаты, — перешел к статистике докладчик. — Взыскаемость составляет 77,3 процента, в том числе за управление транспортным средством в состоянии опьянения — немногие более 45 процентов».
При этом он привел данные федерального казначейства, которые существенно отличаются от статистики судебных приставов. «Казначейство указывает иной показатель взыскаемости — почти 90 процентов, — уточнил министр и объяснил разницу. — В ряде случаев граждане неправильно заполняют реквизиты, трудно понять, кто заплатил штраф, или кредитная организация своевременно не отправляет информацию о погашении штрафа».
По словам главного республиканского полицейского, ниже всего показатели сбора штрафов в Агрызском и Бавлинском районах.
«Считаю, что начальникам ОВД в этих районах надо пересмотреть как организацию своей работы, так и организацию работы с управлением судебных приставов, — настойчиво порекомендовал с металлическими нотками в голосе Хохорин, а затем фактически вынес приговор. — В Спасском районе явная недоработка второй год подряд. С февраля отдел поставлен на особый контроль, а серьезных изменений нет. Надо рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего пребывания в должности начальника ГИБДД этого района».
Закончил Хохорин свой доклад данными о новых инструментах по взысканию штрафов со злостных неплательщиков |
Министр не упустил возможности рассказать о «резервах, активизация которых позволит повысить взыскаемость штрафов». На первом месте в списке инструментов шокирующего воздействия на неплательщиков — административное наказание за неуплату. Не последнюю позицию в этом вопросе занимает принуждение к обязательным работам, но, к счастью для неплательщиков, МВД по РТ пока не освоило этот инструмент.
«Мы с вами, — кивнул руководителю УФССП по РТ Радику Ильясову Хохорин, — с судом не первый день работаем, на слайде видно, как увеличиваются (показатели взыскаемости после применения административного наказания — прим. ред.), судами наша инициатива по применению таких санкций поддержана. Что касается арестов, понимание есть. Но к общему пониманию мы пока не пришли».
Третья форма повышения взыскаемости носит предупредительный характер. «Расширение масштабов использования электронной почты, — провозгласил Хохорин. — Число подключенных к сервису владельцев транспортных средств превышает 8 тысяч водителей. Электронная почта значительно упрощает и удешевляет процедуру информирования о нарушении ПДД. Следующий этап — развернутая работа по подключению жителей республики к электронной рассылке».
«По штрафам надо войти в систему автоплатежа, — постановил Минниханов. — Это намного упростит жизнь и тому, кто нарушает. Сейчас даже если у него есть задолженность, мы можем их арестовывать, да?»
«Ограничение права на управление ТС», — мягко поправили главу республики.
«Чтобы таких проблем не было, на законодательном уровне надо выйти, — настоял на своем Минниханов. — Человек может не успеть, не оплатить. Если бы автоплатеж был, у него не было бы долгов».
Вышедший держать ответ Ильясов сообщил, что, по данным на 1 декабря 2014 года, на исполнении у республиканского управления судебных приставов находится 749,5 тыс. исполнительных производств на сумму 632 млн. рублей по «штрафным» документам от ГИБДД. Немалую головную боль ведомству доставляют кредитные организации. «Мы возбуждаем исполнительное производство, успеваем списать деньги со счета должника, и через несколько дней он приносит квитанции — он уплатил, — пожаловался Ильясов. — И у нас проблемы создаются, мы возвращаем деньги. Рустам Нургалиевич, — развернулся в сторону главы республики пристав. — Я вас очень прошу направить обращение в казначейство России, чтобы они технические проблемы убрали и к нам своевременно поступали выплаты. Проблемы, я думаю, везде, не только у нас в республике. Отсутствие актуальной информации приводит к увеличению жалоб в органы прокуратуры и к нам», — перешел он из обороны в наступление.
Завершая совещание, Минниханов произнес прочувствованную речь о необходимости соблюдать ПДД. «Каждое ДТП даже без человеческих жертв — это сотрясение души, — заметил он. — Если кто-то побывал в аварии, этого никому желать не хочет. Я имел такую честь, еле выжили мы. Любая оплошность любого человека может иметь трагические последствия. Не только для них, но и для всей семьи. Сколько детей гибнет у нас, люди трудоспособного возраста гибнут. Автомобиль сегодня по скорости превышает «кукурузник» современный. У нас в авиации вон какие требования! А водитель купил права, где-то договорился, садится на машину и выезжает. Ладно он себя подставляет, свое здоровье, а пешеходов, людей? На дорогах должна быть самая жесточайшая дисциплина. У пьяниц надо сразу права отбирать и никогда в жизни больше не давать!»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 46
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.