В ушедшем году в Татарстане произошло много знаменательных событий, так или иначе связанных с исламом
В ушедшем году в Татарстане произошло много знаменательных событий, так или иначе связанных с исламом

КРИТЕРИИ ОТБОРА

В ушедшем году в Татарстане произошло много знаменательных событий, так или иначе связанных с исламом. Составляя Топ-10 из них, мы руководствовались тремя главными критериями.

Первое. Событие должно было касаться ислама в широком смысле, то есть ислама как религии, культуры или части социально-политической жизни.

Второе. Событие должно было быть связано с Татарстаном, то есть оно либо должно было произойти на территории нашей республики, либо ее главными действующими лицами должны были быть лица из Татарстана. По этому критерию в Топ-10 не попало, например, открытие московской Соборной мечети, прошедшее с участием президента РФ и глав иностранных государств и ставшее не просто масштабным событием 2015 года, а событием, значительно укрепившим социальный статус мусульман в нашей стране.

Третье. Событие должно было быть «прорывным», привносящим некую новую струю в религиозно-общественную жизнь региона. Именно поэтому в десятку не вошли, например, жиен в Болгаре, до сих пор являющийся в России самым массовым ежегодным мероприятием, связанным с исламом, или международный Казанский фестиваль мусульманского кино, являющийся уникальным и единственным в своем роде не только для России, но и для всего мира. Эти и другие события не перестали быть значимыми. Просто они происходят ежегодно, и их нельзя назвать достижением исключительно 2015 года.

Такой критерий, как общественный резонанс и частота упоминаний в СМИ, в данном рейтинге не ставился во главу угла. Ведь иногда результаты системной работы, не попадающие под пристальные прицелы телекамер, как, например, введение стандарта исламского образования или принятие «Положения о богослужении ДУМ РТ», являются более значительными, чем то, что появляется порой в заголовках газет. Впрочем, все события, попавшие в Топ-10, в той или иной степени освещались в СМИ. События в рейтинге ранжированы не по значимости, что определить однозначно бывает трудно, а в хронологическом порядке.

Итак, начинаем.


ЗАПУСК КРУГЛОСУТОЧНОГО ЧТЕНИЯ КОРАНА

В самом начале прошлого года, 2 января, в стенах мечети «Кул Шариф» на территории Казанского кремля стартовало первое круглосуточное чтение святого Корана. Татарстанские коран-хафизы, то есть люди, знающие мусульманское Священное Писание наизусть, сменяя друг друга, начали читать священные суры и возносить молитвы за благополучие и процветание татарстанцев. Даже ночью, когда город засыпает, а территория кремля закрывается для посещения, чтецы Корана находятся на посту и продолжают свой скромный труд. Прерываются они только на короткую пятикратную молитву. Запустил цепочку священного чтения муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин.

Круглосуточное чтение Корана вот уже почти 500 лет практикуется также в стамбульском дворце Топкапы. Начало этой традиции положил османский султан Селим I, и с тех пор она не прерывалась ни на один день, даже в суровые времена Ататюрка, жестоко боровшегося с религией. В России кроме Татарстана подобной уникальной практики больше нет нигде. В одних регионах не хватает подготовленных кадров, в других — организаторской воли и усилий. Для светских людей, не понимающих, что значит благодать (барака) от чтения Корана, данное событие будет интересно тем, что оно вносит вклад в повышение туристической привлекательности столицы Татарстана. Хотя сами верующие на подобные вопросы смотрят, конечно же, исходя из совершенно других категорий.

В Болгаре прошел пленум ДУМ РТ, на котором был принят поистине исторический документ — «Положение о богослужении ДУМ РТ»
В Болгаре прошел пленум ДУМ РТ, на котором был принят поистине исторический документ — «Положение о богослужении ДУМ РТ»

ВЫСТРАИВАНИЕ ЕДИНОГО КАНОНИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

На следующий день после запуска круглосуточного чтения Корана в Болгаре прошел пленум ДУМ РТ, на котором был принят крайне важный, поистине исторический документ — «Положение о богослужении ДУМ РТ». Это событие осталось незамеченным для широкой публики.

По сути, этот документ означает переход на новый уровень процесса, запущенного еще предыдущим муфтием РТ Ильдусом хазратом Файзовым, который можно обозначить как выстраивание единого канонического пространства в исламском поле Татарстана. Над этим важным документом члены совета улемов ДУМ РТ работали больше года. Для простых жителей республики действие принятых «Положений» — залог спокойствия, ведь их принятие подразумевает, что в наших мечетях уже никто не сможет вести деятельность не по традициям татарского народа, то есть не по ханафитскому мазхабу. А это многое значит. Раньше же данный вопрос оставался вне прямого регулирования, что отчасти и создавало условия для распространения в республике чуждой нам идеологии.

Документ не остался лишь на бумаге. Спустя полгода муфтием РТ была инициирована масштабная проверка всех районных мухтасибатов ДУМ РТ, по результатам которой был принят ряд серьезных организационных, в том чмсле кадровых, решений. Таким образом, принятые на пленуме «Положения» уже оказали большое влияние на динамику в мусульманском поле Татарстана. Работа в данном направлении продолжается.

В Тюлячинском районе РТ открылся реабилитационный детский дом «Семейный очаг»
Благотворительный исламский фонд «Ярдэм»

ОТКРЫТИЕ ДЕТСКОГО ДОМА «СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ»

В январе 2015 года случилось еще одно знаменательное событие. В Тюлячинском районе РТ открылся реабилитационный детский дом «Семейный очаг». В нем нашли приют 16 сирот-инвалидов с различными медицинскими диагнозами в возрасте от 3 до 15 лет. Эти дети — самые беззащитные среди нас. И больше всех нуждаются в поддержке, человеческом сострадании и, что особенно важно, профессиональном уходе.

Мамой ребятишек стала Малика ханум Гельмутдинова, многие годы возглавлявшая реабилитационный центр для слепых и слабовидящих при мечети «Ярдэм». Удивительная женщина. Человек с большой буквы. Подвижник неисчерпаемой любви и сердца, не ведающего никаких преград. Непосредственным организатором и покровителем этого благородного служения стал другой грандиозный человек — заместитель муфтия РТ, председатель совета благотворительного фонда «Ярдэм» Ильдар хазрат Баязитов. Шутка ли: для детского дома было приобретено отдельное здание, осуществлен его ремонт, закуплена мебель, необходимое медицинское и развивающее оборудование, привлечен высокопрофессиональный персонал. Не будь Ильдара хазрата — все это не состоялось бы.


Создание и поддержка детского дома в Тюлячинском районе стали настоящим народным делом. Так, телеканал ТНВ уже три года подряд в праздник Курбан-байрам (Праздник жертвоприношения) проводит в его поддержку телемарафон «Жертвовать значит любить». А в рамках презентации национального союза благотворителей в пользу «Семейного очага» был проведен впервые в истории благотворительный аукцион классических татарских шамаилей на стекле.

Совершенство человеческой доброты, воплощенное в «Семейном очаге», сложно мерить лекалами общественных категорий. Человеколюбие есть человеколюбие. И тут не о чем больше рассуждать. И все же нельзя не отметить, что все выше сказанное является не чем иным, как воплощением на практике явления, которые некоторые аналитики обозначают в последнее время понятием социального ислама, ставшим новым вектором развития мусульманских религиозных институтов в нашу эпоху. Социальный ислам — это своеобразный татарский джадидизм XXI столетия, будущее ислама в татарской среде и, хочется надеяться, в мире.

Кстати, каждый из нас может внести свою лепту в дело помощи детям. Для этого достаточно отправить одно СМС на номер 7715 со словом «Нур», и тогда 50 рублей поступит на их счет. Если вы хотите пожертвовать большую сумму, то после слова «Нур» поставьте пробел и укажите ту сумму, которой хотите поделиться.

В День принятия ислама Волжской Булгарией в мечети Кул Шариф торжественно открылась выставка в рамках I Всероссийского художественного конкурса «Шамаиль моей семьи»
В День принятия ислама Волжской Булгарией в мечети «Кул Шариф» торжественно открылась выставка в рамках первого всероссийского художественного конкурса «Шамаиль моей семьи»

«ШАМАИЛЬ МОЕЙ СЕМЬИ»

21 мая, в День принятия ислама Волжской Булгарией, в мечети «Кул Шариф» торжественно открылась выставка в рамках первого всероссийского художественного конкурса «Шамаиль моей семьи». На конкурс, проходивший по четырем номинациям, было прислано неожиданно много работ — почти 300, из разных регионов России, а также из Казахстана и Австралии. Церемония награждения победителей транслировалась по телеканалу ТНВ, выступившему информационным спонсором проекта.

Татарский шамаиль на стекле — утратившая свою былую популярность и ныне недооцененная традиция нашего народа. Хотя раньше молитвенные шамаили на стекле были в доме каждой татарской семьи. Татарский шамаиль — место встречи национального и религиозного, неотъемлемая часть самобытной культуры татар и один из инструментов сохранения самосознания татарского народа. Именно поэтому ДУМ РТ приняло решение провести масштабную акцию, направленную на популяризацию этого старинного искусства. Выставка вызвала настолько теплый отклик у зрителей, что руководство музея-заповедника «Казанский Кремль», ставшее соорганизатором конкурса, приняло решение вместо запланированного месяца продлить ее до пяти месяцев, вплоть до сентября.


Конкурсом и акцией дело не ограничилось. Началась системная работа по возрождению этого важнейшего пласта нашей культуры. 2015 год стал в данном отношении переломным. С этой целью была создана некоммерческая организация «Татарский сундук» и организован казанский центр татарского шамаиля (улица Краснококшайская, 156). Уже проведен целый цикл локальных выставок, начаты экспедиции в районы Татарстана по собору старинных шамаилей для создания музея (на сегодняшний день собрано более 40 старинных шамаилей) и многое другое. Основная цель всей этой работы — содействовать тому, чтобы исламские традиции в Татарстане возрождались и развивались прежде всего в контексте национальной культуры татарского народа. Впрочем, современные художники не ограничиваются этим. Сегодня они ставят также задачу вывести уникальную технику татарского шамаиля в контекст общемировой культуры, исполняя на стекле с фольгой картины, не замыкающиеся рамками конфессиональных и этно-культурных мотивов.

Заседание группы стратегического видения «Россия — исламский мир»
Заседание группы стратегического видения «Россия — Исламский мир»

ТАТАРСТАН — КУРАТОР ОТНОШЕНИЙ С ИСЛАМСКИМ МИРОМ

11 - 12 июня 2015 года в Москве прошло заседание группы стратегического видения «Россия — Исламский мир» в обновленном формате. Решение о возобновлении деятельности группы было принято Владимиром Путиным еще в 2014 году, когда он и возложил обязанности ее председателя на президента Татарстана Рустама Минниханова. В заседании приняли участие министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров, генеральный секретарь организации исламского сотрудничества Ияд Мадани, государственные и религиозные деятели, в том числе муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин, дипломаты, ученые из России и ряда исламских стран.

Группа стратегического видения «Россия — Исламский мир» была создана в 2006 году под руководством Евгения Примакова и Минтимера Шаймиева после того, как Российская Федерация присоединилась в качестве наблюдателя к организации исламского сотрудничества (на тот момент организация «Исламская конференция» — ОИК). ОИС — это своеобразное ООН исламских стран. При ней даже действует аналог ЮНЕСКО — ИСЕСКО.

Всего группа провела пять заседаний в Москве, Казани, Стамбуле, Джидде и Кувейте. С приветственным посланием к каждой встрече группы стратегического видения обращался президент РФ. В группу входят 33 известных государственных и общественных деятеля из 27 мусульманских государств, в том числе бывшие премьер-министры, бывшие министры иностранных дел, ряд крупнейших богословов исламского Востока (из Индонезии, Марокко, Саудовской Аравии, Ирана, Кувейта) и др. Другими словами, группа — это площадка выстраивания отношений России с исламским миром. А Татарстан — главный на этой площадке от лица России. Кстати, особый статус Татарстана отныне подтверждает и бренд «Казань — северная столица мусульманского мира», который получил официальную регистрацию также в минувшем году — 31 октября.

Ученики девяти татарстанских медресе с 1 сентября 2015 года начали учиться по единому исламскому образовательному стандарту (Фото: e-islam.ru)
Ученики 9 татарстанских медресе с 1 сентября 2015 года начали учиться по единому исламскому образовательному стандарту (Фото: e-islam.ru)

ЕДИНЫЙ СТАНДАРТ ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕЙСТВИИ!

Ученики 9 татарстанских медресе с 1 сентября 2015 года начали учиться по единому исламскому образовательному стандарту, подготовленному специалистами из Российского исламского университета и духовного управления мусульман РТ. Разработка стандарта велась два года в рамках специально созданного учебно-методического объединения в сфере исламского образования, являющегося, кстати, в мусульманском поле России единственным в своем роде.

Если не вдаваться в технические подробности стандарта, то его идеология сводится к попытке упорядочить мусульманское образование в республике; предложить ученикам полный цикл обучения в России, а не за рубежом и опираться преимущественно на интеллектуальное наследие дореволюционных татар-богословов. До появления стандарта контроль исламского образования в республике осуществлялся лишь «на входе» через инструмент лицензирования. Введение же стандарта позволяет контролировать исламское образование и «на выходе», то есть с содержательной точки зрения, а также делает возможным следующий этап реформирования системы мусульманского образования Татарстана — введение процедуры негосударственной аккредитации, что помимо контроля будет также означать появление системного инструмента для развития исламского образования в республике.

В День народного единства Рустам Минниханов подписал исторический Указ УП-1066 «О создании Болгарской исламской академии и воссоздании Собора Казанской иконы Божьей матери»
В День народного единства Рустам Минниханов подписал исторический указ УП-1066 «О создании Болгарской исламской академии и воссоздании собора Казанской иконы Божьей Матери»

РЕШЕНИЕ О СОЗДАНИИ БОЛГАРСКОЙ ИСЛАМСКОЙ АКАДЕМИИ

Пожалуй, самое эпохальное событие 2015 года, связанное с исламом, случилось 4 ноября — в День народного единства. Именно тогда президент Республики Татарстан Минниханов подписал исторический указ УП-1066 «О создании Болгарской исламской академии и воссоздании собора Казанской иконы Божьей Матери».

О создании Болгарской исламской академии говорили давно. В тиши кабинетов и за столами переговоров была проведена колоссальная подготовительная работа, результатом которой стало и то, что Владимир Путин на торжествах по случаю открытия московской Соборной мечети на весь мир заявил о поддержке данной инициативы. Болгарская исламская академия — не очередное мусульманское учебное заведение, это не просто создаваемая вершина системы мусульманского образования в России, это намного большее. Эпохальный проект, которому суждено стать точкой сборки татарского исламского мира. Проект, определяющий совершенно новые координаты развития мусульманской уммы в нашей стране. Кстати, последнее резонансное заявление Талгата Таджуддина (см. последний пункт) говорит о том, что тектонические подвижки в умме уже начались.

Создание Болгарской исламской академии было бы невозможно, если бы за возрождение болгарских святынь не взялся такой титан нашей республики, как ее первый президент Минтимер Шаймиев. Став госсоветником РТ, этот человек не стал почивать на лаврах, а всю свою колоссальную мощь и авторитет поставил на службу возрождения духовности многонационального народа Татарстана. И результаты не заставили себя ждать.

Впервые в истории Татарстана было подписано соглашение о сотрудничестве между кабмином РТ, ДУМ РТ и Татарстанской митрополией РПЦ
Впервые в истории Татарстана было подписано соглашение о сотрудничестве между кабмином РТ, ДУМ РТ и Татарстанской митрополией РПЦ

СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ КАБМИНОМ РТ И ДУМ РТ

25 ноября впервые в истории Татарстана было подписано соглашение о сотрудничестве между кабмином РТ, ДУМ РТ и Татарстанской митрополией РПЦ (Московский патриархат). В церемонии приняли участие премьер-министр РТ Ильдар Халиков, председатель ДУМ РТ, муфтий Камиль хазрат Самигуллин и глава Татарстанской митрополии РПЦ митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Подобный договор — не что иное, как новый уровень признания значимости традиционных религий в жизни республики.

При этом нужно отметить, что за четверть века существования Татарстана в новых демократических условиях подобное соглашение заключается, как уже было сказано, впервые. Возникает вопрос: почему именно сейчас? Ведь поводов было предостаточно. Чем 2015 год отличатся от всех предыдущих? Ответ, видимо, кроется в том, что в религиозном поле республики в минувшем году произошло одно очень значимое кадровое изменение: вместо прежнего владыки Анастасия православное сообщество республики возглавил активный и харизматичный митрополит Феофан. Таким образом, у мусульман Татарстана появился в лице лидера братского православного сообщества очень серьезный и влиятельный партнер.

В рамках празднования Мавлид ан-Наби торжественно открылась после реставрации Галеевская мечеть, являющаяся одной из старейших мечетей в Казани
В рамках празднования Мавлид ан-Наби торжественно открылась после реставрации Галеевская мечеть, являющаяся одной из старейших мечетей в Казани

ОТКРЫТИЕ ГАЛЕЕВСКОЙ МЕЧЕТИ

2 декабря в рамках празднования Мавлид ан-Наби (дня рождения пророка Мухаммада) в присутствии президента Татарстана Рустама Минниханова и при его непосредственной поддержке торжественно открылась после реставрации Галеевская мечеть, являющаяся одной из старейших мечетей в Казани. Особенность данного события не только в грандиозности реставрационных работ, но и в том, что Галеевская мечеть оставалась единственной неотреставрированной мечетью в Старо-Татарской слободе.

Галеевская мечеть построена в 1798 (!) году на средства купца Мусы бин Муслима бин Мамыша ас-Сардави из села Сарда ныне Сабинского района. В разные времена ее называли мечетью Муса-бая, Пятой соборной, Каменной. Нам она более известна как Галеевская мечеть. Вплоть до 1992 года в здании располагались гостиница, дом колхозника и различные коммунальные службы. Теперь историческая справедливость восстановлена.

Под занавес уходящего года мусульманское сообщество всколыхнуло заявление Талгата хазрта Таджутдина о том, что он слагает с себя полномочия верховного муфтия ЦДУМ и передает их председателю ДУМ РТ Камилю хазрату Самигуллину
Под занавес уходящего года мусульманское сообщество всколыхнуло заявление Талгата хазрта Таджуддина о том, что он слагает с себя полномочия верховного муфтия ЦДУМ и передает их председателю ДУМ РТ Камилю хазрату Самигуллину (фото: http://cdum.ru/)

КАМИЛЬ САМИГУЛЛИН — ВЕРХОВНЫЙ МУФТИЙ ЦДУМ?

Ну и, наконец, под занавес уходящего года мусульманское сообщество не только Татарстана, но и России всколыхнуло еще одно необычное событие — заявления Талгата хазрта Таджуддина о том, что он слагает с себя полномочия верховного муфтия ЦДУМ и передает их председателю ДУМ РТ Камилю хазрату Самигуллину. Заявление, сделанное на праздновании Мавлида в Болгаре, стало полной неожиданностью, пожалуй, для всех, кроме самого Таджуддина. Тотчас новость подхватили все ведущие информационные агентства страны, встряхнув и оживив информационное поле России, связанное с исламом.

При этом Талгат хазрат уточнил, что пост председателя ЦДУМ, предполагающий реальные административные и финансовые полномочия, он оставляет за своим сыном — Мухаммадом хазратом Таджуддином. Да и сам он не уходит полностью в тень, а остается над всем ЦДУМ в должности шейха уль-ислама. Пикантности ситуации придает и то, что Талгат хазрат не может назначить Камиля хазрата на какую бы то ни было должность, так как ДУМ РТ не входит в юрисдикцию ЦДУМ, а является самостоятельной централизованной организацией.

Во что на практике выльются все эти хитросплетения таджуддиновского заявления — покажет время. Интрига разрешится уже в 2016 году.

Первый заместитель муфтия РТ
Рустам Батыр